ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Рабочая лошадь Панцерваффе (средний танк PzKpfw IV)

средний танк PzKpfw IV
посмотреть галерею

Вначале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины — Pz.l и Pz.ll — рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые «собратья» — Pz.Ill и Pz.IV — как полноценные боевые танки. При этом Pz.III («Моделист-конструктор» № 3 за 1994 г.) играл роль среднего танка, а Pz.IV — танка поддержки.

 Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название «Bataillonsfuhrerwagen» (BW). По своей конструкции он был очень близок к танку ZW (будущему Pz.HI), но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, обладал более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая — однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.

Проектированием BW занимались независимо друг от друга две фирмы — Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Заказ же на производство танка, принятого на вооружение под индексом Pz.Kpfw.IV, получила фирма Krupp, но при условии использования некоторых элементов рейнме-талловского проекта. Первые серийные машины покинули цехи завода в Эссене осенью 1937 года, но уже в октябре производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге. Последний 35-й танк модификации А там выпустили в марте 1938 года. Броневая защита корпуса Ausf.А колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30 мм, бортов — 20 мм, кормы—10 мм. Боевая масса танка составляла 17,3 т. В качестве вооружения использовалась 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); боекомплект — 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм (один — спаренный с пушкой, другой — курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. На танке были установлены 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL108TR мощностью 250 л.с. (184 кВт) при 3000 об/мин и 5-скоростная механическая КП типа Zah-nradfabrik ZF SFG75. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллип-тических листовых рессорах; четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусениц. Следует отметить, что в ходе многочисленных модернизаций Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений. Танки серии А использовались в основном в учебных целях.

Модификация В несколько отличалась от А. Вместо ломаной лобовой плиты корпуса установили прямую, ликвидировали курсовой пулемет, ввели новую командирскую башенку, двустворчатые посадочные люки механика-водителя и радиста заменили на одностворчатые. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL 120TR мощностью 300 л.с. (221 кВт) и 6-скоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически не изменилась. С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 45 Pz.IV Ausf.B.

С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С — 140 единиц. На них впервые появился двигатель Maybach HL 120TRM, остававшийся неизменным на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни. Две машины Ausf.С переоборудовали в мостовые танки.

На модификации D вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета. В 1940— 1941 годах лобовую броню корпуса усилили 20-мм плитами. Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении (вариант Тр. — tropen — тропический). В апреле 1940 года 10 машин серии D переделали в мостовые. В 1942 — 1943 годах некоторое количество танков Pz.lVD в ходе капитального ремонта перевооружили длинноствольными пушками. Всего же с октября 1939-го по май 1940 года изготовлено 229 машин Ausf.D.

Основным отличием следующей модификации — Ausf.Е — стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном, башни — до 30 мм, маски — до 35 — 37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма — 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа, шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки приспособлено под крепление в 30-мм броню), упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения. Боевая масса танка достигла 21 т. С сентября 1940-го по апрель 1941 года заводские цехи покинули 223 машины версии Е. 

Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла броня танка: лоб корпуса и башни — до 50 мм, борта — до 30 мм. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двустворчатые, ширину гусеницы увеличили с 360 до 400 мм. Масса машины составила 24 т.

Все вышеперечисленные модификации танка Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой (начальная скорость бронебойного снаряда — 385 м/с), которая была бессильна как против английской «Матильды», так и против советских Т-34 и КВ. После выпуска 462 машин варианта F производство прекратилось на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли существенные изменения: установили 75-мм пушку KwK 40 (длина ствола — 43 калибра, начальная скорость бронебойного снаряда — 770 м/с), разработанную конструкторами фирм Krupp и Rhein-metall. Машины с короткими пушками получили обозначение F1, а 175 танков с новым орудием — F2. В судьбе Pz.IV наступил поворотный момент — теперь он мог противостоять Т-34. Функции борьбы с танками антигитлеровской коалиции стали переходить от Pz.lll к Pz.IV.

Вариант Ausf.G, выпуск которого начался в мае 1942-го и продолжался до апреля 1943 года (изготовлено 1687 ед.), мало чем отличался от предыдущей модели. Единственное бросающееся в глаза отличие — новый двухкамерный дульный тормоз пушки. На машинах поздних выпусков устанавливали 75-мм пушку с длиной ствола в 48 калибров и дополнительную 30-мм лобовую броню.

Танки модификации Н имели 80-мм лобовую броню, антенна радиостанции у них была перенесена в корму корпуса, появились 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных (или, как их тогда называли у нас, бронепрожигающих) снарядов, изменилась конструкция ведущих колес. Часть танков оборудовали необрезиненными поддерживающими катками. На Ausf.H коробка передач (ZF SSG77) была такая же, как и на танке Pz.lll. На командирской башенке смонтировали зенитную установку пулемета MG 34 — Fliegerbeschussgerat 41 или 42. До 18 мм возросла броневая защита крыши башни. Все наружные поверхности танка обмазывались цимме-ритом. Эта версия Pz.IV стала самой массовой: с апреля 1943-го по май 1944 года заводские цехи трех фирм-производителей — Krupp-Gruson AG в Магдебурге, Vogtlandis-che Maschinenfabrik AG (VOMAG) в Плауэне и Nibelungenwerke в С.Валентине — покинули 3960 боевых машин. При этом 121 танк переоборудовали в самоходные и штурмовые орудия.

Последний вариант Pz.IV — модификация Ausf.J. С июня 1944-го по март 1945 года завод Nibelungen выпустил 1758 машин этой модели, которая в целом претерпела некоторые изменения. Так, был ликвидирован силовой агрегат электропривода поворота башни и оставлен только ручной привод. Упростилась конструкция башенных люков, исчез бортовой прибор наблюдения механика-водителя (при наличии бортовых экранов он стал бесполезным), поддерживающие катки лишились резиновых бандажей, изменилась конструкция направляющего колеса. На танке установили топливные баки повышенной емкости, в результате чего запас хода по шоссе возрос до 320 км. Для бортовых экранов широко стала использоваться металлическая сетка.

В ходе серийного производства предпринимались попытки и более глубокой модернизации Pz.IV. Был построен, например, опытный образец с гидравлической трансмиссией. В 1945 году собирались оснащать «четверки» дизельными двигателями Tatra 103. Самыми же обширными стали планы перевооружения. Так, на танки модификации Н планировалось установить башню «Пантеры» с 75-мм пушкой (длина ствола — 70 калибров). Построили также деревянную модель танка с такой пушкой, размещенной в стандартной башне. К счастью, все эти планы не вышли из стадии проектов и экспериментов.

На базе Pz.IV выпускались командирские танки, машины управления артиллерийским огнем, мостоуклад-чики, БРЭМ, самоходные и штурмовые орудия, истребители танков.

Первыми боевыми операциями с участием Pz.IV стали аншлюсе Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938 году. В марте 1939 года эти танки прошли по улицам Праги. Накануне вторжения в Польшу в вермахте имелось 211 танков Pz.IV модификаций А, В и С, по вооружению и броневой защите превосходивших все типы польских танков. Однако 37-мм танковые и противотанковые пушки поляков представляли для немцев серьезную опасность. Например, во время боя у Гловачува польские 7ТР подбили два Pz.IV. Всего же за время польского похода немцы безвозвратно потеряли 19 танков этого типа.

К началу французской кампании 10 мая 1940 года панцерваффе располагали уже 290 Pz.IV. В основном их сконцентрировали в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV. Их равноценными противниками были средние французские танки S35 и английские «Матильда II». Не без шанса на победу могли вступать в бой с Pz.IV и танки В1 bis и D2. В ходе боевых действий французам и англичанам удалось уничтожить 97 танков Pz.IV.

В процессе подготовки к операции Seel6ve («Морской лев») — высадке на Британских островах — 42 машины модификации D в июле 1940 года были оснащены оборудованием подводного хода. До вторжения, как известно, дело не дошло, и эти танки поступили в 18-ю танковую дивизию.

Участвовали Pz.IV и в оккупации Греции и Югославии. Планировалось использовать их в операции по захвату Крита, но там справились одни парашютисты.

К началу операции «Барбаросса» из 3582 боеготовых германских танков 439 были Pz.IV. Следует подчеркнуть, что согласно принятой тогда в вермахте классификации эти танки относились к классу тяжелых. В наших войсках современных тяжелых танков KB насчитывалось 504 шт. Помимо численного превосходства, советский тяжелый танк значительно превосходил противника по боевым качествам. Преимуществом перед немецкой машиной обладал и средний Т-34. Также пробивали броню Pz.IV 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. Короткоствольная же немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с последними. Все это не замедлило сказаться на боевых потерях: в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz.IV.

Со сходной ситуацией немцы столкнулись в Северной Африке, где короткая пушка Pz.IV оказалась бессильной перед мощно бронированными «матильдами».

Как уже упоминалось, положение начало выравниваться только после установки на танке «длинной руки» — 75-мм пушки KwK 42 L/43. С 1943 года Pz.IV стал основным немецким танком на всех театрах боевых действий. В операции «Цитадель» на Восточном фронте, например, 40% всех задействованных танков приходилось на эти машины.

До конца войны Pz.IV оставался вполне боеспособным и серьезным противником для всех танков армий антигитлеровской коалиции. Он существенно уступал лишь «Шерману» с английской 17-фунтовой пушкой и советским Т-34-85 и ИС-2.

На 10 апреля 1945 года полевые войска вермахта располагали 505 танками Pz.IV, еще 130 машин имелось в армии резерва.

«Четверки» довольно интенсивно экспортировались. Они состояли на вооружении у союзников Германии: в Венгрии (52 шт.), Румынии (около 100 шт.), Болгарии (46 шт.) и Финляндии (15 шт.). Румынские и болгарские Pz.IV в конце войны принимали участие в боях с немецкими войсками. Некоторое количество этих боевых машин закупили Испания и Турция, где они состояли на вооружении и после войны. До середины 60-х годов танки эксплуатировались в Финляндии и Сирии. Последний сирийский Pz.IV был подбит огнем израильского «Шермана» в 1967 году.

Pz.IV — единственный немецкий танк, находившийся-в производстве в течение всей второй мировой войны. Конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 3'97

Рабочая лошадь Панцерваффе (средний танк PzKpfw IV)Рабочая лошадь Панцерваффе (средний танк PzKpfw IV)Рабочая лошадь Панцерваффе (средний танк PzKpfw IV)
в начало статьи

Смотрите также

  • Разведчики боем (лёгкие танки PzKpfw.II Ausf.L)
  • Танки-истребители Вермахта (истребители танков Jagdpanzer)
  • Орудийное шасси (самоходное орудие Hummel)
  • Истребитель танков "Ягдтигр"
  • Штурмовые танки Вермахта (штурмовое орудие Brummbar)
  • Хетцер-истребитель танков
  • Победное противостояние (Т-34-76 против Pz.Kpfw VI "Тигр")
  • Пантера-охотник (истребитель танков Вермахта Jagdpanther)
  • Штурмовое орудие "Фердинанд"
  • Её называли Артштурм (немецкое штурмовое орудие StuG III)
  • Некоролевский дебют Королевского Тигра (танк Pz.Kpfw VI Ausf.B)
  • Чёрная кошка Вермахта (танк Pz.Kpfw. V Panther)
  • Третий-лишний (средний танк Вермахта Pz.Kpfw.III)
  • Штурмовое орудие StuG40
  • В тени великих держав (польский бомбардировщик PZL-37)

Случайные статьи

Танки-истребители Вермахта (истребители танков Jagdpanzer)

Jagdpanzer

Самый тяжёлый долгожитель (американский стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress)

американский стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress

Преемники тридцатьчетвёрки (средние танки Т-44)

Средний танк Т-44

Истребитель Як-3

Як-3

Самолёты для пехоты (Штурмовики Ил-2 и Ил-10)

Штурмовики Ил-2 и Ил-10

Противолодочный самолёт Grumman S2 Tracker палубной авиации США

Grumman S2 Tracker

Летающий Ятаган (стратегический бомбардировщик Handley Page Victor)

стратегический бомбардировщик Handley Page Victor

Танки для самообороны (японский основной боевой танк "тип 90")

японский основной боевой танк "тип 90"

Компьютеры вместо брони (семейство палубных штурмовиков A-6 Intruder)

A-6 Intruder

Меркава из Израиля (основной танк Merkava Mk.3)

основной танк Merkava Mk.3

САУ СУ-122 - первая самоходка Уралмаша

САУ СУ-122

Плётка для Фантомов (истребитель МиГ-23)

МиГ-23

ЗРК "Круг"

ЗРК "Круг"

F-9F Panther - самый массовый палубный истребитель

F-9F Panther

Второе рождение "Морана"

Истребитель "Моран-Сольнье"
  • Статьи |
  • Бронетехника |
  • Рабочая лошадь Панцерваффе (средний танк PzKpfw IV)

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика