СОЗДАНИЕ ТАНКА MERKAVA Мк.1
В свою первую войну, начавшуюся в декабре 1947 г., Израиль, ещё до провозглашения его как государства вступил не имея какой-либо бронетехники. Лишь к окончанию боевых действий в марте 1949-го два солдата из британского 3-го гусарского полка, находившегося тогда под Хайфой, пригнали в Тель-Авив два танка «Кромвель». Причина, по которой они это сделали, до сих пор неизвестна, хотя сами израильтяне называют этих людей просто «сочувствующими».
Затем из запасных частей, найденных на оставшихся от англичан складах, собрали три танка «Шерман», таких, что были выпущены ещё в 1939 г. Летом
1948-го удалось закупить во Франции 10 лёгких танков «Гочкис», несколько полугусеничных и колёсных бронемашин. Все они были объединены в 8-ю бронетанковую бригаду под командованием ветерана Второй мировой войны Ицхака Садеха. В неё входили два батальона: 82-й танковый и 89-й механизированный — с джипами, кстати, под руководством Моше Даяна, будущего министра обороны Израиля. 82-й батальон состоял из двух рот. Одна называлась «английской»: в ней служили эмигранты из западноевропейских стран и танкисты, дезертировавшие из английских войск. Другая рота — «русская» состояла из бывших бойцов Красной Армии. Таким было начало создания бронетанковых войск армии Израиля.
К своей следующей войне — Синайской кампании осени 1956 г. — израильская армия имела уже почти 200 американских «шерманов», закупленных в основном во Франции, и 100 лёгких французских танков АМХ-13. Они были объединены в регулярную 7-ю танковую бригаду (тбр), вооружённую «шерманами», и в резервные тбр: 27-ю, состоящую из трёх дивизионов «шерманов» и дивизиона АМХ-13, 37-ю — из одного батальона «шерманов» и дивизиона АМХ-13. Своим успехом в этой войне израильтяне, по их словам, обязаны прежде всего этим подразделениям, «действовавшим в классическом духе танковой атаки».
В ходе Синайской кампании армия обогатилась трофеями английской, американской и советской бронетехники, в числе которых были 27 машин Т-34 и 46 — «шерманов» разных модификаций
К очередной войне — Шестидневной июньской 1967 г. — Израиль приобрёл у англичан 250 танков «Центурион» Мк.Ш и Mk.V, у американцев — 200 «Паттон» М48. 200 единиц «шерманов» переоснастили французскими 105-мм орудиями. Самоходными 105-мм гаубицами Priest М7 («Прист») вооружили два новых артиллерийских батальона.
Теперь основная армейская танковая бригада по штатному расписанию имела два батальона — по 50 танков в каждом, один батальон мотопехоты на полугусеничных транспортёрах, артиллерийскую и разведывательную роты. Тбр входила в состав дивизии, соотношение бригад в которой могло меняться. Так, например, в дивизии Северного командования под началом генерала Пеледа, действовавшей во время войны на Западном берегу реки Иордан, была тбр полковника Рэма, в которой находились батальон с «центурионами» и батальон с АМХ-13, тбр полковника Бар-Кохва — с тремя батальонами «шерман», батальоном мотопехоты и пехотной бригадой. Дивизия генерала Йоффе Южного командования на Синайском направлении состояла из танковых бригад полковника Шадни и полковника Села с двумя батальонами «центурионов» в каждой. Всего в тогдашних Силах обороны Израиля числились девять бронетанковых бригад.
Анализируя действия войск в Шестидневной войне и танковых подразделений, в частности, израильское военное руководство решило провести серьёзные перемены. Танки АМХ-13 были удалены из частей как непригодные к ведению боевых действий. «Паттоны» М48 и «центурионы» перевооружили английскими 105-мм орудиями L7, что позволило унифицировать боеприпасы. Кроме того, на танках установили дизельные двигатели «Континен-тал» — унифицировали и топливо.
В 1970 г. стали приходить закупленные в США танки М60А1 «Паттон» IV, а также самоходные орудия М107 и М109, бронетранспортёры М113. Поставили в строй и захваченные в войну Т-54 и Т-55, БТР-40, БТР-52, БТР-152, ПТ-76. Словом, израильтянам пришлась впору вся та бронетехника, что когда-то ушла на перевооружение египетской армии.
