Более полвека в строю бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, продолжающая свою боевую службу и сегодня.
Проектирование БРДМ-2 началось в 1959 г. в СКБ конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода. К этому времени здесь уже накопили значительный опыт создания бронеобъектов лёгкого класса: в начале 1950-х гг. был разработан БТР-40 (заводской индекс ГАЗ-40), а через несколько лет - бронированная разведывательная дозорная машина БРДМ (заводской индекс ГАЗ-40П, литера «П» обозначает - плавающий). Последняя, в соответствии с новыми оперативно-тактическими взглядами на способы ведения боевых действий, могла без подготовки преодолевать водные преграды и траншеи, канавы и окопы на поле боя. Этому способствовали герметичный водоизмещаю-щий корпус и дополнительные выдвижные катки.
С начала серийного производства в 1957г. БРДМ активно использовалась подразделениями войсковой разведки, выгодно отличаясь от БТР-40 своей оперативной подвижностью. Однако в ходе эксплуатации выявились и её слабые стороны. В первую очередь - недостаточная тяговооружён-ность, составлявшая всего 16 л.c./т., тогда как военным хотелось иметь 20 л.с./т. Но в то время в распоряжении конструкторов имелся лишь 90-сильный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-40, полученный форсированием по оборотам двигателя ГАЗ-63, который, в свою очередь, вёл родословную от ещё довоенного двигателя ГАЗ-11 (76 л.с.). Выжать из этого устаревшего мотора большую мощность уже не представлялось возможным. Не совсем удачной была и конструктивная схема БРДМ, унаследованная от БТР-40, прямым потомком которого она и являлась (первоначально машина задумывалась как плавающий вариант БТР-40, на что указывает её заводской индекс - БТР-40П). Компоновка с передним расположением пожароопасного карбюраторного двигателя делала машину легко уязвимой от лобового огня. К тому же, для обеспечения необходимого распределения водоизмещения по длине машины её переднюю часть пришлось выполнить увеличенного размера, что существенно ухудшило обзор впереди - как механику-водителю, так и всему экипажу. Слабым было признано и вооружение - один 7,62-мм пулемёт СГМБ; огонь из него стрелку приходилось вести, наполовину высунувшись из броневой рубки.
Попытки модернизировать БРДМ за счёт установки пулемётной башенки от транспортёра-тягача МТ-ЛБ или крупнокалиберного пулемёта ПКВ на открытой турели особым успехом не увенчались - возможности дальнейшего совершенствования машины, как уже говорилось, были ограничены слабым двигателем и выбранной компоновкой.
Новые возможности для создания более совершенной БРДМ появились, когда на ГАЗе развернулись работы над новой моделью грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66, знаменитой впоследствии «шишиге» с двигателем мощностью 120 л.с. Изначально этот V-образный двигатель предназначался для правительственной «Чайки» (ГАЗ-13) путём «сращения» двух 4-цилиндровых блоков «волговского» двигателя ГАЗ-21, а затем на его основе создали упрощённую версию для ГАЗ-66. Так, у конструкторов Горьковского автозавода появилась основа - «сердце» - для создания новой БРДМ. В дело пошли и другие узлы «шишиги» - мосты, трансмиссия и пр. Использование в конструкции колёсных броневых машин узлов, унифицированных с серийными автомобилями, являлось обычной практикой и позволяло существенно снизить стоимость производства.
10 февраля 1959 г. Главное бронетанковое управление армии (ГБТУ) выдало тактикотехнические требования на разработку БРДМ-2, способной действовать совместно с новыми бронетранспортёрами БТР-60, перспективными танками и боевыми машинами пехоты (БМП). По сравнению с предшественницей, она должна была обладать большей огневой мощью, лучшими ходовыми качествами и повышенным уровнем защищённости; кроме того, оснащаться системой противоатомной защиты и радиосвязной системой для передачи и получения по радио команд и разведывательной информации.
Проект получил заводское обозначение - «изделие 41», или «ГАЗ-41». Команда разработчиков была та же, что создавала и БРДМ. Руководство проектом осуществлял главный конструктор ГАЗа В.А. Дедков, ведущим машины был А.Н. Лебедев, вопросы по обеспечению водоходности курировал -В.Г. Лазарев.
Естественно, что проектировщики использовали в новой машине ряд конструктивных решений, уже опробованных на БРДМ. Однако «ГАЗ-41» получил совершенно другую схему общей компоновки - с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая схема позволила улучшить обзор местности и водителю, и командиру. Боевое отделение сместили вперёд, оно стало более просторным. Повысились водоходные качества машины: установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. Для самообороны машина вооружалась пулемётом КПВТ, установленным на открытой турели, аналогичной использовавшейся на тяжёлом танке Т-10. Экипаж «ГАЗ-41» насчитывал пять человек - два члена экипажа и три десантника.
Бронекорпуса для двух первых опытных образцов изготовили к июлю 1960 г., чего нельзя было сказать об остальных агрегатах. Если новый двигатель ГАЗ-66 имелся в наличии, то трансмиссия для него ещё только проходила испытания. В стремлении уложиться в заданные сроки первый прототип пришлось оснащать трансмиссией и ходовой частью старой БРДМ. Это не преминуло сказаться во время ходовых испытаний. Старая трансмиссия откровенно не выдерживала возросшей мощности двигателя - не раз горело сцепление, крошились зубья коробки передач.
После доработок в ноябре того же года прототип передали военным для проведения полигонных испытаний, проходивших на НИИБТПолигоне в Кубине. Замечаний у военных оказалось много. Прежде всего, отмечалась неудовлетворительная работа трансмиссии, которая не обеспечивала передачу полного крутящего момента, развиваемого двигателем. Критиковалось применение мостов и узлов подвески от ГАЗ-66. С одной стороны, военные были заинтересованы в унификации ходовой части «ГАЗ-41» с уже выпускавшимся горьковским заводом бронетранспортёром БТР-60, с другой - узкая колея, унаследованная от «шишиги», затрудняла движение по танковой колее и создавала неустойчивость на поворотах и склонах. Размещение вооружения на открытой турели не обеспечивало достаточной защиты стрелка при ведении огня, к тому же нарушало герметизацию корпуса и сводило на нет работу системы противоатомной защиты, наличие которой прямо предписывалось техническим заданием. На этом фоне уже мелкими выглядели замечания о том, что командир машины не имел кругового обзора (обзор вправо закрывал водитель, а назад - корпус машины) и то, что экипажу приходилось работать в очень стеснённых условиях.
После очередных доводок и частичного устранения выявленных недостатков разведывательную машину всё же приказом Министра обороны СССР от 22 мая 1962 г. приняли на вооружение Советской Армии под обозначением БРДМ-2. Но в серийное производство, как это обычно происходило после принятия подобного решения, БРДМ-2 не запустили. Причиной тому был не до конца решённый вопрос о её вооружении. Военных категорически не устраивало размещение пулемёта КП ВТ на открытой турели, поэтому БРДМ-2 попытались оснастить башней со спаркой КП ВТ и ПКТ, которая разрабатывалась для установки на очередную модификацию горьковского бронетранспортёра - БТР-60ПБ.
Прототип перевооружённого варианта подготовили к началу 1963 г. Довольно тяжёлую башенную установку разместили практически посередине корпуса машины. Это не нарушало её водоходных качеств и вместе с тем благотворно сказалось на точности ведения огня. Теперь стрелок мог вести круговой обстрел, находясь внутри корпуса, не нарушая работу системы противоатомной защиты. Правда, из-за сокращения внутреннего объёма экипаж пришлось уменьшить до четырёх человек.
В общем, машина заказчика устраивала - благодаря более мощному двигателю она продемонстрировала параметры проходимости и водоходности, превосходящие БРДМ, возросшие скорость и запас хода. К недостаткам относили то, что конструкторы не обеспечили условий для скрытного от противника выхода экипажа из машины. Высадка-посадка предусматривалась только через два люка в передней части крыши корпуса, а это вынуждало экипаж взбираться на машину через её борта.
В апреле 1963 г. опытный БТР-60ПБ и БРДМ-2 с башенной установкой вооружения продемонстрировали Министру Обороны СССР маршалу Р.Я. Малиновскому. По результатам показа провели доработки по улучшению обзорности БРДМ-2 - для разведчиков на бортах установили дополнительные смотровые приборы.
Однако доводка БРДМ-2 шла медленно и тяжело: в указанный период все силы завода были брошены на подготовку к серийному выпуску бронетранспортера БТР-60ПБ, и окончательно довести БРДМ-2 удалось лишь к концу 1964 г.
Первые пять предсерийных машин покинули сборочный цех в декабре 1964-го, но маховик производства раскручивался неспешно - за весь 1965 г. было построено только 80 БРДМ-2, а в следующем году вместо запланированных 600 машин - всего 440. Несмотря на такой затянувшийся старт, БРДМ-2, проявив чудеса долголетия, продержалась в производстве целых 25 лет - до 1989 г.
До 1967 г. ГАЗу приходилось выпускать параллельно и старые БРДМ (в качестве шасси для спецмашин), а с 1982-го производство БРДМ-2 началось на Арзамасском машиностроительном заводе. За эти годы было построено около 9400 единиц, правда, почти половина из них послужила в качестве шасси для специализированных машин.
Первая публичная демонстрация БРДМ-2 состоялась в 1966 г. во время военного парада на Красной площади в Москве.
В процессе производства в конструкцию БРДМ-2 вносились различные изменения. Наиболее заметным внешним отличием, по которому БРДМ-2 можно условно разделить на машины ранних, средних и поздних производственных серий, стало устройство воз-духопритоков на крыше двигательного отсека. Ранее два их лючка имели трапециевидную форму и прикрывались крышками, открывавшимися назад (по типу БТР-60). На машинах средних серий воздухопритоки имели прямоугольную форму и прикрывались жалюзи. Поздний вариант, запущенный в производство в 1970-х гг., имел над воздухопритоками шесть выпуклых грибовидных крышек-колпаков, аналогичных по конструкции устанавливавшимся на БТР-70. Они препятствовали попаданию в моторное отделение рикошетирующих пуль, осколков, а также затеканию напалма. Кроме того, эти машины оснащались башней с прибором наблюдения в крыше. Этот вариант БРДМ-2 даже получил на Западе отдельное обозначение - БРДМ-3, но в СССР он особым индексом не выделялся.
БРДМ-2 поступали в разведывательные и штабные армейские подразделения, в войска связи и химические войска. Они использовались во внутренних войсках МВД, пограничных войсках и морской пехоте ВМФ. По штату, каждой советской мотострелковой или танковой дивизии полагалось 28 БРДМ-2: 12 - в разведывательном батальоне и по 4 -в каждом полку.
Эта техника широко поставлялась и в страны Варшавского Договора, туда было отправлено около 6 тыс. машин. В некоторых странах для них вводились собственные обозначения. Так, например, в Германской Демократической Республике БРДМ-2 именовался как SPW-40P2, а БРДМ - SPW-40P.
Конструкция БРДМ-2
Хотя БРДМ-2 считается дальнейшим развитием БРДМ, что отражено в её обозначении, но общим узлом у них является, пожалуй, только оригинальные, выдвигающиеся при преодолении препятствий, приводные катки. БРДМ-2 выполнена по компоновочной схеме с задним расположением отделения силовой установки, соответственно её отделение управления находится в передней части корпуса, а боевое отделение -в средней.
В отделении управления размещены органы управления машиной, приборы наблюдения, радиостанция, навигационная аппаратура, отопитель, который обеспечивает обдув тёплым воздухом лобовых стёкол, сиденья командира и водителя, а также лебёдка и её привод.
В боевом отделении находятся башенная пулемётная установка, боекомплект, гидроподъёмники дополнительных колёс, два одноместных сиденья для экипажа. В его средней части, на днище, размещена раздаточная коробка в сборе с редуктором и коробками отбора мощности на дополнительные колёса и лебёдку.
В отделении силовой установки располагаются двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач и коробкой отбора мощности на водомёт, водяные и масляные радиаторы и теплообменники, предпусковой подогреватель, водооткачивающий насос, компрессор, водомётный движитель с редуктором и карданным валом отбора мощности, бензиновые баки, аккумуляторная батарея и воздушный баллон. Оно изолировано от остальной части корпуса герметичной перегородкой, на которой с левой стороны смонтирована фильтро-вентиляционная установка. Для доступа к двигателю в перегородке имеются откидные дверцы.
Полностью закрытый герметизированный корпус машины имеет сварную конструкцию и изготовлен из стальных катаных броневых листов. Толщина брони в лобовой части составляет 6-10 мм, передняя часть сварной конической башни изготовлена из броневых листов толщиной 6 мм. Броня защищает только от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
В экипаж БРДМ-2 входят командир, механик-водитель и два разведчика: один из них выполняет обязанности стрелка пулемётной установки. Рабочие места механика-водителя и командира машины (его место находится у правого борта) оборудованы в отделении управления. Их сиденья одинаковые по конструкции и установлены на кронштейнах, приваренных к днищу. По высоте сиденье подъёмным механизмом может быть установлено и застопорено в трёх положениях: наклон спинки регулируется при помощи резьбовых муфт.
Вне поля боя экипаж ведёт наблюдение через большие смотровые окна, закрывающиеся в случае необходимости броневыми крышками. Командир пользуется перископическим прибором наблюдения ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением и четырьмя призменными приборами (тремя ТНП-Б и одним ТИПО-115). В распоряжении механика-водителя имеется шесть призменных приборов (четыре ТНП-Б и два ТНПО-115), которые расположены таким образом, чтобы увеличить угол обзора вперёд и влево. В ночное время у него может устанавливаться прибор ночного видения ТВН-2Б (ТВНО-2Б), а у командира - ночной ТКН-1С. В комплект приборов ночного видения входят инфракрасная фара-осветитель ОУ-ЗГА-2М, которая крепится на щитке прибора наблюдения командира, и две фары ФГ-125, установленные на наклонных лобовых листах корпуса.
В крыше корпуса смонтировано два больших полукруглых люка - через них осуществляются вход и выход экипажа из машины. Для облегчения открывания крышки люков установлены на торсионных валиках. В закрытом положении крышки запираются специальными замками, а в открытом - удерживаются стопорами.
Благодаря гидроусилителю рулевого управления и вакуумному усилителю тормозной системы, водителю БРДМ-2 обеспечены более комфортные условия работы, чем на БРДМ. Слева от его сиденья у борта корпуса расположены блок шинных кранов и воздушный редуктор системы регулирования давления воздуха в шинах, а на надколёсной нише - рукоятки крана гидросистемы, заслонки водомёта и волноотражателя, а также кран гидросистемы выпуска дополнительных колёс. Справа и слева от сиденья находятся рычаги управления коробкой передач, коробкой отбора мощности на водомёт, включения переднего моста, стояночного тормоза и лебёдки. Перед водителем на лобовом листе корпуса укреплён щиток контрольно-измерительных приборов.
В боевом отделении установлена бронированная башня кругового вращения с весьма мощным вооружением: 14,5-мм пулемётом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом ПКТ. Оба смонтированы в жёсткой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Пулемётная установка имеет перископический прицел ПП-61А.
Башня вращается на погоне, приводы поворота башни и наведения оружия - механические. Углы обстрела: вертикальный - от -5° до +30°, горизонтальный - 180°. Во время стрельбы пулемётчик размещается на специальном подвесном сиденье, вращающемся вместе с башней. Из-за небольших размеров в крыше башни нет эвакуационного люка, и стрелок-разведчик покидает машину через люки в крыше корпуса, расположенные над местами механика-водителя и командира.
Пулемёт КПВТ, разработанный С.В. Владимировым ещё в годы Великой Отечественной войны в качестве противотанкового, имеет прицельную дальность 2000 м, скорострельность - 600 выстр./мин. На дальности 500 м бронебойная пуля пробивает вертикально установленную броню толщиной 32 мм. 7,62-мм пулемёт ПКТ предназначен для поражения живой силы противника. Его прицельная дальность - 1500 м, скорострельность - 650 - 700 выстр./мин. Оба пулемёта -ленточного питания, ёмкость патронной ленты для КПВТ - 50 патронов, для ПКТ - 500. Боекомплект составляет 500 и 2000 патронов соответственно.
В походном положении два разведчика из экипажа занимают места на одноместных полужёстких сиденьях, спинки которых могут откидываться вперёд. Сиденья расположены у бортов боевого отделения. Здесь для улучшения условий наблюдения на каждом борту приварены ниши наблюдения, в них установлено по три призменных прибора ТНП-Б. Это существенно увеличивает обзорность по горизонту. Рядом в наклонных бортовых броневых листах выполнены лючки для ведения огня из личного оружия (по одному на каждой стороне), закрываемые броневыми крышками.
В отделении силовой установки размещён V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-41. При 3200 об/мин он развивает максимальную мощность 140 л.с. Для питания двигателя применяется бензин с октановым числом 76 (А-76), допускается также использование бензина с более низким октановым числом -марки А-72. Топливо хранится в двух баках вместимостью по 140 л каждый, что обеспечивает машине запас хода по суше, равный 750 км.
Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Для доступа воздуха, засасываемого вентилятором в корпус, и удаления его из машины после обдува радиаторов и нагретых агрегатов в крыше корпуса предусмотрены специальные люки. Два жидкостных радиатора размещены в силовом отделении за двигателем. К левому из них крепятся три радиатора для охлаждения масла. Для создания потока воздуха в системе охлаждения за каждым радиатором в специальных кожухах установлено по шестилопастному осевому вентилятору, которые приводятся во вращение от вала двигателя через ременную передачу. Для обеспечения охлаждения двигателя на плаву в систему введены трубчатые теплообменники. Они имеют одинаковую конструкцию как для охлаждающей жидкости, так и для масла.
Система подогрева - термосифонного типа, предназначена для повышения температуры охлаждающей жидкости, масла и основных деталей двигателя с целью облегчения его пуска при низких температурах. Жидкость в системе циркулирует под влиянием разной плотности нагретой и охлаждённой жидкости. Масло в поддоне двигателя подогревается газами подогревателя П-100, состоящего из котла и воздушного вентилятора. Горячие газы, проходя по газоходам котла повышают температуру жидкости в рубашках и через газоотводящий патрубок направляются к поддону двигателя, нагревая в нём масло.
Трансмиссия БРДМ-2 - механическая, по составу узлов и агрегатов принципиально не отличается от трансмиссии БРДМ. Крутящий момент от двигателя передаётся через коробку передач и раздаточную коробку к заднему и переднему ведущим мостам, а также к приводам водомёта, лебёдки и дополнительных ведущих колёс. Водомёт и привод на ведущие колёса при необходимости могут работать одновременно. Привод управления сцеплением - гидравлический. Коробка передач - механическая, четырёхступенчатая; третья и четвёртая передачи снабжены синхронизаторами. Привод управления коробкой передач сблокирован с приводом сцепления на первой, второй и передаче заднего хода -это в значительной мере облегчает водителю управление машиной. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству аналогичны таким же узлам грузового автомобиля ГАЗ-66.
Ходовая часть БРДМ-2 в принципе одинакова с ходовой частью БРДМ. Здесь также использованы два ведущих моста, к которым при движении на пересечённой местности могут подключаться две пары колёс, опускаемых с помощью гидропривода. Таким образом обеспечивается весьма высокая проходимость машины. На каждом мосту установлены телескопические амортизаторы.
На машине имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Изменять давление можно как на стоянке, так и при движении. Нормальное давление в шинах - 2,7 атм. На грунтах с низкой несущей способностью или при движении по снежному покрову глубиной более 0,3 м давление снижается, в результате чего увеличивается площадь опорной поверхности. В других условиях, например при движении по песку, когда требуется держаться следа идущей впереди машины, давление в шинах можно увеличивать. По снежному покрову глубиной до 0,3 м БРДМ-2 может передвигаться, не снижая давления в шинах, - колёса продавливают снег до мёрзлого грунта и хорошо сцепляются с ним.
Для самовытаскивания в передней части корпуса установлена лебёдка с тяговым усилием 3,9 т и тросом длиной 50 м.
БРДМ-2 имеет высокие скоростные характеристики. Максимальная скорость по шоссе - до 95 - 100 км/ч, удельная мощность составляет 14,7 кВт/т. Машина преодолевает вертикальную стенку высотой до 0,4 м и ров шириной 1,22 м.
Движение БРДМ-2 на воде осуществляется с помощью водомётного движителя с гидравлическими приводами управления, заслонкой и волноотражательным щитком, установленным в корме. Четырёхлопастный винт засасывает воду через приёмный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывается специальной бронированной заслонкой.
Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служат водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водомётного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колёсами. Максимальная скорость на плаву - 10 км/ч.
В состав оборудования БРДМ-2 входит радиостанция Р-123 (позже Р-123М) с дальностью устойчивой радиосвязи в микротелефон-ном режиме до 20 км, а также навигационная аппаратура ТНА-2, включающая датчики Но в основном БРДМ-2 использовались для несения патрульной службы, охранения и сопровождения колонн. К сожалению, в случае грамотно организованного нападения на колонну машины оказывались наиболее уязвимыми из всей советской бронетехники. Конструкция БРДМ-2 хотя и была рассчитана на боевое применение, однако на практике броня мало спасала и от различного рода придорожных фугасов, и противобортовых мин. Очень большой проблемой стали и РПГ, кумулятивные гранаты которых прошивали броню БРДМ-2 насквозь. «Душманы» сначала обездвиживали боевую машину, а потом расстреливали её из всех видов стрелкового оружия.
Многочисленные случаи поражения легкобронированной техники, сопровождающиеся большими лотерями личного состава, вызывали отрицательную психологическую реакцию у солдат. Десантники даже на марше старались находиться не внутри, а снаружи бронемашины. Считалось, что при взрыве мин или обстреле гранатомётами вероятность гибели внутри БРДМ-2 гораздо выше, чем при размещении на крыше, даже несмотря на то, что в этом случае была высока вероятность потерь от обычного стрелкового огня противника.
Во второй половине 1980-х гг. бронетехника, в том числе и БРДМ-2, всё чаще начала появляться на улицах советских городов. По мере возникновения новых межнациональных и иных конфликтов бронетехнику пытались использовать для стабилизации ситуации, что, правда, не всегда приводило к желаемому результату. Зачастую появившиеся в зоне конфликта боевые машины накаляли страсти ещё больше и использовались противоборствующими сторонами для различных провокаций. Первым острым межнациональным столкновением, возникшим на территории СССР в 1980-х гг., стал конфликт вокруг Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаном; затем в 1992 г. - между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской республикой.
В ходе первой и второй чеченских войн БРДМ-2 применялись обеими сторонами — как Российской армией, так и чеченскими боевиками.
Общеизвестно, что на вооружении регулярных частей армии Дудаева имелось большое количество бронетехники. Только в Грозном, когда в июне 1992 г. российские войска покинули территорию Ичкерии, было оставлено 108 единиц бронетанковой техники, в том числе 30 БРДМ-2 и БТР-70.
В составе иностранных вооружённых сил БРДМ-2 и боевые машины на их базе наиболее широко использовались в ходе арабо-израильских конфликтов на Ближнем Востоке. В Египет и Сирию БРДМ-2 стали поступать после третьей арабо-израильской войны 1967 г., и в «Войне Судного дня», начавшейся 6 октября 1973-го, участвовали уже с первых часов. В 15.00 египетские войска форсировали Суэцкий канал, в первой штурмовой волне шли батальоны «коммандос», посаженные на БРДМ. Они захватили и удерживали плацдармы до подхода основных сил, а затем, имея на вооружении большое количество противотанковых средств, прорывались через оборонительные рубежи и устраивали на танкоопасных направлениях засады, уничтожая израильские танки и препятствуя подходу подкреплений.
Хотя израильтяне поначалу и были ошеломлены, но как только египетская пехота стала продвигаться от канала, её контратаковали танки 252-й дивизии. Однако израильские танкисты вели наступление в «лучших» традициях войны 1967 г. - без предварительной разведки, без поддержки пехоты, что называется «на ура». За что и поплатились. Вовремя подтянутые сюда вместе с пехотой БРДМ-2, вооружённые ПТУР «Малютка», до конца дня уничтожили от 100 до 200 израильских танков.
Советские противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Малютка» на базе БРДМ-2 активно применялись египетскими и сирийскими войсками в течение всей «Войны Судного дня». По некоторым данным, свыше половины израильских танков были выведены из строя с их помощью; по другой информации, на долю ракет «Малютка» пришлось 800 поражённых израильских танков (всего, по западным данным, в войне 1973 г. Израиль потерял их 2500 единиц). Песчаные равнины Ближнего Востока оказались идеальным местом для применения ПТУР, даже несмотря на то, что задымлённость и запылённость существенно осложняли и наведение. После окончания «Войны Судного дня» поставка советского вооружения в Сирию продолжалась; по некоторым данным, Сирия получила 600 БРДМ-2 и боевых машин на их базе.
В разыгравшихся в Ливане в 1982 г. военных действиях опять существенную роль сыграли ПТУР, особенно в ходе боёв в долине Бекаа и на Дамасском направлении. Здесь в Южном Ливане, в долине Бекаа, в. 1982 г. впервые применили в боевых действиях зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Стрела-1» на базе БРДМ-2. В декабре 1983 г. ими были сбиты самолёты американского производства А-6Е и А-7Е.
«Отметились» БРДМ и в джунглях Южного Вьетнама, где, как нельзя кстати, пришлась их высокая проходимость. Довольно широко применялись БРДМ-2 в ходе длившейся более десяти лет войны в Анголе. В Африке они стали популярны благодаря своей дешевизне и простоте технического обслуживания.
В 1983 г. Народная революционная армия (НРА) Гренады противостояла американским десантникам. Из бронетехники она имела на вооружении только БТР-60ПБ и несколько БРДМ-2 (по всей вероятности, переданные Кубой).
Значительное количество БРДМ-2 и ЗРК «Стрела-1» было поставлено в Ирак. Эти машины использовались в ходе Ирано-иракской войны 1980 - 1988 гг., а также во время первой (1991 г.) и второй (2003 г.) «Войны в заливе».
Довольно часто БРДМ-2 используются в различных миротворческих миссиях ООН, как это было, например, на территории бывшей Югославии. В 1999 г. 20 модернизированных БРДМ-2М96 получил польский 18-й десантно-штурмовой батальон под командованием подполковника Романа Полко, который был направлен для участия в миротворческой миссия ООН в Косово. Батальон базировался в американском секторе в юго-восточной части провинции. Все машины имели специальные обозначения с элементами быстрого распознавания войск НАТО в Косове, чтобы их легко можно было отличить от идентичной техники, используемой конфликтующими сторонами.
В рамках международной миротворческой миссии в Ираке БРДМ-2 эксплуатировались польским и украинским контингентами, находившимися здесь в 2003 - 2005 гг. Украинцы использовали стандартные БРДМ-2, а поляки - специально модернизированные BRDM-2 M96IK Szakal с дизельным двигателем и кондиционером.
Во всех военных акциях БРДМ-2 оказались необходимыми и востребованными для решения насущных боевых задач.
Модернизация БРДМ-2
Производство БРДМ-2 прекратили много лет назад, однако большое количество их остаётся на вооружении не только Российской армии, но и армий различных стран мира. За десятилетия службы эти машины продемонстрировали высокую надёжность и эффективность. Тем не менее, нужно признать, что к настоящему времени большинство оригинальных агрегатов и оборудования БРДМ-2 морально устарели и уже не соответствуют современным требованиям. Однако при соответствующих модернизационных усилиях БРДМ-2 ещё вполне могут в течение определённого времени выполнять как свои основные функции - разведывательнодозорные, так и служить базой для различных специализированных боевых машин.
Так, один из первых российских вариантов модернизации БРДМ-2 был показан на IV Международной выставке военной техники «Омск-2001». Основное отличие продемонстрированного прототипа от оригинальной машины состояло в установке нового дизельного двигателя - 4-цилиндрового Д-245.9 мощностью 136 л.с. с усовершенствованной трансмиссией, благодаря чему повысилась максимальная скорость, увеличился запас хода.
К настоящему времени российская фирма «Муромтепловоз» предлагает несколько вариантов модернизации машины, значительно улучшающей её основные характеристики, включая усиление огневой мощи. В силовой установке БРДМ-2М используется более эффективный дизельный двигатель ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. При несущественном снижении максимальной скорости удалось получить запас хода машины, равный 1000 км, значительно повысить её динамические характеристики. Правда, для установки нового двигателя и его агрегатов пришлось несколько приподнять крышу моторного отделения относительно прежнего положения.
От системы дополнительных опускающихся колёс отказались. В результате высвободились внутренние объёмы и появилась возможность увеличить число десантников. Для них в бортах сделали две посадочные дверцы, открывающиеся наружу. Теперь шесть человек экипажа (на оригинальной машине это были четыре человека) могут покидать машину не только через люки механика-водителя и командира, размещённые в передней части крыши корпуса, но и через бортовые дверцы.
Модернизированную БРДМ-2М предлагается оснащать новой башней МА1, вооружённой 14,5-мм пулемётом КПВБ и 7,62-мм пулемётом ПКТМ. Максимальный угол возвышения вооружения увеличен до +60° (в старой башенной установке он составлял лишь +30°). Дополнительно на внешней стороне левого борта башни устанавливается 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17: он позволяет вести прицельный огонь на дальности до 1700 м и весьма эффективен против легкобронированных машин и мотопехоты, действующей в пешем порядке.
Предлагаются также к установке: башня МА2, оснащённая 23-мм пушкой и спаренным пулемётом калибра 7,62-мм; башня МА4 с 23-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и 30-мм автоматическим гранатомётом.
В состав стандартного оборудования БРДМ-2М входят: система защиты от оружия массового поражения, централизованная система подкачки шин, которая позволяет механику-водителю регулировать давление в шинах при движении с учётом характера местности, лебёдка с максимальной мощностью 4400 кг, смонтированная в передней части машины.
БРДМ-2М сохранила свои амфибийные характеристики - максимальная скорость движения по воде составляет 8-10 км/ч.
Свой пакет предложений по модернизации предложил и Арзамасский машиностроительный завод - производитель бронетранспортёров БТР-80. Его идеология - максимальная унификация с выпускаемой сегодня продукцией, применение узлов и агрегатов от хорошо себя зарекомендовавшего БТР-80. Модернизированная машина завода - БРДМ-2А - получает новые башню и дизельный двигатель, ходовую часть от БТР-80, усиленную броневую защиту.
Базовая машина облегчается за счёт ликвидации дополнительных выдвигающихся колёс. Вместо рессорной подвески на базе узлов и агрегатов ГАЗ-66 устанавливается подвеска от БТР-80. Получив более широкую колею, машина стала устойчивее; если раньше на поворотах с высокими скоростями БРДМ-2 могла опрокинуться - это был её «врождённый» недостаток, то теперь она имеет возможность передвигаться и по дорогам, и по пересечённой местности с гораздо большими скоростями.
Бензиновый двигатель ГАЗ-41 заменён дизелем ЯМЗ-236 («обрезанный» вариант штатного ЯМЗ-238 от БТР-80), что существенно увеличивает запас хода, а также снижает пожароопасность.
В бортах устанавливаются трапециевидные (от БТР-70) двери-люки для посадки-высадки экипажа.
Изменения коснулись и вооружения. БРДМ-2А получил новую башню, аналогичную башне БТР-80, с углом возвышения вооружения до +60° и современным прицельным оборудованием. На ней могут также размещаться дымовые гранатомёты.
Кроме того, на машине установлено дополнительное пассивное бронирование, а также навигационное оборудование «Гамма 1» или «Гамма 2», радиостанция Р-168-35У или Р-173, новые пуленепробиваемые шины, эффективная система пожаротушения, новый водомётный движитель от бронетранспортёра БТР-80.
В последние несколько лет арзамасские машиностроители модернизирует по 30 -40 единиц БРДМ в год.
Марка машины |
БРДМ-2 (базовое изделие) |
БРДМ-2ЛД |
БРДМ-2МБ1 |
БРДМ-2А |
Полная масса с экипажем, кг |
7000 |
7900 |
7500 |
7720 |
Экипаж, чел. |
4 |
|
6 |
4 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
длина |
5750 |
6100 |
5750 |
5750 |
ширина |
2350 |
2350 |
2350 |
2552 |
Высота по башне при полной массе, мм: |
2310 |
2310 |
2500 |
2577 |
Колея, мм: |
|
|
|
|
передних колёс |
1840 |
1840 |
1840 |
2222 |
задних колёс |
1790 |
1790 |
1790 |
2222 |
Клиренс, мм |
330 |
330 |
330 |
475 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
|
|
|
по шоссе |
95 - 100 |
|
90-95 |
90 |
на плаву |
8-10 |
|
8-10 |
8-10 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
|
|
|
наибольший подъём на твёрдом грунте, град. |
30 |
30 |
30 |
30 |
наибольший угол крена, град. |
25 |
25 |
25 |
25 |
ширина рва, мм |
1220 |
|
|
1200 |
Угол въезда на берег, град.: |
|
|
|
|
передний |
43 |
43 |
43 |
54 |
задний |
35 |
35 |
35 |
43 |
Запас хода при движении по шоссе, км |
750 |
1000 |
1000 |
950 |
Запас хода на плаву, ч |
14- 16 |
|
17 |
|
Марка двигателя |
ГАЗ-41 |
СМД-21-08 |
ЯМЗ-Э534.10 |
ЯМЗ-236 |
Тип двигателя |
Карбюраторный |
Дизельный |
Дизельный |
Дизельный |
Мощность, л.с. |
140 |
145 |
155 |
180 |
Применяемое топливо |
Бензин А-76 |
Дизтопливо |
Дизтопливо |
Дизтопливо |
Расход топлива.на 100 км при движении по шоссе, л |
37,3 |
|
31,1 |
|
Вооружение |
14,5-мм КПВТ, 7,62-мм ПКТ |
14,5-мм КПВТ, 7,62-мм ПКТ |
14,5-мм КПВТ, 7,62-мм ПКТ, 30-мм гранатомёт АГ-17 |
14,5-мм КПВТ, 7,62-мм ПКТ |
Водомётный движитель |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
Имеется (от БТР-80) |
Дополнительные колёса |
Имеются |
Демонтированы
|
Демонтированы
|
Демонтированы
|
БРДМ-2:
1 - волноотражательный щит; 2 - передний крюк для буксировки на плаву; 3 - фара; 4 - зеркало заднего вида, 5 — осветитель прибора ночного видения; 6 — пулемёт КПВТ; 7 — прибор наблюдения командира; 8 - ниша наблюдения; 9 - багор; 10 - башня; 11 - пила; 12 - фильтро-вентиляционная установка; 13 - катушка буксирного троса; 14 - глушитель; 15 - задний крюк для буксировки на плаву; 16 - заслонка водомётного движителя; 17-задний крюк для буксировки по суше; ^-дополнительное выдвижное колесо; 19 - балансир дополнительного колеса; 20 - крышка тормозного барабана колеса; 21 - кронштейн рессоры переднего колеса; 22 - передний крюк для буксировки по суше
Размещение приборов наблюдения командира машины:
1 - рукоятка для открывания и закрывания броневой крышки смотрового люка; 2, 6 - приборы ТНП-Б; 3 - ветровое стекло; 4 - прибор ТПКУ-2Б; 5 - прибор ТНПО-115; 7 - блок БТ-6-26 питания прибора ТВНО-2Б
Размещение приборов наблюдения водителя:
1 — приборы ТНП-Б (3 шт.); 2 — прибор ТНПО-115; 3 — центральный прибор ТНПО-115, вместо которого устанавливается прибор ТВНО-2Б; 4 - правый прибор ТНП-Б; 5 - рукоятка для открывания и закрывания броневой крышки смотрового люка; 6 - ветровое стекло в смотровом люке; 7 - высоковольтный кабель с разъёмом в укладке
Башенная пулемётная установка:
1 - стопор башни;
2 - электрощиток башни;
3 - планка стопора люльки;
4 - защёлка коробкодержателя;
5 - гильзолентосборник;
6 - штифт планки стопоралюльки;
7 - кнопка электроспуска ПКТ;
8 - рукоятка маховика механизма поворота башни;
9 - кнопка электроспуска КПВТ;
10 - прицел ПП-61 AM;
11 - рукоятка тормоза подъёмного механизма;
12-рукоятка перезарядки КПВТ;
13 - рукоятка маховика подъёмного механизма;
14 - рукоятка стеклоочистителя;
15 - рукоятка тормоза башни
С. ШУМИЛИН