Закономерно возникает вопрос: предпринимались ли такие попытки применительно к наиболее массовому советскому танку — Т-34. Причем речь идет не о модификации Т-34-85, вооруженной 85-мм пушкой, а об установке на «тридцатьчетверку» еще более мощных артсистем.
Уже в 1944 году стало очевидно, что Т-34-85 уступает по вооружению немецкому танку «Пантера». На повестку дня был поставлен вопрос о назревшем перевооружении «тридцатьчетверки».
Начать, по-видимому, следует с попыток установки на Т-34-85 85-мм пушки большой мощности. Так, например, в сентябре 1944 года завод № 92 разработал орудие ЗИС-85-ПМ с начальной скоростью снаряда 980 м/с. После завершения заводских испытаний орудие, получившее индекс ЗИС-1, передали на Горохо-вецкий полигон. Однако полигонных испытаний эта пушка не выдержала.
В начале октября 1944 года свой вариант 85-мм пушки большой мощности предложило и КБ завода «Большевик». Речь идет об орудии В-9 с начальной скоростью снаряда 950 м/с и о проекте орудия В-9К с коническим каналом ствола (начальная скорость — свыше 1150 м/с). Но предлагаемые характеристики не устраивали военных, поскольку едва дотягивали до данных немецкой 88-мм пушки KwK 43. Весной 1945 года опытные работы над 85-мм танковыми орудиями прекратили как бесперспективные.
Задание на установку 100-мм пушки в штатной башне Т-34-85 получили ОКБ № 9 и отдел 520 завода № 183 уже в июле 1944 года. Однако, эскизная проработка проекта показала, что штатного «тридцатьчет-верочного» башенного погона диаметром 1600 мм для этого недостаточно. Заимствовать же погон диаметром 1850 мм от тяжелого танка ИС не представлялось возможным из-за необходимости изготовления совершенно нового корпуса.
Тем не менее, конструкторы горьковского ОКБ № 92 во главе с А.Савиным осуществили довольно успешную попытку установки орудия такого калибра в штатную башню Т-34-85. Они предложили для этого 100-мм пушку ЗИС-100, разработанную на основании конструкции серийного 85-мм орудия ЗИС-С-53. Испытания ЗИС-100, впрочем, прошли не вполне успешно из-за большого влияния отдачи при выстреле на трансмиссию и ходовую часть Т-34-85. Не решила проблему и установка щелевого дульного тормоза.
Второй этап работ по оснащению «тридцатьчетверки» 100-мм пушкой был связан с проектированием танка Т-44В (будущий Т-54). По инициативе А.А.Морозова на заводе № 183 был разработан «подвижной стенд» из корпуса, узлов и агрегатов ходовой части и моторно-трансмиссионной группы Т-34-85 и новой башни Т-44В. Однако из-за большего диаметра башенного погона — 1700 мм — корпус танка пришлось несколько доработать. Был изъят курсовой пулемет и на одного человека сокращен экипаж, уменьшена толщина днища и крыши над двигателем, перенесены в отделение управления топливные баки, опущено сиденье механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовые ведущие колеса. В таком виде эта машина получила обозначение Т-34-100. Ее масса достигла 33 т.
В феврале — марте 1945 года этот танк проходил испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах. Причем в него устанавливалась как пушка ЗИС-100, так и Д-10 от ОКБ № 9. Испытания завершились довольно успешно, хотя кучность стрельбы была невысокой, а нагрузки на трансмиссию при выстреле по-прежнему были чрезмерно большими. Тем не менее, машина понравилась военным и они потребовали продолжения работ над ней, однако все попытки устранить перечисленные недостатки не увенчались успехом.
В то же время, в конце 1944 года, в КБ завода № 92 в Горьком спроектировали новое 100-мм орудие ЛБ-1, обладавшее пониженной отдачей. Это орудие также установили на Т-34-100. По устройству ЛБ-1 была очень близка к Д-10. Ствол ее состоял из трубы моноблока, навинтного казенника и дульного тормоза такой же конструкции, что и у ЗИС-100. Длина танка с пушкой вперед достигала 9150 мм, ствол на 3340 мм выходил за габариты машины.
С 6 по 14 апреля 1945 года на Гороховецком полигоне прошли полигонные испытания пушки ЛБ-1 в танке Т-34-100. Было сделано 1000 выстрелов и пройден 501 км. Фактическая скорострельность ЛБ-1 составила 5,2—5,8 выстр/мин. Кучность стрельбы у нового орудия оказалась выше, чем у предшественников, а нагрузки на ходовую часть и трансмиссию ниже.
Комиссия сделала заключение, что «после устранения выявленных недостатков пушка может быть рекомендована к принятию на вооружение». Однако, несмотря на большой интерес военных к танку Т-34-100, серийное его производство так и не было начато — 100-мм пушка оказалась «неподъемной» для «тридцатьчетверки».
В 1945 году предпринимались попытки оснастить пушкой ЛБ-1 средний танк Т-44, вооружение которого — 85-мм пушку — сочли недостаточным для послевоенного времени. Эта машина получила индекс Т-44-100. Масса танка возросла до 33 т против 31—31,5 т у серийных «сорокчетверок». На крышке люка заряжающего установили зенитный пулемет ДШК. Борта и ходовую часть танка прикрыли 6-мм противокумулятивными экранами.
Для испытаний подготовили два танка Т-44-100, которые продемонстрировали невысокую надежность и плохие маневренные качества. На вооружение Т-44-100 принят не был.
Работа эта вообще уже имела мало смысла, поскольку в марте 1945 года на испытания вышел прототип танка Т-54. В ходе испытаний в него так же устанавливались все три «сотки». Но многочисленные эксперименты логично закончились в пользу орудия Д-10, не имевшего дульного тормоза и лучше других артсистем подходившего для вооружения перспективного среднего танка.
М.КНЯЗЕВ
«Моделист-конструктор» № 10'2001