В следующих войнах — так называемой «Войне на истощение» (март 1969 — 7 августа 1970 г.), а затем Октябрьской войне, или «Войне в день Искупления» (6 — 25 октября 1973 г.) — уже действовали 6 танковых дивизий в составе 16 танковых бригад.
Боевые действия отличались весьма большим количеством участвовавшей в них бронетехники. На полях битвы разворачивались классические широкомасштабные танковые сражения. Так, сирийцы 6 октября 1973 г. начали наступление на Голанские высоты, имея в передовом отряде 1-ю, 3-ю танковые дивизии, несколько отдельных танковых бригад — всего более 1250 машин. В Синайских боях 14 октября со стороны египетской армии выступили 5 колонн численностью до 1000 танков. На этом участке фронта 252-я танковая дивизия израильтян, участвуя в контратаке 7 октября, потеряла 200 танков из 300, имевшихся в её составе, — навстречу ей из глубины выдвинулись 800 танков египтян.
Египет, Сирия и Ирак потеряли тогда более 1300 машин, потери израильской армии также были немалые — около 850 единиц.
В ходе этих войн израильское военное командование накопило значительный опыт использования бронетехники в боевых действиях. По создавшемуся мнению, имевшиеся на вооружении армии Израиля «шерманы», «центурионы», АМХ-13 к концу 1960-х гг. безнадёжно устарели и не могли уже отвечать предъявляемым к ним ребованиям как главному виду наступательного оружия
В это же время взгляды танкостроителей ведущих стран мира на тактику применения бронетехники на поле боя разошлись. Англичане считали привилегией танков броневую защищённость и огневую мощь, воплотив этот принцип в свой «Чифтен». Французские и немецкие конструкторы предпочли подвижность АМХ-30 и «Леопарда» соответственно. Израильтяне, используя свой опыт участия танков в боевых действиях, посчитали главенствующей необходимость передвижения машин под огнём противника, то есть броневую защиту — толщину брони. В те годы вооружение в Израиль поставляла в основном Франция. Поэтому была реальная возможность закупить новый французский АМХ-30, причём изготовление корпуса предполагалось организовать у себя в стране, а башню привозить из Франции.
Однако израильских военных не удовлетворила, исходя из их концепции, именно «небольшая» толщина брони корпуса и башни — всего 80 мм, когда у более раннего английского «Центуриона» она составляла 120 мм и 152 мм соответственно. Поэтому в 1966 г., отказавшись от французского танка, израильтяне решили закупить в Англии танки «Чифтен» с возможностью реализации в последующем собственного их производства. В 1967 г. два образца прибыли в Израиль для проведения всесторонних испытаний.
«Чифтен» был принят на вооружение английской армии в 1963 г. Он имел 120-мм лобовую броню, толщину борта — 51 мм, башни — 150 мм, вооружался 120-мм нарезной пушкой. Хотя на нём стоял 700-сильный дизельный двигатель, скорость он развивал не очень высокую — всего 40 км/ч. Однако это вполне устраивало израильтян — при такой броне и огневой мощи И результаты испытаний также подтвердили надёжность танка. Кроме того, опыт боевых действий танковых подразделений в Шестидневной войне показал преимущество бронированных «центурионов» над подвижными, но слабо защищёнными АМХ.
В 1969 г, когда условия поставки «чифтенов» были подписаны, английское правительство вдруг решило приостановить поставки какого-либо вооружения в Израиль. Пришлось армейскому командованию согласиться на закупку американских новых М60 и более ранних М48.
В начале 1970 г. руководство страны приняло решение начать разработку собственного основного боевого танка. 6 мая того же года командующим бронетанковыми войсками генералом И. Талем была представлена программа осуществления проекта «Меркава», утверждённая 20 августа 1970 г.
Основным тактико-техническим требованием, предъявленным к будущему танку, оказалось осуществление максимальной защиты экипажа Предусматривалась даже возможная гибель танка, но экипаж должен был и в этом случае остаться в живых. Накопленный в ближневосточных конфликтах опыт использования танков показал, что наибольшее число попаданий приходится на лобовую часть башни. Следовательно, во избежание поражения танкистов необходимо было её лобовую проекцию свести к минимуму, а саму башню «убрать» возможно глубже в корпус; двигатель и трансмиссию — разместить в передней части машины, что обеспечило дополнительную защиту, а броневые листы из композитной стали «чобхем» — установить более наклонно.
Приняв во внимание, что израильские танки почти всегда оказывались в меньшинстве на поле боя, военные выдвинули также требование «первыми открывать огонь на поражение», а значит, иметь высокую поражающую способность вооружения. Поэтому решили поставить хорошо зарекомендовавшую себя английскую 105-мм пушку М68. Ещё одно их требование — уделить особое внимание удобству работы экипажа, резонно посчитав, что «танк — дом танкистов». Генерал Таль даже предложил размещать в машине два экипажа, мол, одни воют, другие — отдыхают.
Разработка танка «Меркава» велась быстрыми темпами. Если испытания двух прототипов начались в декабре 1974 г., то подготовка к заводскому выпуску уже шла в 1976-м. Военное командование настолько было уверено в создании «достойного» танка, что приняло решение о серийном производстве, даже не дождавшись результатов испытаний опытных образцов Весной 1977 г. было объявлено о выпуске 40 единиц первой предсерийной партии.
Расходы на создание танка «Меркава» составили 65 млн. долларов. Официальное принятие на вооружение танков «Меркава» Мк.1 состоялось 29 октября 1979 г. Первые из них прибыли в 7-ю бронетанковую бригаду Армии обороны Израиля (АОИ). В середине 1982 г. новые машины получила 21-я бронетанковая бригада, а также учебные части — бригада школы командиров танков и офицеров-танкистов и бригада школы танкистов.
Производство началось на танковом заводе израильской военно-промышленной корпорации Israel Military Industries (IMI) в Тель-Ха-Шомере. В изготовлении машин участвовало около 200 организаций. 30% комплектующих изделий доставлялось из-за рубежа (в том числе двигатели и трансмиссии — из США), 70% — собственные.
В 1980 г. темп производства танков составлял 7 — 10 единиц в месяц. К войне 1982 г. в войсках уже находилось 200 «меркав».
Танки «Меркава» Мк.1 производились с 1979 по 1983 г. Всего было изготовлено 250 этих боевых машин (по другим данным — 330).
Вслед за «Меркавой» первой модели выпускались модификации Мк.2 — с сентября 1983 г., затем — Мк.З, Мк.4. По сообщениям СМИ, к 2006 г. на вооружении АОИ находилось 1300 таких машин разных модификаций (по другим данным—1400).
Танк MERKAVA Мк.1
В результате реализации танковой доктрины израильская армия получила тяжёлую машину с мощной броневой защитой, особенно в передней её части, и просторным боевым отделением в корме. В связи с тем что моторно-трансмиссионное отделение (МТО) находится впереди, башня для установления баланса танка сильно сдвинута назад и ствол орудия лишь незначительно выступает за передний обрез машины, облегчая движение по пересечённой местности.
Корпус «Меркавы» — сварной, с большими углами наклона броневых листов и применением разнесённого многослойного бронирования. Пространство между двумя листами — верхним и нижним — занято дизельным топливом. Это ещё один «рубеж» защиты экипажа. Передний верхний лист над МТО несколько приподнят, за-щищая стык между корпусом и башней от опасных попаданий снарядов, обычно заклинивающих в таком случае башню. В нём имеется люк с откидными створками — для доступа к двигателю. Броня корпуса композитная — типа английской «чобхем» — представляет собой набор из нескольких слоёв стали и керамики.
Башня танка — клинообразной спереди формы, литая. Состоит из двух разнесённых друг от друга на 76 мм слоёв стальной брони (толщиной также по 76 мм) со сварными деталями-вкладками — дополнительными защитными элементами. По своему объёму башня меньше, чем у основных танков других стран. Она более «углублена» в корпус, за счёт чего и места экипажа расположены ниже — танкисты поэтому имеют больший простор и большую свободу действий. Лобовая проекция башни — всего 1 м2. Крыша башни — гладкая без выступающих деталей, кроме турелей пулемётов и колпаков смотровых приборов. Ниша в корме башни снабжена корзиной, сваренной из металлических труб, служащей для размещения личного и штат^юго имущества.
Моторно-трансмиссионное отделение в передней части размещено ближе к правому борту танка. Перед двигателем имеется броневая перегородка, установленная поперёк корпуса — между ней и лобовыми листами находятся топливные баки. Такая же бронеперегородка отделяет и боевое отделение. Это ещё одна дополнительная защита экипажа при попадании снарядов в переднюю полусферу корпуса.
На танке установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения AVDS-1790-6A с турбонаддувом производства General Dynamics Land Systems (США) — тот же, что ставился на американские М60, но форсированный до 900 л.с. Трансмиссия, гидромеханическая с гидрообъёмным механизмом поворота, также американская — фирмы Allison CD-850-6BX, но модернизированная израильскими конструкторами. Воздухозаборники системы охлаждения двигателя размещены в надгусеничных нишах впереди по бортам и закрыты прямоугольными решётками. Выходной патрубок этой системы и выхлопной — двигателя выведены рядом на правом борту над вторым опорным катком. Специалисты отмечают такое их взаимное расположение как недостаток: смешанный поток достаточно горячих газов существенно снижает маскировку машины от приборов обнаружения, действующих в ИК диапазоне.
Ходовая часть «Меркавы» имеет независимую пружинную подвеску типа Кристи. По каждому борту установлены шесть об-резиненных опорных катков диаметром 790 мм и четыре поддерживающих ролика. Катки имеют большой динамический ход, что обеспечивает плавность при передвижении по пересечённой местности. Ведущие колёса расположены спереди. На узлах подвески — двух передних и двух задних — имеются гидравлические амортизаторы. Каждый узел монтируется к корпусу на болтовых соединениях, что обеспечивает в случае выхода из строя быструю их смену.
Цельнометаллические гусеницы имеют механизм натяжения, находящийся в корме и объединённый с направляющим колесом. Гусеницы — с открытыми шарнирами, длина каждой — 4520 мм, ширина траков — 640 мм, количество их в гусенице—110.
Ходовая часть танка разрабатывалась при участии английских специалистов на основе использованной на танке «Центурион».
По бортам танка крепятся защитные трёхсекционные броневые экраны, обеспечивающие защиту от фланговых попаданий снарядов; для доступа к подвеске они могут сдвигаться в стороны. Позднее их заменили на более удобные пятисек-ционные.
Специалисты отмечают ещё одну особенность конструкции «меркав»: отказ разработчиков от торсионной подвески дал возможность выполнить днище машины совершенно гладким, а придание ему V-образной формы, как и разнесённое бронирование, значительно повысило защищённость от подрыва мин.
Экипаж танка — 3 человека. Место механика-водителя расположено в отделении управления слева от МТО; он ведёт наблюдение за полем боя через три перископических прибора; средний из приборов может заменяться беспод-светочным ночного видения (ПНВ). Место наводчика — справа от орудия. В его распоряжении — перископический прибор наблюдения (ППН) и оптический прицел с встроенным лазерным дальномером, данные по дальности от цели с которого вводятся непосредственно в баллистический вычислитель, так же, как и информация о скорости цели, угле наклона оси цапф орудия, атмосферных условиях; последние (температура, давление, скорость ветра) выдаются датчиками атмосферных параметров, расположенными на телескопической мачте в корме башни. Вручную наводчик вводит лишь данные о типе снаряда и износе канала ствола.
Таким образом, в систему управления огнём (СУО) входят цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер и стабилизатор пушки. Датчики метеоусловий, боковой составляющей ветра, существенно влияющей на «снос» снаряда, крена корпуса, обеспечивают точность стрельбы.
Специально для механика-водителя в верхнем бронелисте корпуса перед башней имеется входной люк со сдвигающейся в сторону крышкой.
Сзади и выше наводчика находится место командира танка. По периметру его люка установлены 5 ППН. Кроме того, он располагает панорамным оптическим прицелом с переменным фокусом (от 4х до 20х), соединённым отводами с дальномером-прицелом наводчика, и может давать тому целеуказания и даже наводить орудие на цель и открывать огонь.
Слева от пушки — место заряжающего. На его открывающемся назад люке имеется лишь один поворотный наблюдательный прибор. В обязанности заряжающего входит замена (при необходимости) механика-водителя или наводчика.
