История создания танка Т-80 началась в июле 1967 года с совещания у секретаря ЦК КПСС Д.Ф.Устинова, на котором было принято решение о разработке для танка Т-64 газотурбинной силовой установки. Двигатель мощностью 1000 л.с. должен был обеспечивать запас хода по шоссе не менее 450 км при гарантийном сроке работы — 500 ч. Причина принятия такого решения, а также создания резервной силовой установки с дизельным двигателем В-46 заключалась в том, что двухтактный двигатель 5ТДФ танка Т-64 работал очень ненадёжно. Кроме того, среди военного руководства существовало мнение, что применение ГТД в танках позволит существенно поднять боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и боеготовность (особенно в зимнее время), а также повысить энерговооружённость танка.
В итоге совещания 16 апреля 1968 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, обязывающее Миноборонпром и Мин-авиапром в течение 1968 — 1971 годов провести ОКР по ГТД. К этому времени в ЛНПО имени В.Климова разработали удачный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с., а в КБ-3 Кировского завода, взяв за основу газотурбинный вариант танка Т-64А, в 1970 году выполнили в металле опытный объект 219.
Для проведения испытаний в различных климатических условиях было изготовлено более 60 танков, в том числе для заводских испытаний, в условиях войсковой эксплуатации и на специальных стендах (безгусеничный стенд, холодильная камера, аэродинамическая труба и т.д.). Эти испытания показали, что танки ГТД ещё не обладают достаточной надёжностью, имеют высокий расход топлива и не обеспечивают требуемый запас хода. Возникли серьёзные проблемы по работоспособности двигателя в условиях высокой запылённости воздуха, а также трансмиссии и ходовой части, в связи с увеличением мощности двигателя и скорости движения.
Для повышения запаса хода количество возимого топлива довели до 1700 л (из них забронировано 1150 л) вместо 1093 л (738 л) на танке Т-64А. Кроме того, были установлены две дополнительные 400-литровые бочки, которые на Т-64А отсутствовали.
Проведённые в 1972 году сравнительные испытания объекта 219 и Т-64А показали некоторые преимущества первого. Зимой 1973 года в Сибирском военном округе на полигоне в Юрге была проведена опытная войсковая эксплуатация семи танков, по результатам которой комиссия сделала заключение, что этот танк обладает более высокой манёвренностью и проходимостью, способен совершать марши в составе роты до 100 — 150 км в сутки по неподготовленным трассам (без применения снегоочистительных средств), преодолевать снежные сугробы до 2 — 3 м и уверенно двигаться по целине с глубиной снежного покрова до 1 м.
Применение ГТД, не требовавшего 'разогрева перед запуском, повысило боеготовность танка в зимних условиях и сократило время на его подготовку к выходу до 2 — 3 мин при -18°С и до 25 — 32 мин — при более низких (до -45°С) температурах. Наряду с этим расход топлива на 100 км пути при движении колонны по снежной целине не обеспечивал суточный переход танков в 300 — 400 км без дозаправки. Не обеспечивалась и безотказная работа двигателей в пределах гарантийного срока службы.
В 1974 — 1975 годах в Приволжском военном округе проводилась опытная войсковая эксплуатация батальона танков в объёме 10 — 11 тыс. км. В её начале имел место массовый выход из строя ГТД, в основном из-за разрушения третьей опоры турбокомпрессора. Были приняты срочные меры по устранению этого недостатка и уже к 15 декабря 1974 года в батальон поступили 10 доработанных двигателей так называемой 8-й серии. В связи с этим программу опытной войсковой эксплуатации уточнили и для 10 танков с усовершенствованными двигателями добавили этап испытаний в условиях лёссовой запылённости воздуха в Туркестанском военном округе.
Машины там заправлялись как авиационным керосином, так и дизельным топливом. В выводах итогового отчёта по опытной войсковой эксплуатации констатировалось, что боеготовность объекта 219 при низких температурах в 1,5 — 2 раза превышала таковую у танков с дизельными двигателями. Он обладал высокой манёвренностью, был способен во взаимодействии с БМП стремительно выдвигаться к переднему краю со скоростью 20 — 30 км/ч и более, атаковать противника, находясь меньшее время под воздействием его огневых средств, и обеспечивать ведение стрельбы на скоростях движения 20 — 25 км/ч.
В зависимости от дорожных и климатических условий средняя скорость движения находилась в пределах 18 — 32 км/ч (тактическая) и 20 — 40 км/ч (техническая). Расход топлива на 100 км: 453 — 838 л; на 1 ч. работы двигателя: 123 — 209 л; запас хода без бочек: 220 — 368 км, а с дополнительными бочками: 270 — 456 км. Расход масла практически отсутствовал.
В заключение было рекомендовано принять танк на вооружение Советской Армии. Устранять выявленные недостатки планировалось в процессе серийного производства.
6 августа 1976 года, вскоре после назначения Д.Ф.Устинова министром обороны, объект 219 приняли на вооружение под индексом Т-80. «Восьмидесятка» стала первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем (серийное производство танка М1 «Абраме» началось в 1980 году).
Основной танк Т-80 (объект 219сп2) представлял собой базовый серийный вариант. Машина имела сварной корпус, в основном аналогичный по конструкции корпусам танков Т-64А и Т-72. Башня — литая, сложной конфигурации. 125-мм пушка 2А46-1 оснащалась теплозащитным кожухом ствола, гидроэлектромеханическим механизмом заряжания такого же типа, что и на танке Т-64А, спаренным пулемётом ПКТ, зенитным пулемётом НСВТ-12,7 «Утёс», оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49, двух-плоскостным стабилизатором 2Э28М. В целом башня Т-80 ранних выпусков в значительной степени была унифицирована с башней Т-64А (включая приборы прицеливания и наблюдения, а также систему управления огнём). Ходовая часть имела гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками и РМШ, обрезинен-ные опорные и поддерживающие катки. Экипаж состоял из трёх человек. Серийное производство танка осуществлялось на Ленинградском Кировском заводе с 1976 по 1978 год.
В 1978 году появилась модификация Т-80Б (объект 219Р), отличавшаяся прежде всего наличием комплекса управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и СУО 1АЗЗ (лазерный прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков). Были смонтированы пушка 2А46-2 и система запуска дымовых гранат 902А «Туча», усилено бронирование башни. С 1980 года начали устанавливаться двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64 Б, с 1982 года — пушка 2А46М-1 «Рапира-3». В 1984 году усилили бронирование носовой части корпуса за счёт приварки 30-мм бронелиста. Танк Т-80Б также выпускался ПО «Кировский завод» в Ленинграде. На его базе был создан командирский танк Т-80БК (объект 630), выпускавшийся Омским заводом транспортного машиностроения
Одновременно с разработкой Т-80Б был спроектирован и его дизельный вариант — объект 219РД с 1000-сильным дизелем А-53-2. Из стадии опытного образца эта машина не вышла. В 1983 году был создан другой опытный образец — объект 219В, на котором отрабатывались элементы новой СУО «Иртыш» и комплекса управляемого вооружения «Рефлекс».
В январе 1985 года на вооружение была принята модификация Т-80БВ (объект 219РВ), отличавшаяся от Т-80Б установкой на башне и корпусе комплекта навесной динамической защиты.
По расположению механизмов и оборудования внутри танк Т-80Б разделён на три отделения: управления, боевое и силовое.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса. Оно ограничено справа топливным баком и баком стеллажом, слева — тоже топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади — конвейером механизма заряжания (МЗ). В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса находились рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива и педаль регулируемого соплового аппарата. В шахте верхнего наклонного листа корпуса смонтированы приборы наблюдения ТНПО-160. Для вождения танка ночью вместо центрального смотрового прибора ТНПО-160 устанавливается ночной прибор ТВНЕ-4Б, который в нерабочем положении находится в укладке справа от сиденья механика-водителя. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено крепление сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу.
