В конце 20-х годов правительству СССР стало ясно, что для развития собственной современной бронетанковой техники знаний и опыта отечественных конструкторов недостаточно. Поэтому было принято решение обратиться к помощи зарубежных специалистов. В результате в марте 1930 года в Советский Союз прибыла группа инженеров из Германии во главе с Эдвардом Гротте (Edward Grote), которому поручили возглавить разработку новых перспективных танков для вооружения РККА. Контроль за деятельностью этой группы осуществлял Технический отдел ЭКУ ОГПУ, начальник которого тов. Уюк в апреле 1930 года выдал Э. Гротте техническое задание на проектирование танка массой 18—20 т, скоростью ЗБ-40 км/ч и толщиной брони 20 мм. Вооружение должно было состоять из двух орудий калибра 76 и 37 мм и пяти пулеметов. Остальные параметры (размещение и установка вооружения, боекомплект, запас хода и т.д.) оставили на усмотрение конструктора.
Для проектирования и постройки опытной машины было сформировано конструкторское бюро АВО-5 на заводе «Большевик». В это КБ, помимо немецких специалистов, вошли также молодые советские инженеры (Барыков, Воробьев и др.), ставшие впоследствии известными разработчиками отечественной бронетанковой техники. Изготовление нового танка, получившего индекс ТГ (Танк Гротте), велось в обстановке глубокой секретности. За проведением работы непосредственно наблюдали представители РВС и правительства СССР. Так, 17—18 ноября 1930 года К.Е. Ворошилов лично посещал завод «Большевик», о чем он докладывал И. Сталину: «Готовность танка на сегодня составляет 85%. Осталась незавершенной достройка моторной группы, коробки скоростей и ряда дополнительных агрегатов. Образец изготавливается в специальной мастерской, где сегодня заняты около 130 рабочих и техников. В настоящее время постройка танка задерживается из-за тяжелой болезни самого Э. Г ротте, но наши инженеры предполагают, что 15—20 декабря опытный образец все-таки будет закончен...» Однако в течение последующих месяцев танк так и не был до Главной причиной» этого являлась ненадежная работа специального танкового двигателя воздушного охлаждения конструкции самого Э. Гротте. Поэтому в апреле 1931 года было принято решение для проведения первого цикла испытаний временно установить на танке ТГ авиационный двигатель М-6. Это потребовало некоторых переделок агрегатов танка, поскольку габариты М-6 оказались несколько большими, чем у двигателя Гротте. Только к началу июля танк был более или менее готов к испытаниям.
ТГ отличался от других отечественных и зарубежных машин того времени не только общим видом, но и технологией изготовления и компоновкой. Прежде всего танк имел полностью сварной корпус, что являлось несомненным новшеством. Вооружение размещалось в два яруса. В верхней вращающейся башне была установлена 37-мм пушка конструкции Сячен-това, с возможностью зенитной стрельбы. В нижней неподвижной боевой рубке размещалось 76-мм танковое орудие конструкции Г ротте — Сячентова и три пулемета «максим» в шаровых установках. По проекту эта рубка должна была иметь круговое вращение, но при ее изготовлении подбашенный погон, приваренный к корпусу, оказался деформированным, и нижняя вращающаяся башня превратилась в неподвижную рубку.
Главное орудие танка являлось по тому времени самым мощным из существующих подобных пушек, поскольку его баллистика была позаимствована от русской полевой 76-мм пушки образца 1902 года. Однако для установки его на танке потребовалась кардинальная переработка. Во-первых, для уменьшения длины отката был введен дульный тормоз оригинальной конструкции; во-вторых, изменена конструкция накатника, который теперь стал гидравлическим. Поршневой затвор уступил место клиновому. Однако испытания орудия показали его недо-веденность, поскольку предусмотренная в проекте автоматика часто отказывала, что приводило к необходимости ручного разряжания. Но по кучности боя и разрывному действию боеприпасов орудие оказалось превосходным.
Помимо вооружения, размещенного в башнях, танк ТГ оснащался еще двумя пулеметами ДТ, имевшими ограниченные углы наведения и расположенными в бортах корпуса.
Ходовая часть ТГ применительно к одному борту состояла из пяти катков большого диаметра, четырех поддерживающих катков среднего и двух — малого диаметра. Независимая подвеска на спиральных пружинах, допускавшая вертикальное перемещение опорных катков на расстояние до 220 мм, вместе с полупневматическими шинами типа «Эластик» обеспечивали танку чрезвычайно мягкий ход. (Находясь в цеху без гусениц, он свободно перекатывался с места на место усилием 2—3 человек.) Гусеница оригинальной конструкции, изготовленная из штампованных деталей, имела большое сопротивление на разрыв. Любопытно отметить, что все опорные катки снабжались тормозами, предназначенными для экстренной остановки танка при обрыве гусеницы.
В задней части корпуса был открыто установлен авиационный двигатель М-6 (впоследствии предполагалось
заменить его танковым двигателем Э. Гротте и закрыть броневым капотом), а непосредственно вблизи него — шестиступенчатая КПП, состоявшая из двух редукторов с шестернями шевронного зацепления. Причем большой редуктор переключал 1,2, 3-ю скорости, а малый — 4, 5 и 6-ю. Такое распределение скоростей приводило к тому, что при переходе с 3-й передачи на 4-ю приходилось останавливать танк. Но зато благодаря специальному механизму реверса ТГ мог двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. В одном блоке с КПП размещались кулачковые муфты, выполнявшие роль бортовых фрикционов. Бортовые тормоза из-за недостаточных размеров силового отделения располагались внутри ведущих колес. Пневматическая система привода управления бортовыми фрикционами и тормозами была изготовлена по патенту Г ротте.
Экипаж танка состоял из 5 человек: механика-водителя, командира (он же был наводчиком 37-мм орудия), пулеметчика и двух человек, обслуживавших 76-мм орудие. Для наблюдения за полем боя во время движения механик-водитель имел три окна со смотровыми щелями, а командир танка — стробоскоп, установленный на крыше малой башни.
Испытания танка начались 27 июня 1931 года и продолжались с перерывами до 1 октября. На них была достигнута максимальная скорость движения 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, которая благодаря примененным шевронным шестерням и кулачковым муфтам оказалась весьма прочной и надежной. Использование пневматических приводов делало процесс управления машиной такой массы необычайно легким. Правда, воздушные магистрали иногда выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях.
Вместе с тем было отмечено множество конструктивных недоработок. Так, из-за малых размеров боевого отделения была практически невозможна одновременная стрельба из 76-мм орудия и хотя бы одного рубочного пулемета. Размещение в одном картере КПП и бортовых фрикционов затрудняло доступ к ним во время ремонта и вело к перегреву всего узла во время движения. Выявилась также неудовлетворительная работа бортовых тормозов и недостаточная эффективность гусеницы на мягких и вязких грунтах, поскольку высота гребней траков была очень мала.
По распоряжению правительства 4 октября 1931 года была создана специальная комиссия для тщательного изучения танка Гротте. В нее вошли представители УТМ и ВОАО. Ознакомившись с машиной и заслушав доклад конструктора, комиссия решила: «Считать, что танк ТГ в данном виде является чисто экспериментальным типом танка, на котором должны быть опробованы в работе все механизмы, представляющие практический интерес». Из-за чрезвычайно высокой стоимости, составлявшей 1,5 млн. рублей (для сравнения: БТ-2 обходился всего в 60 тыс. рублей), ТГ даже при устранении всех отмеченных недостатков не мог быть принят для серийного производства. Комиссия отметила множество талантливых технических идей инженера Гротте, ранее никогда не использовавшихся в танкостроении. Учитывая, что конструктор ТГ не был прежде связан с танкостроением, а советские инженеры во время работы с ним получили большой опыт по постройке столь сложной машины и изучили лучшие для того времени заграничные танки, от дальнейших услуг Гротте было решено отказаться. Последующую работу над танком ТГ поручили новому КБ под руководством Н.В. Барыкова.
В конце октября 1931 года это КБ получило задание на проектирование, с учетом опыта постройки ТГ, нового многобашенного танка прорыва массой в 35 т. В 1932 году такая машина — Т-35 — была построена.
Танк ТГ:
1 — направляющее колесо, 2 — 76-мм пушка, 3 — 37-мм пушка, 4 — вращающаяся башня, 5 — неподвижная рубка, 6 — кормовой пулемет «максим», 7 — поддерживающий каток, 8 — гусеничная цепь, 9 —ведущее колесо, 10 —опорный каток, 11 —бортовая установка пулемета ДТ, 12 — люк для посадки экипажа, 13 — смотровой прибор механика-водителя, 14 — бортовой пулемет «максим», 15 — стробоскоп. Крыша моторного отделения танка показана согласно проекту.
М. КОЛОМИЕЦ
Моделист-Конструктор №2'1995