Снаружи все головки прицелов защищены от пуль и осколков броневыми накладками. В задней части корпуса расположен кормовой отсек, где могут размещаться боекомплект, десять пехотинцев с вооружением или даже устанавливаться четверо носилок с ранеными. В корме для входа и выхода имеется центральный кормовой люк шириной 600 мм с двумя откидывающимися вверх и вниз створками. Слева от него — дверца (размерами 800x800 мм) отсека аккумуляторных батарей. Справа находится отсек системы защиты от оружия массового поражения (ОМП) с фильтро-вентиляционной установкой.
В МТО и отделении управления поставлена быстродействующая автоматическая система пожаротушения Spectronix.
Меркава Мк.1 вооружён американской 105-мм нарезной пушкой М68 (L7A1 — по английской лицензии), изготовленной, однако, в Израиле на заводе корпорации Israel Military Industries. Подобная пушка устанавливалась ранее на танках «Центурион» и М68, состоявших на вооружении Армии обороны Израиля (АОИ). Но израильская имеет затвор и ствол иной конструкции; маска — отсутствует. На стволе размещён теплоизоляционный кожух, что несколько повышает точность стрельбы, препятствуя температурной деформации ствола.
Пушка стабилизирована в обеих плоскостях. Наведение её, а также разворот башни производятся электрогидравлическими приводами. Углы наведения в вертикальной плоскости — от -8° до +20°.
Боекомплект пушки составляет 62 выстрела, однако может быть увеличен до 84 — 86. Они доставляются в контейнерах из стекловолокна, которые изнутри имеют ещё резиновое покрытие и укладываются в закрывающиеся противопожарные укладки. В шести из них — по два выстрела и в одиннадцати — по четыре. Большинство — 48 выстрелов — укладывается в кормовом отсеке. Его свободное пространство позволяет сократить время загрузки до 15 — 20 мин, что в два-три раза меньше, чем у других основных танков. Восемь (или шесть) готовых к стрельбе выстрелов находятся в башне рядом с местом заряжающего.
Концепция необходимости защиты экипажа предусматривает и чрезвычайную защиту боекомплекта. Поэтому снаряды от подрыва мин снизу дополнительно экранированы топливным баком, находящимся под их укладками, а сверху — баком с водой под верхним бронелистом корпуса, а также корзиной башни.
В боекомплект пушки могут входить пять типов снарядов: бронебойно-фугасные, бронебойные подкалиберные оперённые, кумулятивные, дымовые, а также с готовыми поражающими элементами. Причём специально для «Меркавы» в корпорации IMI разработали на основе американского БПС М375 бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) с вольфрамовым наконечником диаметром 33 мм. На дальности 2000 м они пробивают расположенный под углом 60° стальной лист толщиной 150 мм
Слева от пушки находится спаренный с ней 7,62-мм пулемёт MAG (выпускается в Израиле по бельгийской лицензии); боекомплект его — 2000 патронов — размещён слева в башне между слоями её брони. Над стволом пушки есть место для крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта, которым дистанционно управляет наводчик, наводя его на цель по своему прицелу. На башне, у люков командира и заряжающего, могут устанавливаться в турелях-кронштейнах пулемёты MAG. Они необходимы не только для обстрела пехоты противника, но и для борьбы с низколетящими целями. На крыше башни у командирского люка крепится 60-мм миномёт Soltam.
Общий боекомплект к пулемётам — 10 000 патронов, к миномёту — 30 осколочно-фугасных, осветительных и дымовых мин.
Основной запас топлива находится в баках, размещённых в надгусеничных нишах, между передней бронеперего-родкой и передним лобовым листом корпуса, а также в баке на днище между двумя броневыми листами.
Фары — осветительные и инфракрасные — установлены по бортам в передней части корпуса: одна — на правом крыле — прикрывается дистанционно бронещитком, другая — в левой надгусеничной нише. В кормовой башенной нише установлен и прикрыт открывающейся броневой крышкой прожектор мощностью 1 кВт, который при включении из ниши выдвигается.
На самых первых выпущенных «мер-кавах» на башне имеется скрытый в ней ксеноновый прожектор, чтобы уберечь его от поражения осколками и пулями. Вокруг находятся боковые зеркальные отражатели, с помощью которых его луч и направлялся на цель.
Спереди на корпус танка может устанавливаться минный трал. Для этого на лобовой части имеются болтовые узлы его крепления.
Радиосвязь осуществляется с помощью оборудования, размещённого в левой части башни. Танк снабжён системой термодымопуска дымовых завес за счёт впрыска топлива в выпускной коллектор двигателя. Расход — 10 л/мин израсходованного топлива — позволяет поставить завесу шириной 250 — 400 м.
Совершенствование танка «Меркава» ведётся с момента принятия его на вооружение. Причём далеко не все имеют одинаковый уровень модернизации. Но многие машины были доведены до уровня следующей модели Мк.2.
Первой «коренной» моделью танка стал «Меркава» Мк.1 («Меркава» Симан 1»). Бронемашина получила три бортовых сдвигающихся экрана, двигатель AVDS-1790-6A мощностью 900 л.е., гидромеханическую полуавтоматическую трансмиссию CD850-6BX и 105-мм нарезную пушку М68. СУО «Matador Мк.1».
«Меркава» Мк.1 В («Меркава» Симан 1 Бет») — частичное доведение Мк.1 до уровня Мк.2. На кормовой корзине разместили противокуммулятивные цепи с шарами. Кроме этого имеются пять бортовых поднимающихся экранов, система управления оружием (СУО) «Matador» Mk.2.
Танк MERKAVA Mk.2
Учитывая опыт войны в Ливане 1982 г., израильские специалисты принялись модернизировать свой Мк.1 и в сентябре 1983 г. перешли к выпуску танков «Меркава» Мк.2. На вооружение войсковых подразделений они поступили в феврале 1984 г. Первой их получила 7-я бронетанковая бригада.
Основным направлением модернизации танка оказалось повышение его броневой защиты. Было усилено лобовое бронирование корпуса, лобовое и боковое — башни стальными модулями-накладками, крепящимися с помощью болтовых соединений. У башни с двух сторон появились выступы — «коробки» из специальной многослойной брони. Сзади её защитили противокумуля-тивными цепями с шарами, привешенными к кормовой корзине. С правой стороны башни приварили рёбра, предназначенные для отклонения пуль и осколков, чтобы они не разрушали прицелы.
Для бортовых экранов — теперь пятисекционных — применили листовую броню нового противоснарядного типа. Экраны поставили на шарнирные крепления со стабилизирующими пружинами. Кроме того, они стали подниматься вверх, что облегчило доступ к подвеске танка. Боевые действия показали, что экраны всё же недостаточно защищали элементы подвески и корпус от гранат РПГ-7: кумулятивная струя гранат не успевала рассеяться на слишком малом расстоянии. Поэтому пришлось увеличить их «отстояние» на 50 мм от борта и удерживать с помощью эллиптических рессор. Предусмотрели также возможность установки на них элементов активной брони со взрывчатым веществом.
Мк.2 снабдили усовершенствованной СУО «Матадор-2», созданной израильскими специалистами фирмы «Элбит», с новыми баллистическим вычислителем — электронным, а не аналоговым, и лазерным дальномером. Для СУО
была специально разработана информационная программа связи с другими танками подразделения и командованием. Теперь наводчик имел пульт управления огнём, лазерный перископический прицел-дальномер, электронный баллистический вычислитель, перископический смотровой прибор.
Панорамный прицел командира связали с прицелом-дальномером наводчика, что позволило ему отдавать последнему команды и даже самому вести огонь.
Трансмиссию заменили другой — автоматической, более лёгкой в управлении, также собственной разработки. В ходовой части с тремя поддерживающими роликами установили гидравлические упоры на двух передних узлах подвески.
Ёмкость топливных баков увеличили почти на 150 л.
Не обошли изменения и вооружение. В целях усиления борьбы с легкобронированными целями, например с БМП, стали дополнительно устанавливать крупнокалиберный пулемёт М2НВ прямо на маске орудия. Нередко пулемёт наводчика заменяли на 40-мм гранатомёт Мк 19. Штатным сделали, наконец, противопехотный 60-мм миномёт на левой части башни, огонь из которого вёл заряжающий, причём мог это делать непосредственно из боевого отделения. Максимальная дальность стрельбы миномета составляла 3500 м, углы наведения — от -40° до +85°.
К штатному вооружению добавили командирскую 5,56-мм автоматическую винтовку Galil. Её положили справа в кронштейне на крыше башни. Также снабдили машины целыми блоками дымовых гранатомётов CL-3030, разместив их по обе стороны башни.
Но, главное, танк вооружили 105-мм управляемой противотанковой ракетой LAHAT (Laser Homing Anti-Tank) израильского производства — это уменьшенный вариант вертолётной ПТУР «Нимрод». Ракета запускалась непосредственно через ствол пушки и управлялась наводчиком-оператором по отражённому лазерному лучу. Её дальность поражения — 6000 — 8000 м, отклонение от точки прицеливания — до 0,7 м, пробивная способность — 800 мм гомогенной брони. Масса ракеты — 13,5 кг; длина — 984 мм; боеголовка — тандемная кумулятивная. Скорость полёта — около 4 км/сек. Боезапас — 5 — 6 выстрелов. Стало возможной стрельба и по вертолётам.
На танке поставили модифицированную быстродействующую систему пожаротушения Spectronix с тремя датчиками и четырьмя баллонами, заправленными огнетушащим газом Hellon.
С 1985 г. начали производство модер-низированого танка «Меркава» Мк.2В («Меркава» Симон 2 Бет») с системой Third Eye («Третье ухо») фирмы Moked, имевшей датчик определения направленного лазерного облучения машины дальномерами противника. Система тут же предупреждала командира танка об опасности, при этом на его дисплее высвечивались стрелки направления на целеуказатели. Датчик устанавливался на задней части башни.
В СУО прицел наводчика совместили с тепловизором, гораздо улучшив «ночное зрение» машины. Для заряжающего поставили вращающийся прибор наблюдения.
В 1990-х гг. на «Меркаве» Симон 2 Бет дор Далет» броню крыши башни танка вновь подвергли усилению А с 1997 г. «подзор» башни стали прикрывать ещё и дополнительными броневыми блоками от попадания снарядов, её заклинивающих. Эти «доделки» привели к тому, что башня существенно изменила свою клиновидную форму спереди.
Вновь сделали более толстой броню верхнего листа корпуса, прикрывая механика-водителя. Увеличили высоту бортовы'х экранов для лучшего прикрытия бортов.
Миномёт теперь разместили внутри башни со стороны заряжающего.
Производство танков «Меркава» Мк.2 закончилось в 1989 г. Изготовили 660 машин. На смену им пришли машины следующего поколения — танки «Меркава» Мк.З.
Основные данные семейства танков «Меркава»
Тип танка |
Мк.1 |
Мк.2 |
Боевая масса, т |
60 |
63 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
Размеры, мм длина высота ширина клиренс |
7450 (пушкой вперёд — 8650) 2640 3700 470 |
7450 2640 3700 470 |
Вооружение |
105-мм пушка М68, спаренный 7,62-мм пулемёт FN MAG, два зенитных 7,62-мм пулемёта FN MAG, 60-мм миномёт |
пушка 105-мм М68, спаренный 7,62-мм пулемёт, два зенитных 7,62-мм пулемёта, 60-мм миномёт |
Боекомплект |
62 выстрела, 7,62-мм патронов — 10 000 шт., мин — 30 шт. |
62 (92 выстрела), 7,62-мм патронов — 10 000 шт., мин — 30 шт. |
Двигатель |
AVDS-1790-6A, 12-цилиндровый V-образный дизельный четырёхтактный, воздушного охлаждения с турбонаддувом; мощность 900 л.с. |
12-цилиндровый дизельный двигатель; мощность 900 л.с. |
Трансмиссия |
двухпоточная гидромеханическая Allison CD-850-6B, планетарная коробка передач, два планетарных бортовых редуктора, механизм поворота дифференциального типа |
автоматическая, усовершенствованная |
Ходовая часть |
шесть сдвоенных обрезиненных катков на борт, четыре из них — поддерживающие, ведущее колесо — переднее, подвеска — пружинная с гидроамортизаторами на 1-м и 2-м узлах; длина гусеницы — 4520 мм, ширина траков — 640 мм, количество их в гусенице — 110 шт. |
Поставлены три поддерживающих ролика, гидравлические упоры на двух передних узлах подвески |
Скорость, км/ч |
46 |
46 |
Запас хода, км |
400 |
400 |
Преодолеваемые препятствия, м ширина рва высота стенки глубина брода |
3,0 0,95 1,38 |
3,0 0,95 |
В.ТАЛАНОВ
«Моделист-конструктор» № 11-12'2010