Вооруженная гусеничная машина высокой проходимости, полностью бронированная... Как бы далеко ни шагнуло танкостроение, это определение останется для танка классическим. Не случайно в начале века конструкторы называли эти машины сухопутными крейсерами. Да и сейчас в них прежде всего ценится огневая мощь, броневая защита, высокая проходимость, а также способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения.
Т-72 полностью соответствует этой характеристике. Больше того, в его конструкции учитывались и современные его созданию методы ведения войны, предъявляющие «сухопутным крейсерам» такие требования, о которых сорок лет назад люди и не задумывались... Световое облучение, радиация, ударная волна ядерного взрыва... Сегодня от всех этих факторов бронетехника должна обеспечить человеку надежную защиту.
Создавая танк нового поколения, конструкторы Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле стремились свести к минимуму технический риск, поэтому использовали проверенные инженерные решения и отработанные на предшествующих моделях узлы и агрегаты. Так, по конфигурации корпуса и башни, особенно их лобовых частей, новая машина Т-72 «Урал» (это название упоминалось в телевизионных передачах) напоминала Т-64.
Основное вооружение состояло из 125-мм гладкоствольной пушки, стабилизированной в двух плоскостях, и спаренного с нею пулемета ПКТ. Разработанный уральцами автомат перезаряжания пушки существенно отличался от примененного на «шестьдесятчетверке». Выстрелы раздельного заряжания (единые для Т-64 и Т-72) размещались горизонтально в кассетах, причем снаряды находились под зарядами. Перед выстрелом вращающаяся боеукладка (транспортер) разворачивалась до тех пор, пока сектор со снарядом нужного типа не подходил к захватам подъемника, тот подавал кассету на линию заряжания, и досылатель поочередно отправлял снаряд и заряд в орудие, которое автоматически устанавливалось на заданный угол возвышения. После выстрела поддон сгорающей гильзы выбрасывался наружу через лючок в кормовой части крыши башни. Заметим, что боеприпасы перемешались по кратчайшей траектории, устройство кассет и самого механизма заряжания было простым. Благодаря этому скорострельность пушки достигала 8 выстрелов в минуту, а при ручном заряжании снижалась до одного-двух.
Пушка Т-72 предназначена для поражения танков, самоходно-артиллерийских установок противника и других бронированных целей. Применяется она также для подавления различных огневых средств противника, в том числе и таких важных, как противотанковые управляемые ракеты. Тактико-технические характеристики танковой пушки позволяют экипажу успешно решать в бою подобные огневые задачи независимо от времени суток. Ведь Т-72 может стрелять ночью так же, как и днем. Его пушка имеет инфракрасный прицел, благодаря которому наибольшая прицельная дальность стрельбы в ночных условиях достигает 800 м. Без малого — километр! Мог ли экипаж прославленной тридцатьчетверки в годы Великой Отечественной войны мечтать о том, чтобы на такой дистанции, да еще ночью, неожиданно ударить по противнику бронебойным снарядом? А ведь в современном бою такое не исключено.
Что же касается наибольшей прицельной дальности стрельбы днем, то она достаточно впечатляюща — до 4 км. Соответственна этому и дальность прямого выстрела: при стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом она достигает порядка 2100 м.
Примечательно, что с закрытой огневой позиции стрельбу можно вести на дальность до 9400 м. Применяются для этого осколочно-фугасные снаряды. Причем закрытой огневой позицией считают такую, где само огневое средство, а также вспышки, дым и пыль от выстрелов надежно скрыты от наземного наблюдения противника. Заняв закрытую огневую позицию, танки уподобляются в этом случае артиллерийским орудиям. Точнее, самоходным орудиям. Такое боевое качество танка делает его применение особенно ценным.
В экипаже Т-72 нет заряжающего. Его место занял автомат. Экипаж состоит только из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик находятся в боевом отделении, которое располагается в средней части машины и отделено перегородкой от силового отделения. Справа от пушки -сидит командир, слева—наводчик. Место механика-водителя— в отделении управления. Члены экипажа могут свободно переходить из одного отделения в другое.
Заряжение пушки осуществляется раздельно: сначала в зарядную камеру подается снаряд, к примеру, осколочно-фугасный, массой 33 кг, а затем и гильза с пороховым зарядом и средством воспламенения. Интересно, что все эти операции выполняет автомат заряжения. Рука человека не касается ни снаряда, ни гильзы. А скорострельность составляет 8 выстрелов в минуту.
Основные детали и .механизмы танковой пушки: ствол, затвор с полуавтоматикой, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наводки, ограждение со спусковым механизмом. В принципе они выполняют те же функции, что и в артиллерийском орудии.
Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения. Представьте себе, что наводчик обнаружил цель и наводит перекрестие прицела в его самое уязвимое место. Для этого он плавно вращает маховики механизмов наводки. Готово! И с этого мгновения специальное устройство — стабилизатор — фиксирует, а проще говоря, «запоминает» наводку пушки и удерживает ствол в этом положении. Самое интересное то, что тенк в это время может делать все, что угодно: стоять на месте, двигаться вперед или назад, разворачиваться вправо или влево.
Для прицельного выстрела необязательно останавливать бронированную машину, это даже опасно — она сразу же становится неподвижной мишенью.
Применение стабилизатора в корне изменило тактику боя. В самом деле, теперь не имеет значения, что танк мчится по неровностям, его корпус бросает из стороны в сторону— ствол пушки остается неподвижным. Он как привязанный «смотрит» в точку прицеливания, и наводчик поражает цель практически с той же точностью, как и при стрельбе с места. Надо ли говсрить, насколько успешно при этом можно вести противоборство с различными противотанковыми средствами.
Наведение пушки и пулемета на дистанцию 1 — 4 тыс. м осуществляется монокулярным, стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. В прицел встроили баллистический вычислитель, учитывающий при выработке данных для стрельбы тип снаряда, температуру и влажность воздуха, влияние бокового ветра. При ведении огня подкалиберными и кумулятивными снарядами прицельная дальность составляла 4 тыс. м, для осколочно-фугасных—5 тыс. м и для пулемета —1,8 тыс. м.
Для защиты от воздушного противника на вращающейся командирской башенке установили зенитный пулемет. Упростили конструкцию приводов наведения, в частности, обошлись без системы дистанционного управления, как на Т-64.
В качестве силовой установки уральцы применили многотопливный, 12-цилиндровый дизель В-46 поперечного расположения. Ряд его деталей подходил к распространенному тогда двигателю В-55. Высокая мощность была обеспечена применением центробежного нагнетателя с приводом от коленвала. Меньшая (по сравнению с турбокомпрессором) эффективность окупалась простотой и отработанностью конструкции.
Система охлаждения не имела принципиальных отличий от тех, что использовались на Т-55 и Т-62. Как и на них, воздушный поток, обдувающий радиатор, создавался вентилятором, смонтированным у кормового листа.
Силовая передача во многом схожа с примененной на Т-64: крутящий момент передавался от двигателя через гитару и общий ведущий вал на две семискоростные планетарные коробки передач. При поворотах разница в скорости перематывания гусениц также достигалась включением в одной из них пониженной передачи, а усилия на рычагах управления уменьшались гидросервоприводами.
Несмотря на то, что в ходовую Т-72 не внесли радикальных новшеств, она полностью соответствовала требованиям времени: шесть сдвоенных опорных катков на борт с резиновыми шинами, уменьшавшими влияние неподрессоренных масс на плавность хода, диски отливались из алюминиевого сплава. Хорошее качество торсионов обеспечило большие хода катков.
На первом, втором и шестом узлах подвески установили простые и долговечные лопастные амортизаторы. Расположенные впереди направляющие колеса были литыми, поддерживающие катки — одинарными, с внутренней амортизацией (по три на борт).
Гусеничные цепи нового танка с резинометаллическими шарнирами траков использовались при модернизации Т-55 и Т-62, на которых требовалось только заменить ведущие колеса. В свою очередь, при необходимости «семьдесят второй» ничто не стоило «переобуть» в гусеницы с открытым шарниром, заимствованные с машин семейства Т-54.
Интересно, что ходовая «Урала» испытывалась на опытных «объектах 167», представляющих собой тот же Т-62, но поставленный на новые катки, причем сравнивали пяти- и шестиопорные варианты. Кроме того, опробовали Т-72 с ходовой частью «шестьдесят четвертого». В общем, устроили своего рода конкурс на лучшую конструкцию...
Как и все послевоенные боевые машины, Т-72 оборудовали приборами ночного видения, радиостанцией, системами противоатомной и противопожарной защиты, приспособлениями, предназначенными для преодоления водных преград по дну.
Масса танка — 41 т. Это нормально для системы такого вида. Но среднее удельное давление всего 0,83 кгс/см2, не больше, чем от ступней взрослого человека. А раз так, то и движется машина легко, какой бы неровной ни была поверхность. Это, кстати, позволяет и величина клиренса, составляющая почти полметра (точнее — 470 мм).
Танк Т-72 может смело идти в гору, если угол ее подъема не превышает 30°. При этом угол крена в ту и другую сторону допускается до 25 °. Преодолевает ров шириной до 2,8 м. С ходу берет вертикальную стенку высотой до 0,85 м. И немудрено — максимальная мощность его двигателя 780 л. с.
Но бывают препятствия и иного рода. Например, река. Плавать эта машина не умеет. Что делать? Ведь реку не объедешь. Если разведчики доложат, что глубина брода не более 1,2 м, танк преодолеет и эту водную преграду. Преодолеет он ее даже при глубине реки значительно больше, например 3, 4 или даже 5 м. Правда, способ форсирования водной преграды в этом случае иной. Здесь экипажу надо готовить ОПВТ — оборудование для подводного вождения танка. Машина может передвигаться по дну под водой на протяжении целого километра, а над ее поверхностью останется лишь воздухопитающая труба, чтобы члены экипажа могли дышать, а также для обеспечения работы двигателя.
Для установки воздухопитающей трубы и на другие подготовительные операции экипажу требуется всего 20 мин. А после преодоления преграды буквально через 1—2 мин танк готов открыть огонь по противнику из всего вооружения.
Менее сложный в устройстве и эксплуатации «семьдесят второй» и практически равноценный по остальным характеристикам «ветерану» Т-64 приняли к производству. Тем временем инженерам удалось повысить надежность и «шестьдесят четвертого», в итоге было решено выпускать обе машины, что называется, параллельно. Однако если Т-64 оставался на вооружении только Советской Армии, то Т-72 еще и экспортировался.
Впервые эти машины применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане, долине Бекаа. Вскоре в зарубежной печати появились репортажи с мест сражений, в которых красочно описывались «кладбища» Т-72.
Однако президент Сирии Х. Асад в одном из интервью заявил: «Танк типа Т-72 лучший в мире» — и особо подчеркнул, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства.
Его высказывание в какой-то степени подтверждается тем, что американцы очень долго пытались всеми способами заполучить Т-72, но это удалось им лишь в 1987 году. И не стоит перенапрягать воображение, чтобы догадаться, куда бы попали машины, подбитые израильтянами пять лет назад...
За время производства Т-72 несколько раз модернизировали. В частности, ходовую часть прикрыли противокумулятивными экранами, на некоторых машинах установили «активную броню», лазерные дальномеры, мощность двигателя довели до 840 л.с. Ствол пушек на Т-64 и Т-72 покрыли асбестом под жестяным чехлом, чтобы уменьшить его изгиб, возникающий от неравномерного нагрева при частой стрельбе. На башнях установили гранатометы для метания гранат, создающих дымовую завесу.
В заключение отметим, что лицензии на производство Т-72 приобрели Чехо-Словакия, Югославия и Индия.
Особенности моделиорования Т-72
Башня танка литая, сложной конфигурации. На ее крыше имеются люки и лючки для приборсз наблюдения и прицеливания, антенны и механизма выброса несгораемых поддонов гильз, входа и выхода экипажа. Снаружи на башню привариааются кронштейны для крепления трубы и ящиков ОПВТ, для фар и прожекторов — осветителей прицелов, скобы для крепления танкового брезента и четыре крюка для демонтажа башни. На вращающемся погоне командирской башенки установлен крупнокалиберный зенитный пулемет НСВ. Спаренный пулемет ПКТ расположен в овальной амбразуре справа от пушки. Маска пушки уплотняется специальным водонепроницаемым материалом. На ее ствол надет теплоизоляционный кожух, исключающий влияние температурного изгиба канала ствола на точность стрельбы. В отличие от всех других современных советских танков, иа Т-72 в походном положении пушка стопорится не по оси машины, а развернутой иа левый борт. Это вызвано тем, что место мехаиика-водитепя размещено по центру машины и ствол пушки не позволил бы ему сидеть в положении «по-походному».
Корпус танка сварной, из катаных бронелистов. Днище корпуса корытообразной формы, с продольными и поперечными выштамповкемн для увеличения жесткости. На переднем ниж( ем лобовом листе по оси корпуса имеется выштамповка для размещения педалей и тяг управления. На верхнем лобовом листе приварены кронштейны «крыльев». укладки троса, крепления грязеот-боиных досок и ограждения фар. В нижней части листа прикреплены буксирные крюки, а в верхней — прибор наблюдения мехаинка-водителя, перед которым приварены защитные броневые планки. Крышка корпуса в кормовой части имеет съемные броневые листы для доступа н двигателю и агрегатам силовой передачи. На кормовом листе корпуса располагаются кронштейны крепления бочек, бревен дпя самовытаскиваикя, запасных траков и буксирные крюки. В середине листа выполнен пюк дпя доступа к вентилятору системы охлаждения.
Ходовая часть Т-72 состоит из двенадцати опорных катков, шести поддерживающих, двух направляющих и двух ведущих. Гусеницы имеют по 96 траков. Подвеска тайка торсионная, в связи с чем опорные катки левого борта смещены вперед относительно правого на 110 мм. На подвесках 1, 2 и 6-го опорных катков установлены гидроамортизаторы н упоры балансиров. Направляющие, опорные н ведущие катки литые, двухдискосые. Опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Поддерживающие катки однодисковые, с внутренней амортизацией, установлены иа коротких осях. Сзади ведущих копес на бортах корпуса болтами крепятся очистители гусениц, предохраняющие от повреждения над-гусеничные попки. Ходовая часть закрывается резиновыми фальшбортами. На левом фальшборте под выхлопными патрубками закреплен металлический экран.
Модель танка окрашивается в защитный цвет. Бандажи опорных катков черные. Дульный срез пушки, буксирный трос и гусеничные цепи цвета некрашеного металла. Запасные траки черные (под битумный лак). Приборы наблюдения имитируются кусочками оргстекла. Осветитель прицела и прожектор командира закрыты щитками защитного цвета. Левая головная фара имеет светомаскировочную насадку. Трехзначные номера и опознавательные знаки белого цвета, наносятся на передних скулах башни.
1 — амортизатор, 2 прицел-дальномер, 3 — ночной прицел, 4 — фара командирского прибора наблюдения, 5 - - командирская башенка, 6—-труба ОПВТ, , и мтный пулемет, 8 — задняя фара, 9 — фальшборт, 10 — бочки с запасом топлива, 11 — бревно для самовытаскивания, 12 — цок механика-водителя, 13 — наружное топливные баки, 14 — лючок ОПВТ, 15 - люк наводчика, 16 — люк для выбросов поддонов гильз, 17— Ящик укладки ОПВТ, 18 — ящики ЗИП, 19 — спаренный пулемет, 20 - осветитель и иного придела, 21 — прибор наблюдения механика-водителя, 22 — фары головною света, 23 — кронштейны крепления бочек, 24 — кронштейны крепления бревна 25 — задний фонарь, 26 — запасные траки, 27 - очиститель гусеницы. На виде Б бочки с запасом топлива и бревно для самовытаскивания условно не показаны.
Основной танк Т-72
Масса, т 41, Вооружение 125-мм пушка Д81ТМ (боекомплект 39 выстрелов), 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект 2 тыс. патронов), зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм (300 патронов), Мощность двигателя, л.с 780, Скорость, км/ч 60, Запас хода, км 650, Удельное давление на грунт, кгс/см 0,83, Экипаж 3 человека.