ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Оружие победы ЗиС-3. Часть 2.

76-мм дивизионная пушка ЗиС-3
посмотреть галерею

Окончание. Начало: Оружие победы ЗиС-3. Часть 1.

Успешные испытания 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 послужили толчком к разработке дивизионного орудия ЗИС-З. Компактный лафет ЗИС-2 был легким, надежным, обеспечивал высокую мобильность пушки: огневую и на марше. Он, как, впрочем, и люлька, и противооткатные устройства, и механизмы наведения, мог быть использован без существенных доработок для новой дивизионной пушки. Поэтому после проведения первых стрельб 57-мм противотанкового орудия ЗИС-2 в КБ завода № 92 состоялось обсуждение в узком кругу замысла новой дивизионной пушки. Мыслями о новом орудии Василий Гаврилович Грабин поделился со своими соратниками Д.И.Шеффером, К.К.Ренне, В.Д.Мещаниновым, И.А.Горшковым и Л.Д.Котовым.

По версии В.Г.Грабина, для разработки новой дивизионной пушки были следующие причины.

Во-первых, даже приблизительный подсчет показывал, что на вооружении Красной Армии к началу 1941 года орудий этого типа будет меньше, чем на вооружении русской армии перед Первой мировой войной, а заказов на производство Ф-22УСВ от Наркомата обороны больше не предвидится. Масштабы той войны были скромнее войны предстоящей, неотвратимость которой ни у кого не вызывала сомнений. Поэтому не исключена возможность, что в случае войны придется возобновлять производство Ф-22УСВ, которую он рассматривал как переходную модель к более совершенной пушке. Следовательно, не мешало бы иметь на случай войны новую дивизионную пушку, которая по своим характеристикам превосходила бы Ф-22УСВ.

Во-вторых, мощность и баллистические решения освоенной в серийном производстве дивизионной пушки Ф-22УСВ полностью удовлетворяли требованиям к перспективной дивизионной пушке ЗИС-З. Поэтому было бы рациональным произвести наложение 76-мм ствола Ф-22УСВ на лафет ЗИС-2. Исходя из сложившейся к этому времени практики, первоначально для нового орудия приняли максимальный угол возвышения, равный 45 градусам, как обеспечивающий максимальную дальность стрельбы. Стрельба на больших углах возвышения приведет к существенному увеличению максимальных нагрузок на лафет (у ЗИС-2 угол возвышения равнялся 25 градусам), для их снижения решили оснастить ствол ЗИС-З дульным тормозом, который бы уменьшил энергию отката на 30%.

Предложения В.Г.Грабина встретили понимание и поддержку у участников совещания.

Разработку ствола ЗИС-З по конструктивной схеме, аналогичной ЗИС-2, поручили конструктору И.С.Грибаню и начальнику подотдела В.Д.Мещанинову. 76-мм трубу ствола требовалось вписать в кожух противотанковой пушки. Грибань быстро разработал эскиз на трубу и передал его в производство, а сам приступил к оформлению чертежей на ствол. После изучения конструкций различных дульных тормозов в качестве прототипа для новой пушки с переменной длиной отката выбрали тормоз 122-мм корпусной пушки А-19 образца 1931 года. Из заготовки ствола для Ф-22УСВ по эскизу И.С.Грибаня изготовили ствол опытной пушки, на который установили доработанный дульный тормоз. Ствол установили в люльку ЗИС-2 и после завершения сборки пушки уже ночью из нее произвели первую стрельбу на заводском полигоне уменьшенным, нормальным и усиленным зарядами при нулевом угле возвышения. Утром доставленную в цех пушку осмотрели: деформаций и разрушений конструкции не обнаружили.

Это позволило приступить ко второму этапу работы — к детальной проработке основных узлов дивизионной пушки ЗИС-З.

Общую компоновку пушки доверили А.Е.Хворостину— опытному конструктору, выполнившему не одну компоновку орудий в различных КБ. Доработкой верхнего станка занялся А.П.Шишкин. Установку прицела поручили Б.Г.Погосянцу и З.М.Минаевой. Наиболее сложную задачу—разработку механизма переменной длины отката доверили недавнему выпускнику Ленинградского военно-механического института Ф.Ф.Калеганову, который до этого принимал участие в создании и отладке противоотканых устройств ЗИС-2. После рассмотрения аналогичных устройств он выбрал в качестве прототипа конструктивную схему тормоза отката все от той же пушки А-19, созданной под руководством В.Н.Дроздова.

Задача создания пушки упрощалась тем, что КБ В.Г.Грабина было инициатором скоростных методов проектирования артиллерийских орудий, предусматривающих их широкую унификацию и работу в тесном контакте с заводскими технологами, когда конструктор еще на раннем этапе разработки учитывал особенности технологических процессов, освоенных заводом. Совместная работа конструктора А.П.Шишкина с технологами: литейщиком Г.И.КоптеЬым и специалистом по мехобработке Гордеевым позволила с опережением графика подать верхний станок на сборку. Не возникло проблем и с установкой прицела: конструкторы Б.Г.Погосянц и З.М.Минаева с заместителем начальника прицельного цеха Селиверстовым оперативно выполнили эту работу.

Во время отработки пушки на полигоне конструкторы обратили внимание, что при выстреле она ведет себя довольно устойчиво. Это натолкнуло на мысль: а нельзя ли вообще отказаться от тормоза с переменной длиной отката? Идея была чрезвычайно заманчивой; в этом случае почти не нужно переделывать для ЗИС-З противооткатные устройства ЗИС-2, лафет которой был к тому времени многократно испытан. Необходимо было проверить, как это скажется на кучности стрельбы. Оценку кучности проверили традиционной стрельбой по щитам с установленным на постоянную длину отката тормозом. Первую счетную группу выстрелов выполнили на дистанции 500 м. Получили отлич-ные результаты. Повторная стрельба не дала расхождений и не уступала кучности боя Ф-22УСВ. Стрельба на дистанции 10ОО м показала результаты не хуже. В то же время при стрельбе на максимальную дальность при выбранной длине отката требовалось или увеличить высоту верхнего станка, или выкапывать при стрельбе на максимальную дальность ровик под люлькой между станинами. В то же время уменьшение угла возвышения с 45 до 37 градусов снижало дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом на 0,7 км (до 13,3 км). Но и на этой дальности корректировать стрельбу 76-мм пушки было сложно.

Так как ЗИС-З разрабатывалась в инициативном порядке, решили ограничить максимальный угол возвышения 37 градусами. Это позволило, повысив линию огня всего на 50 мм, сохранить компактность и приземистость, характерные для противотанковой ЗИС-2. Переход к постоянной длине отката потребовал существенной перекомпоновки орудия, и А.Е. Хворостин блестяще справился с этой работой. Доработанная пушка успешно выдержала заводские испытания. Результаты работы радовали создателей ЗИС-З. Она, не уступая Ф-22УСВ в тактических характеристиках, была на 400 кг легче, компактнее и технологичнее в производстве и, самое главное,—в три раза дешевле своей предшественницы. Максимальная скорострельность пушки достигала 25—30 выстрелов в минуту. Но у ЗИС-З, созданной в инициативном порядке, был и большой минус—о ней никто не знал ни в ГАУ, ни в наркомате. Необходимо было выбрать подходящий повод, чтобы представить пушку руководству ГАУ и довести работу до логического завершения—полигонных и войсковых испытаний, а при их положительных результатах—приему на вооружение и запуску в валовое производство.

Такой повод вскоре представился. В марте 1941 года в Горький приехал начальник ГАУ маршал Г.И.Кулик, который поддержал год назад В.Г.Грабина при создании ЗИС-2. На этот раз маршала мало волновали вопросы производства и разработки дивизионных пушек, и он пресек попытки главного конструктора обсудить этот вопрос. И пушка осталась зачехленной в опытном цеху ждать своего часа.

И этот час настал: 22 июня 1941 года немецкие войска перешли советскую границу. Началась Великая Отечественная война:

Стремительное продвижение немецких войск, окружения и котлы, в которые попали войска, вступившие в бой на территории приграничных округов, привели к большим потерям в личном составе и вооружении. Началась эвакуация многих предприятий с европейской части на восток. В этих условиях от тех заводов, которые находились вне зоны боевых действий, потребовали резкого увеличения выпуска оружия и боевой техники. В соответствии с мобилизационными планами производство Ф-22УСВ предстояло развернуть на заводе № 92 им. Сталина и заводе № 221 «Баррикады». Причем, в связи с тяжелым положением на фронте, производство предстояло увеличить на порядок по сравнению с теми объемами, в которых эти артсистемы производились в мирное время.

Через месяц после начала войны завод увеличил выпуск пушек в три раза. Но этого было мало. На предприятие прибыл строительный отряд из нескольких тысяч человек. Менее чем за месяц они возвели новый корпус по производству нормалей и противооткатных устройств площадью в 10 000 м2. Для помощи заводу в оснащении производства горизонтально-фрезерными, расточными и плоскошлифовальными станками прибыл уполномоченный Государственного Комитета Обороны Г.И.Ивановский, в прошлом директор крупнейшего в стране Криворожского металлургического комбината, а в период войны—заместитель наркома Госконтроля. Такое оборудование имелось на заводе фрезерных станков, но его директор не отдавал его, говорил, что пострадает производство. Из двух зол выбрали меньшее—станки передали артиллеристам. Вечером Г.И.Ивановский сказал по телефону директору этого завода, что оборудование надо передать сразу. Через час на предприятие прибыли машины с рабочими завода № 92, которые не только демонтировали и перевезли станки, но и сумели к утру установить и запустить их на новом месте.

В первый день войны маршала Советского Союза Г.И.Кулика сменил на посту начальника ГАУ генерал Н.Д.Яковлев. Как вспоминал В.Г.Грабин, в июле 1941 года, получив согласие наркома Д.Ф.Устинова, он обратился к заместителю наркома обороны по вооружению Г.И.Кулику с просьбой ознакомиться с новыми разработками КБ завода № 92 и принять решение о целесообразности их принятия на вооружение. Показ был назначен на 22 июля во дворе Наркомата обороны. Из Горького доставили 57-мм самоходные противотанковые установки: ЗИС-ЗО на шасси гусеничного бронированного тягача «Комсомолец» и ЗИС-41 на шасси автомобиля ГАЗ-ААА, а также пушку ЗИС-З. Несмотря на хорошее впечатление, произведенное работой орудийных расчетов, заключение маршала о ЗИС-З было отрицательным.

Так как от завода ежедневно требовали увеличения производства пушек Ф-22УСВ, Ф-34 и ЗИС-2, в отличие от довоенного времени, когда на заводе № 92 выпускался один (иногда два) тип пушек, требовались кардинальные меры для выполнения постановлений Государственного Комитета Обороны. В.Г.Грабин предложил директору завода следующее решение этой задачи. В производство необходимо запустить ЗИС-З, которая постепенно в валовом производстве заменит Ф-22УСВ. Для того чтобы раньше времени «не дразнить гусей», дульный тормоз решили делать в опытном производстве. Сборку ЗИС-З без ствола производили одновременно с ЗИС-2. Первую партию из нескольких ЗИС-З собрали в ночную смену и утром предъявили заказчику, тот ответил отказом и пошел докладывать старшему военпреду инженер-полковнику И.Ф.Телешову, который доложил об этом в ГАУ. Ответ пришел не сразу, но пушки стали принимать.

Одновременно на заводе выполнялись мероприятия по снижению трудоемкости выпускаемых пушек. Прежде всего в КБ решили упростить конструкцию пушки за счет уменьшения количества деталей и их унификации, без снижения их тактических характеристик. До этого у каждой грабинской пушки был свой затвор, а их шло в производстве пять. У Ф-22 до ее модернизации он состоял из 116 деталей, причем многие из них довольно сложные. Наиболее простой затвор был у 57-мм орудия ЗИС-2. Его взяли в качестве базового при создании унифицированного затвора, единого для всех пушек. Новый затвор имел 57 деталей. Организовали поточную линию по его производству. Затвор стали делать в четыре раза быстрее, чем прежде. До модернизации ЗИС-З и ЗИС-2 имели по 2080 деталей, а после модернизации—1306.

В декабре 1941 года выпуск пушек увеличился по сравнению с довоенным в пять с половиной раз. Завод выполнял взятые на себя обязательства, однако фронт требовал большего. Предприятие посетил К.Е.Ворошилов, который целый день знакомился с производством и остался доволен увиденным.

В начале 1942 года В.Г.Грабина вызвали на заседание ГКО, намеченное на 4 января,—это был удобный случай показать ЗИС-З Сталину и добиться принятия ее на вооружение. Своими планами В.Г.Грабин поделился с Д.Ф.Устиновым—и тот разрешил доставить пушку в Москву. Заседание ГКО было созвано по указанию военных, которые утверждали, что модернизированные пушки будут разваливаться во время артподготовки и их надо делать по старым чертежам.

На заседании ГКО Сталин подверг работу В.Г.Грабина резкой критике, обвинив его в конструкторском зуде, из-за которого страна останется без пушек. В подавленном состоянии Василий Гаврилович ушел в гостиницу. Рано утром на следующий день у него состоялся телефонный разговор с И.В.Сталиным. Верховный Главнокомандующий одобрил работу, выполненную коллективом завода и В.Г.Грабиным. Воспользовавшись удобным случаем, Грабин рассказал Сталину о ЗИС-З и предложил его посмотреть ее.

ЗИС-З и Ф-22УСВ были доставлены в Кремль. Сталин пришел на осмотр с членами ГКО и военачальниками. Сталину ЗИС-З понравилась, а это означало, что, наконец, она сможет получить официальную прописку в войсках.

После показа дивизионной пушки ЗИС-З в Кремле она прошла официальные полигонные испытания. Комиссию по полигонным испытаниям из шести человек возглавил Панихин, возглавлявший Артиллерийский стрелково-тактический комитет начальника артиллерии Красной Армии.

В акте по результатам испытаний новая дивизионная пушка рекомендовалась к принятию на вооружение, и отмечалось, что она не уступает своей предшественнице—дивизионной пушке Ф-22УСВ и обладает по сравнению с ней следующими преимуществами:

— легче на 420 кг;
— имеет больший клиренс—360 мм (у Ф-22УСВ—330 мм);
— имеет меньшую высоту, что позволяет лучше и быстрее замаскировать ее на позиции;
— размещение механизмов наведения с одной стороны сделало ее более удобной для противотанковой обороны;
— у нее меньше деталей, и они более просты в изготовлении;
— на изготовление одного экземпляра новой пушки затрачивается меньше на 420 станко-часов, при этом экономится 1400 кг черных и 110 кг цветных металлов.

Среди недостатков, выявленных комиссией при проведении полигонных испытаний пушки и которые должны быть устранены КБ совместно с заводом-изготовителем до постановки ее на валовое производство:

—ликвидировать течь в накатнике;
—обеспечить длину отката 750 + 50 мм;
—упрочить кронштейн прицела верхнего станка, усилить боковой уровень и механизм поперечного качания прицела.

Постановлением ГКО от 12 февраля 1942 года 76-мм дивизионная пушка была принята на вооружение. Заводу № 92 устанавливалось плановое задание по выпуску 76-мм дивизионных пушек: в марте—400 Ф-22УСВ и 200 ЗИС-З, в апреле—650 ЗИС-З и в мае—700 ЗИС-З. В мае завод № 92 выпустил дивизионных и танковых пушек в 13 раз больше довоенного уровня, в декабре этот показатель увеличился в 16 раз. В первом полугодии 1943 года выпуск орудий нарастал и достиг 18-кратного увеличения по сравнению с довоенным уровнем. Завод № 92 выпускал орудий больше, чем вся военная промышленность Германии.

В многократном увеличении выпуска пушек не менее важная роль принадлежит технологической службе завода, которая вела постоянный поиск резервов увеличения производства. 54 модернизированных станка и 50 многоместных приспособлений к ним заменили 164 универсальных станка, что позволило освободить 2453 м2 производственной площади, перевести на другую работу 247 рабочих и сэкономить 23,9 миллиона рублей. Трудоемкость ЗИС-З снизили с 1053 до 633 станко-часов. Стоимость ЗИС-З после модернизации была доведена до 15 тысяч рублей, в то время как у ее предшественниц Ф-22 и Ф-22УСВ она была, соответственно, 120 и 60 тысяч рублей.

Разделку отверстия в казеннике под клин затвора выполняли на долбежных станках рабочие самой высокой квалификации. Технологи предложили выполнять это отверстие протяжкой. В поточную линию вместе с долбежными поставили протяжной станок, изготовленный самим заводом. Работать на нем стала Е.В.Углова, имевшая лишь третий разряд. Переданный на контроль первый казенник оказался изготовленным лучше и быстрее, чем традиционным способом. Тщательные измерения показали, что точность изготовления отверстия и чистота его обработки на протяжном станке значительно выше, а труда затрачивается во много раз меньше.

Для чистовой обработки канала ствола, занимавшей по традиционной технологии (расточка плавающими резцами) около 12 часов, вначале применили протяжку на станке конструкции ЭНИМСа, но на нем ненадежно работала гидравлика. Конструкторский отдел станкостроения под руководством К.И.Бородкина создал винтовые 100-тонные протяжные станки, более простые и надежные. Чистовая протяжка стала занимать всего 15 минут. Этим отделом было модернизировано свыше 200 станков 66 типов и создано 20 типов новых специальных станков.

По предложению начальника сборочного цеха А.Ковалева изготовили деревянные желоба, по которым покатились лафеты, поставленные на колеса и собранные в лафетном цехе. Лафеты устанавливались краном и между собой соединялись специальной сцепкой. Пушка по конвейеру передвигалась с помощью механической лебедки. В конце технологической цепочки орудия отправляли на заводской полигон; одно орудие закатывали в кузов, второе буксировали на прицепе.

Количество приспособлений для изготовления деталей выросло в три раза по сравнению с довоенным. Большой вклад в повышение производительности труда на заводе внес заместитель директора по металлургии профессор М.М.Струсельба, специалист по фасонному и центробежному литью. По его предложению заготовку ствола стали получать центробежным литьем. Заводские металлурги освоили кокильное литье дульного тормоза. Раньше его делали из поковки. Кованый вариант детали требовал 30 часов напряженного труда, а теперь требовалась лишь получасовая механическая обработка. Немцы не смогли освоить эту технологию, хотя и пытались.

Дульный тормоз для пушек они ковали до конца войны.

В 1943 году к производству ЗИС-З подключились завод № 235 в Воткинске и завод № 13 в Усть-Катаве, которые способствовали наращиванию объемов выпуска пушек, разработанных под руководством В.Г.Грабина.

В ходе Великой Отечественной войны стала очевидной необходимость создания самоходной артиллерии. Осенью 1942 года под руководством главного конструктора завода № 38 (г.Киров) М.Н.Щукина была разработана самоходная артиллерийская установка СУ-76 на базе легкого танка Т-70. Производство этого танка велось на нескольких предприятиях, в том числе и на Горьковском автозаводе. В качестве основного орудия на этой машине использовалась пушка ЗИС-З. У первых СУ-76, принятых на вооружение, при эксплуатации на фронте обнаружили серьезные дефекты в силовом агрегате. Его на заводе ГАЗ существенно доработали под руководством А.Н.Астрова и под обозначением СУ-76М запустили в массовое производство.

На первых самоходных установках пушка ЗИС-З применялась без станин и с новой бронированной люлькой и противооткатным устройством. В дальнейшем была разработана модификация ЗИС-З для СУ-76М, учитывающая ее специфику размещения на шасси: верхний станок пушки крепился к швеллеру, установленному поперек боевого отделения, максимальный угол возвышения ограничили 15 градусами, ввели ножной спуск. В дальнейшем эта модификация занимала значительную долю в общем производстве ЗИС-З, а СУ-76М стала самой массовой советской САУ, изготовленной в годы войны. Всего выпустили 13 732 САУ СУ-76М, из них во время Великой Отечественной войны—11 494. Производство установки продолжалось до 1946 года.

О техническом уровне пушки ЗИС-З имеется документальное свидетельство руководителя отдела артиллерийских конструкций фирмы Круппа—профессора Вольфа. Сравнивая это орудие с немецкими, он писал: «Для 76-мм пушки образца 1942 года отношение дульной энергии к весу пушки в боевом положении составляет 131. Это удивительно высокая цифра. У лучшего немецкого 75-мм орудия 16 (очевидно, речь идет о 7,5 cm Рак. 40. — Прим. авт.) этот параметр составляет 80,3... Приведенные цифры показывают значительное превосходство советской системы. Оно проявляется и в максимальной дальности стрельбы. Пушка, вес которой составляет 73 процента от веса 75-мм немецкого орудия, посылает снаряд на 1000 метров дальше. Причем сам снаряд—на 13 процентов тяжелее германского... Поэтому мнение, что она является лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны, абсолютно оправдано».

В отличие от многих орудий, изготовленных в годы Великой Отечественной войны, для ЗИС-З она не стала последней: в кадрах хроники вооруженных конфликтов в Африке или в Афганистане иногда и сегодня можно увидеть эту пушку.

Тактико-технические характеристики пушки ЗИС-З

Начальная скорость снаряда, м/с:
ОФ-350............................................................................680
БР-350А...........................................................................662
Наибольшая табличная дальность стрельбы, км.................13,29
Скорострельность пушки, выстр./мин:
максимальная..................................................................25
прицельная.......................................................................15
Время перевода из походного положения
в боевое, с....................................................................30 — 40
Наибольший угол возвышения, град............................37
Наибольший угол склонения, град................................-5
Угол горизонтального обстрела, град...........................54
Высота линии огня (с учетом осадки шин), мм.........875
Длина пушки при сведенных станинах, мм.............6095
Ширина пушки при сведенных станинах, мм.........1645
Высота пушки по щиту, мм..........................................1375
Масса пушки в боевом положении, кг.......................1200

76-мм дивизионная пушка обр. 1942 г. ЗИС-З:

84—стойка механизма поворота; 87—ось правой вилки; 99—маховик механизма поворота; 100—штырь верхнего станка; 101 —корпус червячной передачи; 102—шарнирный привод; 103 — коробка конической передачи; 149—зубчатый сектор; 150—кронштейн прицела; 151—кронштейн механизмов наводки; 152 — наметка; 153—распорная трубка; 154—основание лобовой коробки; 155—латунная втулка; 156—игольчатый подшипник; 157—шестерни; \ 58—корпус стопора; 159—стопор станин; 160—зацеп педали; 161—нажимной штифт; 162—пружинный толкатель; 163 — педаль; 164—вилка; 165—ходовой винт; 166—кожух; 167—сферический подшипник; 168—гайка; 169—матка; 170—регулирующая гайка; 171—подшипник; 172—упорная шайба; 173 — внутренний стакан; 174 — пружина; 175 — чехол; 176—тяга; в—отверстие под засов-фик-сатор боевой оси; г—отверстие для установки поворотного механизма; д—ограничитель угла склонения ствола; е—проушины для крепления верхнего щита; ж—отверстие под цапфы люльки; и — отверстие для крепления прицела; к—отверстие для установки конической передачи; л — цилиндр уравновешивающего механизма; м — прилив для толкателя нажимного штифта; н—ограничитель поворота верхнего станка; п—выступ, ограничивающий разведение станин; р—прилив для ограничения качания боевой оси; с—прилив крепления боевой оси

Боеприпасы к 76-мм дивизионной пушке обр.1942 г. ЗИС-З:

