Презентация нового современного автомобиля обходится производителю подчас дороже, чем создание самой машины. Чем она престижнее, тем богаче обставлена ее первая демонстрация. Денег на это мероприятие давно уже никто не жалеет — счет иной раз идет на миллионы долларов.
Сегодня тем, кто знаком с автомобильной историей, легко судить об успехах или неудачах той или иной модели, а 40 лет назад — в 1959 году, когда проходила презентация нового английского автомобиля MORRIS MINI MINOR, сумма в пятьсот фунтов стерлингов казалась чрезмерной для представления публике какой-то «железки». Ответственный за презентацию и ее главный исполнитель Тони Болл готовился к ней два месяца.
...На сцене — огромная шляпа, а в зале — сотни заинтересованных лиц: представители автомобильных фирм, «автомобильные» журналисты, дилеры, любопытствующая публика. И когда половинки «шляпы» разъехались и внутри оказался миниатюрный ярко-красный автомобильчик, публика зааплодировала. А когда двери трехметрового автомобильчика распахнулись и из него вышли трое плотных мужчин, две отнюдь не миниатюрные женщины, ребенок и... две собаки, то аплодисментам не было конца. Но и это было далеко не все. Тони Болл, приговаривая «волшебные» слова, доставал из автомобиля все новые и новые предметы: чемоданы, сумки, клюшки для гольфа и многое другое.
Это был подлинный триумф. Триумф рекламной компании Тони Болла, триумф его приоритета в проведении таких презентаций и, самое главное, триумф создателя этого сверхкомпактного автомобиля Алека Иссигониса, определившего концепцию переднеприводного малолитражного автомобиля на многие десятилетия вперед, вплоть до наших дней, а может быть, и навсегда.
Своим появлением автомобиль MORRIS MINI обязан не автомобильному конструкторскому бюро и не группе специалистов, а всего лишь одному человеку — Алеку Иссигонису, греку по национальности, родившемуся в Турции в 1906 году.
Его судьба прочно связана с автомобилями и автоагрегатами. Иссигонису довелось поработать на многих автомобильных предприятиях, прежде чем он с солидным багажом знаний осел в British Motor Corporation. В 1959 году он был уже главным конструктором корпорации. Это конструкторское подразделение называлось ADO (Austin Design Office).
Как раз в те годы разразился нефтяной кризис. Большие автомобили перестали покупаться, а мотоколяски, выпускаемые в большом количестве различными фирмами, не смогли уже устроить тех, кто ездил ранее на «настоящем» автомобиле. И глава British Motor Corporation поручил Иссигонису в короткий срок создать «семейный автомобиль не более 10 футов длиной» с полноценным интерьером и экономичным двигателем. На первый взгляд задача была невыполнимой.
По словам самого Алека Иссигониса, на разработку концепции MINI ему потребовались лишь несколько ночей... Как можно сохранить салон при меньших габаритах? Очень просто! Поставить колеса маленького размера по самым углам автомобильного кузова, поскольку габариты колес определяют размер колесных ниш в салоне, багажнике и двигательном отсеке. Но как быть с неровностями дороги? При маленьких колесах каждый камешек на дороге будет ощущаться в кузове, да и сами шины долго не послужат. Выбор пал на разработанную Алеком подвеску, в которой роль упругих элементов играли резиновые втулки.
Оставалось решить проблему заднего моста и карданного вала, для которых требовалось значительное место, отбираемое обычно у полезного объема салона. После долгих раздумий было решено разместить двигатель спереди поперечно (!) и ведущими колесами сделать передние. Для того времени это было настолько необычным, что руководство корпорации отказывалось поверить в возможность подобной компоновки автомобиля.
Но последовательная, шаг за шагом проработка предложенной Иссигонисом схемы все более подтверждала правоту выбранного конструктором решения. Конечно, переднему приводу было, в сущности, столько же лет, сколько самому автомобилю, но в сочетании с поперечно расположенным двигателем и дифференциалом, совмещенным с коробкой передач, такого еще не было. Кроме того, даже шарниры были изготовлены из эластичной резины.
При конструировании MINI одной из самых важных задач стал грамотный выбор двигателя. Поначалу предполагалось установить двухцилиндровый мотор с воздушным охлаждением, но из-за многих присущих ему недостатков Иссигонис остановил свой выбор на четырехцилиндровом двигателе жидкостного охлаждения с рабочим объемом 848 см3 и мощностью 34 л.с. Мало того, компактный силовой агрегат был предельно смещен вперед, возможно дальше от водителя, радиатор установлен сбоку от двигателя, а глушитель — и того интереснее — перед двигателем!
Сочетание всех этих компоновочных решений сделало автомобиль совершенно необычным транспортным средством. Право на существование такой схемы подтвердили и многочисленные тесты отдельных агрегатов машины и, кроме того, испытания во всех мыслимых климатических зонах, с различными скоростями и нагрузками, которые показали хорошую выносливость автомобиля, его неприхотливость и высокую ремонтопригодность.
Дело в том, что силовой агрегат в сборе с коробкой, глушителем, радиатором и подвеской передних колес крепился на подрамнике, а только затем подвешивался к кузову через резиновые втулки, снижающие вибрации. На своем подрамнике крепилась к кузову и задняя подвеска. В итоге ремонтировать эти агрегаты было очень легко.
Кстати, хотя у автомобиля Иссигониса было немало названий, под которыми он выпускался — AUSTIN, MORRIS, POVER и даже WOLSELEY (кстати, у последнего сзади был небольшой багажник, что превращало автомобиль в настоящий седан), наиболее популярным у покупателей стало имя MINI, под которым машина существует до сих пор, вне зависимости от многочисленных смен производителей.
Как уже упоминалось, MINI вошел в автомобильный мир в 1959 году, так что в конце уходящего века он отпраздновал свое сорокалетие. За это время на его базе было выпущено столько модификаций, что перечислить их просто не представляется возможным. На наших рисунках отмечены лишь некоторые из них: седан, фургон и пикап.
Поначалу интерьер MINI был не просто спартанским, а скорее нарочито примитивным. Смещенный в среднюю часть панели блок приборов давал лишь крайне необходимую информацию. Со временем он, правда, менялся в соответствии с требованиями автомобильной моды — на некоторых моделях MINI в отделке приборной панели применялось даже полированное дерево. Но это уже позже.
А сначала все силы были отданы лишь одному — увеличить салон. Обзорность была просто прекрасной: ее обеспечивали переднее панорамное и большие боковые стекла. Правда, стеклоподъемников в дверях не было, поскольку в передних окнах предусматривались сдвижные стекла.
Большое внимание Иссигонис уделил безопасности автомобиля и пассажиров. Именно поэтому тормозная система имела надежный гидравлический привод, а управление передними колесами осуществлялось с помощью рулевого механизма реечного типа.
Вот таков в общих чертах английский «народный» автомобиль с поперечно расположенным двигателем и приводом на передние колеса, покоривший всю планету и предопределивший будущее всех современных переднеприводных малолитражек. Правда, отопителя поначалу на машине не было — его можно было установить лишь за дополнительную плату.
Когда выйдет этот номер журнала, уже наверняка будет известен «автомобиль столетия». Думается, что MINI, самым революционным образом повлиявший на умы автомобильных специалистов, если и не будет первым, то в числе финалистов — наверняка (По итогам международноно конкурса «Автомобиль века» победу одержал Ford Т. Второе место занял Mini.
Компоновка автомобиля MORRIS MINI MINOR:
1,21 —бамперы; 2 — фонарь задний; 3,5 — сиденья пассажирские; 4 — створка окна, сдвижная; 6 — колесо рулевое; 7 — панель приборов; 8 — радиатор; 9 —двигатель; 10 — глушитель; 11 — колесо запасное; 12 — колесо заднее; 13,20 — амортизаторы; 14,19 — барабаны тормозные; 15 — сиденье водителя; 16 — рычаг переключения передач; 17 — петля дверная; 18 — колесо переднее; 22 — фара.
Комбинированный блок приборов (последующие модели MINI):
1 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 2 — корпус блока; 3 — спидометр; 4 — счетчик спидометра; 5 — указатель уровня топлива; 6 — индикатор резервного остатка топлива; 7 — указатель давления масла.
Рабочее место водителя первого варианта MINI:
I — зеркало заднего обзора; 2 — индикатор включения зажигания; 3 — спидометр; 4 — индикатор давления маета; 5 — выключатель привода стеклоочистителя; 6 — выключатель омы-вателя лобового стекла; 7 — рычаг переключения передач; 8 рычаг стояночного тормоза; 9 — выключатель фар; 10 — кнопка отопителя;
II — колонка рулевая; 12 — переключатель комбинированный; 13 — указатель уровня топлива; 14 — индикатор резервного остатка топлива; 15 — индикатор температуры охлаждающей жидкости; 16 — индикатор включения фар.
Интерьер салона MINI:
1 — колесо рулевое; 2 — рычаг переключения передач; 3 — створка окна, сдвижная; 4 — сиденье водителя; 5 — сиденье заднее; 6 — окно заднее.
Силовой агрегат MINI:
1 — барабан тормозной; 2 - рычаг верхний; 3 — блок резиновый с амортизатором; 4 — катушка зажигания; 5 — фильтр воздушный; 6 — карбюратор; 7 — двигатель; 8 — радиатор; 9 — рычаг нижний; 10 — стартер; 11 — глушитель; 12 -- генератор; 13 — полуось; 14 — шарнир резинометаллический (сайлент-блок).
Технические характеристики автомобиля MORRIS MINI MINOR
Длина, мм 3050
Ширина, мм 1410
Высота, мм 1350
База, мм 2036
Двигатель, тип ... четырехцилиндровый с жидкостным охлаждением
Рабочий объем, л 0,848
Мощность, л.с. при 5000 об/мин 34
Максимальная скорость, км/ч 120
Расход топлива, л/100 км 5
Объем топливного бака, л 25
Объем багажного отделения, м3.... 0,16 Масса, кг 588