Боевое отделение расположено в средней части танка и образовано сочетанием корпуса с башней. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка. В корпусе размещена кабина, состыкованная с башней. В кабине расположен МЗ, обеспечивающий размещение, транспортировку, подачу и досылание выстрелов, а также улавливание и размещение экстрактированных поддонов. Справа от пушки находится место командира танка, слева — наводчика. Для командира и наводчика имеются сиденья и подножки, а также съёмные ограждения, обеспечивающие их безопасность при работе стабилизатора, МЗ и при стрельбе из пушки. Справа от пушки установлены спаренный с ней пулемёт ПКТ, аппарат ТПУ А-1, радиостанция Р-123М (на танках поздних выпусков — Р-173) и пульт управления МЗ.
Над сиденьем командира танка в башне смонтирована командирская башенка с люком. В ней имеются два призменных смотровых прибора ТНПО-160, командирский прибор наблюдения ТКН-3, два призменных смотровых прибора ТНПА-65.
За стенками кабины размещён кольцевой конвейер механизма заряжания.
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. В нём продольно установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коробок передач осуществляется с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая бортовая КП смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо.
Двигатель установлен в сборе с другими сборочными единицами в виде моноблока, в который входят: двигатель и его масляный бак, воздухоочиститель, масляные радиаторы двигателя и трансмиссии, топливные фильтры, часть тер-модымовой аппаратуры, топливоподка-чивающий насос БНК-12ТД, компрессор высокого давления АК-150СВ с автоматом управления давлением, вентиляторы системы охлаждения и пылеудаления, масляный насос трансмиссии, генератор ГС-18МО и стартёр ГС-12ТО.
Газотурбинный двигатель ГГД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. выполнен по трёх-вальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор.
Крыша силового отделения съёмная и состоит из передней неподвижной части и задней подъёмной части, которая соединяется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопорится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые сверху съёмными металлическими сетками.
Снаружи танка крепятся наружные топливные баки, включённые в общую топливную систему, ящики с ЗИП, буксирные тросы, запасные траки, сумка с проводами внешнего пуска, рукава для перекачки топлива, бревно для самовытаскивания, кронштейны для установки дополнительных бочек с топливом, съёмное оборудование ОПВТ, укрывоч-ный брезент, защитный колпак механика-водителя в чехле и часть боекомплекта зенитного пулемёта.
В состав вооружения танка Т-80Б входят: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1; 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ; 12,7-мм танковый пулемёт «Утёс» (НСВТ-12,7); боеприпасы к пушке щ пулемётам; механизм заряжания; система управления огнём 1АЗЗ; комплекс управляемого вооружения 9К112-1; ночной прицел ТПНЗ-49.
Пушка установлена в башне танка на цапфах. Амбразура башни спереди закрыта бронировкой, прикреплённой к люльке болтами и прикрытой снаружи чехлом. Внутри башни имеется уплотнение амбразуры. Ствол пушки состоит из трубы, скреплённой в каморной части кожухом; казённика; муфты и механизма продувания канала ствола. Часть ствола, находящаяся вне люльки и бронировки, закрыта термозащитным кожухом, который предназначен для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб трубы в процессе стрельбы. Он состоит из четырёх секций, стяжек, скоб, шпангоутов и крепёжных деталей.
Масса качающейся части пушки без бронемаски и стабилизатора составляет 2443 кг. Боевая скорострельность — 6 — 8 выстр./мин. Дальность прямого выстре- 4 ла (при высоте цели 2 м) бронебойным подкалиберным снарядом — 2120 м.
Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов с бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными, кумулятивными и управляемыми снарядами. Из них: 28 выстрелов размещаются в конвейере МЗ в любом соотношении; 7 — в отделении управления и 5 — в боевом отделении.
Зенитно-пулемётная установка предназначена для стрельбы по воздушным и наземным целям на дальностях до 2000 м и обеспечивает круговой обстрел при углах наведения пулемёта в вертикальной плоскости от -5° до +75°. Установка размещена на командирской башенке. Для стрельбы из пулемёта применяются патроны калибра 12,7 мм: бронебойно-зажигательные Б-32 и бронебойно-зажигательно-трас-сирующие БЗТ-44.
Особенностью конструкции танка Т-80Б является наличие гидроэлектромеханического комплекса механизма автоматического заряжания пушки любым из применяемых типов выстрелов.
Цикл заряжания начинается с установки рычага переключения баллистик в положение, соответствующее заданному типу выстрела, и нажатия кнопки МЗ на прицеле-дальномере. При этом включается исполнительный двигатель гидронасоса МЗ. Рычаг механизма подачи поджимается в нижнее положение, конвейер начинает вращаться. При подходе лотка с выбранным типом выстрела к линии заряжания конвейер тормозится и останавливается. Одновременно с вращением конвейера пушка стопорится на угле заряжания гидромеханическим стопором — и лоток с выстрелом подаётся на линию досылания. На линии досылания происходит раскрытие лотка и досылание выстрела в камору пушки. Клин затвора пушки закрывается. В поле зрения прицела высвечивается зелёный индекс, сигнализирующий о том, что пушка заряжена. При возврате цепи досыла-теля происходит перекладка поддона из улавливателя в освободившийся лоток. Рычаг механизма подачи возвращает пустой лоток в нижнее положение, и пушка расстопариваясь, идёт в согласованное положение с линией прицеливания. Цикл заряжания окончен, пушка готова к производству выстрела.
Из-за особенностей своей конструкции механизм заряжания бескассетного типа танков Т-80 и Т-64 получил название «Корзина».
Установленная на танке Т-80Б система управления огнём (СУО) 1АЗЗ предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемёта по танкам и другим бронированным целям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ и пр.) и по живой силе при стрельбе с места и с ходу, при скоростях до 30 км/ч, на дальностях действительного огня пушечного и пулемётного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций. Комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра», установленный в танке Т-80Б, предназначен для обеспечения ведения эффективного огня из пушки управляемыми снарядами по танкам и другим бронированным целям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч, а также для стрельбы по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ) и др., с места и с ходу, при скоростях движения до 30 км/ч, на дальностях до 4000 м, при условии прямой видимости цели через прицел-дальномер 1Г42.
Комплекс 9К112-1 функционально связан с СУО 1АЗЗ. Комплекс обеспечивает:
—возможность одновременной стрельбы управляемыми снарядами в составе роты танков по близкорасположенным целям, в том числе стрельбу из двух танков одновременно по одной и той же цели (при интервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 м) при работе радиолиний на различных литерных частотах и кодах;
—стрельбу управляемыми снарядами в диапазоне углов вертикального наведения от -7° до +11° и при крене танка до 15° , а также стрельбу над водной поверхностью;
— возможность стрельбы по вертолётам на дальностях до 4000 м при наличии обнаружения вертолёта на дальности не менее 5000 м и при скорости цели до 300 км/ч и высоте до 500 м.
Аппаратура комплекса размещается в боевом отделении танка в виде отдельных съёмных блоков.
Комплекс управляемого вооружения 9К112-1 имеет полуавтоматическую систему управления снарядом с использованием модулированного источника света на снаряде и радиокомандной линией связи.
Управление снарядом в полёте осуществляется автоматически замкнутым контуром с помощью рулей. Задача наводчика при пуске снаряда сводится к удержанию прицельной арки на цели в течение всего времени полёта снаряда до цели. Снаряд 9М112 снабжён серповидными крыльями, создающими подъёмную силу и придающими ему вращательное движение вокруг продольной оси.
Танки Т-80 начали поступать в войска в конце 1970-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряжённый тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в жарких районах, поэтому в южные военные округа они не попали.
Машина понравилась военным. В ходе стратегической штабной игры по сценарию «большой войны» новые танки уже к утру пятого дня наступления выходили к Атлантике (в штабах Т-80 получили за это прозвище «танки Ла-Манша»). Свои динамические качества Т-80 проявляли не раз. Особую известность получил случай во время одного из учений группы советских войск в Германии, когда выполнявшие обходной манёвр «восьмиде-сятки» вышли на скоростное шоссе под Берлином и пронеслись по нему, обгоняя туристские автобусы. Одобрительное отношение в частях вызывали и отличные пусковые качества ГТД, не боявшегося никаких морозов. Кроме того, ГТД обеспечивал резерв мощности и экономию массы, требовавшихся для усиления защищённости от всё более совершенных противотанковых средств, появлявшихся на поле боя.
На экспорт «восьмидесятки» не поставлялись и в составе Советской Армии в боевых действиях участия не принимали. Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995 — 1996 годах.
М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 10'2009