История распорядилась так, что одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне — под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким. К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь наших пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34 и особенно в части его вооружения.
В конце августа на заводе №112 состоялось совещание, на которое прибыли < нарком танковой промышленности В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружения. В своем выступлении В.А.Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500—600 м. «Образно выражаясь, — сказал нарком, — противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить на Т-34 более мощную пушку».
На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.
Еще 15 апреля ГКО в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков издал постановление №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр».
Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебой-но-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.
ГКО 5 мая 1943 года принял постановление № 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.
Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода №9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Эта пушка удачно подошла к тяжелым танкам КВ-85 и ИС-85, а в варианте Д-5С — к самоходке СУ-85.
Однако, для установки ее в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А.А.Мо-лоштановым и М.А.Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали!) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.
Установка пушки Д-5Т в новой башне должна была решить все проблемы, но... Прекрасные массо-габаритные характеристики этого орудия решались за счет большой сложности конструкции. Кроме того, особенностью Д-5Т было расположение тормоза отката и накатника над стволом, подобно немецкой штурмовой пушке Stuk 40, но в отличие от последней — за основной башенной броней. Для лучшего уравновешивания ее цапфы сдвинули вперед, а казенная часть, наоборот, оказалась довольно сильно отодвинутой к кормовому листу башни. Это практически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Даже при движении на малой скорости натренированные заряжающие по нескольку раз ударяли головной частью снаряда в казенную часть орудия. В результате пушку Д-5Т на вооружение танка Т-34 не приняли, а сразу по окончании ее испытаний — в октябре 1943 года — отдали приказ ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) о разработке специальной 85-мм пушки для танка Т-34. Серийное производство нового орудия предполагалось начать на заводе № 92 с 1 марта 1944 года, а до тех пор в качестве временной меры заводу «Красное Сормово» разрешалось устанавливать в башню своей конструкции пушку Д-5Т.
При этом заводу предлагалось обеспечить выпуск танка в следующих количествах: в январе 1944 года — 25 шт., феврале —75 шт., марте — 150 шт., а с апреля полностью перейти на производство Т-34-85 вместо Т-34.
Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от машин более позднего выпуска по внешнему виду и внутреннему устройству. Башня была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. На башне имелась сильно смещенная вперед командирская башенка с двухстворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой опоре. В крышке находился смотровой перископический прибор МК-4 кругового обзора. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливались телескопический шарнирный прицел TLU-15 и панорама ПТК-5. В обоих бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками триплекс и бойницы для стрельбы иэ личного оружия. Радиостанция размещалась в корпусе, а ввод ее антенны — на правом борту, так же как у танка Т-34 с 76-мм пушкой. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели.
Танки с пушкой Д-5Т несколько различались между собой в зависимости от времени выпуска. Например, первые серийные машины имели один башенный вентилятор, а последующие — два. Танки последних выпусков имели приборы наблюдения только МК-4 и более позднюю командирскую башенку. Радиостанция размещалась в башне, но в корпусах этих танков еще сохранялся антенный ввод на правом бортовом листе или его заглушённое отверстие.
Следует отметить, что рассмотренная модификация в статистической отчетности как Т-34-85, по-видимому, не фигурирует. Во всяком случае, на нынешний день в литературе есть существенные расхождения в оценках количества выпущенных машин. В западных изданиях цифры колеблются в диапазоне 500—700 танков. На самом деле значительно меньше! С января по апрель 1944 года заводские цехи покинули 255 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, в том числе пять командирских машин с радиостанцией РСБ-Ф.
Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для Т-34 в октябре — ноябре 1943года ЦАКБ и завод № 92 изготовили три опытных образца новых орудий. ЦАКБ представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шаба-ров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, В.А.Тюрин и А.М.Вол-геаский), а артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-1 (ЛБ-85) конструкции А.И.Савина.
В ходе испытаний, продолжавшихся до конца 1943 года, предпочтение было отдано С-53, которая 1 января 1944 года была принята на вооружение танка Т-34, причем как со штатным (1420 мм), так и расширенным погонами. Пушка С-53 выгодно отличалась от аналогов простотой конструкции и надежностью. Тормоз отката и накатник располагались под основанием затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казенником и задней стенкой башни. Кроме того, стоимость орудия оказалась ниже, чем даже у 76-мм пушки Ф-34, не говоря уже о Д-5Т.
Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944года.
Начиная с февраля к постепенному переходу на выпуск танков с пушкой С-53 приступил завод № 112 «Красное Сормово». При этом первые танки имели в облике много черт от Т-34 с Д-5Т: раннюю сормовскую башню, U-образные рымы, расположение топливных баков и т.д. С 15 марта 1944 года к произаодству Т-34-85 приступил завод № 183, а с • июня — завод № 174 в Омске.
Продолжавшиеся параллельно с производством полигонные испытания выявили существенные дефекты противооткатных устройств пушки С-53. Заводу № 92 в Горьком было поручено своими силами провести ее доработку. В ноябре — декабре 1944 года началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» — аббревиатура от названия артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» — индекс ЦАКБ). Всего в 1944—1945 годах было изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14 265 пушек ЗИС-С-53. Последние устанавливались как на танки Т-34-85, так и в последующем на Т-44.
У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 и ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы устанавливались только нового типа — МК-4, причем как в раннем — открытом, так и в позднем — закрытом вариантах. В течение 1944 года ввели крепление пяти запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса, коробчатые передние грязевые щитки, откидывавшиеся на петлях, установку малых дымовых шашек (МДШ) на кормовом листе корпуса. По мере производства менялись форма и размеры балки носовой части корпуса, соединявшей верхний и нижний лобовые листы. Она уменьшалась в размерах, а на машинах поздних выпусков была изъята — верхний и нижний листы стали свариваться встык.
В декабре 1944-го завод № 112 внес на рассмотрение ГБТУ ряд усовершенствований конструкции башни танка. В том числе замену двухстворчатого командирского люка одностворчатым, введение в нише башни безрамной боеукладки на 16 выстрелов, дублированное управление поворотом башни и, наконец, улучшение вентиляции боевого отделения разнесенными вентиляторами. Из перечисленных предложений в январе 1945 года была анедрена только одностворчатая крышка люка командирской башенки.
Что касается улучшения вентиляции, то сормовичи предложили перенести один из двух установленных в задней части крыши башни вентиляторов в ее переднюю часть. При этом передний вентилятор был вытяжным, а задний — нагнетательным. Судя по всему, в ГБТУ по непонятным причинам решили повременить с внедрением этого весьма толкового предложения. Во всяком случае, на фотографиях боевых действий весны 1945 года Т-34-85 с разнесенными вентиляторами не встречаются. Не участвовали такие танки и в Параде Победы, а вот 7 ноября 1945 года подразделения Кантемировской танковой дивизии, участвовавшие а параде на Красной площади, были укомплектованы именно такими танками. Все это позволяет предположить, что машины с разнесенными вентиляторами начали выпускаться уже после Великой Отечественной войны и, по-видимому, только на заводе № 112. У этих машин была еще одна характерная деталь — отсутствовала смотровая щель в прааом борту корпуса.
У танков разных заводов имелись некоторые отличия друг от друга, связанные с технологией изготовления. Башни различались числом и расположением литьевых и сварных швов, формой командирской башенки. В ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с развитым ореб-рением. Встречались разные варианты крепления топливных баков и дымовых шашек. Даже защитные планки погона башни были разными. На танках использовалось и несколько вариантов гусеничных траков.
Кроме линейных, с июня 1944 года выпускались и огнеметные танки ОТ-34-85. Подобно их предшественнику ОТ-34, на этой машине курсовой пулемет заменялся автоматическим поршневым танковым огнеметом АТО-42 заЕюда № 222. Установка огнемета в танке была разработана на заводе № 174, который наряду с заводом № 112 являлся производителем огнеметных машин.
Серийное производство Т-34-85 в СССР прекратили в 1946 году (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно продолжалось до 1950 года), выпустив 25 899 боевых машин. В зарубежных источниках приаодятся следующие цифры производства Т-34-85 а СССР в послевоенные годы: 1946 - 5500, 1947 - 4600, 1948 - 3700, 1949 - 900, 1950 - 300 единиц. Судя по количеству нулей, цифры эти, скорее всего, носят весьма приблизительный характер. Если же азять за основу количество машин, выпущенных в 1946 году, згвышенное а этих ис-точниквх вдвое, и допустить, что все остальные цифры завышены также, получается, что в 1947—1950 годах было выпущено 4750 танков Т-34-85. Это действительно похоже на правду. Нельзя же всерьез предположить, что наша танковая промышленность простаиаала почти пять лет. Выпуск среднего танка Т-44 прекратился а 1947-м, а к массовому произаодству танка Т-54 зааоды приступили практически в 1951 году. До этого он выпускался с 1946 года в ограниченных количествах.
В войска танки Т-34-85 начали поступать в феврале—марте 1944 года. Примерно в это время их получили бригады 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был невысоким, так как бригады получили всего по нескольку таких машин. Большинство в них составляли Т-34 с 76-мм пушками. К тому же совсем мало времени отводилось и на переподготовку экипажей, в первую очередь — наводчиков.
В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начгвшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной. Т-34-85 участвовали и в разгроме японской Кван-тунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.
В заключение можно сказать, что проведенные в 1942—1944 годах мероприятия по модернизации танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. В конструкции танка в целом был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший его от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонт-нопригодность в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и мощным вооружением стали причиной популярности Т-34-85 у танкистов. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин и Прагу, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно они, в большинстве случаев, застыли на постаментах, навсегда оставшись в памяти народа символом нашей Победы.
М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 5'2002