ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)

самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye
посмотреть галерею

Научно-технический прогресс коренным образом изменил представление о тактике современного боя. Теперь успех в быстротечном столкновении, как правило, будет принадлежать тому, кто первым обнаружит противника. Поэтому разведка стала чуть ли не главным залогом успеха в военном конфликте. А одним из важнейших ее средств по-прежнему остается авиация...
Пожалуй, основная особенность современных самолетов-разведчиков — их глубокая специализация.

Сегодня машины этого типа разделяются по назначению (тактические и стратегические), по виду ведения разведки (с использованием радаров, фото- или инфракрасной аппаратуры и т. п.), по непосредственным задачам (обследование территории или воздушного пространства, радиоразведка). Причем, рассматривая эволюцию разведывательной авиации, можно выделить два направления. Это, с одной стороны, переоборудование самолетов других классов, например, истребителей или бомбардировщиков, и с другой — создание специальных, подчас уникальных летательных аппаратов. Наиболее четко такая тенденция обозначилась после второй мировой войны.
К первой группе относится подавляющее большинство разведчиков тактической (фронтовой) авиации, способных действовать на сравнительно небольшой дальности. Наиболее характерным ее представителем можно считать американский RF-4C «Фантом». Он отличался от своего прототипа — истребителя-бомбардировщика F-4C — отсутствием вооружения и переделанной с целью размещения дополнительного оборудования носовой частью фюзеляжа.
Первые послевоенные стратегические разведчики также представляли собой модификации серийных бомбардировщиков. К их числу относятся американские поршневые RB-29, RB-50, RB-36E и реактивные RB-47E и RB-52. Все они могли сравнительно успешно выполнять свои функции до середины 50-х годов, однако с появлением сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков и зенитных ракетных комплексов с большой дальностью действия ценность их быстро сошла на нет. Возникла необходимость в специальном самолете, способном действовать в условиях сильной ПВО...

В августе 1955 года в США начались испытания самолета U-2, построенного фирмой «Локхид» по заказу NACA. Как было официально объявлено, машина предназначалась для исследования верхних слоев атмосферы. Казалось бы, чисто гражданская программа, но... Об истинном назначении U-2 мировая общественность узнала лишь 1 мая 1960 года, когда под Свердловском советской ракетой был сбит самолет этого типа с пилотом-шпионом Г. Пауэрсом на борту. Разведчик стартовал в Пешаваре (Пакистан), должен был пролететь над территорией СССР около 6 тыс. км и приземлиться на базе в Буде (Норвегия).
U-2 представлял собой, в сущности, высотный мотопланер с ТРД, приспособленный для полетов с дозвуковой скоростью на высотах свыше 20 км. Чтобы самолет мог забраться на такую высоту, главному конструктору фирмы «Локхид» Келли Джонсону пришлось облегчить аппарат до предела, пожертвовав запасом прочности. В результате разведчик оказался весьма хрупким и не выдерживал длительных аэродинамических перегрузок. Например, еще в конце 1956 года один U-2 развалился в воздухе над территорией ФРГ из-за того, что слишком близко от него прошли два канадских истребителя.

Следующим проектом стратегического разведчика фирмы «Локхид» стал SR-71А «Блэкберд» («Черная птица»). Его разработка началась в обстановке строгой секретности в 1959 году, а в 1966 году он был запущен в серийное производство. Всего до 1968 года было изготовлено 32 самолета SR-71A, SR-71B и SR-71C.
По сравнению с современными ему самолетами новый разведчик поражал своей необычностью. Он рассчитывался на длительный полет со скоростью ЗМ, что вызывало сильный нагрев планера. В воздухе температура передней кромки крыла повышалась до -427° С, а обшивка форсажных камер до 4-393° С. Поэтому конструкция планера на 93% была выполнена из титановых сплавов.
А чтобы обеспечить необходимую дальность полета, две трети объема фюзеляжа и половину объема крыла пришлось заполнить топливом.
С проектированием SR-71A связано начало изучения технологии «Стелc», задачей которой является создание «невидимого» для РЛС самолета. С целью уменьшения отраженного радиолокационного сигнала была выбрана столь непривычная конфигурация самолета — удлиненный боковой профиль планера, плавное сопряжение крыла с фюзеляжем, наплывы на фюзеляже, небольшие, отклоненные внутрь кили. Кроме того, носки крыла и элевоны выполнялись из радиопоглощающих сотовых заполнителей, а сам разведчик снаружи был окрашен специальной радиопоглощающей краской.
После второй мировой войны в особый класс разведчиков выделились «крылатые радары» — самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). 
Идея вынести РЛС за десятки и сотни километров от охраняемого объекта родилась в американских ВМС в ходе боевых действий на Тихом океане как реакция на атаки японских камикадзе. Причем размещение локатора на самолете позволило не только увеличить резерв времени от встречи с противником до нанесения им удара по охраняемому объекту, но и повысило дальность обнаружения низколетящих целей, невидимый для корабельных РЛС.
На рубеже 40—50-х годов командование ПВО США заказало фирме «Локхид» самолет ДРЛО на базе пассажирского четырехмоторного лайнера «Супер Констеллейшн». Разведчик поступил на вооружение в 1953 году. Он выпускался в разных модификациях; в варианте для базовой авиации флота (WV-2E) антенна РЛС располагалась в дискообразном обтекателе над фюзеляжем. Экипаж самолета состоял из 31 человека.

В 1956 году в США появился палубный разведчик ДРЛО Е-1В «Трейсер», созданный фирмой «Грумман» на базе противолодочного самолета S-2 «Треккер». Он был оборудован РЛС кругового обзора, антенна которой находилась в чечевицеобразном обтекателе и вращалась со скоростью 6 мин вокруг своей оси. Обтекатель антенны крепился с помощью пилона к верхней части фюзеляжа.
В конце 50-х годов фирма «Грумман» приступила к проектированию нового палубного самолета ДРЛО с турбовинтовыми двигателями и новой многофункциональной бортовой радиоэлектронной системой обнаружения, обработки информации, наведения и управления. Опытная машина, получившая обозначение Е-2 «Хокай» («Ястребиный глаз»), совершила первый полет в октябре 1960 года. В течение трех последующих лет бортовые системы проходили всесторонние испытания, после чего самолет приняли на вооружение.
«Хокай» мог контролировать воздушное пространство в радиусе 300 км, находить и классифицировать цели, а также наводить на них истре-бители-перехватчики. Разведчик активно использовался в ходе «грязной» войны во Вьетнаме.
С учетом боевого опыта в 1971 году была создана улучшенная модификация самолета Е-2С с более мощными двигателями и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Согласно утверждению фирмы «Грумман» Е-2С способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее размеров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.
Еще большие возможности имеет стратегический самолет ДРЛО стран НАТО — американский Е-ЗА «Сентри», поступивший на вооружение во второй половине 70-х годов. Он создан на базе пассажирского самолета «Боинг-707-320» и способен обнаруживать и отображать координаты 1500 целей и сопровождать одновременно свыше 100 из них. На одном из учений в 1978 году с борта Е-ЗА в течение 75 минут осуществлялось управление 134 истребителями, действовавшими против 274 самолетов «противника». Таким образом, современные воздушные разведчики превратились в своеобразные командные посты боевой авиации.

Послевоенные американские самолёты разведчики и самолёты ДРЛО
  RF-4C
«Фантом»
U-2C  SR-71А Е-2С 
«Хокай»
Е-ЗА 
«Сентри»
Год  выпуска 1963 1955 
прототип
1964 1971 1972
Размах крыла, м 11,70 24,38 16,95 24,56 44,42
Длина самолета, м  19,16 15,11 32,74 17,55 46,61
Площадь крыла, м2  49,24 55,74 167,23 65,03 268,67
Число х тяга (мощность) двигателей, кгс (л. с.) 2x7711 1x4990 2x15422 2x4910 4x9525
Взлетная масса максимальная, кг 24765 7835 77100 23540 147420
Масса пустого самолета, кг 12700 - 22215 17240 77238
Дальность полета, км 3700 6400  4800 2580 8100
Максимальная скорость, нм/ч 2320 740 3200 560 771
на высоте, м 14700 24150 24000 3050 8810
Потолок, м 21640 24400 27450 9390 12200

Палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С «ХОКАЙ»


Самолет Е-2С выполнен по обычной схеме двухмоторного вы-сокоплана с двигателями на крыле.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, круглого сечения, с максимальным 0 1,981 мг выполнен из алюминиевых сплавов. Экипаж состоит из пяти человек: два летчика находятся в передней кабине, три оператора систем — в фюзеляжном отсеке; первый оператор отвечает за работу всего боевого информационного поста, второй — за управление самолетами-перехватxиками (ударными самолетами), третий — за работу РЛС. Кабина летчиков, отсеки оборудования и операторов герметизированы. В негерметичной хвостовой части фюзеляжа находятся проводки системы управления и блоки допплеровского радиолокатора. В нижней части фюзеляжа размещен тормозной гак.
Над фюзеляжем, на специальном подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны РЛС 0 7,32 м. При хранении на авианосце он опускается на 0,64 м для удобства хранения в ангарах. В состав антенной системы входят фазированная антенная решетка РЛС дальнего обнаружения, привод кругового вращения, вибраторная антенна запросчика системы опознавания «свой — чужой» и антенна передачи данных.
Трапециевидное крыло имеет положительное V, равное 3°. Центроплан крепится к верхней части фюзеляжа, объемы внутри центроплана используются как интегральные топливные баки. Внешние части крыла за мотогондолами при хранении на авианосце убираются с поворотом на 90° назад ниже уровня вертикального оперения.
Стабилизатор расположен в хвостовой части фюзеляжа и имеет положительное V, равное 11°, на стабилизаторе находятся рули управления по тангажу.
Вертикальное оперение состоит из четырех шайбовидных килей, установленных на стабилизаторе, на крайних шайбах расположены рули направления (внутренние шайбы киля без рулей).
Самолеты Е-2С, находящиеся в составе ВМС США, имеют стандартный камуфляж: верхняя и боковая поверхности светло-серые, нижние — белые. Расположение опознавательных знаков — обычное, принятое в ВМС США для палубной авиации.

Самолет Е-2С «Хокай»:

1 — антенна сигнализации облучения РЛС противника, 2 — разрядник статического электричества, 3, 17, 27 — антиобледенители, 4 — стойка антенны, 5 — система аварийного сброса топлива, 6, 20, 69 — антенны, 7 — тормозной гак, 8 — подъемник тормозного башмака, 9 — тормозной башмак, 10 — подъемник тормозного гака, 11 — передатчик, 12 — герметичная переборка, 13 — туалет, 14 — места операторов, 15 — стойка РЛС, 16 — обтекатель РЛС, 18 — фазированная решетка антенны РЛС, 19 — привод, 21 — двигатель привода антенны, 22 — гидравлический подъемник, 23 — волновод, 24 — пульт РЛС, 25 — закрылки, 26 — навигационный огонь, 28, 53 — стойки шасси, 29, 64, 65 — створки шасси, 30 — основное колесо шасси, 31 —воздухозаборник маслорадиа-тора, 32 — воздухозаборник двигателя, 33 — винт «Гамильтон-Стандарт», 34 — воздухозаборник, 35, 36, 41 — блоки электронных систем и радиооборудования, 37 — кок винта, 38 — радиатор, 39 — ЭВМ радара, 40 — система охлаждения, 42 — навигационное оборудование, 43, 51 — распределительные электрокоробки, 44 — кресла пилотов, 45 — приборная панель, 46 — стеклоочиститель, 47 — колонка управления, 48 — механизм уборки шасси, 49 — педаль управления рулем, 50 — навигационные блоки, 52 — механизм управления передней стойкой, 54 — демпфер, 55 — захват под катапульту, 56 — носовой передатчик, 57 — кислородный баллон, 58 — носовая допплеровская антенна, 59 — обтекатель радиатора, 60 — иллюминаторы, 61 — трубка Пито, 62, 67 — стойки антенн, 63 — радиопрозрачный обтекатель РЛС, 66 — радиатор, 68 — обтекатель привода РЛС, 70 — механизм уборки шасси.

В. РИГМАНТ,

инженер

Авиалетопись "М-К"

Моделист-конструктор, №7'1989

Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Случайные статьи

Ju-188. Бомбардировщик и разведчик

Junkers Ju-188

Авианосцы типа Invincible

Авианосцы типа Invincible

Стремительный "Мосси" (бомбардировщик "Москито")

бомбардировщик "Москито"

Пума на колёсном ходу (итальянский бронетранспортёр Puma)

итальянский бронетранспортёр Puma

Итальянская "Рысь" (бронированный автомобиль IVECO 65T19WM LMV)

Рысь

В безоблачном небе Испании (Истребитель И-16 в гражданской войне Испании) Окончание

Истребитель И-16

Штука в штанах (пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87)

Junkers Ju-87

"Macchi" - заядлые вояки (Итальянские истребители Марио Кастольди)

Итальянские истребители Марио Кастольди

Толстокожий зверь (английский пехотный танк "Черчиль")

английский пехотный танк "Черчиль"

Над всей Испанией безоблачное небо (истребитель Heinkel He-51)

Heinkel He-51

Видимый невидимый самолёт (Lockheed F-117A Stelth)

Lockheed F-117A Stelth

Винтокрылый гигант Ми-26

Ми-26

Крейсер Москва

Крейсер Москва

Палубный бомбардировщик A-3D Skywarrior

Палубный бомбардировщик A-3D Skywarrior

Тайна чёрных дроздов (Разведчик Lockheed SR-71 Blackbird)

Lockheed SR-71 Blackbird
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика