В январе 1938 года, через два месяца после взлета первого серийного истребителя «Харрикейн» Мк-1, английская фирма «Хоукер» приступила к детальной проработке тяжелого скоростного одномоторного истребителя, тактико-технические данные которого должны были превосходить «Харрикейн» как минимум на 20%. Как и в предыдущем случае, руководителем работ был назначен главный конструктор фирмы Сидней Кэмм.
Определяющим элементом проекта стала новая силовая установка, мощность двигателя которой превышала 2000 л.с. Фирма выбрала для нового истребителя два типа моторов. Первый, фирмы «Роллс-Ройс»,—«Валтур», мощностью 1760 л.е.; второй, фирмы «Нэпир»,—«Сейбр», в 2100 л.с. Высокая мощность требовала эффективной системы охлаждения, что в конце концов и должно было решить судьбу проекта.
Разработка самолета шла по двум направлениям: создание истребителя по проекту «R» с Х-образным 24-цилиндровым жидкостным двигателем «Валтур» и по проекту «N» с Н-образным «Сейбр». Вскоре проекты начали воплощаться в металл, и новые истребители получили соответственно обозначения «Торнадо» и «Тайфун».
Внешне оба самолета очень походили на «Харрикейн»: чувствовалось фирменное родство; но в отличие от предшественника увеличились габариты, конструкция стала цельнометаллической. Хвостовое колесо было выполнено полностью убирающимся в полете. Совершенно новой стала система охлаждения двигателя, с сильно развитым радиатором.
Первыми завершились работы над «Торнадо»; его прототип стартовал 6 октября 1939 года; вторым, 24 февраля следующего года, поднялся в воздух прототип «Тайфуна». Оба самолета имели близкие технические данные, но для дальнейших работ был выбран «Тайфун»: оказалась более надежной работа двигателя «Сейбр».
В мае 1941 года взлетел первый серийный «Тайфун». Машина выпускалась с двумя вариантами вооружения: с двенадцатью 7,7-мм крыльевыми пулеметами (модификация Мк-IA), и с четырьмя 20-мм пушками (Мк-!В). Первые 105 серийных «Тайфунов» оснащались двигателями
«Сейбр-1» мощностью 2100 л.с.; на последующие машины ставились «Сейбр- VI», мощностью 2180—2260 л.с. От серии к серии улучшалось оборудование самолета, более надежно работало вооружение, улучшался обзор летчика (последние истребители имели каплевидный фонарь). Всего за годы войны было выпущено 3315 экземпляров «Тайфунов», из них 60 штук в модификации фоторазведчика FR.Mk-IB.
«Тайфуны» активно использовались в боевых действиях в годы второй мировой войны. Хотя им было трудно сражаться в небе с более легкими и маневренными Ме-109, зато с новыми машинами «Фокке-Вульф-190» они боролись с успехом. Кроме того, самолеты этого типа проявили себя неплохими истребите-лями-бомбардировщиками. Именно «Тайфуны» нанесли ракетно-бомбовые удары по немецким радарам в Нормандии, серьезно ослабив ПВО нацистов перед высадкой союзных войск в июне 1944 года. А через месяц, 17 июля, «Тайфуны» атаковали штаб генерала Роммеля, при этом сам Роммель был ранен.
Недостатком «Тайфуна» как штурмовика следует считать отсутствие бронезащиты летчика и жизненно важных элементов конструкции, что иногда приводило к серьезным потерям.
Развивая идеи, заложенные в «Тайфуне», Сидней Кэмм уже в 1941 году начал работы над дальнейшим совершенствованием самолета. Новым должны были стать удлинение фюзеляжа, форма и толщина крыла, хвостовое оперение.
В июне 1942 года в работе находилось пять проектов нового истребителя, получившего обозначение «Тем-, пест»: Мк-1 с двигателем «Сейбр-IV» (2340 л.с.), Мк-11 с двигателем воздушного охлаждения «Центавр-IV» (2520 л.е.), Мк-1 II с двигателем «Гриффон-11В», Мк-IV с двигателем «Гриффон-61», Мк-V с серийным двигателем «Сейбр-П» (наследник «Тайфунов»).
Модификации Мк-1, -III, -IV остались в опытных образцах, их силовые установки удалось довести лишь к концу войны; а Мк-V и Мк-11 превратились через некоторое время в полноценные истребители.
Первым вышел на испытания «Темпест» Мк-V. Опытный самолет совершил первый полет 2 сентября 1942 года, а в июне следующего года началось его серийное производство. Всего было построено 805 самолетов. Первые 100 машин имели выступающие из крыла пушки, остальные — скрытые в крыле. Двигатели менялись как и на «Тайфуне»— от 2180 л.с. до 2260 л.с.
Развитием «Темпеста» Мк-V стала модель Мк-VI с двигателем «Сейбр-VA» мощностью 2340 л.с. Этот самолет совершил первый полет в мае 1944 года, но строился серийно уже после войны.
«Темпест» Мк-V поступил на вооружение как раз в то время, когда на Британию обрушилось новое германское «чудо-оружие»— самолеты-снаряды V-I. И эти истребители внесли достойную лепту в их уничтожение: из 1771 сбитого авиацией V-I на долю «Темпестов» Мк-V приходилось 638.
Вариант с двигателем воздушного охлаждения —«Темпест» Мк-11— совершил первый полет в июне 1943 года» Доводка самолета затянулась, к серийное производство началось лишь в конце войны. Всего изготовили 452 машины этой модификации, из них 300—1 после войны. Истребитель принимал участие в боях с Японией, использовался англичанами в конце 40-х годов в боях против повстанцев в Малайе, а также состоял на вооружении пакистанских и индийских ВВС.
Прямым развитием «Темпеста» Мк~ 11 стал послевоенный истребитель «Фьюри», Этот самолет сразу проектировался в двух вариантах: сухопутном и палубном («Си Фьюри»). Он строился сравнительно большой для послевоенного времени серией: 123 в сухопутном варианте и 665— в морском. Сухопутные «Фьюри» шли только на экспорт (Ирак, Пакистан). «Си Фьюри» до середины 50-х годов состоял на вооружении флотов Англии и Голландии.
В. РИГМАНТ
В досье копииста
Моделист-конструктор №3'1991