ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)

самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye
посмотреть галерею

Научно-технический прогресс коренным образом изменил представление о тактике современного боя. Теперь успех в быстротечном столкновении, как правило, будет принадлежать тому, кто первым обнаружит противника. Поэтому разведка стала чуть ли не главным залогом успеха в военном конфликте. А одним из важнейших ее средств по-прежнему остается авиация...
Пожалуй, основная особенность современных самолетов-разведчиков — их глубокая специализация.

Сегодня машины этого типа разделяются по назначению (тактические и стратегические), по виду ведения разведки (с использованием радаров, фото- или инфракрасной аппаратуры и т. п.), по непосредственным задачам (обследование территории или воздушного пространства, радиоразведка). Причем, рассматривая эволюцию разведывательной авиации, можно выделить два направления. Это, с одной стороны, переоборудование самолетов других классов, например, истребителей или бомбардировщиков, и с другой — создание специальных, подчас уникальных летательных аппаратов. Наиболее четко такая тенденция обозначилась после второй мировой войны.
К первой группе относится подавляющее большинство разведчиков тактической (фронтовой) авиации, способных действовать на сравнительно небольшой дальности. Наиболее характерным ее представителем можно считать американский RF-4C «Фантом». Он отличался от своего прототипа — истребителя-бомбардировщика F-4C — отсутствием вооружения и переделанной с целью размещения дополнительного оборудования носовой частью фюзеляжа.
Первые послевоенные стратегические разведчики также представляли собой модификации серийных бомбардировщиков. К их числу относятся американские поршневые RB-29, RB-50, RB-36E и реактивные RB-47E и RB-52. Все они могли сравнительно успешно выполнять свои функции до середины 50-х годов, однако с появлением сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков и зенитных ракетных комплексов с большой дальностью действия ценность их быстро сошла на нет. Возникла необходимость в специальном самолете, способном действовать в условиях сильной ПВО...

В августе 1955 года в США начались испытания самолета U-2, построенного фирмой «Локхид» по заказу NACA. Как было официально объявлено, машина предназначалась для исследования верхних слоев атмосферы. Казалось бы, чисто гражданская программа, но... Об истинном назначении U-2 мировая общественность узнала лишь 1 мая 1960 года, когда под Свердловском советской ракетой был сбит самолет этого типа с пилотом-шпионом Г. Пауэрсом на борту. Разведчик стартовал в Пешаваре (Пакистан), должен был пролететь над территорией СССР около 6 тыс. км и приземлиться на базе в Буде (Норвегия).
U-2 представлял собой, в сущности, высотный мотопланер с ТРД, приспособленный для полетов с дозвуковой скоростью на высотах свыше 20 км. Чтобы самолет мог забраться на такую высоту, главному конструктору фирмы «Локхид» Келли Джонсону пришлось облегчить аппарат до предела, пожертвовав запасом прочности. В результате разведчик оказался весьма хрупким и не выдерживал длительных аэродинамических перегрузок. Например, еще в конце 1956 года один U-2 развалился в воздухе над территорией ФРГ из-за того, что слишком близко от него прошли два канадских истребителя.

Следующим проектом стратегического разведчика фирмы «Локхид» стал SR-71А «Блэкберд» («Черная птица»). Его разработка началась в обстановке строгой секретности в 1959 году, а в 1966 году он был запущен в серийное производство. Всего до 1968 года было изготовлено 32 самолета SR-71A, SR-71B и SR-71C.
По сравнению с современными ему самолетами новый разведчик поражал своей необычностью. Он рассчитывался на длительный полет со скоростью ЗМ, что вызывало сильный нагрев планера. В воздухе температура передней кромки крыла повышалась до -427° С, а обшивка форсажных камер до 4-393° С. Поэтому конструкция планера на 93% была выполнена из титановых сплавов.
А чтобы обеспечить необходимую дальность полета, две трети объема фюзеляжа и половину объема крыла пришлось заполнить топливом.
С проектированием SR-71A связано начало изучения технологии «Стелc», задачей которой является создание «невидимого» для РЛС самолета. С целью уменьшения отраженного радиолокационного сигнала была выбрана столь непривычная конфигурация самолета — удлиненный боковой профиль планера, плавное сопряжение крыла с фюзеляжем, наплывы на фюзеляже, небольшие, отклоненные внутрь кили. Кроме того, носки крыла и элевоны выполнялись из радиопоглощающих сотовых заполнителей, а сам разведчик снаружи был окрашен специальной радиопоглощающей краской.
После второй мировой войны в особый класс разведчиков выделились «крылатые радары» — самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). 
Идея вынести РЛС за десятки и сотни километров от охраняемого объекта родилась в американских ВМС в ходе боевых действий на Тихом океане как реакция на атаки японских камикадзе. Причем размещение локатора на самолете позволило не только увеличить резерв времени от встречи с противником до нанесения им удара по охраняемому объекту, но и повысило дальность обнаружения низколетящих целей, невидимый для корабельных РЛС.
На рубеже 40—50-х годов командование ПВО США заказало фирме «Локхид» самолет ДРЛО на базе пассажирского четырехмоторного лайнера «Супер Констеллейшн». Разведчик поступил на вооружение в 1953 году. Он выпускался в разных модификациях; в варианте для базовой авиации флота (WV-2E) антенна РЛС располагалась в дискообразном обтекателе над фюзеляжем. Экипаж самолета состоял из 31 человека.

