ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Винтокрылый гигант Ми-26

Ми-26
посмотреть галерею

Современные вертолёты— это ловкие, маневренные и сравнительно быстроходные летательные аппараты, способные решать разнообразные задачи в современном бою.

Винтокрылые машины сегодня доставляют грузы, десантируют воинские подразделения и боевую технику, ведут разведку, поддерживают огнем наземные войска, вступают в активную борьбу с танками и другими бронецелями.

Для решения этих боевых задач создан ряд аппаратов различного назначения. Так, на борту вертолета огневой поддержки размещается ракетное, пушечное или пулеметное вооружение: высокотемпные авиационные пушки и пулеметы, блоки НУРСов (неуправляемых реактивных снарядов) и ПТУРСы (противотанковые управляемые реактивные снаряды). Тяжелые десантно-транспортные вертолеты имеют достаточно вместительную грузовую кабину для размещения в ней десантников или многотонной боевой техники, их подъема и переброски на значительные расстояния.

Среди последних особо выделяется вертолет-гигант Ми-26, созданный под руководством генерального конструктора М. Тищен-ко в ОКБ имени М. Л. Миля. Эта машина по праву считается знаменательной вехой в развитии отечественного вертолетостроения. Компоновочная схема «двадцать шестого» является классической. Силовая установка сравнительно легкая и компактная за счет использования двух весьма экономичных, с рекордно низким расходом топлива газотурбинных двигателей Д-136 мощностью по 10 тыс. л. с. каждый (конструкции В. Лотарева).

Не будет преувеличением сказать, что Ми-26 — самый большой вертолет в СССР и в мире. Его максимальная взлетная масса составляет 56 т. Нормальная грузоподъемность вертолета равна 15 т. Он оборудован устройством для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных грузов. Размеры грузовой кабины весьма внушительные: длина — 12 м, ширина 8,25 м.

Представим себе, что сработали гидравлические системы, которые опустили трап с двумя боковыми створками: открылся проем грузового люка. Поднимемся в грузовую кабину. Это огромный гулкий ангар. Сюда своим ходом могут въехать, например, две боевые машины десанта. Две электролебедки позволяют быстро загрузить кабину и столь же оперативно разгрузить ее. Для крепления грузов и техники имеются надежные швартовочные устройства. В центральном люке пола кабины установлен съемный замок системы внешней подвески.

Из летно-технических характеристик отметим максимальную скорость полета, которая достигает 295 км/ч. Это весьма высокий показатель для такого класса машин. Однако наиболее экономичным режимом полета считается полет с крейсерской скоростью — 255 км/ч. При этом вертолет способен достигать статического потолка — 1800 м. Динамический потолок, правда, значительно больше — 6500 м. Перегоночная дальность полета составляет 800 км.

Несущий винт у Ми-26 представляется гигантской «ромашкой», восемь лепестков-лопастей которой размахнулись в диаметре на 32 м. Памятуя о том, что несущий винт раскручивается силовой установкой в 20 тыс. л. е., можно представить, какие нагрузки испытывают лопасти движителя и каковы должны быть их прочность и надежность.

Лопасти винта — смешанной конструкции. Их основным силовым элементом является металлический лонжерон, образующий переднюю кромку лопасти. Сам лонжерон полый, герметичный, в процессе эксплуатации в него закачивается воздух. Каркас лопасти стеклопластиковый, обшивка — тонким листовым дюралюминием.

В конструкции несущего винта предусмотрены две важные системы, обеспечивающие безопасность полета. Одна — противообледенительная, электрического типа, действующая безотказно в любых условиях эксплуатации; другая следит за состоянием силовых элементов лопастей — лонжеронов. Если поврежден хотя бы один из них, в кабину экипажа немедленно передается сигнал.

И еще одна особенность. На концах всех лопастей укреплены электрические фонари — контурные огни, которые при вращении несущего винта образуют в темноте светящийся, ясно видимый контур.

Как уже упоминалось, основу силовой установки Ми-26 составляют два газотурбинных двигателя. Каждый из них состоит из газовой турбины, компрессора и камеры сгорания. Это и есть три «кита» двигателя Д-136, все остальные узлы — вспомогательные.

Обратим внимание на две важные особенности двигательной установки. Во-первых, разработчики нашли такие технические решения, которые позволили скомпоновать двигатель в виде девяти основных модулей (блоков), причем каждый из них является законченным технологическим узлом. Это обстоятельство трудно переоценить, особенно при интенсивной эксплуатации вертолета. Оказывается, любой модуль, за исключением главного — восьмого по счету, может быть демонтирован и заменен без разборки соседних. При этом нет необходимости снимать двигатель с вертолета, что позволяет быстро ввести его в строй в случае повреждения или отказа в работе узлов и деталей.

Во-вторых, следует сказать о высокой надежности и живучести двигательной установки. Конструкторы предусмотрели даже такой вариант аварийной ситуации, когда отказывает один из двигателей. Катастрофа? Нет! В этом случае другой, «здоровый», автоматически переходит на повышенный режим работы и обеспечивает дальнейший безопасный полет, хотя и с меньшей скоростью.

Теперь о фюзеляже. Он цельнометаллический, переменного сечения. В носовой части находится радиопрозрачный обтекатель, закрывающий антенну РЛС. Здесь же расположены кабины: для экипажа и лиц, сопровождающих грузы. Экипаж состоит из 5 человек: командир (он же левый летчик), правый летчик, штурман, бортовой техник, бортовой механик.

Позаботились конструкторы и о комфортных условиях для экипажа. Вся носовая часть фюзеляжа выполнена герметичной и оборудована системой кондиционирования воздуха. Здесь же размещен комплект съемного кислородного оборудования индивидуального пользования. Реализован также ряд мер по защите экипажа и его безопасности. В частности, передняя и боковые части кабины экипажа защищены съемными бронеплитами, по высоте они достигают уровня плеч летчиков. Предусмотрены и люки для аварийного покидания вертолета — как на каждом рабочем месте члена экипажа, так и в кабине сопровождающих.

Центральная часть фюзеляжа включает грузовую кабину и задний отсек, переходящий в концевую балку. Основное ее назначение — вынести хвостовой винт за пределы плоскости вращения несущего винта.

На борту вертолета имеется оригинальное устройство — так называемая вспомогательная двигательная установка, в качестве которой используется газотурбинный двигатель ТА-8В. Ее назначение: запуск основных двигателей, питание сжатым воздухом системы кондиционирования, вентиляция грузовой кабины при погрузке и выгрузке самоходной техники с работающими двигателями.

Вертолет оборудован совершенными системами управления, связи и навигации и является всепогодным. Его можно использовать в различное время года и суток, практически в любых метеорологических условиях. Он может садиться и стартовать с необорудованных площадок. Такие боевые качества особенно ценны, поскольку позволяют выполнять задания в различных климатических зонах и географических регионах.

На борту вертолета размещен целый комплекс современного пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования, рассчитанного на любые условия эксплуатации машины. Системы комплекса могут работать не только автономно, но и во взаимодействии друг с другом. Это повышает надежность комплекса в целом и эффективность его применения.

Из многочисленных приборов назовем пилотажный комплекс, аппаратуру вертолетовождения и радиовысотомер. Постараемся хотя бы кратко перечислить радиооборудование и укажем его основные функции.

Главная задача автоматического радиокомпаса АРК-19 — непрерывное определение курсового угла радиостанции по принимаемым сигналам широковещательных или приводных наземных радиостанций. В режиме «Компас» решаются следующие навигационные задачи: автоматическое определение пеленга радиостанции, полет на радиостанцию и от нее, заход на посадку в сложных метеоусловиях. Дальность пеленгации приводной радиостанции зависит от ее мощности и при высоте полета 2000 м составляет 180—200 км.

И еще есть один автоматический радиокомпас — марки АРК-УД. Он обеспечивает привод вертолета на радиомаяки непрерывного или импульсного излучения при выполнении поисково-спасательных работ, решение других навигационных задач.

Приемно-передающая УКВ радиостанция Р-828 работает в двух режимах — «Связь» и «Компас». Первый режим понятен, а при втором радиостанция сопрягается с радиокомпасом АРК-УД и может быть использована для вывода вертолета в точку расположения наземной радиостанции.

Другая станция — специального назначения марки Р-861. Она аварийно-спасательная и потому упакована в надежный защитный чехол. При аварии Р-861 тотчас приводится в действие, обеспечивая двухстороннюю радиотелефонную и радиотелеграфную связь с наземными пунктами управления, самолетами или вертолетами поисково-спасательной службы; а при необходимости может действовать в режиме автоматической передачи сигналов бедствия.

Для удобства работы есть самолетное переговорное устройство СПУ-8. Оно используется не только для связи между членами экипажа. Оказывается, летчики и штурманы прямо через него выходят в эфир, а весь экипаж может прослушивать сигналы специального назначения от речевого информатора РИ-65, служащего для предупреждения и быстрой ликвидации аварийных ситуаций.

Смоделируем небольшой эпизод. Экипаж выполняет задание, все идет, казалось бы, нормально, как вдруг в наушники СПУ врывается голос: «Повышенная вибрация правого двигателя». Одновременно на всех рабочих местах вспыхивают световые табло, сигнализирующие об опасности. Чуткие датчики уловили нарушение режима работы правого двигателя, сформировали сигнал и аппаратура тотчас подключила к СПУ соответствующую звукозапись.

При любых ситуациях, угрожающих безопасности полета, речевой информатор автоматически вырабатывает команды и повторяет их дважды. Важно и то, что сообщения о пожаре на борту вертолета и минимальном остатке топлива автоматически передаются через радиостанцию на наземный командный пункт. Речевая информация может быть выдана даже в виде соответствующей команды, например: «Проверь давление и температуру масла в левом двигателе» и т. п.

По крену и тангажу вертолет управляется ручкой, а по курсу — педалями. Все органы управления и многие приборы на рабочих местах левого и правого летчика дублированы, поэтому каждый из них может пилотировать вертолет самостоятельно.

Как видим, тяжелый десантно-транспортный вертолет Ми-26 в полной мере отвечает современным требованиям и, обладая высокими боевыми качествами, надежностью и живучестью, способен выполнять сложные и разнообразные задачи.

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ВЕРТОЛЕТА Ми-26, м

Диаметр основного винта32
Диаметр хвостового винта 7,6
Длина вертолета с винтами 40,025
Длина фюзеляжа без винтов 33,727
Высота вертолета до втулки несущего винта 8,145
Ширина по стойкам шасси 8,15
База шасси 8V95
Размеры кабины:
длина 15
ширина 8,25
высота 3,0

А. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ
Моделист-конструктор №8'1998

Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • Ми-24 в Афганистане
  • Освоение Ми-24 в строеных частях
  • Техническое описание Ми-24
  • Зарубежные варианты модернизации ми-24
  • Лётно-технические характеристики вертолётов семейства Ми-24
  • Ми-24 с двигателями ТВ-117ВМА-СБЗ
  • Ми-24ВМ
  • Ми-24Р
  • Ми-24В
  • Ми-24Д
  • Винтокрылый оборотень (вертолёт Ка-50)

Случайные статьи

Основной боевой танк ABRAMS

Основной боевой танк ABRAMS

Боевые Мустанги (истребители P-51 Mustang)

истребители P-51 Mustang

«ДИКИЙ КОТ» ФИРМЫ GRUMMAN ( Палубный истребитель F4F Wildcat)

Палубный истребитель F4F Wildcat

Истребители танков Бундесвера

Истребители танков семейства Jguar

Толстокожий зверь (английский пехотный танк "Черчиль")

английский пехотный танк "Черчиль"

Истребитель Темпест

Howker Temmpest MK.V/ Mk.II

Чёрная кошка Вермахта (танк Pz.Kpfw. V Panther)

танк Pz.Kpfw. V Panther

Танк "Тип 98" армии Китая

Танк "Тип 98"

Тяжёлый монитор "Хасан"

Тяжёлый монитор "Хасан"

Восемь-восемь (88-мм зенитная пушка Flak 18/36)

88-мм зенитная пушка Flak 18/36

Быстрее истребителей (скоростные разведчики)

Як-4

Жертвы обстоятельств (французкий бомбардировщик LeO 451)

французкий бомбардировщик LeO 451

Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)

203-мм гаубица Б-4

Дорогостоящий эксперимент (Бомбардировщик ХВ-70 Valkyrie) Часть 2.

Бомбардировщик ХВ-70 VALKYRIE

Як-7 истребитель

Истребитель Як-7
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Винтокрылый гигант Ми-26

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика