В январе 1944 года штаб армии США в Европе, дислоцировавшийся в тот момент на территории Великобритании, направил на рассмотрение в Вашингтон срочную заявку на изготовление 250 тяжелых танков для предстоящей кампании во Франции. Офицеры штаба полагали, что необходимость в танках с повышенным уровнем защищенности возникнет при преодолении укреплений «Линии Зигфрида». В Вашингтоне согласились с тем, что тяжелый штурмовой танк будет необходим в ходе надвигающихся боевых действий в Еврбпе. Поскольку было совершенно очевидно, что новый тяжелый танк Т26Е2 (будущий «Першинг») не будет готов еще в течение многих месяцев, командованием танковых войск был рекомендован проект, который базировался на основе среднего танка М4АЗ. В качестве альтернативы, правда, артиллеристы предложили приспособить для этой роли тяжелый танк Мб, но танкисты воспротивились из-за многочисленных недостатков последнего, выявленных в ходе испытаний. Эти споры разрешились в начале марта 1944 года в пользу штурмового танка (Assault Tank), получившего обозначение М4АЗЕ2.
В отличие от линейного М4АЗ на М4АЗЕ2 использовалась новая башня со 152-мм броней. Лобовая деталь корпуса, являвшаяся одновременно крышкой трансмиссионного отделения, имела толщину 135 мм. Дополнительные 37-мм броневые листы приваривались к бортам и к верхнему лобовому листу корпуса. Поскольку все это увеличило массу танка до 42 т, на гусеницы были установлены специальные уширите-ли. Вооружение танка состояло из штатной 75-мм пушки МЗ, которая размещалась в маск-установке Т110 спаренного 7,62-мм пулемета Browning М1919А4 (по некоторым данным, на штурмовые танки первоначально устанавливался спаренный 12,7-мм пулемет М2НВ) и такого же курсового пулемета На крыше башни размещался крупнокалиберный зенитный пулемет. Компоновка машины, большинство деталей корпуса, внутреннее оборудование, боекомплект и его размещение, двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались без изменений.
Армия одобрила выпуск серии из 250 штурмовых танков с их поставкой к августу 1944 года. Проектирование велось очень быстро, й первые сорок машин были собраны на танковом арсенале Гранд Бланк уже в мае, а изготовление всей серии завершилось 29 августа 1944 года Всего было изготовлено 254 танка.
Первые из М4АЗЕ2 начали прибывать во Францию в сентябре, а в середине октября 54 единицы отправили в 1-ю американскую армию, в конце октября к ним присоединились еще 105 танков. 90 М4АЗЕ2 отправили в 3-ю армию, а в 9-ю — 60 боевых машин этого типа. К концу ноября небольшое число танков было направлено и в 7-ю американскую армию в Эльзасе.
В армии США не было никакой тактической доктрины использования штурмовых танков, и офицеры в армейских штабах в
Европе пришли к заключению, что такие машины будут более полезны в отдельных танковых батальонах, приданных к пехотным дивизиям. Так, например, в 10-й танковой дивизии 3-й армии генерала Дж. Пат-тона в конце ноября 1944 года их имелось только пять. В то же время в 737-м танковом батальоне таких машин было 15, и по пять в 702,712,735-м и 761-м танковых батальонах. Поначалу некоторые командиры танковых дивизий в армии Паттона не видели никакой необходимости в штурмовом танке. Но как только поля размокли из-за осенних дождей, движение оставалось возможным только по дорогам с твердым покрытием. Иными словами, сырая местность сузила фронт действия машины буквально до ширины только одного танка. В таких условиях толстобронные М4АЗЕ2 пришлись как нельзя кстати. В штурме укреплений «Линии Зигфрида» они не участвовали, поскольку и штурма-то как такового не было, зато потом их начали ставить во главе танковых колонн и передовых отрядов. Так что эти машины стали пользоваться большим уважением у танкистов. Танковые экипажи нашли, что, несмотря на увеличившуюся массу, М4АЗЕ2 так же маневренны, как и обычные средние танки М4. Но основным их достоинством была, конечно, толстая броня, способная противостоять прямым попаданиям из 88-мм пушки при стрельбе с обычной дистанции — большинство танков были подбиты при попадании в борт. Известен только один случай пробития лобовой брони башни М4АЗЕ2 88-мм снарядом с дистанции около 700 м. В результате командиры танковых дивизий изменили свое мнение и начали просить штурмовые танки Так что последние прибывшие на фронт в декабре в основном поступили в танковые дивизии. Штурмовой «Шерман» оказался таким популярным, что командир 6-й танковой дивизии рекомендовал перевооружить танковые войска на М4АЗЕ2 и М4 со 105-мм гаубицами в соотношении 2:1 4-я танковая дивизия, например, получила несколько таких машин в конце декабря перед началом операции по деблокаде американской 101-й воздушно-десантной дивизии, окруженной в Бастони во время немецкого наступления в Арденнах. Головным танком во время наступления Паттона на Бастонь был М4АЗЕ2 роты «С» 37-го танкового батальона под командованием лейтенанта Чарльза Боджеса, прозванный Cobra King. Боджес был награжден Серебряной звездой за храбрость во время боев за городок Кобревиль, ну a Cobra King стал первым американским танком, вошедшим в Бастонь 26 декабря 1944 года. Кстати сказать, этот танк уцелел во время войны и сейчас находится в Вилсеке, в Германии, на нынешней базе 37-го танкового полка армии США.
В начале января 1945 года штаб Эйзенхауэра сообщил в Вашингтон, что «штурмовой танк М4АЗЕ2 хорошо проявил себя в бою и был тепло принят. Фронту крайне необходимо максимальное число таких танков, которое может быть произведено без существенного уменьшения общего потока танков на континент. Эти танки должны быть оснащены 76-мм пушкой». Однако командование танковых войск пришло к выводу, что к тому времени, когда будет готова новая серия М4АЗЕ2, появится и новый тяжелый танк М26.
Что же касается 76-мм пушки, то в феврале 1945 года силами армейских ремонтных мастерских ею перевооружили все остававшиеся в строю штурмовые танки, благо размеры башни позволяли это сделать. В таком виде М4АЗЕ2 прослужили до конца войны. Штурмовые танки планировалось использовать и для вторжения в Японию, но на деле ни один из них не участвовал в военных действиях на Тихом океане.
Интересно отметить, что в современной литературе часто встречается прозвище этого танка — «Джамбо» «Jumbo» (по имени летающего слона из диснеевского муль-тика), якобы данное ему солдатами. Однако, по мнению авторитетного американского исследователя Стивена Залоги, — это послевоенное изобретение. Ни в одном документе военного времени, которые ему удалось обнаружить, этот танк не обозначается иначе как М4АЗЕ2
Несмотря на весьма незначительное количество выпущенных машин этого типа, на удивление, их сохранилось довольно много
Помимо Cobra King в Вилсеке, имеются экземпляры в музее Паттона в Форт-Нок-се, в музее бельгийской армии в Брюсселе, в коллекции Джека Литлфилда в Калифорнии и в военном музее штата Миннесота
На схеме:
1 — 75-мм пушка; 2 — маск-установка Т110,
3 — кронштейн крепления зенитного пулемета;
4 — съемная крышка трансмиссионного отделения;
5 — командирская башенка;
6 — люк заряжающего;
7 — заливные горловины топливных баков;
8 — люк для доступа к двигателю,
9 — амбразура прицела,
10 — амбразура спаренного пулемета;
11 — кронштейн крепления ствола пушки по-походному;
12 — кожух вытяжного вентилятора
М. Барятинский,
Моделист-Конструктор, №4'2007