В 1956 году в США появился палубный разведчик ДРЛО Е-1В «Трейсер», созданный фирмой «Грумман» на базе противолодочного самолета S-2 «Треккер». Он был оборудован РЛС кругового обзора, антенна которой находилась в чечевицеобразном обтекателе и вращалась со скоростью 6 мин вокруг своей оси. Обтекатель антенны крепился с помощью пилона к верхней части фюзеляжа.
В конце 50-х годов фирма «Грумман» приступила к проектированию нового палубного самолета ДРЛО с турбовинтовыми двигателями и новой многофункциональной бортовой радиоэлектронной системой обнаружения, обработки информации, наведения и управления. Опытная машина, получившая обозначение Е-2 «Хокай» («Ястребиный глаз»), совершила первый полет в октябре 1960 года. В течение трех последующих лет бортовые системы проходили всесторонние испытания, после чего самолет приняли на вооружение.
«Хокай» мог контролировать воздушное пространство в радиусе 300 км, находить и классифицировать цели, а также наводить на них истре-бители-перехватчики. Разведчик активно использовался в ходе «грязной» войны во Вьетнаме.
С учетом боевого опыта в 1971 году была создана улучшенная модификация самолета Е-2С с более мощными двигателями и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Согласно утверждению фирмы «Грумман» Е-2С способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее размеров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.
Еще большие возможности имеет стратегический самолет ДРЛО стран НАТО — американский Е-ЗА «Сентри», поступивший на вооружение во второй половине 70-х годов. Он создан на базе пассажирского самолета «Боинг-707-320» и способен обнаруживать и отображать координаты 1500 целей и сопровождать одновременно свыше 100 из них. На одном из учений в 1978 году с борта Е-ЗА в течение 75 минут осуществлялось управление 134 истребителями, действовавшими против 274 самолетов «противника». Таким образом, современные воздушные разведчики превратились в своеобразные командные посты боевой авиации.

Послевоенные американские самолёты разведчики и самолёты ДРЛО
  RF-4C
«Фантом»
U-2C  SR-71А Е-2С 
«Хокай»
Е-ЗА 
«Сентри»
Год  выпуска 1963 1955 
прототип
1964 1971 1972
Размах крыла, м 11,70 24,38 16,95 24,56 44,42
Длина самолета, м  19,16 15,11 32,74 17,55 46,61
Площадь крыла, м2  49,24 55,74 167,23 65,03 268,67
Число х тяга (мощность) двигателей, кгс (л. с.) 2x7711 1x4990 2x15422 2x4910 4x9525
Взлетная масса максимальная, кг 24765 7835 77100 23540 147420
Масса пустого самолета, кг 12700 - 22215 17240 77238
Дальность полета, км 3700 6400  4800 2580 8100
Максимальная скорость, нм/ч 2320 740 3200 560 771
на высоте, м 14700 24150 24000 3050 8810
Потолок, м 21640 24400 27450 9390 12200

Палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С «ХОКАЙ»


Самолет Е-2С выполнен по обычной схеме двухмоторного вы-сокоплана с двигателями на крыле.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, круглого сечения, с максимальным 0 1,981 мг выполнен из алюминиевых сплавов. Экипаж состоит из пяти человек: два летчика находятся в передней кабине, три оператора систем — в фюзеляжном отсеке; первый оператор отвечает за работу всего боевого информационного поста, второй — за управление самолетами-перехватxиками (ударными самолетами), третий — за работу РЛС. Кабина летчиков, отсеки оборудования и операторов герметизированы. В негерметичной хвостовой части фюзеляжа находятся проводки системы управления и блоки допплеровского радиолокатора. В нижней части фюзеляжа размещен тормозной гак.
Над фюзеляжем, на специальном подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны РЛС 0 7,32 м. При хранении на авианосце он опускается на 0,64 м для удобства хранения в ангарах. В состав антенной системы входят фазированная антенная решетка РЛС дальнего обнаружения, привод кругового вращения, вибраторная антенна запросчика системы опознавания «свой — чужой» и антенна передачи данных.
Трапециевидное крыло имеет положительное V, равное 3°. Центроплан крепится к верхней части фюзеляжа, объемы внутри центроплана используются как интегральные топливные баки. Внешние части крыла за мотогондолами при хранении на авианосце убираются с поворотом на 90° назад ниже уровня вертикального оперения.
Стабилизатор расположен в хвостовой части фюзеляжа и имеет положительное V, равное 11°, на стабилизаторе находятся рули управления по тангажу.
Вертикальное оперение состоит из четырех шайбовидных килей, установленных на стабилизаторе, на крайних шайбах расположены рули направления (внутренние шайбы киля без рулей).
Самолеты Е-2С, находящиеся в составе ВМС США, имеют стандартный камуфляж: верхняя и боковая поверхности светло-серые, нижние — белые. Расположение опознавательных знаков — обычное, принятое в ВМС США для палубной авиации.

Самолет Е-2С «Хокай»:

1 — антенна сигнализации облучения РЛС противника, 2 — разрядник статического электричества, 3, 17, 27 — антиобледенители, 4 — стойка антенны, 5 — система аварийного сброса топлива, 6, 20, 69 — антенны, 7 — тормозной гак, 8 — подъемник тормозного башмака, 9 — тормозной башмак, 10 — подъемник тормозного гака, 11 — передатчик, 12 — герметичная переборка, 13 — туалет, 14 — места операторов, 15 — стойка РЛС, 16 — обтекатель РЛС, 18 — фазированная решетка антенны РЛС, 19 — привод, 21 — двигатель привода антенны, 22 — гидравлический подъемник, 23 — волновод, 24 — пульт РЛС, 25 — закрылки, 26 — навигационный огонь, 28, 53 — стойки шасси, 29, 64, 65 — створки шасси, 30 — основное колесо шасси, 31 —воздухозаборник маслорадиа-тора, 32 — воздухозаборник двигателя, 33 — винт «Гамильтон-Стандарт», 34 — воздухозаборник, 35, 36, 41 — блоки электронных систем и радиооборудования, 37 — кок винта, 38 — радиатор, 39 — ЭВМ радара, 40 — система охлаждения, 42 — навигационное оборудование, 43, 51 — распределительные электрокоробки, 44 — кресла пилотов, 45 — приборная панель, 46 — стеклоочиститель, 47 — колонка управления, 48 — механизм уборки шасси, 49 — педаль управления рулем, 50 — навигационные блоки, 52 — механизм управления передней стойкой, 54 — демпфер, 55 — захват под катапульту, 56 — носовой передатчик, 57 — кислородный баллон, 58 — носовая допплеровская антенна, 59 — обтекатель радиатора, 60 — иллюминаторы, 61 — трубка Пито, 62, 67 — стойки антенн, 63 — радиопрозрачный обтекатель РЛС, 66 — радиатор, 68 — обтекатель привода РЛС, 70 — механизм уборки шасси.

В. РИГМАНТ,

инженер

Авиалетопись "М-К"

Моделист-конструктор, №7'1989

Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Случайные статьи

Её называли Артштурм (немецкое штурмовое орудие StuG III)

немецкое штурмовое орудие StuG III

Первый реактивный "швед" (истребитель SAAB J-29 Tunnan)

истребитель SAAB J-29 Tunnan

Подводные лодки типа "Щ"

Подводные лодки типа "Щ"

В безоблачном небе Испании (Истребитель И-16 в гражданской войне Испании) Начало

Истребитель И-16

Истребитель с индексом "Р" (истребитель-разведчик Як-9Р)

Як-9Р

Хетцер-истребитель танков

Хетцер

Огонь серебряных стрел (фронтовой истребитель МиГ-15)

фронтовой истребитель МиГ-15

Американские полугусеничные бронетранспортёры

Полугусеничные бронетранспортёры армии США Half Track

Конвертоплан V-22 Osprey

Конвертоплан V-22 Osprey

Тяжёлые авианесущие проекта 1143

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143

Ближний бомбардировщик Су-2 (ББ-2)

Су-2 (ББ-2)

Як-7 истребитель

Истребитель Як-7

Первенец сотой серии (F-100 Super Sabre)

F-100 Super Sabre

Штука в штанах (пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87)

Junkers Ju-87

Су-24 и его американский дядюшка (F-111)

Фронтовой бомбардировщки Су-24
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика