Термин боевая машина пехоты появился в 60-х годах. БМП обычно называют транспортно-боевое средство, с помощью которого пехота взаимодействует с танками в современном маневренном, динамичном, общевойсковом бою. Кстати, своеобразный прототип БМП образовался еще в 1918 году в виде английских танков Мк.V* и Mk.V**, перевозивших по 20 - 25 солдат. А вот широко применявшиеся в 1939 -1945 годах бронетранспортеры скорее годились на роль “такси для поля боя'1- бортовое вооружение было недостаточно мощным, чтобы прикрывать спешившихся стрелков; хотя бронирование защищало их от пуль и небольших осколков, но проходимость и подвижность уступали танковым. Этим требованиям, в общем, стал соответствовать лишь швейцарский бронетранспортер HS-30, созданный фирмой "Испано-Сюиза" и принятый в 1960 году бундесвером
Первая полноценная боевая машина - советская БМП-1 - поступила на вооружение в 1966 году, оснащенная 73-мм гладкоствольной полуавтоматической пушкой 2А28 "Гром'1, пусковой установкой для противотанковых ракет “Малютка” (позже замененных “Фаготом”), спаренным с пушкой пулеметом. Кроме того, десантники могли вести огонь из автоматов через амбразуры в бортах и корме.
Следом, в 1971 году, бундесвер получил подобную и наиболее тогда защищенную “Мардер”, через 2 года французы обзавелись АМХ-10Р, американцы, в 1981 году, - М2 “Бредли", а англичане спустя 5 лет -MCV-80 “Уорриор". Иностранную технику оснащали малокалиберными автоматическими пушками, советские конструкторы поступали также -отнюдь не из подражательства. Ведь развитие тактической авиации потребовало придать вооружению БМП не только “противотанковый", но и “зенитный” характер. Поэтому появившуюся в начале 80-х годов БМП-2, выполненную на той же базе, помимо “Фагота", оснастили 30-мм автоматической пушкой 2А42; остальное же не изменилось, разве что верхнему лобовому листу придали большой угол наклона. Запас мощности двигателя и устройство шасси позволяли применять навесную броню, что и делалось в Афганистане на БМП-2Д. Выпускавшаяся Курганским машиностроительным заводом "двойка” получилась надежной, могла действовать на севере (шасси заимствовали у опытного полярного вездехода) и на юге - во всяком случае, испытания на Ближнем Востоке прошла лучше всех, и Саудовская Аравия собралась было приобрести пертию таких машин, но тут на арену вышли БМП-3. Ее создали под руководством А.Никонова на новой базе. Запущенная в производство в Кургане, она была впервые показана на параде в честь 45-летия Победы.
БМП-3 не имеет аналогов. Хотя бы потому, что моторно-трансмиссионное отделение расположили не в носу, как обычно, а в корме, по-танковому. В первом случае двигатель служит дополнительной защитой, облегчается высадка десанта назад (наиболее безопасно в бою). Во втором улучшается обзор для механика-водителя, да и условия внутри машины, вес которой равномернее распределяется по ее длине.
По компоновке БМП-3 напоминает боевые машины десанта БМД-1 и -2, что, по всей видимости, не случайно. Механик-водитель располагается в центре отделения управления, рядом с ним два десантника. За ними, в боевом отделении, в башне, находятся оператор-наводчик и командир; в десантном, на складных сиденьях,-5 стрелков. Высаживаются они через двери в корме, для этого крышу моторно-трансмиссионного отделения понизили, образовав своеобразный туннель, с двухстворчатой дверью сзади и прямоугольными люками сверху. В них проделано по круглому отверстию, еще два люка с откидными крышками есть в башне и на корпусе - для механика-водителя и десантников.
Комплекс вооружения довольно непривычен для БМП. В конической башне установлены жестко связанные 100-мм орудие - пусковая установка 2А70 и 30-мм автоматическая пушка 2А42. Система наведения противотанковых ракет - полуавтоматическая, по лучу лазера, дальность стрельбы достигает 4 тыс.м (минимальная - 100 м), их кумулятивная боевая часть пробивает 660 - 700-мм броню. Аппаратура упрееления огнем состоит из прицела - прибора наведения 1К132, преобразователя, блоков управления и электроники. При стрельбе с места из пушки вероятность попадания достигает 0,8.
30-мм пушка предназначена для поражения воздушных и легкобронированных наземных целей на расстоянии 4 тыс.м и обладает средней скорострельностью 200 - 300 выстрелов в минуту (максимвльная -550), ее "потолок” составляет 2 тыс.м. Из 600 выстрелов боекомплекта - 305 осколочно-фугасно-зажигательные ЗУОФ8 и осколочно-трассирующие ЗУОР8, остальные бронебойно-трассирующие ЗУБР6, питание -двухленточное.
С пушками строен 7,62-мм пулемет ПКТ. Вся установка действует с углами возвышения 60 и снижения 6 градусов. Оператор-наводчик располагает автоматизированной системой управления огнем, включающей баллистический вычислитель и лазерный дальномер, которую командир при необходимости может переключить на себя. За обстановкой оператор наблюдает через призменные смотровые блоки, а у командира для этого есть перископический прибор с ночным каналом и несколько призменных блоков, расположенных по периметру люка. Для подсветки целей и местности служат фары ФГ-125, ФГ-127 и осветители ОУ-5, ОУ-ЗГА2 с инфракрасными фильтрами.
В скулах лобовой части корпуса находятся два курсовых ПКТ, огонь из них ведут десантники, сидящие рядом с водителем, или он сам. В бортах имеются по две амбразуры для автоматов, еще одна проделана в створке кормовой двери, хотя пользоваться ею не очень удобно. Десантники следят за происходящим снаружи через призменные блоки.
Внутри БМП предусмотрены места для перевозимых единых пулеметов, ручных гранатометов, переносных зенитных ракет “Стрела-2" и “Игла". В машинах гранатометных взводов есть крепление для автоматического, станкового гранатомета АГС-17 “Пламя".
Бронирование БМП-3 комбинированное: корпус и башня выполнены из алюминиевых и стальных сплавов (такие же применены на АМХ-10R, “Бредли" и MCV-80), что позволило получить должную прочность и защищенность, тяжелая броня находится только в ответственных местах. Оно защищает экипаж и десантников от пуль и осколков, а лобовая часть выдерживает попадания 20 - 25-мм снарядов. Добавим, что башня впереди прикрыта изогнутым экраном, на котором по обе стороны пушек крепятся трехствольные 82-мм нарезные гранатометы “Туча", С помощью которых в 200 - 350 м от машины ставят дымовую завесу длиной 100 и высотой 8 м.
Удельная мощность 4-тактного дизеля УТД-6 (жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с.), превышающая 25 л.с./т, обеспечивает машине хорошие тяговые свойства, высокую скорость и приемистость -способность быстро разгоняться с места, что очень важно для техники, передвигающейся в бою от укрытия к укрытию с короткими остановками. Пуск дизеля в холода облегчается подогревателем.
Трансмиссия БМП-3 гидромеханическая, с гидродинамическим трансформатором, служащим одновременно муфтой сцепления и автоматической коробкой передач, имеет 4 скорости вперед и позволяет развивать 20 км/ч задним ходом. Она выгодно отличается от механической, как на БМП-1 и -2, автоматическим бесступенчатым изменением передаточного числа и тягового усилия на гусеницах, что увеличивает среднюю скорость и облегчает управление. Двигатель и трансмиссия объединены в невысоком блоке, что позволило сделать упоминавшийся туннель для десантников. Механик-водитель действует штурвалом, переключателем передач и педалями газа и тормоза, а его приборы наблюдения оснащены гидропневмоочисткой
Ходовая часть БМП-3 состоит из 6 сдвоенных, обрезиненных несимметрично расположенных катков, трехподдерживающих роликов и заднего ведущего колеса на борт. Индивидуальная гидропневматическая подвеска катков сочетает свойства упругого элемента, амортизатора и средства изменения (от 190 до 510 мм) клиренса. Для дополнительного гашения колебаний корпуса на первом, втором и последнем катках установлены амортизаторы; благодаря сравнительно широким гусеницам удельное давление машины на грунт не превышает 0,55 кг/ка.см -отсюда отменная проходимость. Их натяжение регулируется электромеханическим устройством с дистанционным управлением.
Плавучесть БМП-3 обеспечивается водоизмещающим корпусом; движителем на плаву служат два водомета или перематывающиеся гусеницы. Перед входом в воду экипаж устанавливает воздухозаборную трубу и поднимает носовой волно-отбойный щит.
Основное вооружение позволяет БМП-3 действовать не только вместе, но и... вместо танков. Зачем это? Попробуем разобраться. Ее вес ‘‘ужагг” до 20 т, что соответствует грузоподъемности армейского вертолета Ми-26. Кроме того, ее можно сбрасывать под парашютом на специальной платформе. И в то же время БМП-3 вовсе не призвана заменить боевые машины десанта, хотя схожесть их компоновок отнюдь не случайна. БМП-3 вполне укладывается в концепцию оперативных маневренных групп, которые должны действовать на флангах и в тылу противника. Теперь становятся понятными универсальность ве вооружения и способность “подменять" танки...
БМП-3 не лишена недостатков: разнообразное вооружение привело к увеличению размеров и веса башни; переход механика-водителя и двух солдат в десантное отделение практически невозможен, поэтому им придется выбираться из подбитой машины только через верх - под обстрелом. Бронепробиваемость 9М117 уже признана недостаточной, немало хлопот доставляет течь масла из трансмиссии. К тому же БМП-3 оснащена нестандартным шасси, что линь осложняет ремонт техники, да и починка корпуса требует особого оборудования.
Пока у БМП нет аналогов. Есть чем гордиться российским инженерам, но... за границей не дремлют, вовсю работают над образцами подобной техники. В 1990 году появилась шведская CV-90 с традиционной компоновкой и 40-мм автоматической пушкой, американцы решили перевооружить “Бредли” 45-мм орудием с высокой начальной скоростью снаряда и усилить защиту, поэтому вес М2А2 (1989 г.) достиг 30 т. В ФРГ создали для “Мардера-2” 50-мм автоматическую пушку, испытываются транспортно-боевые "машины огневой поддержки десанта" с 75 - 120-мм орудиями.
Образовалось и новое направление - БМП на шасси основного боевого танка, которые будут обладать равными подвижностью и защитой. В начале 80-х годов американцы испытали такую на базе танка М1 “Абрамс" и приняли программу разработки БМП FV-2 на 55-тонном шасси перспективного танка FV-I.
Что касается легких, но хорошо бронированных машин, то они могут применяться как авиадесантные или заменители танков в так называемых “конфликтах малой интенсивности”. Пример тому: замена легкого американского авиадесантного танка М551 “Шеридан" танком AGS с экипажем из 4 человек, весом 20 т, с 106-мм орудием и скоростью 70 км/ч -высокая аэромобильность при достаточной огневой мощи делают их идеальными для сил быстрого развертывания.
Понятно, легкие танки поддержки пехоты и БМП далеко не одно и то же, но сочетание их свойств (как у БМП-3) весьма полезно. Ведь локальные конфликты уже стали грустной повседневностью для нашей страны.
На схеме БМП-3 цифрами обозначены:
1 - 100-мм орудие - пусковая установка 2А70 (боекомплект - 40 унитарных выстрелов, в том числе 22 в механизме заряжания - осколочно-фугасные ЗУ0Ф17, ЗУБ 110-3 с противотанковой ракетой 9М117. подкалиберные снаряды ЗБМ-25, темп стрельбы 10 выстрелов в минуту), 2 - центральный щиток механика-водителя, 3 - пульт управления системой противопожарной безопасности. 4 - механизм открывания люка механика-водителя. 5 - укладка личного комплекта, 6 - приемопередвтчик дальномера, 7 - механизм поворота башни, В - механизм подъема блоха с оружием, 9 - питание пулемета. 10 - прицел - прибор наведения 1К13-2, 11 - осветитель, 12 - прицел ППБ-1, 13 - дневной прибор наведения ТНПТ-1. 14 - радиостанция Р-173, 15 -укладка противотанковых ракет. 16 -башня. 17 - отопитель отделения десанта, 1В - огнетушители, 19 - водометный движитель, 20 - моторная перегородка. 21 - сиденье с танковым санитарным комплектом, 22 - опорный каток, 23 - механизм изменения клиренса, 24 - ограждение боевого отделения, 25 - место оператора-наводчика. 26 -конвейер механизма заряжания, 27 - баллон сжатого воздуха для пуска дизеля, 28 - место механика-водителя, 28 -штурвал, 30 - педаль тормоза, 31 - топливный бак, 32 -самоокапыватель, 33 - механизм натяжения гусениц, 34 -волноотражатель.
Размещение экипажа и мотострелков в БМП-3:
1 - командир. 2 - оператор-наводчик, 3 - "механик-водитель, 4 - десантники -пулеметчики. 5 -десантники.