ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Як-7 истребитель

Истребитель Як-7
посмотреть галерею

Трудным и напряженным был график боевой работы зимой 1941/42 года а подмосковном небе у 283-го ИАП *. И все же майору Морозову, командиру полка, удалось выкроить полчаса, чтобы изложить в письме авиаконструктору А. С. Яковлеву свои соображения о новом истребителе Як-7. «За пятнадцать дней, — писал он, — мы сбили 17 самолетов противника и подбили 7. Фашисты теперь узнали Як-7 и в открытый честный бой уже не вступают, а ждут, когда кто-нибудь зазевается».

Майор отложил ручку и посмотрел в окно. Наскоро вставленные стекла задребезжали: на взлет шло очередное звено истребителей. Ему вспомнилось, как нагло держались на этом участке фронта фашистские асы, когда полк только-только перебазировался сюда, и насколько быстро Як-7 стал грозой для летчиков люфтваффе.

Морозов снова взялся за перо. ««Постараемся заставить их еще больше бояться Як-7. Вот только маловато их у меня. Было бы штук двадцать... Таких самолетов, как Як-7, у нас еще не было».

Подобных писем с фронта в ОКБ А. С. Яковлева приходило множество, и для создателей самолетов они были дороже любой награды...

Работу над истребителями конструкторы КБ начали фактически еще в середине 30-х годов, построив ряд спортивных самолетов с исключительно высокими летными характеристиками. Многочисленные авиационные соревнования тех лет дали мощный толчок развитию авиационной техники, появлению новых идей, а специфика легкомоторной авиации, использовавшей двигатели ограниченной мощности, заставляла совершенствовать аэродинамику и снижать вес машины. Именно это формировало конструкторский почерк и даже характер молодых инженеров. В процессе творческого соревнования им удавалось создавать удивительно рациональные конструкции.

Последние предвоенные модели спортивных самолетов Яковлева — УТ-1 и его модификации — были свободнонесущими низкопланами с чистыми аэродинамическими формами. Они оснащались рядными, тщательно закапотированными двигателями. АИР-18 имел убирающееся шасси, самолет № 21 — посадочные щитки, а УТ-21 и его дальнейшее развитие — самолет № 25 — синхронные пулеметы. Последовавший за ними И-26 по конструкции мало отличался от спортивных машин. Только значительно более мощный рядный двигатель с водяным охлаждением говорил опытному взгляду, что конструкторское бюро сделало решающий шаг, создав настоящий истребитель. Но так же, как УТ-1, И-26 имел неразъемное двухлонжеронное деревянное крыло с посадочным щитком, фюзеляж ферменной конструкции, сваренный из стальных труб. Носовая часть' фюзеляжа закрывалась дюралюминиевыми крышками, а хвостовая обшивалась полотном.

И скомпонован И-26 был скорее по типу спортивного са-^ молета, нежели как классический истребитель. Все массы — двигатель, оружие, пилот и топливо — размещались вблизи центра тяжести, что позволило получить машину с очень малыми моментами инерции, а значит, и с отличной маневренностью. Но «изюминка» И-26 заключалась в том, что простая, в чем-то даже примитивная и грубая, но очень технологичная конструкция из самых распространенных материалов была вписана в «вылизанные» аэродинамически и эстетически красивые внешние формы. Еще один фактор способствовал успеху истребителя — удачная компоновка достаточно мощного вооружения. Испытания и доводка пушки Б. Г. Шпитального, размещенной в развале цилиндров мотора конструкции В. Я. Климова, начались еще в 1935' году на истребителе И-17 Н. Н. Поликарпова. К 1940 году моторно-пушечную установку удалось довести до совершенства. Именно пушка ШВАК и мотор М-105П устанавливались на И-26.

Летные испытания проходили без задержек, и к началу Великой Отечественной войны, то есть меньше чем через полтора года после первого полета, уже несколько сотен новых истребителей, названных при передаче в серию Як-1, поступили а части ВВС Красной Армии.

Практически одновременно с боевым И-26 в ОКБ был разработан двухместный учебно-тренировочный УТИ-26. Первоначально его отличали только вторая кабина и отсутствие пушки. По летным данным он не уступал одноместному И-26, но управлять им начинающим пилотам было сложно, и по требованию военных летчиков, проводивших испытания, самолет переделали, С целью упрощения техники пилотирования изменили площадь хвостового оперения, уменьшили площадь рулей, а всю машину перекомпоновали так, чтобы центр тяжести сдвинуть вперед. А чтобы самолет стал более технологичным в производстве и обслуживании, ввели дополнительные стыки и лючки, разработали новое шасси с колесами большего, чем на Як-1, размера.

Доработки увеличили массу самолета, но для учебно-тре-нировочной машины это не имело серьезного значения. В таком виде УТИ-26 получил высокую оценку и вскоре начал выпускаться серийно под названием Як-7. Внешне он мало отличался от Як-1, но конструктивно был совершенно иным. Это сразу отрицательно сказалось на работе завода, вынужденного выпускать одновременно боевой Як-1 и учебно-тренировочный Як-7.

А что, если превратить Як-7 в боевой истребитель? Такая мысль пришла в голову одному беспокойному человеку — молодому инженеру Константину Сииелыцикову. Многие считали идею бредовой. Даже А. С. Яковлев выслушал конструктора с улыбкой, однако через некоторое время дал задание доработать один учебно-тренировочный самолет. Переделки, конечно, свелись к минимуму: в развале цилиндров мотора установили пушку ШВАК, а над мотором — два ШКАСа, заднюю кабину сохранили, но оборудование из нее убрали. Впоследствии там перевозили механика и мелкий инструмент при перебазировании, и это стало важным преимуществом машины. Истребитель, названный Як-7А, был с восторгом воспринят летчиками и уже в конце 1941 года появился на фронте.

Много лет спустя испанский пилот Франсиско Мероньо, сражавшийся в те трудные дни под Москвой в составе советских ВВС, вспоминал: ««Мне повезло больше, чем другим: я получил истребитель Як-7. Другие пилоты завидуют мне, так как Як легко набирает высоту, хорошо маневрирует и обладает большей скоростью, чем МиГ».

Як-7А превосходил фашистские «мессеры», в частности широко использовавшийся тогда Ме-109Ф, которому «заходил в хвост» за один-два виража. Неприхотливый в эксплуатации, он легко поддавался ремонту и, поскольку происходил от учебного самелета, был прост в управлении.

Вслед за ним появился Як-7Б с крупнокалиберными пулеметами БС вместо ШКАСов, а вскоре на нем заменили и мотор М-105П на более мощный М-105ПФ в 1210 л. с. Характерно, что все доработки сопровождались не увеличением, а снижением веса. Большую экономию в этом плане дала замена деревянных лонжеронов крыла на металлические, освободившийся внутренний объем крыла использовали под топливные баки. Новый вариант машины, первоначально названной Як-7ДИ, в серии переименовали в Як-9.

Как и Як-7, Як-9 несколько уступал по летным характеристикам Як-1 и его дальнейшему развитию Як-3. Но накопленный к тому времени опыт показывал, что для фронтового истребителя важна не только скорость. На фронте часто  использовались израненные, латаные-перелатаные Яки, у которых уже и шасси не убиралось, и фонари не закрывались, да и моторы выдавали едва половину максимальной мощности, разгоняя истребитель всего лишь до 350—400 км/ч... Однако машины зги надежно держались в воздухе и стреляли. И совсем не случайно Як-7 и его модификация Як-9 стали самыми массовыми советскими истребителями.

В общей сложности за годы войны их было построено более 23 тыс., то есть почти треть всех самолетов, воевавших на советско-германском фронте. Остальные две трети составляли истребители более десяти типов, в том числе и иностранные. Основу «евиаленд-лиза» составляла американская «Аэрокобра» — истребитель фирмы «Белл». Пилотам она нравилась; автоматическая 37-мм лушка, установленная на «Кобре», сильный мотор, размещенный за кабиной и потому защищавший летчика лучше всякой брони, а также новинка тех лет — носовая стойка шасси. Она надежно предохраняло самолет от капотирования при посадке, что тогда случалось достаточно часто, особенно если пилот устал или ранен в бою. А вот другой американский истребитель — «Мустанг», применявшийся для сопровождения «Летающих • крепостей»при налетах на Германию, не был принят на вооружение Красной Армии, хотя проходил у нас государственные испытания и предлагался американцами для поставок по ленд-лизу. «Мустанг» был тяжеловат, уступал «мессершмитту» в маневре, а мощность его вооружения оставляла желать лучшего. Даже высокая максимальная скорость не делала его хорошим фронтовым истребителем.

Вообще чрезмерное увлечение скоростью редко давало хорошие результаты. Примером может служить германский «Хейнкель-100», разрекламированный гитлеровской пропагандой. В жертву скорости на нем принесли даже систему охлаждения. На Хе-100 не было наружных радиаторов, вода испарялась на блоках цилиндров, а пар затем конденсировался в радиаторах, занимавших большую площадь на поверхности крыла, но не выступавших за его обводы. Достаточно было небольшой пробоины в крыле, чтобы тонкая струйка белого пара возвестила о выходе из строя системы охлаждения. К тому же паровая система охлаждения плохо работала в условиях русской зимы, и вскоре машину сняли с серийного производства.

Так война заставила отказаться от представления о фронтовом истребителе как о вооруженной гоночной машине. На смену «зализанным» монопланам конца 30-х годов пришли более рациональные в отношении аэродинамики самолеты. Именно в военное время пережили свое второе рождение звездообразные моторы воздушного охлаждения, которые ранее были «забракованы» за большое аэродинамическое сопротивление.

ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ЯК-7Б

 Крыло цельиодсрсвянное, двухловжеронное, с фанерной обшивкой, состоит нз двух консолей, состыкованных по оси самолета. Лонже* роны коробчатые, из сибирской сосны н березовой фанеры, в корневой части между ними располагались бензобаки. Стойки шасси крепились к переднему лонжерону, на задний навешивался посадочный щиток из дюралюминия. Готовое крыло поверх фанерной обшивки оклеивалось тканью, тщательно шпаклевалось, вышкуривалось и окрашивалось, поэтому поверхность была очень чистой и гладкой. На некоторых самолетах лобовые части крыла, оперения и кокпита даже полировались.

Фюзеляж ферменный. Ферма сваривалась из стальных труб. Носовая часть фюзеляжа закрывалась дюралюминиевыми крьиикамн-люками, что обеспечивало хороший подход ко всем влемеитам., конструкции н агрегатам оборудования. Форма хвостовой части-создавалась опалубкой, состоящей нз сосновых стрингеров и фанерных дужек-шпангоутов. Верхний гаргрот обшивался фанерой, а весь фюзеляж обтягивался полотном. Вторая (задняя) кабниа учебного Як-7 сохранялась и на боевых машинах, но прозрачный колпак задней кабины вскоре был зашит фанерой, а па Як-7Б последних серий вообще ликвидирован вместе с зкквбинным гаргротом для улучшения обзора назад, но за кабиной все-таки оставался отсек для перевозки механика.

Оперение свободнонесущее. Киль н стабилизатор цельнометаллические, двухлоежеронные. Рули и элероны металлические с полотняной обшивкой.

Шасси убирающееся, подносное, с жидкостно-газовой амортизацией. Выпуск" главных стоек и костыля — с помощью сжатого воздуха. Костыль в первых сериях Як-7А был неубирающимся, но вскоре в его конструкцию алели механизм уборки. В то же время на двухместном учебном варианте, названном Як-7В, шасси было неубирающимся»

Силовая установка — двигатель водяного охлаждения М-105П, позднее М-1ЮПФ, с винтом ВИШ 41П.

Вооружение на Як-7А состояло из 20-мм пушки ШВАК, размещенной в развале цилиндров мотора, и двух синхронных 7,88-мм пулеметов ШКАС. На Як-7Б ШКАС заменили на крупнокалиберные пулеметы БС. Некоторые самолеты оборудовались бомбодержателями для подвескн двух бомб по 100 кг или шестью ракетными орудиями под реактивные снаряды РС-82.

Окраска была стандартной для истребителей тех лет: черво-зеленый камуфляж сверху и голубой низ. На зиму самолеты перекрашивались легкосмываемой белой краской.

ИСТРЕБИТЕЛЬ ЯК-7 Б И ЕГО МОДИФИКАЦИИ:

1 — одинарный выхлопной патрубок'двигателя, 2 — сдвоенный выхлопной патрубок двигателя, 3 — пулеметы УБС, 4 _ пушка ШВАК, 5 — место для механика и инструментов при перебазировании, б — водяной радиатор, 7 — маслобак, 8 — маслорадиатор, 9 — качалка руля направления, 10 — бронеспинкати бронезаголовник кресла пилота, 11 — реактивные снаряды РС-82, 12 — фара (только слева), 13 — бензобаки, 14 — посадочный щиток, 15 — узлы навески элерона, 16 — кислородный прибор, 17 — щиток управления радиостанцией, 18 — механический бензиномер (слева и справа), 19 — указатель выпущенного положения шасси («солдатик»), 20 — механизм закрытия створок шасси.

Як-7 истребительЯк-7 истребительЯк-7 истребитель
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • Тем временем в СССР
  • Ближнемагистральный пассажирский самолёт Як-40
  • Тяжёлые авианесущие проекта 1143
  • Истребитель Як-1
  • Вертикальный взлёт
  • Вертикальный взлёт
  • Огонь серебряных стрел (фронтовой истребитель МиГ-15)
  • И-185. Ставка на мощность
  • Первые реактивные Яки (реактивные истребители Як-15, Як-17, Як-21)
  • История создания истребителя Як-9
  • Царь-пикировщик (тяжёлый пикирующий бомбардировщик He-177)
  • Палубный штурмовик Як-38
  • Над всей Испанией безоблачное небо (истребитель Heinkel He-51)
  • Истребитель с индексом "Р" (истребитель-разведчик Як-9Р)
  • Быстрее истребителей (скоростные разведчики)

Случайные статьи

"Шерман" с "длинной рукой"

Sherman VC Firefly

Победные походы Щ-402

Подводная лодка Щ-402

Английский многоцелевой самолёт Барракуда

Fairey Barracuda

Наследник Москито (DH-103 Hornet)

DH-103 Hornet

Крейсер Москва

Крейсер Москва

ЗРК "Круг"

ЗРК "Круг"

Штурмовые танки Вермахта (штурмовое орудие Brummbar)

штурмовое орудие Brummbar

"Ураган" над полем боя (английский истребитель Hawker Harricane)

английский истребитель Hawker Harricane

Истребитель F-104. Звёздный боец

Lockheed F-104 Starfighter

Гроза ФИАТов (истребитель-полутораплан И-15)

истребитель-полутораплан И-15

Штурмовое орудие StuG40

Штурмовое орудие StuG III

Не оправдавший надежд (Торпедоносец-бомбардировщик TBD-1 Devastator )

Торпедоносец-бомбардировщик TBD-1 Devastator

Меркава из Израиля (основной танк Merkava Mk.4)

основной танк Merkava Mk.4

Я "Лавочкин" - истребитель (Ла-5)

Истребитель Ла-5

В безоблачном небе Испании (Истребитель И-16 в гражданской войне Испании) Начало

Истребитель И-16
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Як-7 истребитель

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика