Принято считать, что датой рождения штурмовой самоходной артиллерии вермахта является 1935 год, когда генерал-майор Эрих фон Манштейн опубликовал свои замечания по принципам взаимодействия танков, пехоты и подвижных артиллерийских подразделений. Он предлагал придать для поддержки пехотным соединениям по дивизиону самоходных штурмовых орудий, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Эти предложения не остались без внимания, и в 1936 году начались работы по созданию прототипа самой массовой немецкой боевой машины.
Любопытно отметить, что в течение долгого времени разные немецкие фирмы строили опытные образцы открытых самоходных артиллерийских установок, и вдруг — цель-нобронированная машина на шасси среднего танка. Возможно, ответ на данную загадку был обнаружен недавно в фондах Российского Государственного военного архива. Дело в том, что в конце 1931 — начале 1932 года начальник группы перспективного проектирования УММ РККА С.Гинзбург и председатель НТК УММ РККА И.Лебедев вели переговоры с германской фирмой «Даймлер-Бенц» об изготовлении для нужд Красной Армии опытного образца самоходно-артиллерийской установки, имевшей бы следующие ТТХ: боевой вес — 9 — 12 т; экипаж — 4 чел.; вооружение — 76-мм пушка образца 1927 г. в неподвижной башне кругового бронирования; бронирование — 30 — 17 мм; двигатель — 100 —150 л.е.; скорость движения — 30 — 35 км/ч; запас хода — 200 км.
Интересно то, что согласно заключенному договору немецкой стороне были переданы два эскизных проекта, выполненных С.Гинзбургом и В.Симским. Проекты очень напоминали СУ-1, которая была впоследствии построена в СССР на шасси танка Т-26, но немецкая фирма после проведенных доработок предложила советской стороне вариант боевой машины, не удовлетворявшей требования технического задания по боевой массе, скорости движения и запасу хода, запросив за это сумму, почти втрое превышавшую ту, что обсуждалась на предварительных переговорах. Сделка не состоялась.
А в июне 1936 года, когда германское верховное командование приняло решение о начале производства подвижных САУ поддержки, вооруженных короткоствольным 75-мм орудием, фирма «Даймлер-Бенц» предложила проект, удивительно напоминающий ту машину, что четырьмя годами раньше предлагалась для Красной Армии. Эта САУ выгодно отличалась от предшественниц наличием герметической броневой рубки и корпуса, низким силуэтом и большой толщиной брони. Проект был поддержан руководством Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt), ведь одним из наиболее весомых доводов «за» было то, что база этой САУ — танк Pz.Kpfw.lll, который уже был принят на вооружение и осваивался в серийном производстве.
«Нулевая», пробная партия из пяти самоходок была готова весной 1937 года. В качестве ходовой части в них использовалось немного ви-доизмененное шасси танка Pz.Kpfw.lll модификации В. В низкопрофильной невращающейся боевой рубке размещалось 75-мм орудие StuK 37 L/24 с ограниченными углами наведения по горизонтали (по 12° в каждую сторону). Двигатель May-bach HL 108TR мощностью 250 л.с. (объем цилиндров 10 838 см3) позволял САУ развивать скорость до 28 км/ч).
Предсерийные машины не участвовали в боевых действиях, поскольку их «бронекорпус» был изготовлен из простой стали. После испытаний на Куммерсдорфском полигоне их передали в Артиллерийскую школу, где использовали для учебных целей до 1941 года.
Первые испытания нового вида орудий оставили в умах немецких руководителей двойственное впечатление. С одной стороны, пехота получала бронированные машины, которые могли послужить средством оперативной огневой поддержки, с другой — это штурмовое орудие, казалось, не имело никаких преимуществ перед танком Pz.Kpfw.lll, вооруженным такой же 75-мм пушкой. Однако танк, по мнению большинства германских генералов, в особенности Гейнца Гуде-риана, был много полезнее любой самоходки с ограниченными углами наведения ее орудия. Мнения о целесообразности выпуска штурмовых орудий вновь разделились, и трудно сказать, как бы сложилась их судьба, если бы не настойчивость Э.Манштейна, который являлся наиболее ревностным приверженцем штурмовой артиллерии, и польская кампания, в которой остро ощущался недостаток мобильной полевой артиллерии.
В феврале 1940 года из ворот фирмы «Даймлер-Бенц» вышли первые 30 полноценных штурмовых орудий, получивших название Gepanzer-te Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7,5 cm Kanone (Sd.Kfz.142) (бронированный самоходный лафет для штурмового 75-мм орудия), или 7,5 cm Sturmgeschutz III Ausf.A (сокращенно StuG III Ausf.A). Главным отличием серийных машин от прототипа было использование в качестве базы несколько видоизмененного шасси, корпуса и силовых агрегатов танка Pz.Kpfw.lll Ausf.F. Боевая рубка по конструкции, почти аналогичная таковой на предсерийных машинах, была изготовлена из листов цементированной брони и крепилась на бронекорпусе болтами. По рекомендации артиллерийского комитета для противодействия огню противотанковых ружей и 37-мм противотанковых пушек на всех дистанциях бронирование рубки в лобовой части было увеличено до 50 мм и до такой же толщины была доведена броневая защита маски орудия. Толщина бортовой брони составила 30 мм, крыши рубки — 11 мм и гласиса — 26 мм. С левой стороны рубки, на надгусеничной полке располагался прямоугольный бронированный ящик, в котором устанавливалась ультракоротковолновая радиостанция. Перед ней по левому борту, а также с правой стороны рубки имелись скосы из 9-мм листов гомогенной брони, повышающие снарядо-стойкость бортов машины. Таким образом, StuG III Ausf.A был прекрасно защищен от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии.
Выпущенные в начале 1940 года StuG III Ausf.A были сведены в три батареи: № 640, 659 и 660, которые приняли участие во французской кампании. 640-я батарея воевала в составе 3-го мотопехотного полка «Великая Германия» (GroBdeut-schland), 659-я — в XIII армейском корпусе, а 660-я — в подчинении моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» (Totenkopf). К концу боевых действий на фронт прибыла спешно сформированная 665-я батарея, которая, впрочем, никак себя не проявила из-за скорого прекращения боевых действий.
Осенью 1940 года для массового производства штурмовых орудий было выделено специализированное предприятие — фирма «Альмеркише Кеттенфабрик» (Alkett GMBh). Первую партию из восьми штурмовых орудий она выпустила в октябре. Особенностью этих машин было то, что в качестве ходовой части в них использовалось шасси линейного танка Pz.Kpfw.lll Ausf.G без каких бы то ни было переделок (специальная «самоходная» база немного отличалась от танковой — главным образом интерьером и отсутствием бортового эвакуационного люка). На шасси крепилась боевая рубка от StuG III Ausf.A. Однако для массового изготовления все-таки приняли видоизмененное «самоходное» шасси, собранное из узлов танка Ausf.G (а позднее — Ausf.H). Эта модификация получила название Sturmgeschutz 7,5 cm Капопе Ausf.B (Sd.Kfz.142). Последние из оставшихся в строю САУ этой модификации применялись в боевых действиях под Сталинградом зимой 1943 года.
В марте 1941 года на вооружение вермахта поступила новая модель — StuG III Ausf.C, отличавшаяся от предыдущей улучшенной конструкцией передней части рубки. Главной особенностью Ausf.C и более поздних модификаций стал способ установки пушечного прицела. Для упрочнения лобового листа штурмового орудия амбразуру для прицела в нем ликвидировали, а объектив последнего вывели наружу через лючок в крыше. Лобовой лист рубки стал монолитным, что положительно сказалось как на его прочности, так и на технологии производства. Данная модификация производилась недолго — до мая 1941 года, и всего было выпущено 100 машин, когда на смену Ausf.C пришла почти ничем не отличавшаяся от нее Ausf.D. Даже в официальных немецких документах по выпуску и применению штурмовых орудий эти модели часто именуются как одна — StuG III Ausf.C/D.
Последнее короткоствольное штурмовое орудие модификации Ausf.E было собрано осенью 1941 года. Своим появлением эта модификация была обязана желанию немецких самоходчиков иметь специализированные командирские машины. Для установки дополнительной радиостанции (при условии сохранения боекомплекта) необходимо было увеличить объем боевого отделения: прямоугольную бронеко: робку на левом крыле машины удлинили вперед, и точно такая же бронекоробка появилась симметрично на правом борту машины. Для упрощения производства с бортов САУ удалили броневые скосы. Поскольку при создании ходовой части Ausf.E использовались узлы и агрегаты танка Pz.Kpfw.lll Ausf.J, отличавшегося простотой и дешевизной производства, стоимость новой САУ немного снизилась. Переделка оказалась столь удачной, что созданную таким образом командирскую машину запустили в массовое производство и в качестве линейной САУ (в отличие от командирских линейная StuG III Ausf.E имела всего одну радиостанцию и увеличенный до 54 выстрелов боекомплект орудия), a Ausf.C/D сняли с производства.
Во время боев на территории СССР немцы столкнулись с острым недостатком в своих войсках мощных мобильных противотанковых средств, и именно штурмовые орудия в наибольшей степени оказались способными как-то противостоять советской броне. Используя низкий силуэт, хорошее бронирование и малошумный ход своих боевых машин, зная о плохом обзоре из советских танков, немецкие самоходчики нередко подбирались к ним практически вплотную и одним-дву-мя выстрелами с предельно короткой дистанции подбивали их. Хорошо бронированные САУ с ближней дистанции успешно вели прицельный огонь й по амбразурам дзотов. «Артштурм»— так называли эту машину красноармейцы, относя ее то к танкам без башни, то к подвижным дотам.
Но время классических штурмовых орудий поддержки пехоты было сочтено: 28 сентября 1941 года Гитлер специальным приказом потребовал увеличения мощности вооружения танков и самоходных орудий вермахта. Для экономии времени при создании истребителей танков он предписывал использовать штурмовые орудия, перевооруженные длинноствольными противотанковыми пушками. Последней операцией, в которой штурмовые орудия применялись в достаточном количестве и первозданном виде, стала Сталинградская битва. Борясь с советскими огневыми точками, StuG III расчищали дорогу пехоте. Но здесь их боевые качества оказались не на высоте — мощности 75-мм осколочно-фугасного снаряда в борьбе с каменными стенами домов оказалось мало. Для этого требовались уже 105-мм или даже 150-мм гаубицы и мортиры. Звезда штурмовых орудий окончательно закатилась, подтолкнув появление цельнобронированных штурмовых танков и охотников за танками.
|
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
|||
|
ШТУРМОВЫХ ОРУДИЙ |
|
|
||
Модификация |
Нулевая серия |
Ausf.A |
Ausf.B |
Ausf.C/D |
Ausf.E |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Боевая масса, кг |
16 000 |
19 600 |
21 000 |
22 000 |
22 000 |
Длина, мм |
5665 |
5380 |
5400 |
5500 |
5500 |
Ширина, мм |
2810 |
2920 |
2950 |
2950 |
2950 |
Высота, мм |
— |
1950 |
1960 |
1960 |
1960 |
Клиренс, мм |
375 |
385 |
375 |
385 |
385 |
Ширина трака, мм |
360 |
360 |
360-400 |
360-400 |
400 |
Орудие, тип |
StuK |
StuK |
StuK 37 |
StuK 37 |
StuK 37 |
Калибр, мм |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
Длина ствола, кпб |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
Боекомплект, выстр |
— |
44 |
44 |
44 |
54 |
Пулеметы, к-во/тип |
— |
— |
— |
1/MG 34 |
1/MG 34 |
Боекомплект, патр. |
— |
— |
— |
300 |
600 |
Броня корпуса, мм |
— |
50-27-20 |
50-27-27 |
50-30-30 |
50-30-30 |
Броня рубки, мм |
— |
50-30-30 |
50-30-30 |
50-30-30 |
50-30-30 |
Днище и крыша, мм |
— |
16-11 |
16-11 |
16-11 |
16-13 |
Двигатель |
Maybach |
Maybach |
Maybach |
Maybach |
Mabach |
|
HL108TR |
HL 120TR |
HL 120TRM |
HL120TRM |
HL 120TRM |
Рабочий объем, см3 |
10 838 |
11 867 |
11 867 |
11 867 |
11 867 |
Мощность, л.с. |
250 |
290 |
300 |
300 |
300 |
Скорость макс., |
|
|
|
|
|
км/ч |
25 |
30 |
40 |
40 |
40 |
Запас топлива, л |
300 |
310 |
310 |
310 |
300 |
Запас хода, км |
|
|
|
|
|
шоссе/проселок |
165/95 |
160/100 |
165/95 |
165/95 |
165/92 |
Кол-во выпущенных |
|
|
|
|
|
машин, шт. |
5 |
30 |
8+112 |
150+100 |
284 |
М.СВИРИН
«Моделист-конструктор» №11-12'98