Вершинным достижением отечественных Военно-морских сил XX в. стали подводные лодки типа «Акула» (проект 941). Их занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие — с подводным водоизмещением около 50 тыс. т. Для сравнения авианосец «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов» тянет на 55 тыс. т. «Акулы» обладали и самой мощной силовой установкой, и самой необычной конструкцией.
В начале 70-х гг. в США, в ответ на появление советского подводного ракетного комплекса «Дельта», приступили к разработке программы «Трайдент», предусматривавшей создание твердотопливной ракеты с дальностью полета 7 тыс. км и их носителей, субмарин типа «Огайо» водоизмещением 18,7 тыс. т, скоростью более 24 узлов. И они попали в Книгу Гиннесса как тогда самые длинные — 170,7 м. Понятно, от наших судостроителей потребовали ответа на очередной вызов из-за океана.
Тактико-техническое задание на тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения составили в декабре 1972 г., проект разрабатывали в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством С.Н. Ковалева. Корабль проекта 941 отличался от предшественников новой архитектурой. Поскольку уровень отечественных технологий не позволил получить твердотопливную баллистическую ракету большой мощности, по размерам соответствующую жидкостным, а радиоэлектронное оборудование увеличилось в 2,5 — 4 раза, пошли на принятие иных компоновочных решений. Лодку выполнили в виде катамарана с двумя параллельными прочными корпусами, окруженными легким. Такая «сплющенная» форма диктовалась ограничениями по осадке у Северодвинского завода-изготовителя и баз Северного флота. При пуске ракет в Арктике лодкам предстояло всплывать, проламывая ограждением рубки лед толщиной 2—2,5 м, Крупные ракетные шахты разместили вне прочного корпуса, Были обеспечены условия пуска ракет, и непотопляемость корабля в любых условиях плавания.
Уже на стадии проектирования на «Рубине» создали и внедрили новый технологический принцип постройки, учитывавший возможности завода. Корабль компоновался из блоков-модулей, например, энергетического, ракетного, торпедного, управленческого, комплектующее оборудование монтировали на особых стендах в крупные агрегаты, а затем заводили внутрь прочного корпуса через торцевые сечения корабля. Это позволяло обойтись без загрузки оборудования через съемные листы. Агрегатирование и групповая амортизация на общих рамах и фундаментах снизили акустическую шумность.
До тех пор наши подводные ракетоносцы оснащались жидкостными баллистическими ракетами, которые обладали значительным временем предпусковой подготовки, что отрицательно сказывалось на скрытности носителей. Проблема обострялась при качественном обновлении сил противолодочной обороны противников. Решением этой проблемы стало создание в Миасском Конструкторском бюро машиностроения и на смежных предприятиях первого морского комплекса с твердотопливной ракетой Р-39, запускаемой из не-затапливаемой шахты. Их появление позволило сократить время предстартовой подготовки, устранить ее шумность, упростить корабельное оборудование, отказаться от газоанализатора атмосферы, заполнения водой кольцевого зазора, слива окислителя и т.д. Разработку этого комплекса вели с 1971 г. под руководством В.П. Макеева, а полномасштабные работы над комплексом Д-19 развернули с сентября 1973 г, одновременно с созданием проекта 941. При этом предприняли попытку унифицировать морские Р-39 с наземными РТ-23 конструкторского бюро «Южное», оснастив их одинаковыми двигателями первой ступени.
Испытывали Р-39 на опытовой дизель-электрической лодке К-153, перестроенной в 1976 г. по проекту 619 и оборудованной одной шахтой. В 1984 г. комплекс Д-19 приняли на вооружение.
Крейсеры проекта 941 строили в Северодвинске, для чего на заводе соорудили самый большой в мире эллинг.
Головным ТК-208, вступившем в строй 29 декабря 1981 г., командовал капитан 1-го ранга А.В. Ольховников, удостоенный за его освоение звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство большой серии, включая модификации, но позже по политическим и экономическим причинам от этого отказались. Хотя разработчики и военные моряки выступали за нее, однако против были сотрудники Главного штаба ВМФ и Генерального штаба Вооруженных сил. Главной причиной считали сложности базирования столь крупных кораблей, а ракеты Р-39 могли перевозиться только по железной дороге вплоть до пирса, где они перегружались на крейсер уникальным сверхмощным краном.
В 2002 г. ТК-208 присвоили имя собственное «Дмитрий Донской», 28 декабря 1983 г. вступил в строи ТК-202, 26 декабря 1984 г. поднял флаг ТК-12, 26 декабря 1985 г. — ТК-13 (Кстати, на нем в свое время побывала выездная редакция «ТМ», рассказавшая североморцам о нашем журнале. — Ред.), ТК-17 вступил в строй 15 декабря 1987 г., 19 декабря 1989 г. — ТК-20 Недостроенный ТК-210 разобрали на стапеле в 1990 г. Крейсеры свели в дивизию 1-й флотилии атомных подводных лодок, каждый укомплектовали двумя экипажами. Они базируются в бухте Нерпичья в Западной Лице, там для них с 1974 г. четыре года сооружали причальную линию, пирсы, Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения создали уникальный комплекс для погрузки ракет, оснащенный двухконсольным краном козлового типа грузоподъемностью 125 т, судоремонтное предприятие и крупнотоннажный плавучий док. На ленинградском Адмиралтейском заводе в 1986 г. изготовили плавучую базу «Александр Брыкин» (проект 11570) водоизмещением 11,4 тыс. т с 16 контейнерами для Р-39 и 125-тонным краном. Однако подобную инфраструктуру удалось создать лишь на Северном флоте.
Боевая эффективность «Акул» обеспечивается постоянным совершенствованием систем связи и управления морскими стратегическими ядерными силами. Они включают каналы, использующие разные физические принципы, что повышает их надежность и помехозащищенность. К ним относятся стационарные передатчики, работающие в разных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, корабельные и самолетные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции и гидроакустика Для приема информации в коротко- и ультракоротковолновом диапазонах крейсерам приходится всплывать на перископную глубину либо применять буксируемые антенны. Огромный запас плавучести (31,3%) и мощные подкрепления легкого корпуса и рубки позволяют кораблям всплывать и в сплошном льду.
У «Акул» по две герметичные капсулы — торпедный отсек и расположенный между главными корпусами модуль управления с центральным постом и радиотехническим оборудованием. Оба корпуса соединены переходами, водонепроницаемых отсеков 19. У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, находятся две всплывающие спасательные камеры, вмещающие весь экипаж. Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены к корме. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, легкий корпус стальной с поглощающим посылки гидроакустической аппаратуры резиновым покрытием. Для обеспечения входа в базы имеются специальные балластные цистерны, позволяющие крейсерам всплывать выше ватерлинии.
Убираемые передние горизонтальные рули размещены в носовой части корпуса, рубка снабжена мощными ледовыми подкреплениями и округлой крышей для проламывания льдов.
Офицеры располагаются в комфортабельных 2- и 4-ме-стных каютах с туалетами, кондиционером и телевизором, старшины и матросы в маломестных кубриках. В распоряжении экипажа — спортивный зал, бассейн, солярий, сауна и салон для отдыха.
Энергетическая установка номинальной мощностью 100 тыс. л.с. выполнена по блочному принципу и размещена в автономных модулях, унифицированных для атомоходов 3-го поколения. Она состоит из двух водо-водяных реакторов ОК-650 и стольных же паровых турбин, оснащена системой безбатарейного расхолаживания, автоматически включающейся при исчезновении электропитания, есть четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Внедрение импульсной аппаратуры позволило следить за состоянием реакторов при любой мощности.
Два малошумных гребных винта фиксированного шага находятся в кольцевых насадках, в качестве резервных средств предусмотрены два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт Для маневрирования в стесненных условиях служат две откидные подруливающие колонки с гребными винтами в носу и корме, приводящиеся электромоторами по 750 кВт.
Для снижения гидроакустической заметности применены двухкаскадная система пневматической амортизации, блочная компоновка механизмов, звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия.
Установлены навигационный комплекс «Тобол-941» с аппаратурой спутниковой навигации «Симфония», боевая инфор-мационно-управляющая система, гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомер МГ-518 «Север», радиолокационный комплекс МРКМ-58 «Буран», гидроакустическая аппаратура типа «Скат» следит за 10—12 подводными целями.
В основное вооружение входят 20 межконтинентальных баллистических ракет Р-39 с разделяющимися головными частями, запускаемыми двумя залпами с глубины до 55 м без ограничений по погодным условиям на поверхности.
В 1986 г. боевую службу подо льдами Белого моря начал ТК-12. Поскольку президент США Р.Рейган не без успеха пугал советских руководителей полумифической «стратегической оборонной инициативой», потребовалось обеспечить живучесть ракет в полете и в 1984 г. под руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система управления), В.П. Арефьева (командные приборы) и В.С. Кузьмина (астрокоррекция) взялись за создание астрокорректора для баллистических ракет подводных лодок, восстанавливающего работоспособность аппаратуры наведения через несколько секунд после ядерно-го взрыва. Улучшенная Р-39, не уступавшая американской «Трайдент» Д-5, поступила на вооружение в 1989 г. Она обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков и повышенной точностью. В ноябре 1999 г. из Баренцева моря с интервалом в 2 ч запустили две ракеты, которые поразили цели на камчатском полигоне.
В начале 90-х гг., после массового сокращения российского военного флота, конструкторы «Малахита» и «Рубина» занялись проектированием транспортных субмарин, переоборудуя их из боевых. Так, акционерное общество «Норильский никель» предложило «Рубину» разработать транспортную систему для круглогодичной перевозки продукции этого предприятия на списываемых субмаринах без помощи ледоколов. Выбор пал на обладающую наибольшим запасом плавучести и небольшой осадкой «Акулу». У нее предлагали снять вооружение, расширить носовую часть и подкрепить ряд балластных цистерн. Кормовая часть с энергетической установкой сохранялась, добавлялись ледовые крепления, расширенному до 27 м носу придавали ледокольные очертания. Наметили устройство грузовых трюмов. Для сокращения стоянок в портах предложили горизонтальный способ обработки грузов портовыми средствами через специальные люки диаметром 4,5 м, Такие корабли могли бы ежегодно перевозить 10—15 тыс. т по маршруту Дудинка—Мурманск (Архангельск, Кандалакша), преодолевая ледяные поля в подводном положении, а на мелководье взламывая их снизу либо как обычный ледокол.
...В 1995 г. из-за нехватки средств ТК-202 и ТК-12 вывели в резерв, причем первую в 1999 г. отправили в Северодвинск на завод «Звездочка» для разборки на лом или переделки в рудовоз. В том же году ускорили затянувшийся на 10 лет капитальный ремонт ТК-208 «Дмитрий Донской» по проекту 941 У.
Тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941:
Водоизмещение надводное — 29000 т, подводное — около 50000 т, скорость надводная — 13 узлов, подводная — 20 узлов, вооружение: 20 межконтинентальных твердотопливных баллистических ракет Р-39 комплекса Д-19. Длина каждой 16 м, диаметр — 2,4 м, вес — 90,1 т, десять боевых блоков; шесть аппаратов калибром 533 мм для торпед 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М,ракетоторпед 81Р «Водопад» (боекомплект 22, вместо некоторых можно принимать мины), восемь переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла», глубина погружения — 300 м, автономность — 100 суток, длина — 172,8 м, ширина — 23,3 м, осадка — 11,5 м, экипаж — 179 человек (52 офицера).
Юрий Александров,
Техника-Молодёжи, №8'2003