ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Ла-15 - первый сверхзвуковой истребитель

Ла-15
посмотреть галерею

К первым опытам по применению реактивных двигателей ОКБ Лавочкина приступило еще во время Великой Отечественной войны. Поначалу это были эксперименты с жидкостно-реактивными, прямоточными и пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, установленными на обычных самолетах с поршневыми моторами. Такая схема хотя и позволяла на короткое время увеличить скорость и потолок, но заметно повышала массу машины. Переход на качественно новый уровень авиации был возможен только благодаря применению турбореактивных двигателей (ТРД).

Увы, в середине 40-х годов в СССР своих, доведенных до серийного выпуска ТРД не было. Поэтому правительство приняло единственно правильное решение: развернуть производство немецких моторов «Юмо-004» и БМВ-003 (получивших обозначение РД-10 и РД-20), а также лучших на тот период английских ТРД «Нин» и «Дервент» (ставших соответственно РД-45 и РД-500). Одновременно началась и разработка нового поколения летательных аппаратов...

В сентябре 1946 года летчик- испытатель А. А. Попов поднял в воздух турбореактивного первенца ОКБ Лавочкина — истребитель Ла-150. Самолет был построен по реданной схеме, имел прямое крыло и маломощный двигатель РД-10. Его развитием стали экспериментальные машины Ла-150Ф, Ла-152, Ла-156, Ла-174ТК, на которых отрабатывались двигатели, внедрялось новое оборудование, проводились испытания первых форсажных камер.

С появлением новых двигателей РД-500 и РД-45 (тягой соответственно 1590 и 2200 кгс) возникла реальная возможность исполнения заветной мечты авиаконструкторов — поеололения звукового барьера. :)тий цели была подчинена и разработка новой схемы самолета. Основу ее концепции предложили аэродинамики - уменьшение толщины не»ущи\ поверхностей и придание им стреловидной формы. И конструкторскому бюро Лавочкина принадлежи г честь создания первого в СССР реактивного истребителя со стреловидным (За ) крылом. Им стал Ла-160. самолет реданной схемы с двигателем РД-1ОФ досгитший в июне 1947 uода скорости 1050 км/ч на высоте 5700 м.

30 декабря того же года состоялся первый полег новой машины ОКБ Микояна и Гуревича И-310. ставит ей родоначальником семейства истребителей МИГ-15. Она ит-тта крыло со стреловидностью 35 и оснащалась двигателем «Нин».

Менее чем через 1 месяцу появился ее конкурент -- Ла-160 В отличие от И-310 этот самоле тпредставлялл собой высокоплан с крылом стреловидностью 37' 20'. 22 апреля 194S года летчик-иснытатель И Г. Федоров совершил на нем первые полёт. а вскоре Ла-168 развил скорость 1034 км/ч, соответствующую числу М=982.

Одновременно ОКБ Лавочкниа разработало опытную машину Ла-!74 под менее мощный двигатель РД-500. По схеме она была аналогична Ла-168, но отличались меньшим весом. Всегоо изготовили два образца - Ла-174 и Ла-174Д, имевшие различные фонари, размеры киля, поперечные  крыла и некоторые элементы оборудования.

Летные испытания Ла-174 начались в августе Ла-174 вскоре разбился из-за повышенной вибрации конструкции на некоторых режимах полёта. Тем не менее выявленные недостатки удалось устранить на второй машине Ла-174Д. В конце 1948 года последнюю запустили в серийное производство под обозначением Л а-15. В начале следующего года истребитель начал поступать в строевые части.

По мнению летчиков, освоивших новый самолет, Ла-15 оказался очень удобным в пилотировании, имел просторную кабину с хорошим обзором и рациональным размещением приборов. По своим летно-техническим характеристикам истребитель не уступал своему более мощному собрату МИГ-15.

Ла-15 представлял собой цельнометаллический моноплан с крылом стреловидностью 37 20' и площадью 16,16 м . Фюзеляж типа монокок состоял из двух частей — это облегчал!» замену двигателя в эксплуатации. Крыло — однолонжеронное с 29 нервюрами. Закрылки крыла отклонялись на взлете до 20" и на посадке — до 58 . Вооружение состояло сначала из трех, а затем из двух пушек НС-23.

Несмотря на целый ряд достоинств, в большую серию Ла-15 не пошел — сказались высокая трудоемкость и нетехнологичность конструкции, вызванные необходимостью обеспечить малый вес машины. Поэтому его довольно быстро сняли с производства. Выпущенные истребители состояли на вооружении советских ВВС до 1954 i о-да.

Были созданы и два образца учебно-тренировочного варианта самолета — Ла-15УТИ (Ла-180). Но от производства его отказались — но гем же причинам, что и у базовой машины.

Развивая линию Ла-168, ОКБ Лавочкина в сентябре 1948 года изготовило истребитель Ла-176 с двигателем РД-45Ф (впоследствии замененным на ВК-1). Крыло самолета уже имело стреловидность 45 . Именно э»а машина впервые в СССР 26 декабря 1948 I ода в полете со снижением достигла скорости звука, а через месяц и превзошла ее. Звуковой барьер пал!

Вслед за детищем ОКБ Лавочкина вышли «на сверхзвук» и другие самолеты (в январе—феврале 1950 года И-330 ( МиГ-17), в феврале - марте ЯК-50), но уже в горизонтальном полете. Начиналась новая эпоха в развитии авиации — эпоха сверхзвуковых реактивных самолетов со стреловидным крылом.

 

Тип самолета

Марка двига­теля - тяга, кгс

Раз­мах крыла, м

Длина самолета,

м

Полетная  масса, кг

Макс. скорость, км/ч

Потолок, м

Скорость на высоту 5 км, мин.

Ла-160

РД-100. 1350

8,95

10,06

4060

1050

_

 

Ла-168

Нин-1х 2270

9,5

10,56

4412

1084

14500

2,0

Ла-174Д

«Дервент-5»  х1590

8,83

9,56

3708

1040

14000

3,0

Ла-15

РД-500* 1590

8,83

9,56

3850

1026

13500

3.1

Ла-176

ВК-1 2700

8,59

10,97

4631

1105

15000

1,8

Ла-15 - первый сверхзвуковой истребительЛа-15 - первый сверхзвуковой истребительЛа-15 - первый сверхзвуковой истребитель
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • Конструкция МиГ-21
  • Спарки
  • Эксперименты
  • Равны ли противники?
  • Последние из семейства
  • Новая ветвь двадцать первого
  • Экспорт. Проверка в бою.
  • Серия. Поиск продолжается
  • Проекты. Прототипы. Эксперименты
  • Уважаемый читатель!
  • Миг-29
  • МиГ-27 не понаслышке
  • Тайна чёрных дроздов (Разведчик Lockheed SR-71 Blackbird)
  • Плётка для Фантомов (истребитель МиГ-23)
  • Всепогодный и ракетонносный первенец (перехватчик МиГ-17ПФУ)

Случайные статьи

Палубный истребитель Skyray

Skyray

"Шерманы" на Ближнем востоке

Израильский Super-Sherman M51

Тигр на сверхзвуке (палубный истребитель Grumman F-11 Tiger)

палубный истребитель Grumman F-11 Tiger

Т-64 - вызов танкам NATO

Основной танк Т-64

ЗРК Куб

1.jpg

Револьвер Хейнеманна (палубный штурмовик A-4 Skyhawk)

палубный штурмовик A-4 Skyhawk

Дорогостоящий эксперимент (Бомбардировщик ХВ-70 VALKYRIE) Часть 1.

Бомбардировщик ХВ-70 VALKYRIE

Пустельга с Мыса Доброй Надежды (вертолёт Руйвалк армии ЮАР)

CSH-2 Руйвалк армии ЮАР

Рабочая лошадь Панцерваффе (средний танк PzKpfw IV)

средний танк PzKpfw IV

Самый тяжёлый долгожитель (американский стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress)

американский стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress

РСЗО Ураган

РСЗО Ураган

Танки для самообороны (японский основной боевой танк "тип 90")

японский основной боевой танк "тип 90"

Лучший в своём классе (советский тяжёлый танк Т-10М)

советский тяжёлый танк Т-10М

Blackburn Shark - акула, не показавшая зубов

Blackburn Shark

Тяжёлые МиГи (тяжелые перехватчики ОКБ Микояна)

Тяжёлый перехватчик Е-152
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Ла-15 - первый сверхзвуковой истребитель

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика