В XX веке отечественная артиллерия большой и особой мощности все более скатывалась к разряду второстепенных видов вооружения. И хотя к августу 1914 года она опережала весь мир по числу полевых 76-мм пушек, впервые со времен Ивана III не имела тяжелой артиллерии. Николай II и окружавшие его генералы Куропаткин и Сухомлинов, а также ведавший артиллерией великий князь Сергей Михайлович свято придерживались французской концепции, утверждавшей, что война может быть выиграна с помощью одних лишь 76-мм пушек.
Поражение в войне 1904—1905 годов несколько поколебало это мнение, и в результате была создана немногочисленная корпусная артиллерия, в состав которой вошли 107-мм пушки образца 1910 года и 152-мм гаубицы образца 1909 и 1910 годов. Причем по своей мощности эти орудия подходи-
ли более к дивизионной,чем к корпусной артиллерии. В 1911 году Николай II совсем упразднил тяжелую (осадную) артиллерию, состоявшую из орудий образца 1867 года. Новые полки тяжелой артиллерии Николай II планировал сформировать в 1921 году, а перевооружение крепостей с тяжелых орудий образца 1867 и 1877 годов на новые планировалось провести в 1930 (!) году.
Первая мировая война через пару месяцев после ее начала из маневренной превратилась в позиционную. Срочно понадобилась тяжелая сухопутная артиллерия. Однако русская промышленность не производила сухопутных орудий калибра 203 мм и выше (не считая трех десятков полустационарных 305-мм гаубиц образца 1915 года). Поэтому царское правительство срочно начало закупку тяжелых орудий за рубежом. Увы, в большинстве случаев был приобретен «металлолом».
Ценность французских орудий образца 1878 года была сомнительной. А все тяжелые японские орудия пришлось отправить в крепости, весьма удаленные от линии фронта, поскольку они вообще были небоеспособными. Лучше всех показали себя 203-мм английские гаубицы типа «VI» фирмы Виккерса. Однако у них был существенный недостаток—они были тяжелы и трудноперевозимы.
Сразу после окончания гражданской войны руководство РККА решило создать собственную 203-мм гаубицу с лучшей баллистикой, чем у гаубицы «VI», но с возможностью использования ее снарядов. Трофейные танки произвели большое впечатление на руководителей РККА, и было предложено поставить новую 203-мм гаубицу на гусеничный ход.
На заседании Артиллерийского комитета 11 декабря 1926 года было вынесено решение: «Поручить КБ Артко-ма в 4—6-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости...» Письмом от 22 марта 1927 года Артиллерийский комитет предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы артиллерийского резерва Главного командования и 152-мм пушки. Возглавил проектирование 203-мм гаубицы А.А.Лендер, а после его смерти — А.Г.Гаврилов.
Проект гаубицы Б-4 был закончен 16 января 1928 года. Рассматривалось два варианта: с дульным тормозом и без него, но с одинаковыми телами орудий и баллистикой. Предпочтение отдали стволу без дульного тормоза.
Рабочие чертежи качающейся части гаубицы разрабатывались КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — конструкторским бюро завода «Большевик».
Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 изготовили на заводе «Большевик» в начале 1931 года. В июле— августе 1931 года на НИАПе проведены стрельбы для подбора зарядов к Б-4, а в 1932 году «Большевик» начал серийное производство гаубиц.
В этом же, 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет наложили более длинный (на три калибра) и прочный ствол. Орудия со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а с новым стволом —«Б-4 большой мощности» (БМ). Гаубицы отличались и по устройству казенника: его бородка у БМ сзади имела вид прямоугольника с острыми краями, а у ММ сужена кверху и скруглена. Иных внешних отличий орудия не имели.
Чтобы не возвращаться более к гаубицам ММ, скажем, что они постепенно в ходе заводских ремонтов переделывались в вариант БМ, и уже в послевоенное время о них не было слышно. Единственный уцелевший образец ММ находится сейчас в Одессе на территории военного училища.
Официально 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение 10 июня 1934 годаВ 1933 году производство Б-4 началось на заводе «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан»), но до конца года успели сделать лишь одно орудие, но и его не смогли сдать. Первые две Б-4 завод «Баррикады» сдал лишь в первом полугодии 1934 года.
Корректировка на заводах «Большевик» и «Баррикады» конструкции гаубицы применительно к своим производственным возможностям привела к выпуску двух практически различных орудий. Для разрешения этой ситуации в 1937 году выпустили единые чертежи. Но, судя по всему, полной унификации производства гаубиц заводам добиться не удалось. К тому же в 1938 году производство Б-4 было развернуто еще на одном заводе— новокраматорском.
До 1936 года канал ствола гаубицы Б-4 имел ширину поля нареза 3 мм, а ширину нареза 6,974 мм. В 1936 году по распоряжению Артиллерийского управления ширину поля увеличили до 3,974 мм, а ширину нареза уменьшили до 6,0 мм. После отстрела первых гаубиц с измененной нарезкой в АУ пошли жалобы на омеднение ствола. Но АУ ответило, что лучше омеднение, чем срыв полей нарезки, и распорядилось продолжить выпуск орудий с новой нарезкой.
Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ выпускались только скрепленными. Опытные лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейниро-ванный ствол Б-4БМ изготовили в конце 1934 года и далее производство скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ шло параллельно. Однако завод «Баррикады» до 1 сентября 1938 года не сделал ни одного лейнирован-ного ствола.
Не обошли Б-4 эксперименты с нарезными снарядами. В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на разработку опытного ствола Б-4 для стрельбы такими снарядами. Параметры нарезов ствола: крутизна постоянная — 12 калибров, количество — 48, глубина 2,0 мм, ширина нареза 9,0 мм, ширина поля 4,29 мм.
Изготовление нового ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами массой 172,5—174,4 кг длиной в 6,25 калибра, несущие 22,2 кг взрывчатого вещества. На снарядах имелись нарезы глубиной 1,9 мм. Однако по ряду причин, среди которых были неудовлетворительное заряжение и рассеивание снарядов, эксперименты с нарезными снарядами прекратили.
Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1 марта 1940 года на финском фронте их насчитывалось 142 единицы, в ходе боев четыре было потеряно или вышло из строя: одна в декабре 1939 года и три в январе — феврале 1940 года.
Война показала, что Б-4 крайне громоздки, труднотранспортируемы и в связи с малой мобильностью Б-4 большинство гаубичных полков большой мощности в 1941 году было отведено в тыл. Это сберегло матчасть для в активных действий в ходе наступательных операций 1943— 1945 годов.
В Советской Армии Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии а РВГК. К 1 мая 1945 года в тридцати бригадах и четырех отдельных полках а насчитывалось 760 единиц Б-4.
Слабым местом гаубицы Б-4 была гу-) сеничная ходовая часть. В походе лафет Б-4 возился отдельно — на гусе-) ничном шасси и отдельно — ствол на специальной ствольной повозке. Ствольные повозки базировались на а гусеничном (Б-29) и на колесном ходу (Бр-10).
При эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом «Большевик», постоянно выходили из 4- строя траки на гусеницах. Тяговое усилие Б-29 с места достигало 1250 кг. Для сравнения: колесная повозка Бр-10 со стволом имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два трактора «Коминтерн» цугом —у одного трактора гусеницы проскальзывали. Колесные недостаточно мощны. Так, чтобы повернуть гаубицы на угол 30°, требовалось 15—20 минут и физические усилия двух расчетов. А для разрушения стенки финского ДОТа необходимо было попадание в одну и ту же точку как минимум двух снарядов. Расчеты с огромным усилием подтаскивали 17-тонную махину на дистанцию 1200 м—только с этого расстояния могли расстрелять ДОТ. Каковы были потери расчетов, говорить не приходится.
К 22 июня 1941 года в РККА имелось всего 849 гаубиц Б-4, из которых 41 нуждалась в капитальном ремонте. В 1938—1939 годах предпринималась попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»)— по шесть гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпуснойi артиллерии и оставались только в гаубичных артиллерийских полках боль шой мощности РВГК. По штату (от 19i февраля 1941 года) полк состоял из четырех дивизионов трехбатарейного состава. В каждой батарее числилось два орудия; соответственно одна гаубица считалась взводом. Всего в полку было 24 орудия, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 мотоциклов и 2304 человека личного состава (из них 174 офицера). К 22 июня 1941 года в составе РВГК насчитывалось 33 артиллерийских полка с гаубицами Б-4. Всего по штату во всех полках РККА должно было числиться 792 орудия, а фактически состояло лишь 727.
С 22 июня по 1 декабря 1941 года потеряно 75 Б-4, в тот же период войсками от промышленности получено 105 гаубиц.
В ходе войны несколько Б-4 попало к немцам. Так, в городе Дубно они захватили 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей наши войска бросили в исправном состоянии 27 гаубиц. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503 (г). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев использовалось восемь таких гаубиц, выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Масса полного немецкого заряда составляла 15,4 кг.
В связи с малой мобильностью Б-4 большинство гаубичных полков боль-1 шой мощности в 1941 году было отведено в тыл. Это сберегло матчасть для з активных действий в ходе наступательных операций 1943— 1945 годов.
В Советской Армии Б-4 до конца \ войны состояли только в артиллерии 1 РВГК. К 1 мая 1945 года в тридцати бригадах и четырех отдельных полках 1 насчитывалось 760 единиц Б-4.
Слабым местом гаубицы Б-4 была гусеничная ходовая часть. В походе лафет Б-4 возился отдельно — на гусеничном шасси и отдельно — ствол на специальной ствольной повозке. Ствольные повозки базировались на гусеничном (Б-29) и на колесном ходу (Бр-10). При эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом «Большевик», постоянно выходили из X строя траки на гусеницах. Тяговое усилие Б-29 с места достигало 1250 кг. Для сравнения: колесная повозка Бр-10 со стволом имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два трактора «Коминтерн» цугом —у одного трактора гусеницы проскальзывали. Колесныеже повозки застревали на плохих грунтовых дорогах.
В отчете о сравнительных испытаниях ствольных повозок Бр-10 и Б-29 от 7 августа 1938 года не без основания записано: «Обе повозки плохи и не отвечают предъявленным требованиям».
В 1938 году пермскому заводу № 172 поручили создать колесный лафет на гусеничном ходу для триплекса .(203-мм гаубица Б-4, 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5), получивший индекс М-50. Однако руководство завода игнорировало заказ и к июню 1941 года так ничего и не сделало.
В конце 1953 года за разработку колесного хода для Б-4 в инициативном порядке взялись конструкторы КБ завода «Баррикады» во главе с Г.И.Сергеевым.
Разработка технического проекта нового лафета закончилась в апреле 1954
года, а уже в декабре 1954 года две опытные повозки с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 отправились на испытания. Новый колесный ход приняли на вооружение в 1955 году, 203-мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М, 152-мм пушка— Бр-2М, а 280-мм мортира — Бр-5М.
Модернизация главным образом заключалась в замене гусеничного хода колесным, что позволило значительно увеличить подвижность и маневренность этих орудий, повысить живучесть ходовой части и, что самое главное, осуществлять нераздельную транспортировку орудий на одной повозке.
Баллистические характеристики модернизированных орудий и выстрелы к ним не менялись.
Транспортировались Б-4М и Бр-2М с оттянутым стволом штатным тягачом
АТТ. Наибольшая скорость возки: по шоссе —до 35 км/ч, по грунтовым дорогам и булыжнику—до 20 км/ч, по пересеченной местности, пашне—до 15 км/ч.
На расстоянии 3—5 км орудия можно было перевозить с неоттянутым стволом со скоростью 8—10 км/ч.
В боевом положении орудие устанавливалось на два поддона и закреплялось растяжками. Из походного положения в боевое и обратно орудие переводилось непосредственно в орудийном окопе.
В систему артиллерийского вооружения РККА на 1933—1937 годы были включены 203-мм дивизионная мортира и 203-мм дивизионная гаубица. Эти орудия могли существенно усилить мощь нашей армии и снять с Б-4 несвойственные ей задачи, например, расстреливать в упор финские ДОТы (в 1940 году) или участвовать в уличных боях в Берлине и других городах (в 1945-м).
Было создано несколько опытных образцов 203-мм дивизионных мортир и 203-мм корпусных гаубиц. Но против них выступили приверженцы минометов в Главном артиллерийском управлении, в результате чего эти орудия так и не поступили на вооружение.
После войны в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина было разработано несколько артиллерийских систем большой и особой мощности, не имевших равных за рубежом. Однако все работы по тяжелой артиллерии прекратили в 1957 году по инициативе Н.С.Хрущева. И когда в середине 60-х годов ученые-ядерщики научились помещать атомный заряд в артиллерийский снаряд калибра 203 мм, то выяснилось, что стрелять-то им не из чего. И пришлось делать ядерный снаряд под старушку Б-4.
А.ШИРОКОРАД
«Моделист-конструктор» № 5'2001