До сих пор основной тенденцией мирового конструирования было стремление создать такой автомобиль, который до этого не создавал никто. Дизайнеры искали новые формы, конструкторы проектировали новые узлы и агрегаты, технологи разрабатывали прогрессивные технологические процессы... В итоге автомобильные салоны наводняли футуристические концепт-кары, которые, по замыслам производителей, через несколько лет должны были заполнить городские улицы. Но с недавних пор конструкторы взяли на вооружение еще один принцип создания новых автомобилей, при котором за основу берется этапная модель прошлых лет.
Одним из первых вступил на этот путь концерн Volksvagen, запустивший в серийное производство NEW BEETLE, созданный «по мотивам» легендарного предвоенного «жука» Фердинанда Порше. За ним последовало отделение фирмы BMW в британском Оксфорде, создавшее автомобиль MINI COOPER по образцу знаменитой английской машины MINI Алека Иссигониса, запущенной в производство в конце пятидесятых годов минувшего века. Сейчас фирма Сйгоёп осваивает выпуск современного автомобиля CITROEN СЗ с использованием ключевых стилистических решений популярнейшего французского автомобиля пятидесятых годов CITROEN 2CV, который французы по-свойски называли «де шво» — две лошади.
В сегодняшней публикации мы хотим познакомить читателей с одним из этих автомобилей — трехдверным хэтчбеком MINI COOPER. Те, кого заинтересует обстоятельный рассказ о легендарном предшественнике этого автомобиля, могут обратиться к нашей не слишком давней публикации («Моделист-конструктор» № 6 за 2000 г.), ну а остальных мы познакомим лишь с основными вехами создания легендарного MINI.
Будущий создатель MINI Алек Иссигонис пришел в британскую автомобильную компанию Morris Motor в 1936 году. В 1952 году, после слияния ее с Austin, фирма стала именоваться British Motor Corporation (ВМС). В конце пятидесятых годов ее глава Леонард Лорд поручил Иссигонису создать автомобиль длиной не более десяти футов, способный вмещать четырех человек и небольшую поклажу. Чтобы воплотить этот замысел, Иссигонису пришлось расставить колеса в углах прямоугольника, обозначающего плановую проекцию машины, а между передними колесами разместить поперечно расположенный двигатель, сделанный зацело с коробкой передач. И никаких карданов, никакого редуктора заднего моста — вместе с MINI в мировое автостроение прочно входил передний привод.
Уже в 1958 году прототип был готов, и он настолько отвечал заложенному^ него техническому заданию, что руководство компании решило в течение года запустить машину в серию. Весной 1959 года в продажу поступили две версии MINI: AUSTIN SEVEN и MORRIS MINIMINOR. Цена той и другой составляла меньше 800 долларов. Машины пользовались огромной популярностью во всем мире — их выпуск составлял 200 тысяч экземпляров в год на протяжении последующих пятнадцати лет. В 1986 году с конвейера завода в Лонгбридже сошел пятимиллионный автомобиль.
В том же году фирма ВМС стала именоваться Rover Group, а в 1994 году контроль над этой компанией получил концерн BMW. В1996 году руководство этого концерна заявило, что в ближайшее время на автомобильном рынке появится совершенно новый автомобиль со знакомым всему миру названием MINI.
И он появился. Сначала в версиях MINI ONE и MINI COOPER, а затем был выпущен экстремальный вариант MINI COOPER S. Мощность двигателя у первого— 90 л.с., у второго— 115 л.с., ну а на машине с литерой S в названии установлен 163-сильный компрессорный мотор, позволяющий машине развивать скорость до 218 км/ч.
В сущности, все три версии — почти близнецы, и знакомиться с этим модельным рядом лучше всего по самому «навороченному» варианту— MINI COOPERS.
Компоновочная схема новых MINI практически такая же, как у машин Иссигониса: четыре колеса по углам прямоугольника, между передними колесами спрятался поперечно расположенный двигатель и, разумеется, передний привод. Но все остальное...
Двигатель на MINI COOPER S — типа Pentagon (BMW-Chrysler): наддувный, четырехцилиндровый, с чугунным блоком. Степень сжатия 8,3 (MINI COOPER и MINI ONE комплектуются теми же моторами с увеличенной до 10,6 единиц степенью сжатия). Коленвал, поршни, шатуны, клапаны и вкладыши усиленные, поршни охлаждаются маслом из специальных форсунок. Нагнетатель — роторный компрессор Roots, имеет привод не оттурбинки, вращаемой выхлопными газами, а от двигателя с помощью поликлинового ремня — заодно с генератором и комлресором кондиционера.
Такая схема привода компрессора исключает запаздывание в откликах мотора на движение педали газа.
Из впускного патрубка воздух попадает сначала в воздушный фильтр, а затем в компрессор, после чего под давлением 0,8 бара он подается в радиатор интеркулера (охладителя воздуха), а зачем и в цилиндры. Насос системы охлаждения располагается под впускным коллектором и имеет привод от компрессора через понижающую передачу. Коробка передач шестиступенчатая, разработанная немецкой фирмой Getrag, традиционным поставщиком коробок для автомобилей BMW серии М. Чтобы вписать силовой агрегат в моторный отсек автомобиля, КПП пришлось сделать трехвальной. На менее мощных версиях MINI устанавливается пятиступенчатый агрегат английского производства или вариатор.
Чтобы разместить под капотом агрегат наддува с интеркулером, аккумуляторную батарею пришлось установить в багажнике. Кстати, эта мера позволила улучшить развесовку по осям. Ну а запаски на MINI не предусмотрено— на машине используются безопасные шины.
Передняя подвеска автомобиля типа McPherson независимая, со стабилизатором. Задняя подвеска пружинная, многорычажная, причем версия COOPER S может оснащаться несколькими вариантами подвески. В частности, для любителей активного стиля езды предназначена подвеска Sports PLUS с более жесткими пружинами, амортизаторами и стабилизаторами.
И передние, и задние тормоза автомобиля дисковые, причем передние — вентилируемые. Тормозная система включает все мыслимые устройства, улучшающие ее эффективность. АБС сегодня никого не удивишь, но помимо нее машина имеет динамическую стабилизацию DSC, электронное распределение тормозных усилий EBD, анти-пробуксовочной системой с регулятором тягового усилия AST+T, а также с устройством СВС (Cornering Brake Control). Последняя особенно необходима при торможении в вираже, когда машина как бы приседает на наружное переднее колесо: СВС подает максимальное тормозное усилие именно на это, самое нагруженное колесо, а в рабочих тормозных цилиндрах остальных колес давление нарастает несколько плавнее, что в итоге позволяет избежать заноса.
Рулевое управление реечное, с электрогидравлическим усилителем — полный ход рулевого колеса составляет лишь два с половиной оборота. Это позволяет машине чутко реагировать на малейшие движения руля, а водителю лучше прогнозировать ее поведение. Ко всему, у машины 16-дюймовые колеса со специальными безопасными шинами размерами 195/55, которым не страшны проколы — на полностью спущенном колесе можно проехать до 150 км со скоростью 80 км/ч.
Немаловажным достоинством MINI является весьма жесткий на кручение кузов. Соответственно, пассажирская капсула машины отличается повышенной прочностью — она втрое больше, чем у всех известных компактных автомобилей. Ну и, конечно, у MINI — полный комплект устройств пассивной и активной безопасности: четыре подушки безопасности (две фронтальные и две боковые), а также тканевый занавес, оберегающий пассажиров от осколков стекла.
Интерьер салона необычен для машины такого класса. Прямо перед глазами водителя, на рулевой колонке — тахометр со световыми индикаторами по кругу. Слева от него под изящным козырьком — большой спидометр с аналогично расположенными индикаторами.
В модификациях с навигационной системой спидометр меньшего диаметра помещается на рулевой колонке. Белые шкалы приборов, а также пластиковые вставки на передней панели, имитирующие грубо обработанный алюминий, придают салону спортивный вид.
Под спидометром — блок управления аудиосистемой ICE с CD-чейнджером на шесть дисков и с шестью динамиками. Ниже — блок управления климатической установкой, а под ней — линейка тумблеров, с помощью которых можно включать различные системы автомобиля, открывать и закрывать стекла и т.п. Надо сказать, что такое расположение переключателей на автомобилях практически не встречается, зато явля-еться стандартом на самолетах и вертолетах.
На внутренних сторонах дверей — мощные и удобные рукоятки, которые могут служить подлокотниками. Правда, водители иной раз жалуются на недостаточную обзорность — маловаты как боковые зеркала, так и внутрисалонное зеркало
Несмотря на свои небольшие размеры, автомобили MINI способны перевозить грузы массой до 430 кг: емкость багажника составляет 150 л (при сложенных задних сиденьях— 670). Итак, выпуск элитных автомобилей с ретро-обликом массовых машин станвится все более частым явлением в мировом автопроме.
Корни этого явления следует искать, видимо, в тонком и точном расчете психологов на простые человеческие чувства: людям свойственно идеализировать годы своей юности и. соответственно, материальные объекты _*tVo времени.
Для молодежи 60-х и 70-х годов минувшего века такими объектами были, естественно, простые и дешевые автомобипи. То поколение и сегодня с трепетом относится к улучшенному подобию машин их далекой юности.