ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)

203-мм гаубица Б-4
посмотреть галерею

В XX веке отечественная артиллерия большой и особой мощности все более скатывалась к разряду второстепенных видов вооружения. И хотя к августу 1914 года она опережала весь мир по числу полевых 76-мм пушек, впервые со времен Ивана III не имела тяжелой артиллерии. Николай II и окружавшие его генералы Куропаткин и Сухомлинов, а также ведавший артиллерией великий князь Сергей Михайлович свято придерживались французской концепции, утверждавшей, что война может быть выиграна с помощью одних лишь 76-мм пушек.

Поражение в войне 1904—1905 годов несколько поколебало это мнение, и в результате была создана немногочисленная корпусная артиллерия, в состав которой вошли 107-мм пушки образца 1910 года и 152-мм гаубицы образца 1909 и 1910 годов. Причем по своей мощности эти орудия подходи-

ли более к дивизионной,чем к корпусной артиллерии. В 1911 году Николай II совсем упразднил тяжелую (осадную) артиллерию, состоявшую из орудий образца 1867 года. Новые полки тяжелой артиллерии Николай II планировал сформировать в 1921 году, а перевооружение крепостей с тяжелых орудий образца 1867 и 1877 годов на новые планировалось провести в 1930 (!) году.

Первая мировая война через пару месяцев после ее начала из маневренной превратилась в позиционную. Срочно понадобилась тяжелая сухопутная артиллерия. Однако русская промышленность не производила сухопутных орудий калибра 203 мм и выше (не считая трех десятков полустационарных 305-мм гаубиц образца 1915 года). Поэтому царское правительство срочно начало закупку тяжелых орудий за рубежом. Увы, в большинстве случаев был приобретен «металлолом».

Ценность французских орудий образца 1878 года была сомнительной. А все тяжелые японские орудия пришлось отправить в крепости, весьма удаленные от линии фронта, поскольку они вообще были небоеспособными. Лучше всех показали себя 203-мм английские гаубицы типа «VI» фирмы Виккерса. Однако у них был существенный недостаток—они были тяжелы и трудноперевозимы.

Сразу после окончания гражданской войны руководство РККА решило создать собственную 203-мм гаубицу с лучшей баллистикой, чем у гаубицы «VI», но с возможностью использования ее снарядов. Трофейные танки произвели большое впечатление на руководителей РККА, и было предложено поставить новую 203-мм гаубицу на гусеничный ход.

На заседании Артиллерийского комитета 11 декабря 1926 года было вынесено решение: «Поручить КБ Артко-ма в 4—6-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости...» Письмом от 22 марта 1927 года Артиллерийский комитет предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы артиллерийского резерва Главного командования и 152-мм пушки. Возглавил проектирование 203-мм гаубицы А.А.Лендер, а после его смерти — А.Г.Гаврилов.

Проект гаубицы Б-4 был закончен 16 января 1928 года. Рассматривалось два варианта: с дульным тормозом и без него, но с одинаковыми телами орудий и баллистикой. Предпочтение отдали стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы разрабатывались КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — конструкторским бюро завода «Большевик».

Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 изготовили на заводе «Большевик» в начале 1931 года. В июле— августе 1931 года на НИАПе проведены стрельбы для подбора зарядов к Б-4, а в 1932 году «Большевик» начал серийное производство гаубиц.

В этом же, 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет наложили более длинный (на три калибра) и прочный ствол. Орудия со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а с новым стволом —«Б-4 большой мощности» (БМ). Гаубицы отличались и по устройству казенника: его бородка у БМ сзади имела вид прямоугольника с острыми краями, а у ММ сужена кверху и скруглена. Иных внешних отличий орудия не имели.

Чтобы не возвращаться более к гаубицам ММ, скажем, что они постепенно в ходе заводских ремонтов переделывались в вариант БМ, и уже в послевоенное время о них не было слышно. Единственный уцелевший образец ММ находится сейчас в Одессе на территории военного училища.

Официально 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение 10 июня 1934 годаВ 1933 году производство Б-4 началось на заводе «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан»), но до конца года успели сделать лишь одно орудие, но и его не смогли сдать. Первые две Б-4 завод «Баррикады» сдал лишь в первом полугодии 1934 года.

Корректировка на заводах «Большевик» и «Баррикады» конструкции гаубицы применительно к своим производственным возможностям привела к выпуску двух практически различных орудий. Для разрешения этой ситуации в 1937 году выпустили единые чертежи. Но, судя по всему, полной унификации производства гаубиц заводам добиться не удалось. К тому же в 1938 году производство Б-4 было развернуто еще на одном заводе— новокраматорском.

До 1936 года канал ствола гаубицы Б-4 имел ширину поля нареза 3 мм, а ширину нареза 6,974 мм. В 1936 году по распоряжению Артиллерийского управления ширину поля увеличили до 3,974 мм, а ширину нареза уменьшили до 6,0 мм. После отстрела первых гаубиц с измененной нарезкой в АУ пошли жалобы на омеднение ствола. Но АУ ответило, что лучше омеднение, чем срыв полей нарезки, и распорядилось продолжить выпуск орудий с новой нарезкой.

Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ выпускались только скрепленными. Опытные лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейниро-ванный ствол Б-4БМ изготовили в конце 1934 года и далее производство скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ шло параллельно. Однако завод «Баррикады» до 1 сентября 1938 года не сделал ни одного лейнирован-ного ствола.

Не обошли Б-4 эксперименты с нарезными снарядами. В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на разработку опытного ствола Б-4 для стрельбы такими снарядами. Параметры нарезов ствола: крутизна постоянная — 12 калибров, количество — 48, глубина 2,0 мм, ширина нареза 9,0 мм, ширина поля 4,29 мм.

Изготовление нового ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами массой 172,5—174,4 кг длиной в 6,25 калибра, несущие 22,2 кг взрывчатого вещества. На снарядах имелись нарезы глубиной 1,9 мм. Однако по ряду причин, среди которых были неудовлетворительное заряжение и рассеивание снарядов, эксперименты с нарезными снарядами прекратили.

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1 марта 1940 года на финском фронте их насчитывалось 142 единицы, в ходе боев четыре было потеряно или вышло из строя: одна в декабре 1939 года и три в январе — феврале 1940 года.

Война показала, что Б-4 крайне громоздки, труднотранспортируемы и в связи с малой мобильностью Б-4 большинство гаубичных полков большой мощности в 1941 году было отведено в тыл. Это сберегло матчасть для в активных действий в ходе наступательных операций 1943— 1945 годов.

В Советской Армии Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии а РВГК. К 1 мая 1945 года в тридцати бригадах и четырех отдельных полках а насчитывалось 760 единиц Б-4.

Слабым местом гаубицы Б-4 была гу-) сеничная ходовая часть. В походе лафет Б-4 возился отдельно — на гусе-) ничном шасси и отдельно — ствол на специальной ствольной повозке. Ствольные повозки базировались на а гусеничном (Б-29) и на колесном ходу (Бр-10).

При эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом «Большевик», постоянно выходили из 4- строя траки на гусеницах. Тяговое усилие Б-29 с места достигало 1250 кг. Для сравнения: колесная повозка Бр-10 со стволом имела тяговое усилие  250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два трактора «Коминтерн» цугом —у одного трактора гусеницы проскальзывали. Колесные недостаточно мощны. Так, чтобы повернуть гаубицы на угол 30°, требовалось 15—20 минут и физические усилия двух расчетов. А для разрушения стенки финского ДОТа необходимо было попадание в одну и ту же точку как минимум двух снарядов. Расчеты с огромным усилием подтаскивали 17-тонную махину на дистанцию 1200 м—только с этого расстояния могли расстрелять ДОТ. Каковы были потери расчетов, говорить не приходится.

К 22 июня 1941 года в РККА имелось всего 849 гаубиц Б-4, из которых 41 нуждалась в капитальном ремонте. В 1938—1939 годах предпринималась попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»)— по шесть гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпуснойi артиллерии и оставались только в гаубичных артиллерийских полках боль шой мощности РВГК. По штату (от 19i февраля 1941 года) полк состоял из четырех дивизионов трехбатарейного состава. В каждой батарее числилось два орудия; соответственно одна гаубица считалась взводом. Всего в полку было 24 орудия, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 мотоциклов и 2304 человека личного состава (из них 174 офицера). К 22 июня 1941 года в составе РВГК насчитывалось 33 артиллерийских полка с гаубицами Б-4. Всего по штату во всех полках РККА должно было числиться 792 орудия, а фактически состояло лишь 727.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года потеряно 75 Б-4, в тот же период войсками от промышленности получено 105 гаубиц.

В ходе войны несколько Б-4 попало к немцам. Так, в городе Дубно они захватили 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей наши войска бросили в исправном состоянии 27 гаубиц. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503 (г). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев использовалось восемь таких гаубиц, выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Масса полного немецкого заряда составляла 15,4 кг.

 В связи с малой мобильностью Б-4 большинство гаубичных полков боль-1 шой мощности в 1941 году было отведено в тыл. Это сберегло матчасть для з активных действий в ходе наступательных операций 1943— 1945 годов.

В Советской Армии Б-4 до конца \ войны состояли только в артиллерии 1 РВГК. К 1 мая 1945 года в тридцати бригадах и четырех отдельных полках 1 насчитывалось 760 единиц Б-4.

Слабым местом гаубицы Б-4 была гусеничная ходовая часть. В походе лафет Б-4 возился отдельно — на гусеничном шасси и отдельно — ствол на специальной ствольной повозке. Ствольные повозки базировались на гусеничном (Б-29) и на колесном ходу (Бр-10). При эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом «Большевик», постоянно выходили из X строя траки на гусеницах. Тяговое усилие Б-29 с места достигало 1250 кг. Для сравнения: колесная повозка Бр-10  со стволом имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два трактора «Коминтерн» цугом —у одного трактора гусеницы проскальзывали. Колесныеже повозки застревали на плохих грунтовых дорогах.

В отчете о сравнительных испытаниях ствольных повозок Бр-10 и Б-29 от 7 августа 1938 года не без основания записано: «Обе повозки плохи и не отвечают предъявленным требованиям».

В 1938 году пермскому заводу № 172 поручили создать колесный лафет на гусеничном ходу для триплекса .(203-мм гаубица Б-4, 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5), получивший индекс М-50. Однако руководство завода игнорировало заказ и к июню 1941 года так ничего и не сделало.

В конце 1953 года за разработку колесного хода для Б-4 в инициативном порядке взялись конструкторы КБ завода «Баррикады» во главе с Г.И.Сергеевым.

Разработка технического проекта нового лафета закончилась в апреле 1954

года, а уже в декабре 1954 года две опытные повозки с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 отправились на испытания. Новый колесный ход приняли на вооружение в 1955 году, 203-мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М, 152-мм пушка— Бр-2М, а 280-мм мортира — Бр-5М.

Модернизация главным образом заключалась в замене гусеничного хода колесным, что позволило значительно увеличить подвижность и маневренность этих орудий, повысить живучесть ходовой части и, что самое главное, осуществлять нераздельную транспортировку орудий на одной повозке.

Баллистические характеристики модернизированных орудий и выстрелы к ним не менялись.

Транспортировались Б-4М и Бр-2М с оттянутым стволом штатным тягачом

АТТ. Наибольшая скорость возки: по шоссе —до 35 км/ч, по грунтовым дорогам и булыжнику—до 20 км/ч, по пересеченной местности, пашне—до 15 км/ч.

На расстоянии 3—5 км орудия можно было перевозить с неоттянутым стволом со скоростью 8—10 км/ч.

В боевом положении орудие устанавливалось на два поддона и закреплялось растяжками. Из походного положения в боевое и обратно орудие переводилось непосредственно в орудийном окопе.

В систему артиллерийского вооружения РККА на 1933—1937 годы были включены 203-мм дивизионная мортира и 203-мм дивизионная гаубица. Эти орудия могли существенно усилить мощь нашей армии и снять с Б-4 несвойственные ей задачи, например, расстреливать в упор финские ДОТы (в 1940 году) или участвовать в уличных боях в Берлине и других городах (в 1945-м).

Было создано несколько опытных образцов 203-мм дивизионных мортир и 203-мм корпусных гаубиц. Но против них выступили приверженцы минометов в Главном артиллерийском управлении, в результате чего эти орудия так и не поступили на вооружение.

После войны в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина было разработано несколько артиллерийских систем большой и особой мощности, не имевших равных за рубежом. Однако все работы по тяжелой артиллерии прекратили в 1957 году по инициативе Н.С.Хрущева. И когда в середине 60-х годов ученые-ядерщики научились помещать атомный заряд в артиллерийский снаряд калибра 203 мм, то выяснилось, что стрелять-то им не из чего. И пришлось делать ядерный снаряд под старушку Б-4.

А.ШИРОКОРАД 
«Моделист-конструктор» № 5'2001

Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)
в начало статьи

Смотрите также

  • Тяжелый самоходный миномёт 2С4 Тюльпан
  • Оружие победы ЗиС-3. Часть 2.
  • Оружие победы ЗиС-3. Часть 1.
  • Боевая подруга "Крылатой пехоты" (авиадесантная САУ Су-85)
  • Зверобой - гроза "Тигров" и "Пантер" (ИСУ-152)

Случайные статьи

Гроза ФИАТов (истребитель-полутораплан И-15)

истребитель-полутораплан И-15

Французский истребитель-бомбардировщик Etendard

Французский истребитель-бомбардировщик Etendard

Последняя надежда Люфтваффе (истребитель Messerschmitt Me-262)

истребитель Messerschmitt Me-262

Первые реактивные Яки (реактивные истребители Як-15, Як-17, Як-21)

реактивный истребитель Як-15

Удобная восьмёрка (американский танк Шерман M4A3E8)

американский танк Шерман M4A3E8

Толстокожий зверь (английский пехотный танк "Черчиль")

английский пехотный танк "Черчиль"

Крейсер Москва

Крейсер Москва

Пума на колёсном ходу (итальянский бронетранспортёр Puma)

итальянский бронетранспортёр Puma

Ясновидящий МиГ (первые впечатления о МиГ-31)

МиГ-31

Истребитель с индексом "Р" (истребитель-разведчик Як-9Р)

Як-9Р

Многоликий Хорнет

F-18 Hornet

Лучшие из лучших во Второй Мировой

Авиация Второй Мировой

Промежуточный Мираж (истребитель Dassault Mirage F1)

истребитель Dassault Mirage F1

Истребитель Су-5 с комбинированной силовой установкой

Истребитель Су-5

Небесный охотник Hawker Hunter

Hawker Hunter
  • Статьи |
  • Артиллерия |
  • Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика