Что такое «Хантер»? Для многих он так навсегда и остался изящным белым пластмассовым самолетиком, которым в свое время были просто завалены прилавки магазинов. В широких кругах моделистов к бедняге относились с устойчивым пренебрежением — так, симпатичная игрушка-безделушка, когда-то где-то полетал, что-то сбил-разбомбил, а что и где — неведомо. То ли дело — «Фантом» или «мессер»...
А на самом деле? Общеизвестно, что за всю историю авиации было совсем немного поистине уникальных конструкций, не просто оставивших след в истории, а появлением своим определивших новую эпоху развития техники и технологии. Конечно, «Хантер» — не пулемет Максима и не «Илья Муромец», но все же что-то от судьбоносности выпало и на его долю.
Многие пытались создать многоцелевой самолет, который может выполнять целую гамму самых разнообразных задач. Эта тенденция в основном связана с тем, что большинство стран не могут позволить себе расходы на исследования и разработки, связанные с проектированием специализированного самолета для каждого задания. В годы зарождения реактивной авиации было совсем не так. Большинство авиационных держав проектировало самолет для выполнения конкретных определенных заданий: либо «чистый» перехватчик, либо разведчик, либо—бомбардировщик (о пассажирских реактивных машинах тогда еще и не думали). В реальности, за редкими исключениями, до появления «Хан-тера» многоцелевого реактивного самолета не существовало.
Хаукер «Хантер» можно считать первым в мире универсальным реактивным боевым самолетом. Он использовался в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе, штурмовика, бомбардировщика, фоторазведчика и учебно-тренировочного. Сегодня сделать машину, которая могла бы выполнять те же самые задачи, да еще так долго, как «Хантер», стоило бы огромных денег, а для большинства стран просто невозможно.
В 1948 году в Британии состояли на вооружении два реактивных истребителя — Глостер «Метеор» и Де Хэвил-ленд «Вампир». Оба были хорошими самолетами для своего времени, но в период быстрого прогресса военной реактивной авиации техника стареет очень скоро. В Соединенных Штатах уже разрабатывали машины нового поколения F-84 и F-86, а Советский Союз вводил в строй МиГ-15, оснащенный, кстати, английским двигателем «Нин».
Стараясь не отстать от потенциальных противников и союзников-конкурентов, англичане срочно искали замену «Вампирам» и «Метеорам». В качестве возможных претендентов были выдвинуты два новых проекта: Супермарин «Свифт» и Хаукер Р. 1067. Использование «Свифта» в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе принесло одни разочарования. Самолет нашел весьма ограниченное применение только в качестве разведчика.
Оставался проект фирмы Хаукер. Р. 1067 создавался для замены как реактивных «Вампиров» и «Метеоров», так и последних поршневых «Хорне-тов» и «Темпестов» в строю королевских ВВС. Первоначальный проект (Р. 1067/1) должен был оснащаться двигателем Роллс-Ройс «Эвон» R.A.5 статической тягой 6500 фунтов (около 2948 кг) и вооружаться четырьмя 20мм пушками «Испано». Две установили в корневых частях крыла и две — в нижней передней части фюзеляжа. Самолет был рассчитан на достижение скоростей порядка М=0,9 и первоначально имел большой круглый воздухозаборник в носу подобно F-84 и МиГ-15.
Продувки моделей в аэродинамической трубе показали, что необходимы различные усовершенствования, включая перемещение вниз стабилизатора, увеличение угла стреловидности крыла и радикальные изменения воздухозаборников. Вместо одного большого носового воздухозаборника установили два поменьше в корневых частях крыльев. Этот окончательный вариант был обозначен Р. 1067/5. На нем также сменили двигатели R.A.5 на более мощные R.A.7 статической тягой 7500 фунтов (около 3402 кг). Усилили вооружение, заменив четыре 20-мм пушки на четыре 30-мм орудия «Аден», установленные в отделяемом контейнере под передней частью фюзеляжа.
В ходе прорисовки окончательного вида будущего истребителя, фирме Хаукер предложили совсем другой двигатель Армстронг-Сиддли «Сапфир», статической тягой 8000 фунтов (около 3629 кг). Для сравнения решили установить «Сапфир» на 3-й экземпляр машины, а «Эвон» — на первые два.
К концу 1949 года началась сборка первого прототипа, а в марте 50-го Министерство снабжения выдало контракт на производство 198 самолетов. Смелый шаг, если учесть, что первый взлет прототипа состоялся только 20 июля. В воздух машину поднял известный летчик-испытатель Нэвилл Дьюк. Он достиг высоты 32 000 футов (около 9600 м) и выполнил ря.'д несложных маневров. Приземлившись, Дьюк отрапортовал, что самолет прекрасно управлялся. Возникла только одна проблема — инженеры-проектировщики посчитали, что расход топлива вроде бы оказался слишком высоким. Как потом обнаружилось, это было вызвано небольшой утечкой в фюзеляжном топливном баке. Прототип испытывал-ся с августа по сентябрь. В сентябре его впервые показали на авиасалоне в Фарнборо, где Дьюк совершил безупречный демонстрационный полет.
Второй прототип был сделан гораздо ближе к военным стандартам с полным вооружением,радиолокационным прицелом и серийным двигателем «Эвон» R.A.7. На этой машине проявились слабые вибрации на околозвуковых скоростях. Чтобы устранить эти проблемы, самолет оснастили небольшим воздушным тормозом под нижней задней частью фюзеляжа. 24 июня 1952 года прототип впервые превысил скорость звука в пологом пикировании. Пилот сообщил, что переход звукового барьера произошел без труда.
В октябре 1951 года к власти в Великобритании пришло консервативное правительство Уинстона Черчилля. Так как британские вооруженные силы принимали участие в войне в Корее, новое правительство решило реализовать ряд проектов «Наивысшего приоритета» в ответ на войну в Азии. По программе «Наивысшего приоритета» было выбрано 5 проектов самолетов для ускоренной разработки. В каждом из них чувствовался мощный и эффективный боец, способный противостоять быстро растущей военной мощи Советского Союза. В это число вошел и истребитель фирмы Хаукер, которому в соответствии с английской традицией присвоили официальное наименование «Хантер» (охотник).
Третий прототип с двигателем тягой в 8000 фунтов (около 3629 кг) совершил свой первый полет 30 ноября 1952 года. Наряду с оценкой пригодности двигателя, этот самолет должен был также использоваться для испытаний вооружения.
За месяц до того, как третий экземпляр взмыл в воздух, на заводе в Кингстоне началась работа над улучшенной версией самолета. Этот новый проект, обозначенный Р.1083, обладал улучшенными характеристиками благодаря установке нового крыла с увеличенным углом стреловидности и двигателя R.A.19 с дожиганием. Самолет был оснащен двустворчатым воздушным тормозом. Но в связи с окончанием корейской войны программу Р. 1083 свернули, а почти готовый прототип пустили на слом.
В начале 1953 года Р. 1067, наконец, запустили в серийное производство под обозначением «Хантер» F.1, хотя прошел еще целый год, прежде чем первые самолеты этого типа начали поступать на вооружение британских ВВС.
Единственное различие между «Хантерами» F.1 и F.2 — силовая установка. F.1 оснащался двигателем «Эвон», тогда как на F.2 устанавливали «Сапфир». Первые 20 машин отнесли к испытательным и использовали для отработки режимов эксплуатации. Однако эти опыты не смогли выявить ряд проблем у ранних «Хантеров». Одной из них было то, что самолет использовал закрылки в качестве воздушных тормозов. На летных испытаниях обнаружилось, что это вызывает резкий «клевок» вниз. Чтобы справиться с этой проблемой, испытали ряд воздушных тормозов различных конструкций. Наконец, приняли простой и эффективный моноблочный подфюзеляжный воздушный тормоз.
Его установили на 12-м экземпляре «Хантера» и всех последующих серийных самолетах. К середине 1954 года «Хантеры» пошли в части Управления истребительной авиации британских ВВС. Центральный истребительный округ (CFE) получил ряд F. 1 как раз вовремя, чтобы они приняли участие в очередных ежегодных учениях ПВО. Эти учения выявили как большие потенциальные возможности, так и некоторые проблемы, связанные с новым истребителем. Одна из них возникла из-за сырости британского климата. По окончании полетов самолеты оставлялись на открытых стоянках, готовые к работе на следующее утро. Но конденсация влаги постоянно выводила из строя радар и радиооборудование. Борьба с этим явлением отняла много времени и сил.
Первой боевой частью, целиком перевооруженной на «Хантеры», стал 43-й дивизион «Боевой петух». Поставки начались в июле 1954 года, и к сентябрю дивизион достиг боеготовности. В ноябре начались вылеты на задание. Бичом первых «Хантеров» был малый радиус действия. Однажды случилось так, что, возвращаясь на базу, восемь самолетов обнаружили ее закрытой плотной облачностью. Пилоты были вынуждены лететь на соседний аэродром, расположенный всего в десяти милях. При этом 6 из них полностью выработали топливо (пилоты катапультировались), а остальным двум удалось сесть с почти сухими баками.
У «Хантеров» F.1 43-го дивизиона, базирующегося в Шотландии, возникли проблемы со стрельбой из пушек на высоте. Огонь из пушек всякий раз вызывал помпаж двигателя. Но даже с такими проблемами «Хантеры» продолжали принимать на вооружение, заменяя ими «Метеоры». Ряд специализированных частей, таких как Имперская школа летчиков-испытателей, также получил F.I. «Хантеры» F.2 с двигателем «Сапфир» поступили в 257-й дивизион в Уоттишэме. Строевые пилоты быстро обнаружили, что эта модификация не страдает от пом-пажа двигателей, как F.1.
В общей сложности построили 139 экз. F.1 и 45 - Р. 2. Изних37Р. 1 H5F.2 были потеряны в несчастных случаях. В середине 1958-го все F.1 и F.2 списали и заменили на более поздние варианты «Хантеров».
Хотя «Охотник» и пострадал от спешки программы «Наивысшего приоритета», проскочив слишком быстро этап прототипа, работы по доводке и совершенствованию его продолжались. И Хаукер, и Роллс-Ройс работали над устранением недостатков самолета. К началу 1955 года эти усилия начали приносить результаты.
Чтобы решить проблему помпажа двигателя, фирма Роллс-Ройс разработала 2 улучшенных варианта «Звона» — R.A.14 и Р.А.20. Было решено использовать Р.А.14 («Эвон» 115) на следующем варианте «Хантера». Для повышения дальности полета фирма Хаукер установила на F.1 дополнительные топливные баки в передней секции крыла. Это увеличило внутренний объем топлива с 337 галлонов (около 1532 л) до 414 галлонов (около 1882 л). Вдобавок на крылья поставили внешние пилоны, которые могли нести ПТБ на 100 галлонов (около 454,6 л) или бомбы.
Фирма Хаукер обозначила модифицированный самолет индексом F.4, а другой производитель «Хантеров» — фирма Армстронг-Уитворт — индексом F.5. Как и в случае с F.1 и F,2, они отличались только маркой двигателя.
Так как иногда выбрасываемые при стрельбе звенья патронных лент повреждали обшивку в задней части фюзеляжа, на большинстве «Хантеров» F.4 и F.5 позади пушек установили два звеньесборника, скрытые под выступающими полукаплевидными блистерами.
F.5 стал первым вариантом «Ханте-ра», принявшим участие в боях. В июле 1956 года Египет установил контроль над Суэцким каналом и национализировал управление Французско-Британской компании Суэцкого канала. Пытаясь восстановить свой контроль над каналом, англичане и французы совместно с Израилем спланировали военную операцию «Мушкетер». К этому времени британские ВВС имели в строю 6 дивизионов «Хантеров» F.5, два из которых базировались на Кипре. Самолеты должны были обеспечить ПВО своих баз и сопровождение палубных штурмовиков флота, действующих с трех авианосцев.
Сначала «Хантеры» с нанесенными черными и желтыми опознавательными полосами использовались для прикрытия бомбовых рейдов против аэродромов. Но после того, как со стороны египтян не последовало никакого воздушного противодействия, решили, что «Хантеры» больше пригодятся для отражения возможных налетов египетских бомбардировщиков Ил-28. Но ни один Ил-28 так и не поднялся в воздух. В результате «безработные» «Хантеры» вернулись на свои постоянные базы в Великобритании.
Самолеты «Хантер» F.4 поступили на вооружение дивизионов RAF в Германии. К концу 1955-го на «Хантерах» летало не менее десяти дивизионов, из них шесть базировались в Германии и четыре — в Англии.
В 1954-м представители ВВС Швеции и Нидерландов посетили Великобританию, чтобы оценить достоинства «Хантера» F.4. Первый экспортный контракт заключили со Швецией, которая заказала 120 F.4 (экспортное обозначение F.50) уже в июне 1954 года. На следующий месяц датское правительство заказало 30 экземпляров под экспортным обозначением F.51.
Шведские ВВС обозначили самолет J-34 и вооружили им четыре крыла (эскадрильи): F.8, F.9, F.10 и F.18. В 1962 году на базе крыла F.18 была сформирована команда высшего пилотажа «Акро-Хантерс». Шведские самолеты красили по собственной схеме камуфляжа, отличавшейся от всех других окрасок «Хантеров» —темно-зеленые верхние поверхности и светлые серо-голубые нижние.
Датские ВВС сформировали одну эскадрилью «Хантеров» — Esk.724. Она летала на этих машинах почти 20 лет, до весны 1974 года.
Нидерланды и Бельгия предпочли заключить контракт на производство «Хантеров» по лицензии. Поэтому контракту «Хантеры» F.4 должны были строиться совместно и в Голландии, и в Бельгии, начиная с 1955 года. Голландцы изготовили 96 самолетов, бельгийцы — 111. И шведские, и голландские машины были позже доработаны для подвески ракет AIM-9 «Сайдуин-дер».
В 1960 году голландцы чуть было не ввязались в войну с Индонезией из-за Новой Гвинеи. Тогда двенадцать «Хантеров» перевезли на авианосце «Карел Доорман» в район конфликта для демонстрации силы. Самолеты базировались в Биаке и Мокмере совсем недолго, затем голландцы все-таки согласились уступить Индонезии контроль над регионом.
В Бельгии 3 крыла летали на «Ханте-рах» F.4 до середины 1960-х. После списания большинство бельгийских «Хантеров» было возвращено на фирму Хаукер, отремонтировано и снова продано в другие страны. Последним заказчиком «Хантеров» F.4 была Перу, получившая в начале 1956 года 16 машин под экспортным обозначением F.52. Самолет оказался очень популярен среди перуанских пилотов, которые летали на них двадцать лет, до поступления в 1976 году советских Су-22.
В 1955 году фирма Роллс-Ройс закончила разработку очередной модификации двигателя «Эвон» (модель 203) статической тягой 10 000 фунтов (около 4 536 кг). Решили установить этот двигатель на «Хантер», получивший индекс F.6. Кроме силовой установки, F.6 отличался от более ранних вариантов целым рядом признаков. Увеличившаяся тяга нового двигателя вызвала склонность к кабрированию на больших высотах. Для устранения этого явления на передних кромках консолей установили «клыки» — генераторы вихрей.
Само крыло соответствующим образом усилили для оборудования в нем двух дополнительных узлов подвески вооружения. Ha них могли крепиться направляющие для двенадцати неуправляемых трехдюймовых (76,2-мм) или универсальные пилоны подвески вооружения (бомб, ракет, ПТБ и т.д.). Таким образом, «Хантер» стал полноценным истребителем-бомбардировщиком. Для снижения отдачи при стрельбе из пушек, вызывавшей резкую потерю скорости, на стволы установили дульные компенсаторы. Одновременно были увеличены контейнеры звеньесборников.
Первым получил F.6 19-й дивизион, базировавшийся в графстве Йоркшир, за ним последовали дивизионы № 63, 111 и 43. Однако карьера «Эф-шесто-го» в Королевских ВВС была недолгой. В 1961-м его сняли с вооружения, заменив на Е. Е. «Лайтнинг». Гораздо дольше F.6 служил в других странах, включая Индию, Швейцарию, Ирак, Иорданию, Ливан и Саудовскую Аравию. Плюс ко всему, Бельгия и Нидерланды реконструировали свои линии по производству с F.4 на F.6.
Вначале 1956 года делегация из Индии посетила завод фирмы Хаукер, чтобы оценить истребители «Хантер» и «Си Хок». Индийцы тщательно изучили и F.4 и F.6, прежде чем решили купить более позднюю версию. Всего лишь год спустя индийское правительство разместило заказ на 160 «Хантеров» F.6 под экспортным обозначением F.56. Уже к концу года свыше 30 машин были доставлены в Индию, остальные поступили к концу 1960 года. Индийские «Хантеры» были впервые использованы при оккупации Гоа (бывшая португальская колония) в 1961 году, но сведения об этой акции крайне скудны. Считается, что «Хантеры» применялись для воздушного прикрытия войск вторжения и в качестве демонстрации силы. Известно также, что «Хантеры» индийских ВВС сражались с китайским МиГ-17 на индо-китайской границе в Тибете в 1962 году, хотя подробности опять же отрывочны.
Гораздо больше информации о применении «Хантеров» в индо-пакистанских войнах 1965 и 1971 годов. В первой из них индийцы задействовали «Хантеры» в ПВО и в ударах по наземным целям. Пакистанские ВВС действовали на самолетах, которые были как новее, так и старее, чем «Хантер» (F-86 «Сэйбр» и F-104 «Старфайтер»). Документально зафиксирован только один бой между «Хантерами» и «Стар-файтерами». По всей видимости, это произошло на высоте около 25 000 футов (7,5 тыс. м) над Лахором, когда два «Хантера» были перехвачены парой F-104. Один «Хантер» потерял скорость и выбыл из боя, в то время как другой увернулся от атакующих F-104 и направился домой. Пакистанцы почему-то не стали его преследовать.
В одном задокументированном эпизоде индийцы лишились 4 «Хантеров» при штурмовке пакистанского аэродрома в Саргодхе. Атакующая группа была встречена одиноким F.86, который и сбил все 4 увешанных бомбами самолета за несколько минут. Всего за время войны 1965 года индийцы потеряли 9 «Хантеров» в боях с «Сэйбра-ми», сбив 6 пакистанских истребителей.
В 1971 году война вспыхнула с новой силой. И снова «Хантеры» использовались для штурмовок и бомбовых ударов по скоплениям войск, автоколоннам и другим наземным целям. Пакистан бросил в бой относительно новую (по азиатским меркам) технику, включая китайские «Шеньяны» F.6 (копия МиГ-19) и французские «Миражи». Но вновь, как ни странно, больше всех отличились совсем уж старые «Сэйб-ры». Их пилоты заявили о 6 сбитых машинах ( в это число входили не только «Хантеры»), пилоты «Миражей» — о четырех, летчики «Шеньянов» — о трех и еще 4 были сбиты наземным огнем. В свою очередь «Хантеры» сбили два «Сэйбра» и один «Шеньян». «Хантер» F.6 до сих пор состоит на вооружении индийских ВВС.
Ирак в свое время заказал 16 «Хан-теров» F.6, оплаченных в счет американской помощи и поставленных прямо со складов британских ВВС. Первые 5 самолетов прибыли весной 1958 года и стали основой для новой истребительной эскадрильи, обосновавшейся на авиабазе Хаббания. Иракские пилоты переучивались. Военный переворот в Ираке, приведший к власти Саддама Хусейна, стал причиной длительного перерыва в поставках английских вооружений. Последние «Хан-теры» из числа заказанных были поставлены только в начале 1960-х годов.
Иордания, которая, как считалось, обладала одной из наиболее обученных и хорошо оснащенных армий в арабском мире, также получила свои первые «Хантеры» в 1958-м. Эти самолеты были идентичны «Хантерам» F.6 британских ВВС и сохранили английские обозначения. Всего Иордания получила 35 истребителей (часть из них более поздней модификации FGA.9). Иорданские «Хантеры», сведенные в дивизион № 1, использовались в боях в декабре 1964-го и в 1966 году. В ходе этих боев пилоты «Хантеров» заявили об уничтожении четырех израильских «Миражей» при потере одного самолета.
к началу «шестидневной» войны 1967 года иорданские «Хантеры» были сосредоточены на авиабазе Мафрак. В первый день боевых действий 6 июня они успели совершить один боевой вылет, атаковав один из израильских аэродромов. При налете было уничтожено несколько учебных и транспортных машин, так как все боевые самолеты Израиля в этот момент вели бои над Сирией и Египтом. Вечером того же дня израильтяне нанесли «ответный визит», в результате которого авиабаза Мафрак вместе со всеми самолетами практически перестала существовать. Уцелевшие иорданские летчики эвакуировались в Ирак. 7 июня израильтяне предприняли налет на иракские аэродромы. Полагая, что все арабские радары уже уничтожены, они не опасались перехвата.
Евреи не учли, что иорданцам удалось за одну ночь восстановить сильно поврежденную РЛС под кодовым названием «Отель 3» и засечь атакующих еще задолго до цели. Эти данные немедленно передали Ираку, который тотчас поднял в воздух перехватчики. Вторым сюрпризом для израильтян стало то, что в кабинах иракских «Хантеров» сидели иорданские пилоты, горевшие желанием отомстить за вчерашний разгром своей базы. Завязавшийся воздушный бой четырех израильских «Вотуров» и двух «Миражей» против восьмерки «Хантеров» интересен тем, что это был, пожалуй, единственный эпизод за всю войну, когда израильтяне получили в воздухе достойный отпор. Иорданцы сбили два «Вотура» и «Мираж», потеряв один самолет (летчик катапультировался). Второй «Мираж» с неразорвавшейся ракетой «воздух-воздух» (она застряла в фюзеляже) сел на вынужденную, едва перетянув через линию фронта.
После войны потери иорданских «Хантеров» были восполнены— три самолета подарила Саудовская Аравия, а остальные закупили у фирмы Хаукер. В 1974-миорданцы отказались от «Хантеров»,заменив их на американские истребители F-5A.
В 1958-59 годах 6 «Хантеров» F.6 поступили в Ливан. Позже было доставлено несколько самолетов модификации FGA.9. Судя по всему, ливанские «Хантеры» либо совсем не участвовали, либо только чуть-чуть повоевали в «шестидневной» войне,,хотя эти же машины, взлетавшие с автострад, принимали активное участие в гражданской войне в Ливане на стороне правительственных войск. В каком состоянии сейчас «Хантеры» ливанских ВВС—неизвестно.
Еще одной арабской страной, получившей истребители «Хантер», была Саудовская Аравия. В соответствии с планом военного сотрудничества с Великобританией «Мэджик карпет» («Ковер-самолет») Королевские саудовские ВВС получили в 1966 году 4 «Хантера» F.6 под экспортным обозначением F.60.
Вскоре после этих поставок Саудовская Аравия подверглась атакам с воздуха египетских бомбардировщиков Ил-28, эскортируемых «МиГами-21». «Хантеры» пытались сорвать эти налеты, но из-за того, что Саудовская Аравия не имела радаров ПВО и пунктов наведения истребителей, им не удалось перехватить рейдеры. Зато они стали основной ударной силой в нескольких штурмовках египетских наземных целей. В начале 1967 года один F.60 был потерян в аварии, а остальные передали Иордании после «шестидневной» войны.
Швейцария познакомилась с «Хантером» еще в 1957-м. «Охотник» выиграл сравнительные испытания у конкурентов—американского «Сэйбра» и английского Фолланд «Нэт». Швейцария попросила «одолжить» два самолета на месяц для дальнейшей оценки «Хантера» в условиях высокогорья. В конце 1958-го швейцарское правительство разместило заказ на 100 самолетов. Машины построили в соответствии со стандартом модификации F.6, дооборудовав их тормозными парашютами.
Швейцарский заказ был выполнен к апрелю 1960 года. «Хантера-ми» вооружили 8 «штаффелей» (эскадрилий). В ходе службы швейцарские «Хантеры» приспособили для подвески ракет «Мэверик» и «Сайдуиндер». Забегая немного вперед, скажем, что такую же операцию швейцарцы позднее проделали и с учебно-тренировочными «Хантерами»Т.68.
УчЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ
Когда компания Хаукер решила разработать двухместный учебно-тренировочный вариант «Хантера», сначала планировалось использовать тандемную схему размещения экипажа. Однако эта схема не получила признания у высшего командования британских ВВС, которое предпочло в учебно-тренировочном самолете схему «парта» (бок о бок).
Первый прототип поднялся в воздух 8 июня 1955 года под управлением Нэвилла Дьюка. После полета он сообщил, что самолет подвержен бафтингу (из-за формы обтекателя фонаря кабины). Некоторое время компания пыталась устранить недостаток, пробуя ставить различные вихревые генераторы, но вскоре поняли, что нужна совершенно новая задняя часть фонаря и закабинный гаргрот. Окончательная форма фюзеляжа сложилась только к февралю 1956 года.
На учебно-тренировочном варианте решили установить систему тормозного парашюта. Парашют смонтировали в обтекателе над соплом. Испытания увенчались успехом, и было решено оснастить парашютами также и все ранее выпущенные одноместные модификации.
Сначала учебный «Охотник» хотели вооружить двумя пушками «Аден» в нижней части фюзеляжа, однако руководство ВВС позднее решило, что хватит и одного орудия. Так как учебно-тренировочные прототипы были сделаны на базе истребителя F. 1, они испытывали те же самые проблемы с помпажем двигателя. Этим, однако, пренебрегли, так как серийные учебно-тренировочные самолеты планировалось строить на базе более поздней модификации—F^. После успешного завершения летных испытаний британские ВВС подписали контракт на изготовление 55 самолетов под обозначением «Хантер» Т.7. Первый серийный Т.7 совершил первый полет 11 октября 1957 года. Со временем большая часть дивизионов, вооруженных одноместными «Хантерами», получили по меньшей мере по одному Т.7 для тренировки и использования в качестве «воздушного такси».
Успех Т.7 побудил британский флот оценить его на предмет использования в обучении пилотов морских самолетов «Скимитэр» и «Си Виксен». К тому времени флотская авиация располагала только учебно-тренировочными версиями устаревших «Си Фьюри» и «Вампиров», которые не годились для обучения пилотов более скоростных палубных самолетов. В результате 10 «Хантеров» Т.7 еще на конвейере переделали в морскую модификацию Т.8.
Т.8 отличались установкой крюка аэрофинишера под хвостовой частью фюзеляжа. Этот крюк не был рассчитан на реальные нагрузки, возникающие при посадках на палубу. Он использовался лишь для наземных тренировок—имитаций посадок на авианосец. Всего построили 29 «Хантеров» Т.8, 10 из них в 1963 году оснастили системой навигационного оборудования TACAN (модификация Т.8С).
Учебно-тренировочные «Хантеры» в больших количествах экспортировались в страны, которые закупили одноместные варианты. Большинство экспортных учебно-тренировочных самолетов оборудовали двумя пушками «Аден».
УДАРНЫЕ ВАРИАНТЫ
В конце 1950-х годов британские ВВС начали подыскивать замену устаревающему легкому штурмовику «Веном» и решили сделать ударный вариант «Хантера» F.6. Самолет, получивший индекс FGA.9, намечено ввести в строй к концу 1959 года. Новая модификация должна была отличаться от стандартного F.6 усиленным крылом с пилонами, способными выдерживать большую нагрузку. Чтобы FGA.9 мог нести 230-галлоновые (ок. 1046 л) баки на внутренних пилонах, были добавлены небольшие скобки, соединяющие баки и нижние поверхности крыльев. Установлено устройство аварийного отстрела наружных пилонов, размещенное в подкрыльевом обтекателе. Для облегчения эксплуатации самолета в жарком климате кабину оборудовали системой кондиционирования воздуха.
Основное вооружение FGA.9—НАРы калибра76,2 мм, двенадцать штук которых можно было подвесить под каждое крыло. Другие варианты нагрузки, носимой на внешних пилонах, включали бомбы до 1000 фунтов (ок. 453 кг), различные ракетные подвески и напалмовые баки. Первый самолет, доработанный до новых стандартов, поднялся в воздух 3 июля 1959 года. В течение 6 месяцев этот вариант поступил на вооружение всех боевых эскадрилий. За это время британские ВВС реорганизовали свое Управление истребительной авиации в Управление ударной авиации. Первыми частями, пересевшими на FGA.9, стали дивизионы № 1, 8 и 54. За ними последовали 43-й и 208-1. Почти сразу же новые самолеты отправились в Йемен и Персидский залив для демонстрации силы.
Ирак неоднократно предъявлял претензии на территории, находившиеся под британским контролем, и в ответ на эти угрозы британцы усилили свои войска в регионе. 8-й дивизион был переброшен на авиабазу Хормаксар в Йемене, а 208-й разместился в Эмбакази в Кении. Эти перегруппировки предприняты в ответ на сообщения разведки о том, что иракцы собираются напасть на Кувейт примерно 14 июля 1960 года (национальный праздник Ирака).
По мере приближения этой роковой даты обе эскадрильи перевели свои самолеты в Бахрейн в ожидании удара. «Хантеры» были усилены самолетами британских ВВС различных типов. Эти приготовления отрезвили иракцев, и их национальный праздник в тот раз прошел тихо, без вторжения. Вскоре «Хантеры» вернули обратно в Аден и Кению.
Поскольку Кения вскоре обрела независимость, британские ВВС свернули свои действия в Эмбакази и в 1962 году перевели самолеты в Аден. Это оказалось важным и очень своевременным маневром, поскольку назревали события в Йемене.
В 1962 году президент Египта Насер, обуреваемый сильными антибританскими чувствами, попытался силой выдавить англичан с Ближнего Востока. В ходе борьбы с йеменскими повстанцами, поддерживаемыми Египтом, «Хантеры» 208-го дивизиона совместно с несколькими «Шэклтонами» провели ряд рейдов по сбросу листовок. За ними последовали мощные бомбовые удары. В округе Радфам боевые действия достигли такого накала, что в конце 1963 года повстанцы даже нанесли удар по резиденции британского верховного комиссара региона. В ответ англичане бросили войска, поддержанные авиацией.
Основные силы повстанцев сосредоточились в форте Хариб у аравийской границы, который и стал целью номер один для «Хантеров». После сброса листовок с предупреждением населению по форту ударили бомбами и ракетами. Вслед за этим под покровом темноты высадили парашютный десант—роту войск специального назначения. Они должны были захватить плацдарм для высадки основных сил. С началом дня десантники подверглись массированному обстрелу. В ответ на это «Хантеры» нанесли серию ракетных ударов по вражеским позициям.
Неудивительно, что бой закончился поражением повстанцев, причем англичане потеряли всего двух человек. К середине 1964 года кризис был преодолен и с тех пор, вплоть до ухода британцев из Адена в 1967 году «Хантеры» FGA.9 в основном занималисьтем, что перехватывали и выпроваживали египетские «МиГи» из воздушной зоны, контролируемой англичанами.
«Хантер» FGA.9 оставался наиболее массовым ударным самолетом королевских ВВС вплоть до начала 70-х годов, когда его заменили в боевых частях на машины нового поколения «Харриер», «Фантом» и «Ягуар». В дальнейшем FGA.9 служили в качестве учебно-тренировочных самолетов по отработке применения тактического вооружения, пока их окончательно не списали в 1976 году.
Морская авиация королевского ВМФ закупила несколько ударных «Хантеров» для использования в качестве учебно-тренировочных по отработке систем вооружения. Это были переделки из ранних «Хантеров» F.4 под обозначением GA.11. Самолеты дооборудовали, установив «клыки» на консолях, тормозной крюк и сняв пушки. Небольшое количество «Хантеров» gA. 11 оборудовали фотокамерами и присвоили «разведывательное» обозначение—PR. 11.
Первый самолет, переделанный в модификацию GA.11, взлетел в начале 1962-го, а всего морская авиация получила 40 таких машин. Планировались и дальнейшие поставки, но они были урезаны по бюджетным соображениям, так что некоторое время пришлось использовать стандартные «Хантеры» F.4.
Ударные варианты «Хантера» хорошо потрудились на Ближнем Востоке, летая в составе ВВС многих стран. После длительных переговоров британское правительство разрешило в 1963 г. продажу Ираку 24 «Хантеров» F.6, выведеных из состава британских ВВС и доработанных до стандарта FGA.9. Этим самолетам присвоили обозначение FGA.59. Затем последовал второй заказ, размещенный в 1965-1966 гг. и давший Ираку в общей сложности 64 самолета. Во время «шестидневной» войны при налете на авиабазу Хаббания израильтяне уничтожили пять FGA.59. Кроме вышеописанного воздушного боя с «Миражами» и «Вотурами», все участие иракских «Хантеров» в этой войне свелось к патрулированию в зонах и воздушному прикрытию «МиГов-17», штурмовавших наземные цели.
Во время войны «Судного дня» («Йом-Киппур») в 1973 г. иракские «Хантеры» совместно сСу-7 также наносили удары по израильским наземным целям. В нескольких заданиях они действовали в качестве прикрытия совместно с сирийскими МиГ-21. При встречах с «Фантомами» пилоты «Хантеров» старались уклониться от боя с гораздо более сильным противником. Тем не менее иракские пилоты заявили о, как минимум, 12 уничтоженных самолетах врага (в основном «Скайхоков» и «Супер Мистэров») при собственных потерях7 «Хантеров» (два от огня наземной ПВО).
В 1980-м году началась десятилетняя Ирано-Иракская война за контроль над нефтеносными районами к северу от Персидского залива. Иракские «Хантеры», насколько можно судить, использовались только для ударов по наземным целям. Как сообщалось, иракские FGA.59 принимали участие в химических атаках, сбрасывая емкости с ипритом на иранские войска.
В Чили поступило в общей сложности 28 «Хантеров» FGA.71, первый из которых прибыл в 1966 году, последний—в 1974-м. Вдень пиночетовского военного переворота 1973 года «Хантеры» чилийских ВВС нанесли ракетные удары по зданию дворца Ла-Монеда в центре Сантьяго, где оборонялся со своими немногочисленными приверженцами законный президент Сальвадор Альенде. Ракетной атаке с воздуха также подверглась единственная оставшаяся верной президенту радиостанция на окраине чилийской столицы. Позднее путчисты признали, что никакой военной необходимости в этих варварских акциях не было, а совершались они лишь для того, чтобы оказать психологическое давление на сторонников президента, готовых присоединиться к защитникам Ла-Монеды.
На следующий год Британия в ответ на пытки и убийства политзаключенных ввела торговое эмбарго против Чили. В результате из-за отсутствия запчастей к 1978 году парк «Хантеров» сократился до 20 самолетов.
Однако в период англо-аргентинской войны из-за Фолклендских островов, в которой Чили негласно поддержала Великобританию, отношения между двумя странами быстро наладились. В оплату за тайное предоставление чилийских аэродромов для действий британских ВВС чилийцам передали 12 списанных «Хантеров» (на запчасти) и три бомбардировщика «Канберра».
На Африканском континенте три страны: Родезия, Кения и Сомали приобрели «Хантеры» для удовлетворения своих потребностей в ударных самолетах. ВВС Родезии закупили двенадцать FGA.9, списанных из состава британских ВВС в середине 1960-х. Эти самолеты активно применялись в антиповстанческих операциях. К моменту окончания гражданской войны в 1979 году два «Хантера» были потеряны от зенитного огня. После того, как в войне победило черное большинство и Родезия превратилась в Зимбабве, несколько «Хантеров» и других военных самолетов было уничтожено юаровски -ми террористами на авиабазе Тронхилл в июле 1982 года.
ВВС Кении закупили шесть «Хантеров» в 1974 году. Позднее они были заменены на F-5 и переданы Зимбабве. Последние из известных африканских «Хантеров» использовались в Сомали. В Авиационном корпусе сомалийской армии действовали девять самолетов. Во время пограничных конфликтов с Эфиопией и межплеменной гражданской войны они воевали на стороне правительственных войск, управляемые пилотами-наемниками из Родезии и ЮАР. К концу восьмидесятых годов из-за нехватки запчастей и плохого обслуживания ни один из сомалийских «Хантеров» уже не мог подняться в воздух.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ «ХАНТЕРЫ»
В 1956 году начались работы по превращению «Хантера» в фоторазведчик. Фирма Хаукер переоборудовала самолет модификации F.6 в фоторазведывательную машину, обозначенную «Хантер» FR. Ее первый полет состоялся 7 ноября 1958 года. Главное отличие от исходного варианта состояло в замене радиодальномера на 3 АФА. Другие усовершенствования включали установку тормозного парашюта и оборудования для подвески двух ПТБ емкостью 230 галлонов (ок. 1046 л). После успешного завершения летных испытаний британские ВВС заказали двадцать два самолета под обозначением «Хантер» FR. 10. Поставки начались в 1960 году. Этими машинами вооружили два дивизиона, базирующиеся в Западной Германии. Вдобавок ряд самолетов приписали к истребительным частям британских ВВС на Ближнем Востоке. FR. 10 оставался в строю до появления в британских ВВС разведывательных модификаций «Фантома».
Подобно американскому «Сэйбру» и советскому МиГ-17, «Хантер» широко разлетелся по свету, став для многих стран в 50-е годы своеобразным символом британской боевой авиации. Но в отличие от первых двух машин, ему удалось надолго пережить свое время. Не исключено, что его «охотничьи тропы» протянутся и в третье тысячелетие.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ «ХАНТЕР»
|
F.IVk.S |
FGA.9 |
Т.Мк.7 |
Размах, м |
10,26 |
10,26 |
10,26 |
Длина, м |
13,98 |
14,00 |
14,90 |
Высота, м |
4,01 |
4,01 |
4,01 |
Площадь крыла, кв. м |
32,00 |
32,42 |
32,42 |
Вес пустого, кг |
5691 |
6532 |
6060 |
Взлетный вес, кг |
7759 |
11158 |
7802 |
Максимальная скорость, км/ч |
1160 |
1130 |
985 |
Радиус, км |
775 |
713 |
713 |
Потолок, м |
15240 |
15850 |
14326 |
Скороподъемность, м/мин |
2440 |
2758 |
1097 |
Геннадий Волоско,
Крылья Родины №7-8'1996