В середине 30-х годов Япония первой приступила к переделу сфер влияния и территорий. При этом возлагала большие надежды на свой военно-морской флот, который имел мощную авиацию.
«Зеро», «Зеро-Сен», «Зек», «Хэмп», «Рейзен» — эти названия принадлежат одной и той же машине. Они были хорошо известны всем американским и английским пилотам, воевавшим на Тихом океане. С первого дня войны и до последнего именно «Зеро» были главными противниками союзников в воздухе.
Опыт боевых действий японской авиации в конце 30-х годов показал, что основные типы японских истребителей по своим летно-техническим характеристикам начинают уступать новейшим машинам противника.
Исходя из этого, японское командование хотело получить универсальный истребитель — дальний, скоростной и к тому же обладающий высокой маневренностью. Для конструкторов такая задача была очень сложной. Если американцы могли позволить себе начать массовый выпуск узкоспециализированных истребителей (дальних высотных «мустангов» и «тандерболтов», маневренных фронтовых «киттихоуков» и «аэрокобр»), то у более слабой в экономическом плане Японии таких возможностей не было. Для того, чтобы наиболее полно реализовать требования к новому самолету, командование ВМФ предложило начать проектирование истребителя на конкурсной основе двум фирмам — Накадзима и Мицубиси. Специалисты первой из них, проанализировав свои возможности, отказались от участия в программе, и вся работа была возложена на конструкторскую группу фирмы Мицубиси под руководством Йиро Хорикоши — известного японского авиаконструктора, создавшего истребитель А5М, который хорошо зарекомендовал себя еще в 1937 г. в ходе японо-китайской войны.
В середине марта 1939-го опытный образец нового истребителя был передан на летные испытания. Самолет еще не имел официального обозначения и упоминался лишь как «опытный истребитель флота, соответствующий требованиям 12-Ши». К тому же он был еще далек от того знаменитого «Зеро», который стал в дальнейшем одним из самых известных самолетов периода второй мировой войны. Тем не менее, это был довольно грозный боевой самолет, вооруженный двумя 20-мм крыльевыми пушками и двумя фюзеляжными синхронизированными 7,7-мм пулеметами. Планер выполнен цельнометаллическим, с убирающимся в полете шасси. Кроме того, в отличие от всех других новейших истребителей мира, на нем стоял большой выпуклый фонарь пилотской кабины. И хотя это увеличивало коэффициент лобового сопротивления, обзор из кабины был отличным.
Было у нового истребителя несколько других особенностей, не столь явно бросающихся в глаза. Самолет получился очень легким, но в то же время с довольно большой площадью крыла. Благодаря этому он обладал исключительными летными данными, особенно по маневренности и дальности полета. Правда, большое крыло сказалось на скорости, тем не менее она оказалась выше чем у палубных самолетов вероятного противника. В крыле и фюзеляже истребителя были размещены герметичные воздушные мешки, обеспечивающие ему плавучесть при вынужденной посадке на воду. Пожалуй, одним из самых существенных недостатков новой машины была ее невысокая боевая живучесть, так как броня полностью отсутствовала, а топливные -баки не протектировались. Этот недостаток японцы начали устранять в ходе боевых действий. Кроме того, на самолете стоял сравнительно слабый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси «Зюйсей» 13, мощностью всего 750 л. с. На всех зарубежных истребителях мощность двигателя, как правило, превышала 1000 л. с. Недостаточную тягу давал и двухлопастный воздушный винт старого типа, который пришлось заменить новым трехлопастным изменяемого шага (японцы начали выпускать его по лицензии американской фирмы Гамельтон Стандарт).
Несмотря на недостатки, самолет прошел программу летных испытаний и 14 сентября 1939 года командование японского флота решило принять его на вооружение. Фирме был выдан заказ на серийное производство. С этого момента самолет получил свое первое официальное обозначение А6М1.
Работы по совершенствованию истребителя продолжались, тем более, что всевозможных неприятностей было предостаточно. Так, например, второй опытный экземпляр машины разбился при испытаниях на пикирование в начале 1940 года. Судя по всему, сказалась недостаточная прочность облегченного крыла.
В конце 1939 г. японские моторостроители фирмы Накадзима сделали своим коллегам самолетчикам неоценимый подарок — 14-цилиндровый двигатель НК 1C «Сакае» 12. Мощность его была доведена до 950 л. с. Установка двигателя на третий прототип истребителя, получивший обозначение А6М2, благотворно сказалась на летно-технических характеристиках. Новый мотор был более крупным и тяжелым, поэтому конструкторам фирмы Мицубиси пришлось существенно изменить носовую часть фюзеляжа. В частности, были сделаны новые капоты, на которых появились специальные углубления, позволяющие вести огонь из фюзеляжных пулеметов (положение их осталось прежним). Одновременно была усовершенствована система управления, внесены мелкие доработки в узлы и агрегаты.
За первую половину 1940 г. фирма Мицубиси выпустила 17 прототипов А6М2, 15 из которых были направлены для прохождения войсковых испытаний в Китай, где показали себя с самой лучшей стороны. Дополнительно убеждать военных в необходимости принятия самолета на вооружение не пришлось. Не успели машины, направленные в Китай, прибыть в район боевых действий, как военно-морской флот Японии официально принял А6М2 на вооружение, присвоив ему обозначение истребитель тип 00. Такое обозначение было обусловлено тем, что год принятия самолета на вооружение — 1940-й — соответствовал 2600 году по старому японскому календарю. В вооруженных силах новым самолетам, как правило, присваивались в виде обозначение две последние цифры года. Правда, двух нулей в обозначении А6М2 оказалось много и для простоты оставили только один. По-английски же ноль произносится как зеро, поэтому с легкой руки английских и американских пилотов, а также средств массовой информации истребитель А6М стал широко известен в мире именно как «Зеро-Сен» или просто «Зеро».
Серийное производство А6М2 началось в августе 1940 г. на заводе фирмы Мицубиси в Нагое, а чуть позже в Коидзуме на заводе, принадлежащем фирме Накадзима. К моменту вступления Японии во вторую мировую войну на вооружении ВМФ имелось около 330 истребителей «Зеро». В ходе серийного производства самолет совершенствовался. В конце 1940 г. на А6М2 установили крыло со складывающимися законцовками. Размах плоскостей при хранении самолета уменьшался с 12 до 11 метров. Это упростило размещение машин в ангарах авианосцев, а также при подъеме их на полетную палубу.
По своим летно-техническим характеристикам А6М2 оказался отнюдь не хуже новейших американских машин аналогичного класса. Так, максимальная скорость самолета составляла 530 км/ч — несколько выше чем у американского истребителя F-4F «Уайлдкэт» и на 45 км/ч больше чем у более старой машины F2A «Буффало», которая находилась на вооружении английской и голландской авиации. Что касается маневренности, то тут у «Зеро» не было конкурентов. И хотя «Уайлдкэт» обладал более мощным двигателем (1100 л. с.), он был почти на тонну тяжелее. Кроме того, из-за большой площади крыла удельная нагрузка на плоскость у А6М2 была очень низкой. Это позволяло японским летчикам в воздушных боях выполнять виражи меньшего радиуса. «Зеро» оказался «крепким орешком» и для новейших американских сухопутных, более скоростных машин Р-40, которые были в тихоокеанском регионе чуть ли не основными истребителями.
Первые воздушные бои английских пилотов с «Зеро» вызвали у них состояние шока из-за отсутствия информации о новом японском самолете. Летчики, уверенные что их «буффало» и «харрикейны» по своим летным характеристикам превосходят любой японский истребитель, сразу начали нести большие потери. Тотчас английское командование на Дальнем Востоке запросило из метрополии новейшие истребители «Спитфайр». Однако «спитфайров» англичанам остро не хватало для противодействия немецким истребителям в Европе, и Летчикам королевских ВВС в Сингапуре, а затем и в Бирме приходилось с трудом отбиваться от наступавших японцев на устаревших самолетах.
Неудивительно, что на начальном этапе войны японские истребители безраздельно господствовали в воздухе. «Зеро» часто привлекались для атак наземных целей. В немалой степени этому способствовало наличие двух 20-мм пушек, в то время как самолеты противника были вооружены только пулеметами. Так, например, в ходе налета на Пирл-Харбор «Зеро» не только сопровождали бомбардировщиков и торпедоносцев, но и самостоятельно атаковали различные военные объекты.
В частности, американский аэродром Беллоус, на котором находилось большое число истребителей Р-40, был полностью разгромлен девяткой «Зеро». Основательно досталось от них базе морской пехоты Эва, где также были перебиты почти все американские самолеты.
Более трудные времена у японских пилотов начались с весны 1942 года, когда развернулись активно боевые действия на море с участием авианосцев. В мае произошел первый в истории бой между авианосцами в Коралловом море, а в июне — знаменитое морское сражение у острова Мидуэй, закончившееся первым поражением японцев во второй мировой войне. Корабельная артиллерия вела огонь только по самолетам, и основная нагрузка по уничтожению судов выпала на долю палубной авиации. В воздушных боях, проходивших с необычайной жестокостью, участвовало одновременно большое число самых разнообразных самолетов. Что же касается «Зеро», то американцы окрестили их «смертоносными» истребителями. Правда, и японцам крепко досталось от «уайлдкэтов», пилоты которых имели лучшую подготовку. Учитывая опыт первых крупных боев, японцы решили вернуть себе утраченное превосходство.
В августе 1942 года американцы высадили морской десант и захватили центральную часть Соломоновых островов. Японское командование решило нанести по десантным кораблям сокрушительный удар и сорвать десантную операцию противника. Оно перебросило в район боевых действий свой флот, поддерживаемый палубной авиацией. Здесь, в районе острова Гуадалканал произошло еще одно крупное сражение авианосцев, закончившееся поражением японцев. В этих боях американцы впервые столкнулись с усовершенствованным «Зеро», которому они присвоили новое условное обозначение «Хэмп».
Действительно, новый вариант самолета, имеющий обозначение А6МЗ, значительно отличался от предшественника. На нем стоял новый 1130-сильный двигатель «Сакае» 21, заключенный в капот новой формы, что способствовало улучшению летных характеристик самолета. Кроме того, по рекомендации боевых частей с самолета были сняты складывающиеся законцовки крыла, что упростило технологию его производства. Теперь «Зеро», вернее «Хэмп», из-за своих «обрубленных» крыльев стали напоминать американские «уайлдкэты». Возможно, именно поэтому японцы в дальнейшем вновь перешли на выпуск крыльев с округлыми законцовками.
В ходе воздушных боев выявился ряд недостатков, присущих истребителям А6М2 и А6МЗ. Боевая живучесть оставляла желать лучшего. Ведь у самолета не было протектированных баков, и многие машины из-за потери топлива, вытекающего из пробитых емкостей, не могли долететь до авианосцев и падали в море. Японские летчики не были защищены броней и, если самолет, подвергшийся атаке американского истребителя (они были вооружены только пулеметами), мог еще продолжать полет, то пилот, получивший в спину несколько крупнокалиберных пуль, вряд ли способен был им управлять. Еще один из существенных недостатков «Зеро» — ограниченная скорость пикирования. Американские пилоты часто спасались от преследующего их «Зеро», резко уходя вниз. Ограничение скорости пикирования японского самолета было обусловлено недостаточной прочностью крыла, которое не выдерживало значительного скоростного напора.
Для устранения недостатков японские конструкторы были вынуждены провести на самолете существенные доработки. Прежде всего это касалось создания нового крыла с более толстой обшивкой, усиления вооружения и повышения боевой живучести. Таким образом, в конце 1943 года в серийное производство пошел новый самолет, получивший обозначение А6М5. В ходе войны истребитель продолжал совершенствоваться. Максимальная скорость увеличилась до 560 км/ч, появились протестированные баки, возрос запас топлива на борту. Летчика защищали бронеспинка и лобовое пулестойкое стекло.
Небольшой серией выпускался истребитель А6М6 — фактически тот же А6М5, но с двигателем «Сакае» 31, который был оборудован системой впрыска в цилиндры водометаноловой смеси. Это позволяло кратковременно форсировать мотор, увеличив мощность на 10%. А6М6, так же как и последние серии А6М5, был вооружен не только двумя 20-мм пушками, но и тремя 13-мм крупнокалиберными пулеметами. Под крылом размещались четыре неуправляемые ракеты класса «воздух — воздух». На остальных истребителях А6М5 и на А6МЗ под крылом могли быть подвешены две 30- или 60-килограммовые бомбы.
Однако исправить положение новые машины уже не могли. Летом 1944 года американцы имели подавляющее превосходство в авиации, в том числе истребительной. Одних только палубных самолетов было в два раза больше. К тому же, по японским кораблям активно «работала» сухопутная авиация ВВС США, базировавшаяся на островах. Новейшие американские палубные истребители F6F «Хэллкэт», вступившие в бой в конце лета 1943 года, по своим летно-техническим характеристикам превосходили даже усовершенствованные «зеро». При таком количественном перевесе и превосходстве в качестве самолетов летчики «хэллкэтов» сбивали японские машины целыми группами. Например, 12 «хэллкэтов» с авианосца «Эссекс» провели бой с сотней японских самолетов, среди которых было 32 «зеро» и сбили около 70 машин противника. Общий итог сражения в Филиппинском море оказался для японцев просто трагичным. Они потеряли 92% всех своих самолетов.
Столь ощутимое превосходство американской авиации вынудило японцев в срочном порядке создавать новые самолеты. Оставшись без ударных машин старых типов, они были вынуждены принять на вооружение новый боевой самолет, созданный на базе А6М5. Он получил обозначение А6М7. Это был пикирующий бомбардировщик, который нес бомбы не только под крылом, но и под фюзеляжем (до 500 кг). Самолеты А6М7 поступили на вооружение в мае 1945 года.
Самым совершенным из всех истребителей типа «0» стал вариант А6М8 с новейшим двигателем Мицубиси «Кинсей» мощностью 1650 л. с. Полуторное увеличение мощности силовой установки не могло не сказаться на качественном улучшении всех характеристик самолета. Летные испытания А6М8 показали, что он практически не уступает американским «хэллкэтам» и командование морской авиации заказало 6300 машин. Но этим планам не суждено было сбыться. Война подходила к берегам Японии, и авиационные заводы стали основными объектами для американских бомбардировщиков.
Однако рассказ об истребителе «Зеро» был бы не полным, если не упомянуть о камикадзе — японских пилотах-смертниках, которые в конце 1944 года стали чуть ли не главной ударной силой японской авиации.
Как известно, японские летчики и раньше направляли свои подбитые самолеты на американские корабли, но это были действия отчаявшихся одиночек. В октябре 1944 года в бою у острова Самар специально подготовленная группа камикадзе осуществила совместную, заранее спланированную операцию. Первыми в палубы американских кораблей врезались истребители «Зеро». Только они смогли прорваться через плотный заградительный огонь корабельной артиллерии и уйти от преследующих их «хэллкэтов». И если 21 и 23 октября атаки камикадзе сорвались, так как японские самолеты были сбиты на дальних подступах в воздухе, то день 25 октября стал черной страницей в истории американского флота. В этот день лейтенант Ёкио Секи первым из камикадзе сумел вогнать свой А6М2 с подвешенной под фюзеляжем 135-килограммовой бомбой в полетную палубу американского авианосца «Сенти», который не имел возможности уклониться от удара. Спустя 20 минут еще один «Зеро» с 250-килограммовой бомбой поразил авианосец «Суони», а вслед за ним, после страшного удара камикадзе был уничтожен авианосец «Сент Ло». В то время, как корабли охранения спасали экипаж тонущего «Сент Ло», еще два летчика-смертника обрушились на авианосец «Калинин Бей».
На долю истребителей «Зеро» «выпала честь» провести последний воздушный бой во второй мировой войне, который состоялся 15 августа 1945 года. Двенадцать японских самолетов в смертельной схватке сцепились с шестью «хэллкэтами». Никто не хотел уступать, и после ожесточенной схватки на свои базы вернулись только три «Зеро» и два «Хэллкэта». На этом история боевого применения японского истребителя закончилась. Однако знаменитые «Зеро»... продолжают летать. Это отдельные экземпляры истребителя, восстановленные любителями и энтузиастами авиастарины как в Японии, так и в США.
|
А6М2 |
А6МЗ |
А6М5в |
А6М5С |
А6М6 |
А6М7 |
А6М8 |
Длина самолета, м |
9,06 |
9,06 |
9,121 |
9,121 |
9,121 |
9,121 |
9,237 |
Размах крыла, м |
12 |
11 |
И |
11 |
11 |
И |
11 |
Площадь крыла, м" |
22,44 |
21,53 |
21,3 |
21,3 |
21,3 |
21,3 |
21,3 |
Двигатель |
«Сакае» 12 |
«Сакае» 21 |
«Сакае» 21 |
«Сакае» 21 |
«Сакае» 31 |
«Сакае» 21 |
«Кинсей» 62 |
Мощность л. С. w |
940 |
ИЗО |
ИЗО |
ИЗО |
ИЗО |
ИЗО |
1650 |
Масса пустого, кг |
1680 |
1807 |
1894 |
2155 |
2050 |
2050 |
2150 |
Взлетная масса, кг |
2410 |
2544 |
2743 |
3150 |
3000 |
3150 |
3150 |
Максимальная скорость, км/ч |
532 |
542 |
560 |
560 |
570 |
560 |
— |
Потолок, м |
10 000 |
11 050 |
11 740 |
— |
— |
11 200 |
— |
Дальность, км |
1850—3050 |
2360 |
1910 |
— |
— |
— |
— |
Вооружение |
2Х 7,7 мм |
2Х 7,7 мм |
1X7,7 мм |
ЗХ 13 мм |
ЗХ 13 мм |
ЗХ 13 мм |
2Х 13 мм |
|
2X20 мм |
2Х 20 мм |
IX 13 мм |
2Х 20 мм |
2Х 20 мм |
2Х 20 мм |
2Х 20 мм |
|
бомба IX 135 кг |
бомбы 2Х 60 кг |
2Х 20 мм бомбы 2X60 м |
4 ракеты |
4 ракеты |
бомбы 2Х 60 кг 1X500 кг |
бомбы 2X60 кг 1X 500 кг |
Дополнительное оборудование |
|
подвесной бак 1X 330 л |
бак 1X330 л |
бак 1X330 л |
бак 1X330 л |
бак 2Х 150 л |
бак 2Х 350 л |
Кабина пилота истребителя A6M3 Модель 22
1. Колиматорно-концентрический прицел Тип 98.2. Ручка перезарядки 7,7-мм пулемета. 3. Пулемет Тип 97 калибра 7,7мм. 4. Инклинометр. 5. Искусственный горизонт. 6. Спидометр. 7. Альтиметр. 8. Хронометр. 9. Выключатель зажигания. 10. Указатель температуры выхлопных газов. 11. Указатель радиопеленгатора. 12. Магнитный компас. 13. Вариометр. 14. Указатель давлении во впускном тракте. 15. Указатель давления топлива и масла. 16. Указатель температуры масли. 17. Тахометр. 18. Указатель температуры головок цилиндров. 19. Подсветка кабины. 20. Механизм блокирования фонаря в открытом положении. 21. Лобовое стекло. 22. Фонарь кабины. 23. Рычаг автоматической регулировки топливовоздушной смеси на большой высоте. 24. Переключатель наддува. 25. Ручка газа, совмещенная с кнопкой спуска. 26. Ручка безынерционного стартера. 27. Маховик регулятора створок системы охлаждения двигателя. 28. Ручка уборки посадочного гака. 29. Панель радиостанции 30. Ручка вращения антенны радиопеленгатора. 31. Ручка сброса подвесного бензобака. 32. Потенциометры системы обогрева пушечных замков. 33. Ручной бензонасос. 34. Ручка выпуска закрылков. 35. Ручка выпуска шасси. 36. Ручка регуляции кресла пилота. 37. Ручка аварийного выпуска шасси: под ней ручка регуляции охлаждения крыльевых бензобаков. 38. Ручка регуляции заслонки маслорадиатора. 39. Педали. 40. Главный переключатель пушек н крыльях. 41. Указатели давления в кислородной и гидравлической системах. 42. Ручка управления. 43. Кресло пилота. 44. Пасос впрыска топлива. 45. Регулятор ремней безопасности. 46. Указатель уровня топлива в баках в крыльях. 47. Переключатель радиоканалов. 48. Ручка бомбосброса. 49. Шланг кислородного прибора. 50. Ручка регулятора триммеров рулей высоты и направления. 51. Коробка предохранителей электроцепей. 52. Предохранитель бортового вооружения. 53. Регулятор наддува двигателя. 54. Регулятор состава топливовоздушной смеси. 55. Регулятор шага винта. 56. Подсветки кабины.