Безусловно,«Пантера» — один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во Второй мировой войне. Катализатором создания этой, не предусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружений Германии приостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Henschel над перспективным танком 30-тонного класса. Фирма Rheinmetall 18 июля 1941 года получила заказ на разработку длинноствольной 75-мм пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. Фирмам Daimler-Benz и MAN 25 ноября были, в свою очередь, выданы заказы на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине выдвинули следующие: ширина до 3150 мм, высота 2990 мм, двигатель мощностью 650— 700 л.е., броневая защита 40 мм, максимальная скорость 55 км/ч. Задание получило условное название «Пантера».
Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне сильно напоминал Т-34, но, тем не менее, понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Вскоре, впрочем, был разработан вариант ходовой части с шахматным расположением опорных катков и торсионной подвеской. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа — VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в Министерстве вооружений, эксперты которого считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Справедливости ради следует отметить, что в ходе Второй мировой войны все воюющие стороны многократно обстреливали собственные танки вне зависимости от схожести их с танками противника. Так что аргумент против машины фирмы Daimler-Benz можно считать в значительной степени надуманным.
Тем не менее, 13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам: предпочтение однозначно отдавалось танку фирмы MAN.
Конструкторами Pz.Kpfw.V (название «Пантера» без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) были главный инженер танкового отдела фирмы MAN П.Вибикке и инженер Г.Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.
Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех фирмы MAN 11 января 1943 года. Танки «нулевой» серии (20 единиц) получили обозначение Ausf.A, при этом они не имели ничего общего с одноименными машинами, выпускавшимися позже — с сентября 1943 года.
Характерной особенностью первых серийных «пантер» была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни и однокамерный «грушевидный» дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL 210Р45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей. С февраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось на Ausf.DI. До сих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация «Пантеры» получила обозначение D. Возможно, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.
Танки Pz.Kpfw.V Ausf.D (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системе обозначений боевых машин Вермахта был одинаковым — Sd.Kfz.171) незначительно отличались от прототипов и машин «нулевой» серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки — они приобрели более привычный «пантеров-ский» вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили двигатель HL 230Р30 и коробку передач АК-7-200.
Следует отметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 года командирская башенка была аналогична башенке «Тигра», позже ее заменили на новую, с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом для установки зенитного пулемета MG 34.
По бортам башни крепились мор-тирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.
Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась «цимме-ритом», кроме того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов.
К характерным особенностям машин серии D (официально D2) относятся отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался внутри танка, для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни.
Для восполнения потерь, понесенных в боях под Курском, был установлен, начиная с августа 1943 года, ежемесячный производственный план — 250 «пантер»! Однако в августе изготовили только 120 танков — в результате бомбежек союзной авиацией оказались сильно разрушенными заводы фирмы MAN в Нюрнберге и Daimler-Benz в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков!
С сентября 1943 года начался выпуск следующей модификации «Пантеры» — Ausf.A. Изменений внесли немного: вместо довольно бесполезной в боевых условиях бугельной появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса, разработанная фирмой Daimler-Benz еще для своего прототипа VK 3002(DB); ликвидировали лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни; вместо двух фар на верхнем лобовом листе корпуса установили только одну. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшили с 20° (как у Ausf.D) до 18°.
Модификацию Ausf.G — самую массовую из трех (изготовлено 3740 танков) — запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листы корпуса получили угол наклона в 61° (у вариантов D и А — 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя стали откидываться на петлях в стороны, а не сдвигаться, как у предыдущих модификаций. Часть танков получила маску пушки со своеобразной «юбкой» внизу, делавшей невозможной заклинивание башни при попадании снаряда. На три выстрела увеличился боекомплект пушки. Были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т.д.
Танки серии G планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых машин с такой ходовой частью дает основания предположить, что этот проект остался на бумаге. Машину с необрезиненными катками в опытном порядке построила фирма MAN в сентябре 1944 года. Некоторые серийные «пантеры» имели одиночные необрезиненные катки на последней оси.
Применение союзниками по антигитлеровской коалиции во все возрастающих объемах авиации для борьбы с немецкими танками (особенно после открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днем практически к нулю. Остро встал вопрос об оснащении танков приборами ночного видения, работа над которыми велась фирмой AEG с 1936 года. В результате на командирской башенке «Пантеры» были смонтированы инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, который позволял осматривать местность с дистанции 200 м. При этом водитель такого прибора не имел и вел машину, руководствуясь указаниями командира. Чтобы вести огонь ночью, требовался более мошный осветитель Для этой цели на полугусеничном бронетранспортере Sd.Kfz.250/20 был установлен инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивающий работу прибора ночного видения на дистанции в 700 м. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года Панцерваффе получили 63 «пантеры», оснащенные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения. Фирмой Zeiss-Jena разрабатывался еще более мощный прибор, позволявший «видеть» на расстоянии 4 км, однако из-за больших размеров осветителя — диаметр 600 мм — применения на танке «Пантера» он не нашел.
В 1943 году началось проектирование очередной модификации «Пантеры» — Ausf.F, которая существенно отличалась от предшествующих моделей. Важнейшим нововведением стала башня, получившая название Schmalturm («узкая» или «тесная башня»), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию.
В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось несколько прототипов. Проектирование закончилось лишь в январе 1945 года.
В итоге, толщина брони башни составляла: лоб 100 мм, борт и корма 50 мм, крыша 30 мм. В лобовом листе все еще сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF 13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120, бортовая — до 60, а броня крыши — до 40 мм. Устанавливались новый стабилизированный перископический прицел TZF 1 и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортам которой имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.
Маска пушки типа Saukopfblende («свиное рыло») толщиной 120 мм была подобна примененной на танке «Тигр II».
Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах Skoda — она лишилась дульного тормоза и получила индекс KwK 44/1, то башенный пулемет MG 34 заменили на MG 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат MP 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся на заводах Krupp и Skoda.
Изменения затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста.
Испытывались и два новых двигателя: Deutz Т8М118 мощностью 700 л.с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л.с. (625 кВт).
До конца войны не появилось ни одного прототипа в законченном виде, хотя серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года фирма Daimler-Benz собрала шасси со стандартной башней от Ausf.G. В свою очередь, «тесную башню» установили на шасси Ausf.G и испытали в Куммерсдорфе. Правда, вместо штатного орудия в башне смонтировали стандартную «панте-ровскую» пушку KwK 42 с дульным тормозом. Всего же для «Пантеры» Ausf.F изготовили восемь корпусов и две башни, но ни одного танка этой модификации так и не собрали.
В феврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к танку «Пантера II», предполагавшие высокую степень унификации танков «Тигр II» и «Пантера». Осуществить это оказалось достаточно просто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов.
На «Пантере II» предполагалось использовать «тесную башню» и новый корпус. Его лобовая броня достигала 100, бортовая 60, а кормовая 40 мм. Вооружение — 88-мм пушка KwK 43/2 с длиной ствола в 71 калибр (угол возвышения + 15°). Поскольку в этом случае масса танка превысила 50 т, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели Maybach HL 234, Simmering Sla 16 (720 л.с.) и MAN/Argus LD 220 (700 л.с.). В 1945 году для «Пантеры II» началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой броней.
Ни один из двух прототипов (заказ на их изготовление Управление вооружений выдало в конце 1944 года) не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от Ausf.G. Интересно отметить, что параллельно с проектированием «Пантеры II» велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить.
В процессе работ над Ausf.F и «Пантерой II» фирма Krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной «Пантеры» пушкой KwK 43 L/71 калибра 88 мм, но безрезультатно. Остался на бумаге и проект оснащения «Пантеры» 100-калиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с
Тяжелый танк «Пантера» Ausf.G (поздних выпусков):
1 — 75-мм пушка; 2 — кронштейн крепления пушки по-походному; 3 —маска пушки позднего типа (с «юбкой»); 4— колпак вентилятора: 5 — контейнер банника: 6 — антенна; 7 — фальшборт: 8— запасные траки: 9 — установка курсового пулемета: 10 — люк стрелка-радиста: 11 — ограждение прибора наблюдения стрелка-радиста: 12 — ограждение прибора наблюдения заряжающего: 13 — крышка люка командира: 14 — амбразура устройства ближнего боя; 15—воз-духоприемные окна системы охлаждения двигателя; 16 — люк моторного отделения: 17 — воздухоотводящее окно системы охлаждения двигателя: 18 — отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам; 19 — люк для доступа к горловине топливных баков: 20— люк хтя заливки воды в систему охлаждения; 21 — люк механика-водителя; 22 — прибор наблюдения механика-водителя; 23 — люк для монтажа-демонтажа коробки передач и механизмов поворота: 24 — колпак вентилятора отделения управления; 25— амбразура спаренного пулемета: 26 — рельс крепления зенитного пулемета: 27— амбразура телескопического прицела; 28— фара со светомаскировочной насадкой; 29— ящик для снаряжения: 30 — люк-лаз для посадки и высадки экипажа: 31 — домкрат: 32 — пламягаситель на выхлопной трубе: 33 — люк для доступа к приводу инерционного стартера: 34 — люк для доступа к приводу двигателя от пусковой рукоятки: 35 — люк для доступа в моторное отделение: 36-— люк для доступа к водогрейному котлу системы охлаждения: 37 — люк для доступа к механизму натяжения гусеницы
М. Князев,
Моделист-конструктор 07'2002