ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Винтокрылый гигант Ми-26

Ми-26
посмотреть галерею

Современные вертолёты— это ловкие, маневренные и сравнительно быстроходные летательные аппараты, способные решать разнообразные задачи в современном бою.

Винтокрылые машины сегодня доставляют грузы, десантируют воинские подразделения и боевую технику, ведут разведку, поддерживают огнем наземные войска, вступают в активную борьбу с танками и другими бронецелями.

Для решения этих боевых задач создан ряд аппаратов различного назначения. Так, на борту вертолета огневой поддержки размещается ракетное, пушечное или пулеметное вооружение: высокотемпные авиационные пушки и пулеметы, блоки НУРСов (неуправляемых реактивных снарядов) и ПТУРСы (противотанковые управляемые реактивные снаряды). Тяжелые десантно-транспортные вертолеты имеют достаточно вместительную грузовую кабину для размещения в ней десантников или многотонной боевой техники, их подъема и переброски на значительные расстояния.

Среди последних особо выделяется вертолет-гигант Ми-26, созданный под руководством генерального конструктора М. Тищен-ко в ОКБ имени М. Л. Миля. Эта машина по праву считается знаменательной вехой в развитии отечественного вертолетостроения. Компоновочная схема «двадцать шестого» является классической. Силовая установка сравнительно легкая и компактная за счет использования двух весьма экономичных, с рекордно низким расходом топлива газотурбинных двигателей Д-136 мощностью по 10 тыс. л. с. каждый (конструкции В. Лотарева).

Не будет преувеличением сказать, что Ми-26 — самый большой вертолет в СССР и в мире. Его максимальная взлетная масса составляет 56 т. Нормальная грузоподъемность вертолета равна 15 т. Он оборудован устройством для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных грузов. Размеры грузовой кабины весьма внушительные: длина — 12 м, ширина 8,25 м.

Представим себе, что сработали гидравлические системы, которые опустили трап с двумя боковыми створками: открылся проем грузового люка. Поднимемся в грузовую кабину. Это огромный гулкий ангар. Сюда своим ходом могут въехать, например, две боевые машины десанта. Две электролебедки позволяют быстро загрузить кабину и столь же оперативно разгрузить ее. Для крепления грузов и техники имеются надежные швартовочные устройства. В центральном люке пола кабины установлен съемный замок системы внешней подвески.

Из летно-технических характеристик отметим максимальную скорость полета, которая достигает 295 км/ч. Это весьма высокий показатель для такого класса машин. Однако наиболее экономичным режимом полета считается полет с крейсерской скоростью — 255 км/ч. При этом вертолет способен достигать статического потолка — 1800 м. Динамический потолок, правда, значительно больше — 6500 м. Перегоночная дальность полета составляет 800 км.

Несущий винт у Ми-26 представляется гигантской «ромашкой», восемь лепестков-лопастей которой размахнулись в диаметре на 32 м. Памятуя о том, что несущий винт раскручивается силовой установкой в 20 тыс. л. е., можно представить, какие нагрузки испытывают лопасти движителя и каковы должны быть их прочность и надежность.

Лопасти винта — смешанной конструкции. Их основным силовым элементом является металлический лонжерон, образующий переднюю кромку лопасти. Сам лонжерон полый, герметичный, в процессе эксплуатации в него закачивается воздух. Каркас лопасти стеклопластиковый, обшивка — тонким листовым дюралюминием.

В конструкции несущего винта предусмотрены две важные системы, обеспечивающие безопасность полета. Одна — противообледенительная, электрического типа, действующая безотказно в любых условиях эксплуатации; другая следит за состоянием силовых элементов лопастей — лонжеронов. Если поврежден хотя бы один из них, в кабину экипажа немедленно передается сигнал.

И еще одна особенность. На концах всех лопастей укреплены электрические фонари — контурные огни, которые при вращении несущего винта образуют в темноте светящийся, ясно видимый контур.

Как уже упоминалось, основу силовой установки Ми-26 составляют два газотурбинных двигателя. Каждый из них состоит из газовой турбины, компрессора и камеры сгорания. Это и есть три «кита» двигателя Д-136, все остальные узлы — вспомогательные.

Обратим внимание на две важные особенности двигательной установки. Во-первых, разработчики нашли такие технические решения, которые позволили скомпоновать двигатель в виде девяти основных модулей (блоков), причем каждый из них является законченным технологическим узлом. Это обстоятельство трудно переоценить, особенно при интенсивной эксплуатации вертолета. Оказывается, любой модуль, за исключением главного — восьмого по счету, может быть демонтирован и заменен без разборки соседних. При этом нет необходимости снимать двигатель с вертолета, что позволяет быстро ввести его в строй в случае повреждения или отказа в работе узлов и деталей.

Во-вторых, следует сказать о высокой надежности и живучести двигательной установки. Конструкторы предусмотрели даже такой вариант аварийной ситуации, когда отказывает один из двигателей. Катастрофа? Нет! В этом случае другой, «здоровый», автоматически переходит на повышенный режим работы и обеспечивает дальнейший безопасный полет, хотя и с меньшей скоростью.

Теперь о фюзеляже. Он цельнометаллический, переменного сечения. В носовой части находится радиопрозрачный обтекатель, закрывающий антенну РЛС. Здесь же расположены кабины: для экипажа и лиц, сопровождающих грузы. Экипаж состоит из 5 человек: командир (он же левый летчик), правый летчик, штурман, бортовой техник, бортовой механик.

Позаботились конструкторы и о комфортных условиях для экипажа. Вся носовая часть фюзеляжа выполнена герметичной и оборудована системой кондиционирования воздуха. Здесь же размещен комплект съемного кислородного оборудования индивидуального пользования. Реализован также ряд мер по защите экипажа и его безопасности. В частности, передняя и боковые части кабины экипажа защищены съемными бронеплитами, по высоте они достигают уровня плеч летчиков. Предусмотрены и люки для аварийного покидания вертолета — как на каждом рабочем месте члена экипажа, так и в кабине сопровождающих.

Центральная часть фюзеляжа включает грузовую кабину и задний отсек, переходящий в концевую балку. Основное ее назначение — вынести хвостовой винт за пределы плоскости вращения несущего винта.

На борту вертолета имеется оригинальное устройство — так называемая вспомогательная двигательная установка, в качестве которой используется газотурбинный двигатель ТА-8В. Ее назначение: запуск основных двигателей, питание сжатым воздухом системы кондиционирования, вентиляция грузовой кабины при погрузке и выгрузке самоходной техники с работающими двигателями.

Вертолет оборудован совершенными системами управления, связи и навигации и является всепогодным. Его можно использовать в различное время года и суток, практически в любых метеорологических условиях. Он может садиться и стартовать с необорудованных площадок. Такие боевые качества особенно ценны, поскольку позволяют выполнять задания в различных климатических зонах и географических регионах.

На борту вертолета размещен целый комплекс современного пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования, рассчитанного на любые условия эксплуатации машины. Системы комплекса могут работать не только автономно, но и во взаимодействии друг с другом. Это повышает надежность комплекса в целом и эффективность его применения.

Из многочисленных приборов назовем пилотажный комплекс, аппаратуру вертолетовождения и радиовысотомер. Постараемся хотя бы кратко перечислить радиооборудование и укажем его основные функции.

Главная задача автоматического радиокомпаса АРК-19 — непрерывное определение курсового угла радиостанции по принимаемым сигналам широковещательных или приводных наземных радиостанций. В режиме «Компас» решаются следующие навигационные задачи: автоматическое определение пеленга радиостанции, полет на радиостанцию и от нее, заход на посадку в сложных метеоусловиях. Дальность пеленгации приводной радиостанции зависит от ее мощности и при высоте полета 2000 м составляет 180—200 км.

И еще есть один автоматический радиокомпас — марки АРК-УД. Он обеспечивает привод вертолета на радиомаяки непрерывного или импульсного излучения при выполнении поисково-спасательных работ, решение других навигационных задач.

Приемно-передающая УКВ радиостанция Р-828 работает в двух режимах — «Связь» и «Компас». Первый режим понятен, а при втором радиостанция сопрягается с радиокомпасом АРК-УД и может быть использована для вывода вертолета в точку расположения наземной радиостанции.

Другая станция — специального назначения марки Р-861. Она аварийно-спасательная и потому упакована в надежный защитный чехол. При аварии Р-861 тотчас приводится в действие, обеспечивая двухстороннюю радиотелефонную и радиотелеграфную связь с наземными пунктами управления, самолетами или вертолетами поисково-спасательной службы; а при необходимости может действовать в режиме автоматической передачи сигналов бедствия.

