Советские танки Т-34 (признанный лучшим средним танком Второй мировой войны) и KB (бывший сильнейшим в мире вплоть до 1942 г.) явились эпохальными бронированными боевыми машинами, указавшими дальнейший путь развития послевоенному танкостроению. Немецкий генерал-полковник Гейнц Гудериан в своих книгах о танковых операциях во Второй мировой войне достойно оценил выдающиеся ТТХ «тридцатьчетверки»: «В октябре 1941 года ... я охарактеризовал преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение».
Не менее значимыми вехами на пути создания советской бронетанковой техники стали: средний Т-54 -«глава» первого послевоенного поколения и Т-64 - «первый танк второго поколения». Иностранные военные специалисты отмечали: «Танк Т-64 бросил вызов танкам НАТО 1960 -1970-х годов и мог бы задавать тон на поле боя. Этот танк стал сюрпризом, подобно Т-34 во Второй мировой войне... Благодаря его появлению вырос потенциал Советской Армии. Эта машина влияет на него и сегодня».
К началу 1960-х гг. военное командование Советской Армии пришло к выводу о несоответствии танков первого послевоенного поколения новым требованиям ведения боевых действий. Перед Харьковским конструкторским бюро № 60 при заводе № 75, руководимым А. Морозовым, была поставлена задача создать принципиально новый средний танк, с мощным вооружением, но высоким уровнем защиты и динамическими характеристиками.
В 1960 г. в КБ создали экспериментальный образец «объект 430» классической компоновочной схемы с расположением двигательного отсека в корме. Сварной корпус из катаной брони имел борта с надгусеничны-ми нишами, передний лобовой лист толщиной до 120 мм - трёхгранный с большими углами наклона, днище -противоминное корытообразное.
Сферическая башня его - литая с приваренной крышей с двумя башенками: слева - командирской и справа - заряжающего. Обе имели вращающиеся верхние части с люками. На одной башенке устанавливались приборы командира танка, на другой -турель зенитного пулемёта. Толщина лобовой части башни - более 260 мм, бортовых - до 200 мм.
Силовую установку танка снабдили 5-цилиндровым турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТД мощностью 600 л.е., имевшим горизонтальное оппозитное расположение цилиндров. Это позволило уменьшить высоту двигателя до почти 600 мм, что наряду с поперечным его расположением обеспечило относительно небольшую высоту корпуса самой машины. Системы обслуживания размещались над двигателем, образуя второй ярус отделения.
В трансмиссии танка поставили две планетарные коробки передач с двусторонним отбором мощности от двигателя. В ходовой части с каждого борта установили по шесть опорных катков уменьшенного диаметра, стальных, с колпаками, изготовленными из лёгких сплавов, и по три поддерживающих ролика. Торсионная подвеска - с индивидуальными внутренними торсиона-ми, расположенными внутри корпуса. Первый и шестой узлы подвески имели гидравлические амортизаторы.
Танк вооружили 100-мм нарезной танковой пушкой Д-54ТС с эжекцион-ным устройством, стабилизированной в двух плоскостях системой «Метель» и снабжённой механизмом выброса стреляных гильз. Начальная скорость её снаряда составляла 1015 м/с; он пробивал на дальности 2000 м броневой лист толщиной около 160 мм. Вспомогательное вооружение - два пулемёта калибра 7,62 мм - спаренный и курсовой и ещё зенитный 14,5-мм пулемёт КПВТ. Для повышения точности стрельбы установили дневной прицел-дальномер ТПД-43 и ночной нестабилизированный прицел ТПН-1 с инфракрасной подсветкой.
На танке имелись система коллективной защиты ПАЗ с противорадиационным подбоем и нагнетателем, автоматическая система ППО, ОПВТ, многоразовая система ТДА. Экипаж танка состоял из четырёх человек, трое из них находились в башне. Было произведено всего пять машин «объекта 430». Две из них - для заводских испытаний, три другие - для полигонных приёмочных.
17 февраля 1961 г. НТК ГБТУ МО выдал КБ № 60 новые тактико-технические требования по совершенствованию «объекта 430». Они предусматривали повышение огневой мощи танка за счёт установки на него 115-мм пушки с механизмом заряжания; улучшения противоатомной и противокуму-лятивной защиты машины, повышения её манёвренных качеств; указывалось также, что боевая масса не должна была превышать 34 т, а численность экипажа - трёх человек.
К 1963 г. на базе «объекта 430» был создан образец, получивший индекс «объект 432», воплотивший эти требования. Уже в октябре того же года с конвейера завода им. Малышева в Харькове сошли первые серийные образцы. К сентябрю 1964 г. было изготовлено 54 единицы, к декабрю 1965-го-218.
Предъявленные на войсковые испытания машины успешно их прошли, и 2 января 1967 г. приказом министра обороны СССР танк Т-64 («объект 432») был принят на вооружение.
Танк Т-64 имел наклонный прямой лобовой лист, прямую крышу корпуса. Башня - литая с многослойным бронированием толщиной до 600 мм. Двигатель - турбопоршневой 5ТДФ с эжекционной системой охлаждения, форсированный до 700 л.с. В трансмиссии установили две семи-ступенчатые планетарные коробки передач, что позволило на 750 кг облегчить её конструкцию. В ходовой части использовали опорные катки из алюминиевого сплава и новую гусеницу.
Пушка танка - 115-мм гладкоствольная Д-68 (2А-21) с автоматическим гидроэлектромеханическим механизмом заряжания. Спаренный с ней пулемёт - 7,62-мм ПКТ. Для стабилизации применили двухплоскостную систему 2Э-18 «Сирень» с электрогидравлическим стабилизатором.
Для наведения пушки поставили дневной прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной ТПН-1-432 с осветителем Л-2АГ.Вскоре на вооружение приняли модификацию Т-64 - танк Т-64А («объект 434») с более мощной 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 (2А-46). И в дальнейшем, во время серийного выпуска - в период 1964 - 1987 гг., машина постоянно усовершенствовалась, претерпев около 30 модификаций.
Т-64 послужил основой для создания советских танков второго послевоенного поколения.
МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-64
Т-64 («объект 432», 1967 г.) - исходный базовый образец.
Т-64А («объект 434», 1969 г.) -125-мм пушка Д-81, усиленное бронирование, новая система управления огнём, изменённый автомат заряжания, зенитный пулемёт с дистанционным управлением, теплозащитный кожух ствола пушки, многотопливный двигатель, новая система ППО, навесное инженерное оборудование, система высокогорья, дорожная сигнализация. Танк был укомплектован комплексом дымовых завес 902А «Туча», радиостанцией Р-123М и переговорным устройством Р-124.
Т-64АК («объект 446», 1973 г.) -командирский танк с радиосвязью до 350 км. У него имелись: дополнительная рация, навигационная аппаратура, бензоэлектрическое зарядное устройство АБ-1 П/30, артиллерийская буссоль.
Т-64 Б («объект 447А», 1976 г.) - модификация Т-64А. Отличия: комплекс управляемого ракетного вооружения «Кобра», новая СУО 1АЗЗ с прицельным комплексом 1А34, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», усиленное бронирование корпуса и башни, сплошные боковые экраны, увеличение динамического хода опорных катков.
Т-64БК (1976 г) - командирский танк Т-64Б с дополнительной радиостанцией и навигационной аппаратурой.
Т-64Б1 («объект 437А», 1976 г.) -модификация Т-64Б без КУРВ «Кобра».
Т-64БМ (1983 г.) модификация Т-64Б с шестицилиндровым двухтактным турбопоршневым многотопливным дизельным двигателем 6ТД.
Т-64БВ («объект 447АВ», 1985 г.) -модификация Т-64Б с комплексом навесной динамической защиты.
Т-64 с газотурбинным двигателем
19 апреля 1968 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании газотурбинных силовых установок для объектов бронетанковой техники» СКБ-2 при ленинградском Кировском заводе поручалось создать на базе танка Т-64 новой машины с газотурбинной силовой установкой. Разработать сам двигатель должно было также ленинградское авиадвигательное НПО им. Климова. Необходимо было сконструировать новый тип танковой установки - газовую турбину, до этого применявшуюся в авиа- и судостроении.
Газотурбинный двигатель (ГТД) сулил неоспоримые преимущества перед дизелем - при том же объёме получать гораздо большую мощность. Это позволило бы танку достичь более высоких скоростей, существенно поднять манёвренность на поле боя, улучшить управление самой машиной.
Опыт применения ГТД советские танкостроители уже имели, особенно на Кировском заводе. В 1948 г. здесь в СКБ турбинного производства под руководством главного конструктора А. Старостенко был выполнен проект тяжёлого танка с таким двигателем, но он остался на бумаге. Когда в 1955 г. Кировскому заводу поручили создание нового тяжёлого танка с двигателем 1000 л.е., массой до 55 т и с 130-мм пушкой, работы стали вести в двух направлениях: разрабатывались варианты и с дизелем («объект 277»), и с ГТД («объект 278»). Два опытных образца ГТД конструировали под руководством Г. Оглоблина.
В 1957 г. на ЛКЗ были изготовлены две опытные газотурбинные установки ГТД-1 для «объекта 278», создававшегося на базе танков ИС-7 и Т-10. Они должны были обеспечить образцу массой 53,5 т скорость свыше 57 км/ч. Но вскоре все работы, касавшиеся тяжёлых танков, в нашей стране по прямому распоряжению правительства прекратили «Объект 278» достроить не смогли. Всё же поиски в этом направлении на заводе продолжались. В 1960-х гг., например, испытывался «объект 288» на базе танка Т-64 с двумя вертолётными газотурбинными двигателями ГТД-350 мощностью 350 л.с каждый.
В 1963 г. в харьковском КБ № 60 А. Морозова разработали опытный вариант танка Т-64Т с газотурбинным двигателем ГТД-ЗТЛ мощностью 700 л.с. В 1964 г. на «Уралвагонза-воде» в Нижнем Тагиле под руководством Л. Карцева был создан «объект 167Т» на базе Т-62 также с ГТД-ЗТ мощностью 800 л.с.
В 1969 г. первый танк ленинградского Кировского завода с газотурбинным двигателем согласно требованиям постановления правительства от 19 апреля 1968 был изготовлен. Этот образец известен как «объект 219» на базе Т-64 с ГТД-1000 мощностью 1000 л.е., разработанный на НПО им. Климова. Однако установка мощного двигателя, увеличившаяся масса машины, возросшие требования к динамическим характеристикам заставили внести существенные изменения в конструкцию машины, особенно в её ходовую часть. Пришлось конструировать новые амортизаторы и торсионы, направляющие и ведущие колёса, катки, даже гусеницы с обрезиненны-ми дорожками. Башне придали новую форму, оптимизировав её конфигурацию. Но сохранили вооружение, автомат заряжания, боеприпасы, приборы наведения и наблюдения и т.д. Словом, машина, «сохраняя базовые конструкционные и компоновочные особенности предшественников, в полной мере могла считаться новой».
Основные данные танков семейства Т-64
Тип танка |
«Объект 430» |
Т-64А |
Боевая масса, т |
35.48 |
38 |
Экипаж, чел. |
4 |
3 |
Длима, мм |
8785" |
9225:' |
Ширина, мм |
3120 |
3415 |
Высога, мм |
2160 |
2170 |
Клиренс, мм |
435 |
450 |
Колея, мм |
2570 |
|
Бронирование: мм |
противоснарядное комбинированное |
прот ивоснарядное комбинированное |
Вооружение |
нарезная 100-мм пушка Д-54ТС, 50 выстрелов; |
нарезная 125-мм пушка Д-81. 50 выстрелов; |
|
7,62-мм пулемёт СГМТ, 3000 патронов; |
7,62-мм пулемёт СГМТ. 3000 патронов; |
|
14,5-мм пулемёт КПВТ, 300 патронов |
14,5-мм пулемёт КПВТ. 300 патронов |
Двигатель |
дизель 5ТД |
дизель 5ТДФ |
Мощность, л.с. |
580 |
700 |
Максимальная скорость, км/ч |
55 |
65 |
Запас хода, км |
450 600 |
500 |
Преодолеваемые препятствия, м: |
|
|
высота стенки |
- |
0,8 |
ширина рва |
- |
2.85 |
- глубина брода |
- |
1.4" |
- угол подъёма, град |
|
30 |
Примечание: 1 - с пушкой вперёд, длина корпуса - 6540 мм; 2- с пушкой вперёд, длина корпуса - 6048 мм: 3-е ОПВТ -5м
В. БОРЗЕНКО
«Моделист-конструктор» № 5'2012