В начале 1921 года X съезд РКП(б) принял программу послевоенной перестройки Красной Армии. Она нацеливала на повышение боеспособности Вооруженных Сил страны. Прямым развитием этой линии партии, подкрепленной курсом на индустриализацию, стала обширная программа механизации и моторизации армии, а которой предусматривалось формирование механизированных бригад по 220 танков и 56 бронеавтомобилей в каждой и механизированных корпусов по 490 и 210 боевых машин соответственно.
К 1931 году наша армия имела около 300 танков МС-1 и около сотни бронеавтомобилей БА-27, созданных на базе отечественного грузовика АМО Ф-15. Естественно, ни количество, ни качество бронированной техники не могли удовлетворить потребности обороны. Поэтому советская промышленность в ускоренном порядке развернула массовое производство танков и бронемашин различных типов.
Отметим, что создание бронеавтомобилей имело вполне самостоятельную цель. Колесные броневые машины в первую очередь предназначались для ведения высокоманевренных разведывательных действий, преследования дезорганизованного противника. Особенно эффективным предполагалось их использование для маневра вдоль дорог, взаимодействия с бронепоездами: с ними бронеавтомобили по традиции «сотрудничали» в боевых операциях еще со времен гражданской войны, они даже организационно входили в бронепоездные воинские части как средство связи и ведения разведки в полосе железных дорог.
Относительная бесшумность хода, небольшой по сравнению с танками вес, который выдерживали практически все тогдашние мосты, солидный ресурс ходовой части — эти качества выгодно отличали бронемашину 30-х годов от танка. К тому же в ту пору еще не были разработаны средства борьбы с бронетехникой, что облегчало выполнение боевых задач.
Производство броневых автомобилей в СССР вначале развернулось на Ижорском заводе — на базе автомобильных шасси, создаваемых на заводах Нижнего Новгорода и Москвы. С 1930 года московский автозавод КИМ и Нижегородский «Гудок Октября» собирали из американских частей легковые «Форд-А»; им-то суждено было преобразиться в новые советские безбашенные легкие бронеавтомобили Д-8 и Д-12. Эти машины вооружили пулеметами «максим», а еще один пулемет ДТ придавали в запас.
Шестого декабря 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошли первые советские ГАЗ-А, на базе которых начали монтировать легкие бронеавтомобили башенного типа (с пулеметом ДТ) под названием ФАИ. Бронирование осуществлял Ижорский завод.
Средние пушечные машины вначале собирались с использованием деталей от американских грузовиков «Форд-Тимкен». Первым из них был Д-13 с 37-мм пушкой и пулеметами ДТ, а вторым — БА-27М. Оба бронировались на Ижорском заводе листами толщиной 8 мм. Проходимость повышалась за счет трехосного шасси.
В дальнейшем производство бронеавтомобилей основывалось только на базе отечественных автомобилей. При этом в арсенале Советских Вооруженных Сил появились легкие, тяжелые, средние, плавающие, а также машины, способные передвигаться по рельсам. Бронеавтомобиль ФАИ с помощью быстро монтируемых бандажей превращался в своеобразную автодрезину. Частично такие «универсалы» входили в штат бронепоездов.
В 1935 году Ижорский завод на базе трехосного грузовика ГАЗ-ААА выпустил плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, а чуть позднее ПБ-6. Оба вооружались, как и легкие танки, 45-мм орудиями и двумя пулеметами ДТ. По огневой мощи они даже превосходили основные танки Красной Армии того периода — БТ и Т-26, хотя несколько уступали им в бронировании.
Делались попытки повысить проходимость машин применением полугусеничной базы. Такой гибрид выпустили в 1937 году. Это полугусеничный бронеавтомобиль БА-30 с пулеметом ДТ и 6-мм броневой защитой. Двигатель автомобиля М-1 мощностью 50 л. с. позволял ему передвигаться со скоростью до 37 км/ч. Автомобили были радиофицированы, антенной служил поручень, охватывающий корпус.
Появление крупнокалиберных пулеметов, приспособленных для борьбы с быстро передвигающимися бронецеля-ми, заставило довести броню легких броневиков до 10—11 мм. Увеличение веса при этом требовало перехода на трехосные шасси и установки более мощного двигателя. ЛБ-23-—так назвали трехосный броневик на базе автомобиля Г АЗ-22 с двигателем мощностью 72 л. с.
Выпускавшиеся в 1938—1940 годах средние бронемашины имели броню 10 мм и следующее вооружение: пушку калибром 45 мм и два пулемета ДТ или один пулемет ДК калибром 12,7 мм и два пулемета ДТ. Такими были, например, появившиеся на свет в 1938 году БА-10 на шасси ГАЗ-ААА и ЛБ на оригинальном шасси.
Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 отличался более мощной броневой защитой (до 13 мм). Он был выпущен в 1939 году и монтировался на шасси трехосного грузовика ЗИС-6. Для увеличения проходимости на этой машине применили простое устройство: два запасных колеса подвесили по бортам на вращающихся опорах, при наезде на гребни или бугры они проворачивались, не давая бронеавтомобилю сесть на днище.
Однако, как ни старались конструкторы, судьбу броневиков решило бурное развитие производства танков, с которыми они не могли конкурировать.
Наиболее яркую боевую жизнь прожил самый маленький и легкий бронеавтомобиль БА-64. При весе 2,4 т он имел всего 3,66 м длины и 1,9 м высоты. Хорошая скорость (80 км/ч), небольшие габариты и вес делали его незаменимым в разведке и доставке донесений. Вооружение броневичка было скромным — один пулемет ДТ. Экипаж всего два человека: командир и водитель. Но при опытных бойцах и надежной машине и это немало. Вот только одно сообщение из газеты «Удар по врагу» 3-го гвардейского механизированного корпуса: «Оставалось тридцать минут до полуночи, когда разведгруппа в составе 25 человек на трех броневиках, трех бронетранспортерах в сопровождении двух танков вырвалась на шоссе... Фашисты были настолько ошарашены, что практически не сумели оказать сопротивления. Разведгруппа на предельно возможной для машин скорости углублялась в немецкий тыл. Когда группа приблизилась к мосту через речку Мушу, гитлеровцы еще ничего не подозревали. На своем посту стоял регулировщик, рядом расположились саперы, готовые взорвать мост. В считанные минуты они были уничтожены. Мост остался цел, а разведчики снова ринулись вперед... В город Ионишкис первым на своем броневике ворвался Иван Самодеев. Шел второй час ночи. Город жил обычной тыловой жизнью: в ночных ресторанах пили немецкие офицеры, у складов стояли часовые, за оградой, на площади спали солдаты. Внезапный удар вызвал такую панику, что фашисты выскакивали из домов кто в чем и разбегались кто куда».
В дальнейшем БА-64 несколько раз модернизировался. С конца 1942 года он выпускался под индексом БА-64Б. В опытном варианте предусматривалось устанавливать пулемет без башни на специальном кронштейне, чтобы вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.
В 1943 году на Горьковском автозаводе был испытан образец БА-64Б, который с помощью дополнительных каткое малого диаметра мог передвигаться по железнодорожному полотну. В то же-время был создан вариант этого броневика для движения по снегу на полугусеничном ходу, передние колеса при этом устанавливались на лыжи.
Наконец, в 1944 году опытный образец БА-64Б получил новое вооружение: в стандартную башню встроили 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК. Тот же броневик послужил и базой для создания опытного бронетранспортера без башни, который мог перевозить шестерых десантников; они входили в машину через дверь в кормовой броне.
БА-64Б стал последним представителем бронеавтомобилей в Советской Армии. К концу войны боевые действия разведывательных подразделений все чаще проводились на колесных и гусеничных бронетранспортерах типа МЗА или полугусеничных М9А1. Разведчикам, хорошо освоившим тактику боя на БА-64Б, не составляло труда освоение новой техники. Последние свои бои легкие бронеавтомобили провели в завершающих сражениях Великой Отечественной войны.
БА-64 был выполнен по классической схеме: с передним расположением двигателя, передними управляемыми и всеми ведущими колесами, с неразрезными мостами, подвешенными впереди на четырех четвертьэллиптических, сзади — на двух полуэллиптических рессорах. Сверху на жесткую стандартную (от ГАЗ-64) раму монтировался цельносварной корпус, изготовленный нз катаной 6—10-мм брони. Он имел как бы два пояса бронелистов, которые для повышения пулестойко-сти располагались так, что продольные и поперечные сечения корпуса представляли собой две сложенные основаниями трапеции. В нижних боковых поясах справа и слева от водителя находились две бронедвери, открывавшиеся назад и вниз. Б торцевой задней части корпуса навешивалась бропекрышка, защищавшая заливную горловину бензобака.
Доступ к двигателю осуществлялся через верхнюю, открываемую назад бронекрышку моторного отделения. Все люки, двери и крышки запирались снаружи и изнутри. Впоследствии для улучшения условий работы водителя были введены поздухозаборники на верхней крышке капота и в передней части крышки бронекорпуса.
Наблюдать за дорогой и местностью водитель мог через смотровой прибор — сменный блок пуленепробиваемых стекол тина «триплекс», установленный в открывающемся люке лобового листа корпуса и защищаемый снаружи бронезадвижкой. На некоторых машинах в боковых листах корпуса прорезались закрываемые бронезаслонками обзорные лючки для водителя.
Пулеметная башня, расположенная на крыше по оси машины, могла поворачиваться на специальной колонке на 360 °. Па ее боковых стенках были установлены два таких же, как у водителя, смотровых прибора. Сверху башня крыши не имела и на первых образцах закрывалась откидной сеткой. В небоевой обстановке башню зачехляли. В передней части стык башни с корпусом экранировался защитной накладкой — бруствером.
Вооружение БА-64 состояло из шарнирно установленного в башне 7,62-мм пулемета ДТ. Он мог выдвигаться по стойке вверх из вертикальной амбразуры башни и фиксироваться на любой промежуточной высоте.
Большинство бронемашин оборудовали радиостанциями с радиусом действия 8—12 км. Боевая масса снаряженной машины составляла 2360—2400 кг. Максимальная скорость на шоссе доходила до 80 км/ч, средняя — 45 км/ч. Запас хода достигал ij 500 км, что свидетельствовало о jj достаточной боевой автономности ? машины.
БА-64 уверенно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30 броды глубиной до 0,9 м и \ устойчиво двигался на косогорах крутизной до 18 Машина проходила по пашне и песку. Большие углы свеса впереди и сзади облегчали преодоление профильных препятствий — канав, воронок, ям, щелей.
Броневик был снабжен пулестойкими шинами типа ГК (губчатая J камера) размером 7,00—16", покрышки которых заполнялись пористой резиной. В небоевой обстановке использовались пневматические шины размером 6,50—16" с развитыми грунтозацепами.
При создании модели учтите, что цельносварной корпус БА-64 не имел заклепочных соединений — стыки листов брони были гладкими и ровными. Петли дверей и люков — наружные, приварные или на выступающих заклепках.
На нижнем левом бортовом листе брони перед дверцей (сразу за крылом) двумя хомутами крепился механический винтовой домкрат — таким до сих пор комплектуются автомобили УАЗ.
Снаружи на левом боковом листе мотоотсека над крылом размещался лом (с «лапкой»). Над крылом левого заднего колеса, на нижнем бронелисте корпуса наклонно крепились топор и пила-ножовка, а на противоположной стороне бронекорпуса над крылом правого заднего колеса штыком вперед — саперная лопата.
Диски колес имели характерные штампованные 14 спиц и были заимствованы от легкового автомобиля ГАЗ-М-1, но без декоративных колпаков.
Бронекорпус окрашивался в матовый защитный цвет (хаки), рама — в черный. Диски колес были черными, блестящими (эмалированными), ручки лопаты, топора и пилы — защитного цвета, лом и домкрат — черные. Корпуса фары и заднего фонаря — черные. Стекло (рефлектор) фары со световым диаметром для прототипа 170 мм — слегка выпуклое. Рядом с фарой на левой боковой стенке мотоотсека — круглый плоский сигнал черного цвета (диаметр у прототипа — 124 мм). Ствол пулемета — черный, вороненый, полуматовый.
Полуоси колес заканчивались заметно выступающими наружу конусами с проточкой посредине под съемник с зашплинтованной гайкой.
Рисунок грунтозацепов покрышек колес — «прямая елка» (шины типа ГК) или «косая расчлененная елка» (обычные пневматики). В последнем случае покрышки должны располагаться так, чтобы след на * грунте, оставляемый ими, был направлен острием «елки» назад.
Впереди бронеавтомобиля, перед балкой переднего моста, на уровне оси, — очень заметная поперечная рулевая тяга (труба 0 30 мм).
Рулевое колесо — сравнительно небольшое, черное (матированная ii пластмасса). Так как оно располагалось посредине машины, рулевая колонка направлена резко влево, в обход двигателя.
Щиток приборов — подчеркнуто скромный, плоский, расположен слегка наклонно к водителю. Приборы — спидометр и термометр — а с черными циферблатами.
Штыревая антенна защитного цвета крепилась вертикально па ! задней боковой (правой) стенке башни и выступала над ее торцом на 0,85 м.
1 — педаль сцепления, 2 — маслоуказатель, 3 — кнопка включения стартера, 4 — штепсельная розетка для переносной лампы, 5 — выключатель освещения приборного щитка, 6 — спидометр, 7 — выключатель зажигания, 8 — выключатель заднего фонаря, 9 — лампа освещения приборного щит-* ка, 10 — выключатель фар, 11 — термометр системы охлаждения, 12 — контрольная лампа, 13 — кнопка ручного управления газом, 14 — кнопка управления подсосом карбюратора, 15 — рычаг переключения передач, 16 — тормозная педаль, 17 — педаль акселератора, 18 — рычаг включения переднего ведущего моста, 19 — рычаг ручного тормоза.