Среди многочисленных экспонатов Ленинградского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи хранится уникальный экспонат—76-мм дивизионная пушка образца 1942 года с заводским номером 4785. Это одно из 46 тысяч 76-мм полевых орудий этого типа, изготовленных на заводах Наркомата вооружения СССР в годы Великой Отечественной войны.
Необычна боевая судьба этой не самой мощной, но грозной в умелых руках советских солдат пушки. Свой первый выстрел по фашистам пушка сделала на Курской дуге под селом Поныри летом 1943 года. Почти два года она участвовала в боях, поддерживая огнем пехоту, освобождавшую советскую землю, потом воевала, освобождая Польшу, весной 45-го ее «голос» услышали в фашистской Германии. Фортуна была к ней благосклонна: ее не раздавили в бою и на марше немецкие танки, не разбомбили пикировщики. Пушка прошла с боями по фронтовым дорогам 6204 км, сделала за это время 3969 выстрелов, из нее уничтожили 33 танка, 21 самоходное орудие, 74 автомашины, 14 артиллерийских орудий, 17 минометов и пять самолетов на аэродромах. 21 апреля 1945 года в 18 часов 10 минут расчет орудия под командованием старшего сержанта И.М.Родионова открыл огонь по Берлину.
Дивизионная пушка ЗИС-З с удивительной судьбой из ленинградского музея не единственная, сохранившаяся с тех времен: в музеях и мемориалах на местах былых сражений и в воинских частях бережно хранят эти орудия как память о бессмертном подвиге советских воинов, победивших «коричневую чуму».
Появление в 1890-х годах на вооружении армий многих стран скорострельных пушек калибра 75 — 77-мм, предназначенных для непосредственной поддержки пехоты, связывают с изобретением во Франции в 1884 г. Вьелем бездымного медленно горящего пороха, позволившего снять ряд проблем, связанных с совершенствованием этих орудий. Калибр пушек был оптимальным для поставленных перед ними боевых задач: их снаряды могли разрушать легкие фортификационные сооружения, уничтожать живую силу противника и даже его полевую артиллерию. Орудия большего калибра были существенно тяжелее, что затрудняло маневр ими на поле боя. В 1892 году французские конструкторы Пюто и Дюпор создали 75-мм пушку с независимой линией прицеливания.
Первую отечественную 76-мм, или, по классификации, принятой в то время, трехдюймовую пушку, разработали на Путиловском заводе в 1900 г. инженеры Л.А.Бишлягер, К.М.Соколовский и К.И.Липницкий на основе трудов основоположника скорострельной артиллерии В.С.Барановского. Орудие имело скрепленный ствол, поршневой затвор и лафет с противооткатными устройствами. Конструкция лафета с гидравлическим тормозом отката и накатником с каучуковыми буферами была предложена военным инженером А.П.Энгельгардтом. Цилиндр тормоза крепился к салазкам, скользившим при выстреле с закрепленным на них стволом орудия по направляющим станка, а шток располагался между балками станка орудия. В 1902 году на Путиловском заводе предложили улучшенный вариант трехдюймовки, разработанный под руководством выдающегося ученого-артиллериста Н.А.Забудского. У этой пушки ствол при откате двигался по направляющим, расположенным сверху цилиндрической люльки, а казенник жестко соединялся с цилиндром гидравлического тормоза отката веретенного типа, расположенным внутри люльки. Пружина накатника находилась в зазоре между цилиндром тормоза и люлькой. Сама люлька при помощи цапф крепилась к станку с расположенными на нем механизмами наведения. В качестве боеприпасов для трехдюймовки . образца 1902 года использовали унитарные патроны с фугасной и зажигательными гранатами в стальном корпусе, а также шрапнель. Поршневой затвор с двумя гладкими и нарезными секторами позволял подготовленному расчету производить до 10—12 выстрелов в минуту.
Трехдюймовки оказались очень рациональной конструкцией—они хорошо себя зарекомендовали на полях сражений Первой мировой и Гражданской войн. Трехдюймовка практически без существенных изменений выпускалась до 1930 года, когда ее модернизировали под руководством В.Н.Сидоренко. 4477 модернизированных 76-мм пушек образца 1902/30 года стояли на вооружении Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Баллистические данные этого орудия оказались настолько удачными, что их использовали в качестве основы при создании новых отечественных пушек, разработанных в советское время.
В 1932 году Главное артиллерийское управление Красной Армии выдало техническое задание Конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (КБ ВОАО) на разработку 76-мм универсальной и полууниверсальной дивизионных пушек. Одновременно к созданию универсальной пушки приступило КБ ленинградского завода «Красный путиловец», а полууниверсальной — КБ завода № 8. Идея универсальных пушек, способных вести огонь по воздушным и наземным целям, была модной на Западе в начале 30-х годов XX века, и среди руководства Красной Армии были приверженцы идеи универсализации.
КБ ВОАО создавалось как мощный центр разработки артиллерийского вооружения с прекрасно оснащенным опытным производством и располагалось в поселке Калининский на территории нынешнего подмосковного города Королев, по соседству с Московским орудийным заводом № 8—одним из самых крупных отечественных предприятий этого профиля. Разработкой универсальной пушки руководил С.Е.Рыковсков, а полууниверсальной—В.Г.Грабин. Первые же прикидки показали, что универсальная и полуниверсальная пушки будут намного сложнее, тяжелее и, как следствие, дороже специализированных орудий зенитной и полевой артиллерии. Но самое главное—они обе будут иметь посредственные тактико-технические характеристики. Но «шестеренки» плановой экономики завертелись, и к концу года оба отдела подготовили аванпроекты новых пушек. В это время в руководстве наркомата созрели новые планы, и в конце 1933 года по приказу Г.К.Орджоникидзе КБ ВОАО ликвидировали, а здание, оборудование и почти построенный опытный завод передали Л.В.Курчевскому—создателю советских динаморе-активных пушек. Новому предприятию присвоили название ГКБ-38. Желающих заниматься динамо-реактивными пушками в ГКБ-38 было немного, и основная масса специалистов перешла на работу на другие предприятия. Группе из двенадцати конструкторов и одного технолога во главе с В.Г.Грабиным предложили продолжить работу по полууниверсальной пушке А-51 на новом артиллерийском заводе № 92, недавно построенном в Нижнем Новгороде.
Артиллерийское производство на заводе в тот момент было незначительным и велось по документации, разработанной на других предприятиях. На заводе остро стоял кадровый вопрос—не хватало квалифицированных рабочих и инженеров: в техническом отделе завода работали три конструктора и несколько чертежников. Они вносили исправления в чертежи, в которых обнаруживались явные ошибки. Работа вновь прибывших на завод конструкторов началась с помощи заводу в сдаче заказчику партии из десяти пушек образца 1930 года. Артиллерийское производство носило полукустарный характер, одним из проявлений которого было изготовление отдельных деталей и узлов к пушкам по неучтенной конструкторской документации: некоторые опытные рабочие использовали для изготовления чертежи, привезенные с прежнего места работы. Коэффициент использования металла был невысоким: часто заготовка по массе в десять раз превосходила готовую деталь. Поэтому работы у конструкторов на новом месте хватало, а их желание продолжить работу по созданию пушки А-51, получившей на новом заводе индекс Ф-20, по мере укрепления их авторитета в трудовом коллективе находило понимание. Вскоре после прибытия В.Г.Грабину, в котором специалисты видели не только начальника, но и неформального авторитетного лидера, удалось убедить руководство Наркомата тяжелой промышленности в необходимости разработки 76-мм дивизионной пушки, специализированной на решении традиционных задач. В.Г.Грабин считал создание универсальных и полууниверсальных орудий этого калибра для пехоты тупиковым направлением. Наркомат выделил 100 тысяч рублей на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) по пушке, получившей заводской индекс Ф-22. На выполнение ОКР наркоматом устанавливался срок восемь месяцев, в этом случае пушка успевала к смотру артиллерийского вооружения, намеченному ГАУ на Софринском полигоне.
К назначенному наркоматом сроку на заводе № 92 изготовили и отправили в Подмосковье три опытные пушки: полууниверсальную Ф-20, Ф-22 со складными станинами и окрашенную в желтый цвет Ф-22 с цельными станинами.
Все пушки выполняли требования ГАУ. Масса универсальной—1550 кг, что было на 200 кг меньше массы, установленной техническим заданием, самой легкой была Ф-22 с цельными станинами—1450 кг. Однако даже самая легкая из пушек, созданных ими, весила в боевом положении на 350 кг больше, чем стоявшая на вооружении Красной Армии дивизионная пушка образца 1902/30 года. К тому же для снижения массы конструкторы использовали высоколегированную сталь, в то время как образец для подражания изготавливался из малолегированных и углеродистых сталей.
На смотр 14 июня 1935 года на Софринский полигон приехали И.В.Сталин, В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, В.Я.Чубарь, Г.К.Орджоникидзе, В.И.Межлауки представители Наркомата обороны. У выстроенных в линейку орудий стояли их главные конструкторы, которые докладывали прибывшим руководителям о представленных образцах. На правом фланге первой стояла 76-мм универсальная пушка завода «Красный путило-вец», разработанная под руководством И.А.Маханова, рядом с ней 76-мм полууниверсальная дивизионная пушка 25К завода № 8, разработанная под руководством В.Н.Сидоренко. Далее стояли три 76-мм пушки завода № 92. Замыкали строй пушки, принятые на вооружение Красной Армии: 76-мм зенитная пушка Ф.Ф.Лендера на шасси грузового автомобиля, 122-мм корпусная пушка А-19 и ряд орудий большого калибра, включая 203-мм гаубицу Б-4. Сталину приглянулась «желтенькая» пушка, и он вернулся к ней, когда остальные члены правительства продолжили осмотр других орудий. Он задал В.Г.Грабину много вопросов по конструкции орудия и его тактических характеристиках. После демонстрационных стрельб на полигоне правительство приняло решение продолжить дальнейшие работы по пушке Ф-22 с цельными станинами. После полигонных и войсковых испытаний и существенной доработки ряда узлов (зарядную камору переделали под унитарный патрон пушки образца 1902/30 года, со ствола демонтировали дульный тормоз и усилили ряд узлов) в 1936 году Ф-22 была принята на вооружение, а В.Г.Грабин награжден орденом Ленина. В результате отказа от дульного тормоза и усиления конструкции масса пушки возросла до 1700 кг. В ходе производства конструкторским бюро завода № 92 проводились мероприятия по повышению технологичности Ф-22. Если в 1937 году на изготовление Ф-22 массой 1700 кг уходило 11 895 кг металла, то в 1938 году—8350 кг, а в 1939 году—6684 кг.
В апреле 1938 года на совещании у К.Ворошилова В.Г.Грабин узнал, что КБ Кировского завода под руководством И.А.Маханова по заданию ГАУ с марта 1937 года разрабатывает для замены Ф-22 новую дивизионную пушку, при испытаниях которой выявили ряд дефектов, устранение которых, по прикидкам Василия Гавриловича, должно было занять около 10 месяцев. Тогда же В.Г.Грабин выступил с предложением дать возможность улучшить Ф-22, доведя ее характеристики до уровня технического задания ГАУ, выданного кировцам. Принятие на вооружение Ф-22, разработанной на заводе № 92, способствовало сплочению коллектива предприятия, у которого четко обозначились перспективы. По сравнению с 1934 годом, это был уже другой коллектив: существенно повысилась квалификация рабочих, конструкторское бюро проводило работы по новым пушкам, причем эта работа выполнялась в тесном содружестве с заводскими технологами. Конструкторы приобрели необходимый опыт в разработке орудий, и разрабатываемые ими узлы были более рациональными и технологичными. При проектировании орудий КБ Грабина одним из первых обратило внимание на эргономику рабочих мест расчета с точки зрения сохранения высокой работоспособности при ведении огня и консультировалось по этим вопросам у врача-физиолога Л.Н.Александрова. В 1938 году завод впервые с момента пуска справился с плановыми заданиями, за что большую группу работников завода наградили орденами и медалями.
В.Г.Грабин составил план, с которым ознакомил своих соратников после возвращения в Горький. На разработку технической документации по этому плану отводилось три-четыре месяца, опытный образец следовало изготовить через шесть-семь месяцев после начала работы, на заводские испытания отводилось полтора месяца. На этом же совещании Василий Гаврилович сказал, что срок разработки орудия, по сравнению с общепринятыми нормами времени, мал, а по нормам военного времени недопустимо велик, поэтому коллектив в мирное время должен научиться работать так, как во время войны. Новая дивизионная пушка получила заводской индекс Ф-22УСВ.
Вера в силы коллектива оказалась обоснованной. Через семь месяцев в цехе стояла первая опытная пушка Ф-22УСВ, в которой использовалось до 50% деталей и узлов Ф-22. По сравнению со своей предшественницей, она выглядела более громоздкой и тяжелой. Но ее масса была на 40 кг меньше установленной техзаданием и составляла 1460 кг. Пушка успешно выдержала испытания, и в 1939 году ее приняли на вооружение и в 1940 году запустили в валовое производство на заводе № 92. Всего в Красной Армии на 22 июня 1941 года находилось 2686 дивизионных пушек Ф-22 и 1170 Ф-22УСВ.
Перед Второй мировой войной в СССР начались работы по созданию танков с противоснарядным бронированием. Руководство Наркомата обороны располагало информацией, что аналогичные работы проводятся и в Германии. В связи с этим КБ завода № 92 приступило к созданию противотанковой пушки, способной поражать перспективные танки. Анализ возможностей 45-мм пушки, выполненный КБ завода № 92, показал, что увеличение начальной скорости снаряда до 1000—1200 м/с не позволяет получить пушку с необходимыми характеристиками по бронепробиваемости и живучести ствола. Более перспективной была признана 50—60-мм противотанковая пушка с начальной скоростью снаряда 1000 м/с. Артиллерийский комитет ГАУ предлагал калибр 55 мм, а Артиллерийская академия им.Ф.Э.Дзержинского— 60 мм. Для конструкторской разработки противотанковой пушки ЗИС-2 (после присвоения заводу № 92 имени И.В.Сталина, разработкам КБ стали присваивать новые шифры) выбрали калибр 57 мм, при этом оптимальным для него был снаряд массой 3,14 кг с начальной скоростью 1000 м/с. Для патрона ЗИС-2 выбрали гильзу от 76-мм дивизионной пушки с переобжатием дульца с 76 до 57 мм. Мощность нового орудия равнялась 160 тонно-метрам, что было в четыре раза больше, чем «сорокопятки» образца 1937 года. Для сокращения времени выпуска технической документации в качестве основы выбрали отработанную конструктивно-технологическую схему 76-мм полковой пушки Ф-24. Через полтора месяца техническая документация на ЗИС-2 была готова, опытный образец изготовили через три месяца после начала проектирования. Разработка проводилась с ведома наркома вооружения Б.Л.Ванникова по тактико-техническому заданию, составленному КБ завода № 92. Работу по 57-мм противотанковой пушке финансировал Наркомат вооружения. Первые выстрелы из нового орудия выполнили в октябре. Материальная часть ЗИС-2 работала безотказно.
К осени 1940 года КБ завода № 92 находилось на подъеме: оно пользовалось заслуженным авторитетом в наркомате и у ГАУ, работа над различными артсистемами обогатила коллектив интересными конструктивными решениями.
76-мм дивизионная пушка образца 1942 года ЗИС-З (на чертежах):
1—дульный тормоз; 2—кронштейн люльки; 3—подвижный щит; 4—вилка; 5—корпус панорамы; 6—левая станина; 7—шина типа ГК от автомобиля ГАЗ-АА; 8 — маховик червяка; 9—корпус с осью; 10—сектор; 11—продольный уровень; 12—защелка панорамы; 13—визирное приспособление; 14—маховик червяка угломера; 15—корзинка панорамы; 16—поперечный уровень; 17—дистанционный барабан; 18—диск; 19—полуось; 20—губчатая резина; 21—роликовый подшипник; 22—ступица; 23—бортовое кольцо; 24—тяга механизма качания прицела; 25—зажимной винт корзинки; 26—барабан панорамы; 27—объектив отражателя; 28 — маховик червяка перемещения барабана в вертикальной плоскости; 29—окуляр панорамы; 30—указатель; 31 —маховик червяка продольного уровня; 32—маховик червяка установки дистанционного барабана; 33—зубчатый сектор стебля прицела; 34—маховик механизма поперечного качания прицела; 35 —накидная гайка; 36—корпус прицела; 37—рукоятка механизма поперечного качания, 38—штанга; 39—веха, 40—стопор нижнего откидного щита; 41—правый кронштейн (левый—зеркально отраженный вид); 42 — правая вилка; 43—труба; 44—держатель лопаты; 45 — поручень; 46—правило; 47,71--лирки; 48—лопата сошника; 49—корпус колесного тормоза; 50—винт с пятой и рукояткой; 51 — колодка; 52—кронштейн; 53—накладка; 54—угольник; 55 —держатель вехи и штанги; 56—правая половина верхнего щита; 57—кронштейн щита; 58—левая половина верхнего щита; 59—ящик панорамы; 60—козырек; 61—ящик для щетки банника, разрядника и деревянного пенала для формуляра; 62—проушина; 63 — карман для прибора «Луч-2»; 64—планка; 65—верхний ограничитель подвижного щитка окна наблюдения; 66—защелка; 67—подвижный щиток; 68—нижний ограничитель подвижного щитка; 69—нижний щит; 70—петля; 72—проушина; 73—предохранитель; 74 — крышка стакана; 75—стакан, 76—пружина; 77—тяга; 78—запор; 79—крышка с петлей; 80—корпус наружного цилиндра; 81—резиновый буфер; 82 — крюк для крепления цепи башмачного тормоза; 83 —фиксирующая втулка правила, 84—стойка механизма поворота; 85 — правый подхват; 86—боевая ось; 87—ось левой вилки; 88—рычаг выключения; 89—кронштейн фиксации валика механизма крепления качающейся части орудия по-походному; 90—пружинный стопор, 91 —стопор шкворневых лап; 92—полувалик; 93 —правая шкворневая лапа; 94—левая шкворневая лапа; 95—масленки; 96—засов-фиксатор; 97—бронировка накатника; 98—подвижный щит; 99—маховик механизма поворота; 100—штырь верхнего станка; 101—корпус червячной передачи; 102—шарнирный привод; 103 —маховик вертикальной наводки; 104—труба; 105—тормоз отката; 106—передняя гайка; 107—передняя обойма; 108—передняя покрышка; 109—задняя гайка; 110—задняя обойма; 111—задняя покрышка; 112—казенник; 113 — ось выбрасывателя; 114—толкатель; 115 — подхват; 116—стопор дульного тормоза; 117—накатник; 118—направляющая дуга; 119—рукоятка затвора; 120—рычаг выбрасывателей; 121—закрывающий механизм; 122—корпус люльки; 123—кронштейн подъемного механизма; 124—нижний рычаг механизма качения прицела; 125—щиток; 126—нажим спускового механизма; 127—ось; 128—таблица для определения количества жидкости в накатнике; 129—спусковой рычаг; 130—пружина; 131—рукоятка стопорения качающейся части пушки по-походному; 132—ось уравновешивающего механизма; 133 — клин затвора; 134—кулачок выбрасывателей; 135 — стопор; 136—муфта; 137—выбрасыватель; 138—рычаг оси взвода; 139—кривошип; 140—стопор оси кривошипа; 141—гнездо для ввинчивания крюка для производства искусственного отката; 142—крышка ударника; 143—копир; 144—цапфа; 145—валик механизма стопорения по-походному; 146—втулки; 147—ползун; 148—рейка указателя отката; а—выступ, ограничивающий разведение станин; б—выступ, за который заскакивает стопор станин по-боевому; в—отверстие под засов-фиксатор боевой оси
Н. СОЙКО
(по материалам Королёвского исторического музея)
«Моделист-конструктор» № 5"2007
Окончание: Оружие победы ЗиС-3. Часть 2.