В 1931 году командование французской армии объявило конкурс на разработку нового разведывательного бронеавтомобиля. В конкурсе приняли участие три фирмы: «Пежо», «Рено» и «Панар». Последняя в октябре 1933 года изготовила образец, получивший название «Панар 178». Эта машина оказалась победителем конкурса.
Бронеавтомобиль имел классическую компоновку. Водитель размещался впереди и вел наблюдение за дорогой через смотровые щели. За отделением управления находилось боевое, с башней разработки мастерской Венсенской фабрики с 13,2-мм и 7,5-мм пулеметами. Кормовая часть машины была разделена на четыре части. В центре находился радиатор с вентилятором, сзади—два бензобака емкостью 118 и 23 л, располагавшихся один за другим. Перед радиатором были установлены двигатель (справа) и второе место водителя (слева). Глушитель, закрепленный вертикально внутри брони, немного выступал с правой стороны. Посадка экипажа из пяти человек осуществлялась через две двери в центральной части корпуса: впереди — справа и сзади — слева.
Колесный движитель состоял из четырех ведущих колес с пневматическими шинами. Машина была снабжена реверсом, что позволяло двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Плавность хода обеспечивалась полуэллиптическими листовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами. Чтобы легче было преодолевать склоны, «Панар 178» имел две небольшие гусеницы длиной 0,9 м под днищем корпуса. Управление ими осуществлялось изнутри машины.
Испытания бронеавтомобиля специально созданной комиссией прошли с 9 января по 2 февраля 1934 года. В ходе испытаний, на которых «Панар» прошел 1001 км по дорогам и 100 км по пересеченной местности, была достигнута максимальная скорость 68,5 км/ч и средняя скорость 43,5 км/ч. Приемная комиссия констатировала, что машина имеет очень хорошую подвеску и сохраняет устойчивость на большой скорости, обладает неплохой проходимостью по пересеченной местности, преодолевает склоны до 50% и брод глубиной 0,6 м. Несмотря на то, что «Панар 178» тяжелее, длиннее и выше, чем предусматривалось заданием, его преимущества перед другими машинами были очевидны. 15 февраля 1934 года комиссия в своем заключении рекомендовала принять «Панар 178» на вооружение. Осенью 1934 года после стрельбовых испытаний в Версале и участия в манёврах кавалерии в Реймсе бронеавтомобиль был принят на вооружение под индексом «АМД Панар» образца 1935 года или АМД-35.
Первую партию из 30 машин изготовили в конце 1934 года, и производство их продолжалось без перерывов до июля 1940 года.
Серийный бронеавтомобиль значительно отличался от прототипа. Корпус стал уже и длиннее, люки водителей также были переконструированы. Глушитель вынесли наружу, усовершенствовали решетки моторного отделения, установили ящики для инструмента и ЗИП, убрали гусеницы под днищем. А самое главное, появилась новая башня больших размеров с 25-мм противотанковой пушкой Гочкиса обр. 1934 года и пулеметом «Рейбель» калибра 7,5 мм. Башня, разработанная фирмой «Пюто», имела индекс АРХ-3. С 29 июня по. 2 декабря 1937 года в связи с рекламациями на «панары» из 6-го Кирасирского полка проводились длительные испытания серийной машины N«91688 (пройдено около 3500 км). В результате в конструкцию броневика внесли изменения, повысившие его надежность. В это же время фирма «Панар» получила от службы связи два заказа на бронированные машины под мощную радиостанцию ER-27 с дальностью действия до 150 км. Броневики предназначались для командных пунктов крупных соединений механизированной кавалерии и были изготовлены к началу 1939 года на базе «Панар 178», но с заменой башни неподвижной рубкой. К началу боевых действий все 24 бронированные радиомашины находились в форте д’Исси , где и были захвачены немцами.
С началом войны выпуск «панаров 178» серьезно сдерживало отсутствие башен АРХ-3. Например, к 17 мая 1940 года не хватало 68 башен, к 22 мая — 61. Последняя известная ведомость производства «панаров» датирована 7 июня 1940 года. К этому времени на заводе имелось три готовых бронеавтомобиля, 55 находилось в производстве, 52 из них не имели башен. Одиннадцать дней спустя было принято решение установить на 21 броневик, не имевший башен, круглую рубку без крыши с шестью бойницами для стрельбы из ручного пулемета. Кроме того, часть машин вооружили 25-мм и 47-мм пушками за щитами.
Всего же с начала серийного производства до середины июня 1940 года выпустили 527 разведывательных бронеавтомобилей «Панар 178». В составе кавалерийских частей французской армии они приняли участие в боевых действиях весной 1940 года. При грамотном использовании машины могли успешно противостоять немецким бронеавтомобилям и танкам всех типов. Однако многие броневики достались немцам в совершенно исправном состоянии Немцы очень активно использовали трофейные «панары», получившие в вермахте обозначение Pz.Spah.204(f). Более 200 машин поступили в полевые войска и части СС, а 43 переделаны в бронедрезины. На последних установили немецкую радиостанцию и антенну рамочного типа. К 22 июня 1941 года на Восточном фронте имелось 190 «панаров», 107 из которых к концу года были потеряны. По данным на июнь 1943 года, в вермахте еще имелось 30 «панаров» на Восточном фронте и 33 — на Западе. Кроме того, часть машин к этому времени передали в полицейские части.
Французское правительство Виши получило от немцев разрешение сохранить небольшое количество бронеавтомобилей этого типа, но при этом они потребовали демонтировать 25-мм пушки. Часть машин получила вместо пушки второй пулемет. Правда, французы тайно начали производство башен с 25-мм или 47-мм пушками для «панаров». В ноябре 1942 года при вторжении немцев в «свободную» зону(неоккупированный юг Франции) башни эти были уничтожены. Бронеавтомобили армии Виши немцы использовали для «поддержания порядка», а часть «панаров», не имевших башен, в 1943 году вооружили 50-мм танковой пушкой KwK L/42, установленной за щитом.
В конце 1944 года некоторое количество «панаров» имелось в частях 1-й французской армии и активно использовалось в боях. В начале 1945 года производство этих броневиков возобновили. Так как 25-мм пушка к тому времени уже устарела, на машину установили новую башню FL-1, вооруженную 47-мм пушкой SA-35 и пулеметом. Башня испытывалась еще в июне 1940 года, но в связи с капитуляцией Франции работы прекратили. Новый бронеавтомобиль получил обозначение «Панар 178В». Эти машины служили сначала во Франции, а затем и в колониях.
В 1950 году большая партия «Панар 178В» была отправлена в Индокитай, где более 50 из них в 1954 году прошли модернизацию. В 1960 году 15-й бронеэскад-рон морской пехоты использовал «панары» для подавления беспорядков в Джибути. Кроме того, эти броневики активно применялись в Алжире, Марокко и Сирии.
Бронеавтомобиль АМД-35:
1 — пушка калибра 25 мм, 2 — пулемет калибра 7,5 мм, 3 — крышка люка механика-водителя, 4 — дверь кормового поста управления, 5, 6 — антенны, 7 — глушитель, 8 — крышка башенного люка, 9 — крышки заливных горловин топливных баков, 10 —жалюзи воздухопритоков к двигателю, 11 — крышка моторного люка, 12 — заслонки смотровых щелей, 13—дверцы башенного посадочного люка, 14 — ящики для ЗИП и снаряжения.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ АМД-З5
БОЕВАЯ МАССА, т: 8,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина —4790, ширина — 2010, высота — 2290.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пуш а калибра 25 мм, 1 пулемет калибра 7,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 150 выстрелов, 3750 патронов. БРОНИРОВАНИЕ, мм: 13 — 18.
ДВИГАТЕЛЬ: 4-цилиндровый карбюраторный жидкостн"-го охлаждения; мощность 105 л.с. пои 2000 об/мин. СКОРОСТЬ MAitC., км/ч: 72.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
М. КОЛОМИЕЦ,
Моделист-Конструктор, № 7'1996