А—унитарный патрон УОФ-354М с полным зарядом с осколочно-фугасной дальнобойной стальной гранатой ОФ-350; Б—унитарный патрон УБР-354А с полным зарядом с бронебойно-трассирующим снарядом БР-350А; В — унитарный патрон УШ354Ш с неполным зарядом с пулевой шрапнелью Ш-354Т; Г—унитарный патрон УБР-354П с полным зарядом с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом БР-354Т1; Д — унитарный патрон УД-354 с неполным зарядом с дымовым стальным снарядом Д-350: Е унитарный патрон УБП-353М с беспламенным полным пороховым зарядом с кумулятивным (бронепрожигающим) стальным снарядом БП-350М; Ж......унитарный патронУД-354 с полным зарядом с зажигательным дальнобойным стальным снарядом 3-350; И--учебный патрон с гранатой; К......учебный патрон с охолощенной дистанционной трубкой Т-6; Л холостой выстрел с зарядом из пороха марки WMO 17/32 или WMO 17/16; М —холостой выстрел с зарядом из пороха марки ВТОД; I —гильза; 2,24- пороховые заряды; 3 — картонная крышка; 4 обтюратор; 5 ведущий поясок из красной меди; 6 — корпус осколочно-фугасной гранаты; 7,13,31—разрывные заряды; X.— взрыватель КМТ1 (КМТЗ-1); 9—картонный цилиндрик; 10 —капсюльная втулка КВ4: 11 —корпус бронебойно-трассирующсго снаряда БР-350А; 12 — баллистический наконечник; 14—донный взрыватель МД-8; 15 — трассер: 16 - корпус пулевой шрапнели; 17—свинцовая пуля; 18.42- стопорные винты; 19,28 — привинтные головки; 20—дистанционная трубка двойного действия Т-6; 21— центральная трубка; 22 —вышибной заряд; 23 -- пороховой заряд в картузе; 25 — поддон подкалиберпого бронебойного снаряда; 26 — сердечник из твердого сплава; 27 - корпус-дымового снаряда; 29—взрыватель КМТ-2: 30..... запальный стакан;

Производство дивизионной пушки ЗИС-З на заводах Наркомата вооружения СССР в 1942 —1945 гг.

Завод

Модификация

Годы

Всего

 

 

1942

1943

1944

1945

 

№92, г.Горький

Дивизионная ЗИС-З

10 130

12 269

13215

4015

39 629

 

Модификация для Су-76М

 

—

585

6020

6605

№ 235, г.Воткинск

Дивизионная ЗИС-З

—

925

2899

1820

5644

 

Модификация для Су-76М

—

—

6946

5050

11 996

№ 13,

г.Усть-Катав

Дивизионная ЗИС-З

—

1655

—

—

1655

№7,

г.Ленинград

Дивизионная ЗИС-З

__

--

14

—

14

Итого

Дивизионная ЗИС-З

10 130

14 849

16 128

5835

46 942

 

Модификация для Су-76М

-----

....

7531

11 070

18 601

Примечание. По воспоминаниям В.Г.Грабина, во втором полугодии 1941 года завод N° 92 изготовил и сдал заказчику около 1000 орудий ЗИС-З.

Н.СОЙКО
(Статья подготовлена по материалам Королёвского исторического музея)
«Моделист-конструктор» № 6'2007

 

 

 

 

Оружие победы ЗиС-3. Часть 2.Оружие победы ЗиС-3. Часть 2.Оружие победы ЗиС-3. Часть 2.
в начало статьи

Смотрите также

  • Оружие победы ЗиС-3. Часть 1.
  • Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)
  • Боевая подруга "Крылатой пехоты" (авиадесантная САУ Су-85)
  • Зверобой - гроза "Тигров" и "Пантер" (ИСУ-152)

Случайные статьи

Альбатрос-птица хищная

Немецкий истребитель Первой  Мировой "Альбатрос"

Лёгкий танк Т-26 - спутник пехоты

Лёгкий танк Т-26

Тяжёлый танк Т-35

Тяжёлый танк Т-35

Fury с испанским акцентом (истребитель-биплан Hawker Fury)

истребитель-биплан Hawker Fury

Истребитель "Моран-Сольнье"

Истребитель "Моран-Сольнье"

Истребитель P-38 Lightning

Истребитель P-38 Lightning

Тяжёлый танк КВ

КВ-1

Боевая подруга "Крылатой пехоты" (авиадесантная САУ Су-85)

авиадесантная САУ Су-85

И-180: воссоздание облика

И-180

Стандартный танк НАТО (основной боевой танк Бундесвера Leopard 1)

основной боевой танк Бундесвера Leopard 1

Хетцер-истребитель танков

Хетцер

И-17

И-17

РСЗО Ураган

РСЗО Ураган

Разведчики боем (лёгкие танки PzKpfw.II Ausf.L)

лёгкие танки PzKpfw.II Ausf.L"Luchs"

Тяжёлый монитор "Хасан"

Тяжёлый монитор "Хасан"
  • Статьи |
  • Артиллерия |
  • Оружие победы ЗиС-3. Часть 2.

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика