Легковые автомашины, армейские джипы УАЗ-29661 с двигателем 3M3-5143 мощностью 98 л.с. и удлинённый УАЗ-2966 с мотором ЗМЗ-4219.1 мощностью 84 л.с., которыми в начале 2000-х гг. была оснащена российская армия, создавались ещё на базе известнейшего УАЗ-469. К этому времени они уже, мягко говоря, не могли удовлетворять возросшие потребности войсковых подразделений. Поэтому военные специалисты с одобрением встретили новую машину - ГАЗ-2975, созданную Горьковским автозаводом. Это был армейский внедорожник - российский многоцелевой бронеавтомобиль повышенной проходимости под громким названием «Тигр». Его серийное производство в 2005 г. освоил Арзамасский машиностроительный завод, откуда они поступали в Министерство обороны и Министерство внутренних дел.
Броневик хорошо показал себя на испытаниях и при эксплуатации в войсках, имея «высочайшую проходимость по слабонесущим грунтам и устойчивость при движении с максимальной скоростью». Двигатель установили мощностью 150 л.с., поэтому при боевой массе 5300 кг автомобиль мог развить скорость до 140 км/ч. Вооружили машину 7,62-мм пулемётом и 30-мм автоматическим станковым гранатомётом АГС-30. Кабина выдерживала попадание стальной пули калибра 7,62-мм автомата Калашникова и взрыв фугаса мощностью 0,2 кг тротила. Словом, отзывы были весьма положительными.
Поэтому в середине 2009 г. войсковые специалисты с некоторым недоумением восприняли известие о грядущей замене «тигров» на другие броневые автомобили, тем более - иностранные. Ими оказались итальянские броневики IVECO LMV-V65. Одним из аргументов в пользу закупки этих машин в Министерстве обороны выдвинули недостаточную защищённость «Тигра» от стрелкового оружия и отсутствие противоминной защиты. По заверениям производителей, «Ивеко» имел по существующей сейчас в мире системе защиты STANAG 4569 3-й класс (Level 3), а наши машины, соответствуя техническому заданию специалистов министерства, - лишь 1-й.
Поясним, что согласно 3-му классу системы обеспечиваются противопульная защита - от бронебойной пули АР М993 (сердечник - из карбита вольфрама) патрона НАТО 7,62x51 на дистанции 30 м при скорости встречи 930 м/с; противоосколочная - подрыв 155-мм снаряда на расстоянии 60 м; противоминная - подрыв противотанковой мины фугасного действия при массе заряда взрывчатого вещества - 8 кг.
При 1-м классе противопульная защита снижается до уровня простых пуль М80 патрона 7,62-мм или М193 патрона 5,56-мм на дистанции 30 м, противо-снарядная - подрыв того же 155-мм снаряда, но на расстоянии уже 100 м; противоминная предусматривает защиту от подрыва под машиной ручных гранат, неразорвавшихся боевых элементов артиллерийских снарядов.
Это означает, что разница между классами 3-м и 1-м заключается в основном в обеспечении защиты от бронебойных пуль.
Именно в отсутствии перспектив модернизации «тигров», заключавшихся в повышении уровня защищённости, объяснялась следующая мотивизация их замены. Хотя представители Военно-промышленной комиссии в то время справедливо указывали, что для Министерства внутренних дел уже поставляются «тигры» ГАЗ-233036, имеющие 2-й класс защиты, и созданы даже более совершенные машины, выдерживающие попадание бронебойных пуль (то есть по 3-му классу).
Ещё одним аргументом специалистами Министерства обороны называлось желание получить более совершенные технологии военного производства. Главный редактор журнала «Арсенал» В. Мураховский поясняет: «Рысь» - это средний мировой уровень. Задумка была в том, чтобы зайти на итальянский рынок, а потом закупить технологии и по другим машинам». Однако такой подход означает зависимость от другого государства и от политической обстановки в мире.
Так или иначе, но в Минобороне заявили, что с 2014 г. будет прекращена поставка броневиков «Тигр» для армии.
Центральным автомобильно-ремонтным заводом № 172 в Воронеже уже выпускаются машины «Рысь» модели IVECO 65T19WM LMV. По сообщениям печати, здесь происходит их сборка, но ограниченная лишь креплением багажного отсека и капота, навешиванием лебёдки и запасного колеса.
Все комплектующие поставляются из Италии в разобранном виде автотрейлерами. Что же сейчас в машине наше, отечественное? Управляющий директор завода С. Фалькин отвечает: «Российской стороной предложены в основном корпусные детали, это кузов, изготовление деталей обшивки, броневая защита, подкладки, подложки. Всё это будет производиться на нашем предприятии...».
Значит, для лицензионного производства броневиков «Рысь» завод должен быть существенно преобразован, заменено сложное оборудование, подготовлены специалисты.
В 2012 г. предполагалось собрать на нём только 60 машин, а к 2020 г. в армию планируется поставить 1800 единиц. Полная стоимость контракта военного ведомства «Рысь» составит около тридцати миллиардов рублей.
Итальянский бронированный автомобиль LMV (Light Multirole Vehicle) создан конструкторами фирмы Iveco в 2001 г. В конструкции этого броневика, получившего у нас индекс М 65E19WM, использованы многие узлы и агрегаты ранее выпускавшихся гражданских моделей, что позволило снизить не только проектную стоимость, но эксплуатационные и ремонтные расходы. Например, двигатель и трансмиссия установлены от легкового автомобиля повышенной проходимости «Ивеко-2500».
Корпус машины, по заверениям производителей, является своеобразной отдельной бронекапсулой, при этом на каркас из стальных труб большого диаметра при помощи крепежа устанавливаются стальные и керамические панели. Керамические - изготовляет немецкая фирма Barat Ceramics по форме деталей: дверей, панелей передка или боковины и пр., а затем поставляет на итальянский завод. Здесь их «сваривают» с подложкой из высокопрочного полиэтилена - только при таком соединении получается панель керамической брони. Затем детали крепят в определённые места машины. Выпускаются подложки одной из фирм в Голландии.
Отметим, что панели из керамики почти в половину легче броневой стали при той же бронестойкости, но и обходятся они на порядок дороже.
Однако наши военные специалисты высказали своё сомнение в надёжности бронекапсулы машины, характеризовав её как «так называемая». Действительно, что можно ожидать, если пусть даже сверхпрочные модули прикручиваются к трубному каркасу на винтах, болтах и гайках - таким образом изготовляются простейшие «багги». Стенки капсулы оказываются не сплошными, не говоря уже о её герметичности. По мнению военных, при взрыве из-за щелей в местах креплений в салоне возникнет резкий перепад давления, смертельный для членов экипажа.
Кроме того, керамика не полностью перекрывает «капсулу» машины, отсутствуя, например, на изгибах, в труднодоступных местах - керамические панели изготовляются только плоскими. Её заменяют броневыми вставками, в результате, наличествуют ослабленные зоны. Их накапливается, по итальянской технической документации, до 15% общей площади.
Остальные части корпуса машины, можно считать, совершенно не защищены: капот машины выполнен лишь из облегчённого пластика, а багажник -алюминиевый.
Правда, машины оснащаются узлами для установки дополнительных навесных модулей пассивной брони марки АМАР немецкой компании IBD, которые смогут обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулемётов. Однако они не входят в комплект и поставляются отдельно и за добавочную плату.
Днище в районе салона, согласно техдокументации, имеет V-образную форму, его материал - слоистой структуры типа «сэндвич» с 10-мм бронёй. Считается, что всё это приводит не только к отклонению фугасного действия в боковых направлениях, но и к его поглощению за счёт деформации материала.
При подрыве заряда под днищем энергия взрыва вначале гасится керамической защитой и двухслойным днищем, затем стойками каркаса корпуса с переходом на крышу. Считается, что до сидений экипажа взрывной импульс ускорения приходит весьма ослабленным, не превышающим значительно нормы перегрузок.
Однако, знакомясь с ходовой частью броневика на выставке Форума в Жуковском, автор обнаружил совершенно плоское днище, лишь чуть скошенное под небольшими углами к бортам.
На броневике «Рысь» установлен трёхлитровый дизельный двигатель Iveco F1C мощностью 190 л.с. со средним расходом топлива 14 л на 100 км пути; достигнутая удельная мощность - 26,8 л.с./т. Машина по шоссе развивает скорость до 130 км/ч, запас её хода - до 800 км.
Масса машины - 7100 кг.
Коробка передач - автоматическая шестиступенчатая ZF 6HP2606F немецкого производства.
Трансмиссия, топливный бак находятся в кормовой части машины, что обеспечивает их большую сохранность.
Колёса оборудованы вмонтированным в них специальным так называемым докаточным устройством с веществом, затягивающим пробоины. При попадании в покрышки пуль, осколков или подрыве на лёгких противопехотных минах они не спускаются, как обычно, до самого обода - на них возможно ещё проехать до 50 км со скоростью 30 км/ч.
Запасное колесо крепится на штатном месте на заднем листе корпуса. Экипаж машины - 4 человека, при участии в боевых действиях добавляется пятый - стрелок-оператор.
Поэтому представлен вариант 5-местной машины с башней под пулемёт или гранатомёт по схеме размещения экипажа 2 + 3. По центру заднего сиденья располагается стрелок-оператор, ведущий стрельбу из оружия, находящегося на крыше. Наличие троих бойцов в полной экипировке на заднем сиденье весьма проблематично, особенно при длительных поездках или езде по ухабистым дорогам. Между передним и задним сиденьем установлена перегородка, на которой находится аппаратура связи и прочее оборудование. Поэтому переход с заднего сиденья на переднее при необходимости замены членов экипажа возможен лишь при остановке машины.
Посадка и выход экипажа из машины - только через двери салона, а при аварийной ситуации выход - через довольно узкий люк в крыше.
Шестиместные модели - транспортные, с размещением четырёх человек экипажа на двух задних сиденьях «спиной к спине». Вооружение машины - пулемётное, возможно размещение и другого оружия. Огонь ведёт оператор-стрелок через люк в крыше, при установке комплекса дистанционного управления оружием -командир машины со своего переднего места. Боекомплект размещён на крыше машины и в кормовом багажном отделении; перезарядка оружия возможна только при выходе оператора из машины. Бойницы в корпусе отсутствуют, поэтому огонь из личного оружия может вестись только при открытых окнах, что весьма нежелательно в условиях ближнего боя.
Отметим, что предложенный дистанционно управляемый модуль вооружения - норвежского производства.
Машина не только не имеет системы пожаротушения, но и огнетушитель находится снаружи в кормовой части, что создаёт трудности в его использовании при возникновении пожара в салоне и вряд ли даст возможность воспользоваться им в боевых условиях.
Итальянцы определили температурный диапазон устойчивой работоспособности агрегатов и механизмов своей машины от - 32° до + 49°. Поэтому нашим изготовителям придётся каким-то образом расширить этот диапазон до действительно существующих в России условий. Стандартное требование к нашей технике - работа при температурах от - 50° до + 50°.
В 2009 - 2011 гг. с целью оценки соответствия «Ивеко» требованиям Министерства обороны проводились испытания, для которых I VECO были предоставлены две машины. По их результатам итальянским изготовителям пришлось внести некоторые доработки. Так, для подогрева двигателя в холодное время года установили дополнительный отопитель с тепловой мощностью 8 кВт, а для обогрева кабины добавили ещё дизельный отопитель в задней части кузова мощностью 2 кВт; изменили конструкцию сидений; вмонтировали лампы освещения, позволившие командиру вести работу в светомаскировочном режиме. Усилили некоторые силовые элементы, что увеличило максимальную нагрузку на крышу до 300 кг и максимальную нагрузку на кольцевую опору в люке крыши до 200 кг; установили защиту аккумулятора от попаданий камней.
На испытаниях также выяснилось, что широкий передний бампер создаёт помеху движению по глубокому снегу, поэтому его заменили укороченным, одновременно поставив на него противотуманные фары; увеличили ширину подножек до 180 мм. Машины стали комплектовать специальной защитой поддона двигателя. Для более успешного преодоления водных преград установили воздухоприёмник и элемент выхлопной трубы.
В состав комплектации добавочно включили углекислотный огнетушитель, лебёдки с электрическим приводом, цепи противоскольжения, буксирное приспособление, а также набор инструментов и съёмников.
Отметим, что, по данным печати, себестоимость небронированной «Ивеко М65» на выпускающем их заводе в Больцано составляла в 2010 г. 170 тыс. евро, бронированной машины - от 256 тыс. евро, со штатным вооружением - пулемётом и радиостанцией - от 461 тыс. евро.
Итальянский броневой автомобиль под русским именем «Рысь» является пока машиной интернациональной сборки с бронёй и агрегатами, изготовленными не только в Италии, но и в других странах. Хотя по требованию Министерства обороны РФ вся военная техника должна изготовляться только из отечественных материалов и комплектующих.
Бронеавтомобиль «Рысь» был принят на вооружение российской армии в июне 2010 г. Первые из этих машин были использованы в ракетных войсках стратегического назначения для сопровождения и охраны на марше мобильных ракетных комплексов «Тополь-М» и «Яре», сменив бронетранспортёры и машины «Водник».
Масса, кг 7100
Колёсная формула 4x4
Экипаж, чел 5 (6)
Масса буксируемого прицепа, кг 2000Д
лина, мм 5120
Ширина, мм 2200
Высота (по крыше), мм 2050
Клиренс, мм 290
Колея колёс, мм 1710
Колёсная база, мм 3220
Вооружение пулемёт - 7,62-мм
(12,7-мм) или гранатомёт - 30-мм
Двигатель: Iveco F1C,
рабочий объём 3,0 л, мощность 185 - 190 л.с.
Удельная мощность, л.с./т: 26,8
Средний расход топлива, л/100 км: 14
Коробка передач: ZF 6HP2606F, автоматическая шестиступенчатая
Раздаточная коробка: Steyr, двухступенчатая
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 130
Запас хода, км: 800
Глубина преодолеваемого брода, м: 0,85
Шины: 325/85 R16
Электрооборудование, В: 24
Уровень защиты: ....STANAG 4569 Level 3
Моделист-Конструктор №10'2013