После окончания в сентябре 1945 г. военных действий США сократили вооруженные силы, а что касается флота, то число «плавающих аэродромов» уменьшили до масштабов мирного времени. В частности, конвойные авианосцы водоизмещением 14 500 — 20 000 т, переделанные из недостроенных легких крейсеров и торговых судов, а их было 82, превратили в десантные, транспорты авиатехники и корабли связи и управления. 11 ударных авианосцев типа «Эссекс» («ТМ» № 12/2002 г.) переоборудовали в противолодочные, флоту сдали 5 заложенных в 1944 г. кораблей типа «Орискани» и 3 типа «Мидуэй» («ТМ» № 2/2003 г.).
Некоторые из них участвовали в Корейской войне, причем, из-за отсутствия морских целей, палубная авиация бомбила наземные. Таким же образом ударные авианосцы США действовали при налетах на города и деревни Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), доказав универсальность как средства ведения военных действий и, что немаловажно, способность быстро достигать «горячих точек». Не случайно же президент США Р Никсон как-то напомнил соотечественникам, что «мы великая морская держава и должны сохранить наше морское могущество».
Поддержать этот тезис были призваны суперавианосцы «Форрестол» и «Индепенденс», «Рейнджер» и «Саратога» (см. «ТМ» № 7 за 2003 г.), постройка которых началась в 1952 г.
Однако у этих мастодонтов появился опасный противник — они сами. 20 июля 1967 г. «Форрестол», прошедший ремонт и модернизацию, стоимостью 50 млн долл., маневрировал в Тонкинском заливе. С него уже отправили на бомбежку ДРВ группу самолетов и готовили к старту вооруженные, заправленные топливом еще 12 штурмовиков А-4 «Скайхок», 7 истребителей F-4 «Фантом» и 2 разведчика «Виджилент». Внезапно с одного самолета самозапустилась ракета «Зуни» и подожгла подвесной топливный бак другого, вспыхнуло разлившееся по палубе горючее, от него воспламенились баки других машин и они сами, стали рваться авиабомбы и ракеты. Погибло 134 человека, 62 было ранено, сгорело 66 летательных аппаратов, ущерб составил 140 млн долл. А 10 июля 1972 г. на этом авианосце, стоявшем в Норфолке после очередного ремонта, вновь случился пожар, который уничтожил часть оборудования и компьютеров. Одна только ликвидация повреждений корабля заняла 3 месяца.
23 января 1961 г., когда «Саратога» находилась в Эгейском море, прорвало трубопровод в машинно-котельном отделении, топливо хлынуло на горячие механизмы. Пожар вспыхнул рядом с погребами боеприпасов, в том числе ядерных, и в экипаже возникла паника. С огнем справились за 2 ч, но 7 человек задохнулось в дыму, а 23 получили ранения и ожоги. В сентябре 1963 г. со взлетавшего с «Саратоги» самолета сорвались два подвесных бака, упали на палубу и взорвались. К счастью, огонь быстро погасили...
Следующим мастодонтом стал заложенный в 1959 г. «Энтер-прайз» (№9/2003 г.), оборудованный атомной энергетической установкой, а для его прикрытия построили атомные же ракетоносный крейсер и фрегат. Сначала американцы собирались пополнить флот шестью такими ударными группами, но передумали и ограничились проверкой боевых и технических возможностей одной, тем паче — вступали в строй «улучшенные «Форресто-лы» — «Китти хок» и «Констелейшн» водоизмещением по 64 000 / 80 900 т, с котлотурбинными силовыми установками, 60—90 летательными аппаратами. Не избежал ненужных приключений и «Констелейшн» — 19 декабря 1960 г., когда он в 90% готовности стоял у достроечной стенки, на ангарной палубе вспыхнула цистерна с 1900 л авиакеросина для дизель-генератора, за ней занялась деревянная отделка. Погибло 50 человек,вступление авианосца в строй пришлось отложить на год
Следующей почти аналогичной парой были «Америка» и «Джон Ф. Кеннеди». И у них не обошлось без происшествий — 22 ноября 1975 г. «Джон Ф. Кеннеди» (80 700 т) с шестью другими кораблями отрабатывал в Средиземном море взлет и посадку своих самолетов. С него заблаговременно предупреждали конвой о предстоящих маневрах. Тем не менее ракетный крейсер «Белкнап» (7930 т), видимо, из-за просчета командира, слишком сблизился с авианосцем, и корабли столкнулись левыми бортами. Выступом угловой палубы, находящейся в 18 м над поверхностью моря, срезало мачты и надстройки крейсера, выполненные из модного, но непрочного алюминиевого сплава, оставшееся залило авиатопливом из пробитой цистерны, на искалеченном «Белкнапе» начались пожары и взрывы 76-мм снарядов. Корабль с трудом добрался до порта, где встал на длительный ремонт. «Джон Ф. Кеннеди» отделался повреждением части полетной палубы и корпуса На суперавианосцах были и другие аварии, вызванные техническими причинами, ошибками экипажей и... неизбежными на море случайностями.
Так или иначе, но флот США обзавелся ударными силами для ограниченных войн и плавающим стратегическим резервом. В руководстве Пентагона считали, что морякам будет достаточно 12—14 суперавианосцев при условии постоянной замены устаревающих.
В январе 1981 г. председатель объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Джоунс повторил, что «складывающаяся в мире обстановка требует, чтобы США располагали всем необходимым для стратегического ядерно-го устрашения и содержали такие силы, которые обеспечили бы защиту наших интересов в любом конфликте». Можно продолжить — и в любой акватории.
Для этого предложили увеличить количество кораблей с ядерными силовыми установками, предназначенных для операций во всех районах Мирового океана. Их следовало оснастить новейшими самолетами, вертолетами, ракетами, авиабомбами, артустановками и эффективными средствами борьбы с противокорабельными ракетами. Такие ударные сверхавианосцы с набором обычного и ядерного оружия должны поражать противника в воздухе, на море и суше, поддерживать десанты и армейцев, прикрывать конвои. В оперативные группы многоцелевого назначения, кроме авианосца, входили бы 4—6 атомных крейсеров-ракетоносцев, фрегаты и 1—2 подводные лодки.
В 1968 г. началось строительство суперавианосца «Честер У Нимиц» водоизмещением 91400 т. Его энергетическая установка состоит из ядерных реакторов и турбозубчатых агрегатов с передачей на гребные винты.
Корабль оборудовали 4 подъемниками авиатехники из ангара на верхнюю палубу и таким же количеством встроенных в нее паровых катапульт, разгоняющих самолеты весом до 36 т до необходимой для взлета скорости 250 км/ч. В кормовой части находится светооптическая система — ориентируясь по ее огням, летчик заходит на посадку, а выпущенный с самолета гак захватывают тросы аэрофинишеров, сокращая пробег до 90 м.
Семиярусный «остров» с постами управления кораблем, его системами и полетами, радио- и радиолокационными антеннами несколько смещен к корме.
В состав бортового авиакрыла входят более 80 самолетов и вертолетов разного назначения, которые наносят удары по морским и наземным целям и обеспечивают защиту при атаках из-под воды и с воздуха, в последнем случае с помощью зенитно-ракетных комплексов «Си Спарроу» и шестиствольных 20-мм пушек.
«Честер У. Нимиц» принимает 24 истребителя F-14 «Томкет», столько же истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет», 10 штурмовиков А-6 «Интрудер», по 4 самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2 «Хокай» и радиоэлектронной борьбы «Проулер», 10 противолодочных «Викингов», 6 вертолетов аналогичного назначения «Си кинг». В зависимости от характера и особенностей операции состав авиакрыла может меняться.
«Нимиц» вступил в строй в 1975 г., а уже в следующем сформировали многоцелевую ударную группу, в которую, кроме него, вошли другие атомоходы — ракетные крейсеры «Калифорния» и «Южная Каролина» и субмарина «Рей».
В те годы подготовили и проекты «модифицированного «Ни-мица» водоизмещением 100 000 т и «супернимица» (200 000 т), которые планировали оснастить электромагнитными катапультами и лазерным и пучковым оружием. Одновременно работали над проектами ударных атомных авианосцев водоизмещением 52 000 — 68 000 т, но флотские эксперты сочли их недостаточно эффективными. Впрочем, от этих замыслов отказались. За головным «Нимицам» последовали «Дуайт Эйзенхауэр», «Карл Винсон» (вступил в строй в феврале 1982 г.) и «Теодор Рузвельт» (поднял флаг в 1986 г.).
В ходе постройки в конструкцию кораблей вносили изменения и улучшения. Так, водоизмещение «Теодора Рузвельта» достигло 96 383 т, число А-6 увеличили на 4 машины, a F-14 — на столько же уменьшили. Авианосец получил несколько радиолокационных станций — трехкоординатные, для обнаружения воздушных целей, для наблюдения за морем, три — для управления огнем «Си Спарроу» и артиллерии. Кроме того, корабль оборудовали средствами постановки активных и пассивных помех и комплексом защиты от торпед.
С «Авраама Линкольна» пошла серия «усовершенствованного «Нимица» — «Джордж Вашингтон», «Джон Стеннис», «Юнайтед Стейтс». Параллельно в 90-е гг. модернизировали авианосцы с котлотурбинными установками, например, «Констелейшн», «Джон Ф. Кеннеди», «Америка» и «Китти Хок». В 70—90-е гг. многие из них участвовали в составе ударных авианосных групп в локальных вооруженных конфликтах и в карательных акциях в зоне Персидского залива, в Средиземном море и на Ближнем и Дальнем Востоке. С них, в основном по сухопутным целям, выпускали самолеты и управляемые ракеты с «высокоточными» системами наведения. Как правило, противник противодействия не оказывал...
В начале 90-х гг. командование ВМФ США приняло решение преобразовать устаревшие «Форрестол» и «Джон Ф. Кеннеди» из ударных в учебно-боевые, а новые авианосцы закладывать по два с интервалом в 3 года, чтобы экономить таким образом собственные средства.
Даже для богатейшей державы содержание флота суперавианосцев — дорогое удовольствие. Поэтому до 2005 г. предлагается сохранить в строю 12 таких кораблей, 6 универсальных десантных вертолетоносцев типа «Уосп», а затем пополнить флот авианосцами нового типа, водоизмещением 40 000 — 50 000 т.
Ударный атомный авианосец типа «Честер У. Нимиц»:
Водоизмещение стандартное — 72 798 т, полное — 91 400 т, скорость — 30—33 узла, вооружение: три 6 х 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс», три ПУ ЗРК «Си Спарроу», 80—100 летательных аппаратов, мощность силовой установки — 28 0000 л.с., автономность — 340 суток, длина — 332,9 м, ширина — 40,8 м, ширина взлетно-посадочной палубы — 76,8 м, осадка — 11,3 м, экипаж — 3300 моряков и 3000 челоек летно-технического состава
И. БОЕЧИН,
Техника-Молодёжи №3'2004