Для удобства работы есть самолетное переговорное устройство СПУ-8. Оно используется не только для связи между членами экипажа. Оказывается, летчики и штурманы прямо через него выходят в эфир, а весь экипаж может прослушивать сигналы специального назначения от речевого информатора РИ-65, служащего для предупреждения и быстрой ликвидации аварийных ситуаций.

Смоделируем небольшой эпизод. Экипаж выполняет задание, все идет, казалось бы, нормально, как вдруг в наушники СПУ врывается голос: «Повышенная вибрация правого двигателя». Одновременно на всех рабочих местах вспыхивают световые табло, сигнализирующие об опасности. Чуткие датчики уловили нарушение режима работы правого двигателя, сформировали сигнал и аппаратура тотчас подключила к СПУ соответствующую звукозапись.

При любых ситуациях, угрожающих безопасности полета, речевой информатор автоматически вырабатывает команды и повторяет их дважды. Важно и то, что сообщения о пожаре на борту вертолета и минимальном остатке топлива автоматически передаются через радиостанцию на наземный командный пункт. Речевая информация может быть выдана даже в виде соответствующей команды, например: «Проверь давление и температуру масла в левом двигателе» и т. п.

По крену и тангажу вертолет управляется ручкой, а по курсу — педалями. Все органы управления и многие приборы на рабочих местах левого и правого летчика дублированы, поэтому каждый из них может пилотировать вертолет самостоятельно.

Как видим, тяжелый десантно-транспортный вертолет Ми-26 в полной мере отвечает современным требованиям и, обладая высокими боевыми качествами, надежностью и живучестью, способен выполнять сложные и разнообразные задачи.

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ВЕРТОЛЕТА Ми-26, м

Диаметр основного винта32
Диаметр хвостового винта 7,6
Длина вертолета с винтами 40,025
Длина фюзеляжа без винтов 33,727
Высота вертолета до втулки несущего винта 8,145
Ширина по стойкам шасси 8,15
База шасси 8V95
Размеры кабины:
длина 15
ширина 8,25
высота 3,0

А. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ
Моделист-конструктор №8'1998

Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26Винтокрылый гигант Ми-26
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • Ми-24 в Афганистане
  • Освоение Ми-24 в строеных частях
  • Техническое описание Ми-24
  • Зарубежные варианты модернизации ми-24
  • Лётно-технические характеристики вертолётов семейства Ми-24
  • Ми-24 с двигателями ТВ-117ВМА-СБЗ
  • Ми-24ВМ
  • Ми-24Р
  • Ми-24В
  • Ми-24Д
  • Винтокрылый оборотень (вертолёт Ка-50)

Случайные статьи

Со звёздами на крыльях (истребитель Spitfire)

Spitfire

Меркава из Израиля (основной танк Merkava Mk.3)

основной танк Merkava Mk.3

F-9F Panther - самый массовый палубный истребитель

F-9F Panther

Боевая подруга "Крылатой пехоты" (авиадесантная САУ Су-85)

авиадесантная САУ Су-85

Самоходная пушка 2С5 Гиацинт

Самоходная пушка 2С5 Гиацинт

Удобная восьмёрка (американский танк Шерман M4A3E8)

американский танк Шерман M4A3E8

Английский многоцелевой самолёт Барракуда

Fairey Barracuda

Истребитель Киттихок (Curtiss P-40 Kittyhawk)

Curtiss P-40 Kittyhawk

Самый удачливый морской истребитель (палубный истребитель Grumman F6F Hellcat)

палубный истребитель Grumman F6F Hellcat

Истребитель J2M3 «Рэйден»

Истребитель J2M3 «Рэйден»

Стремительный "Мосси" (бомбардировщик "Москито")

бомбардировщик "Москито"

Тяжёлые МиГи (тяжелые перехватчики ОКБ Микояна)

Тяжёлый перехватчик Е-152

Истребитель Су-5 с комбинированной силовой установкой

Истребитель Су-5

Оружие победы ЗиС-3. Часть 1.

76-мм дивизионная пушка ЗиС-3

Лёгкий так Хондешвега - танки Toldi

танки Toldi
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Винтокрылый гигант Ми-26

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика