ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Тяжёлый танк КВ

КВ-1
посмотреть галерею

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в нонце 1938 года в СКБ-2 Кировского завода а Ленинграде (Главный конструктор Ж.Я. Котин) началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК (Сергей Миронович Киров). (Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова — завод № 185).

Ведущим нонструктором танна СМК был А.С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес позволил усилить утолщение брони. Параллельно с СМК группой дипломнинов Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших под руководством Н.Ф. Шашмурина практику не Кировском заводе, был рвзрвботвн проект однобвшенного тяжелого танка KB (Клим Ворошилов). По сути деле, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. На завершающем этапе проектирования однобашенного танна ведущим конструктором проекта был назначен Н Л. Духов.

В августе 1939 года СМК и KB были изготовлены в металле. В конце сентября оба танка участвовали в показе новых образцов бронетанковой техники не НИБТполигоне в Кубинке. 19 декабря 1939 годе тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии.

Несколько ранее опытные тяжелые танки придали 20-й танковой бригаде, участвовавшей в боях на Кврельсном перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрвйона «линии Маннергеймв». При этом твнк СМК подорввлся не мине и был остввлен экипажем.

Танк KB показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76-мм пушке Л-11 слаба для борьбы с доте ми. Поэтому в сжатые сроки был рвзрвботан и построен танк КВ-2 с башней увеличенного рвзмеров, вооруженный 152-мм гвубицей. К 5 мврту 1940 годе три КВ-2 были отправлены на фронт.

Фвктически серийное производство твнков КВ-1 и КВ-2 нвчвлось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 годе к выпуску KB должен был подключиться и Челябинский трвкторный за а од (ЧТЗ). 31 декабря 1940 годе была произведена опытная сборка первого KB урвльского производстве. Одновременно в Челябинске началось строительство специвльного корпуса для сборки тяжелых твнков.

Планом опытных работ на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось изготовить два KB с броней 90 мм, один с пушной Ф-32, другой — с 85-мм пушной. К 1 декабря должны были быть готовы еще две KB с броней 100 мм и с аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-3 (объекты 220, 221, 222).

Плен производстве не 1941 год предусматриввл выпуск 1200 танков КВ. Из них не Кировском заводе — 1000 (400 КВ-1. 100 КВ-2, 500 КВ-3) и 200 КВ-1 не ЧТЗ. Однако война внесла коррективы в этот план, в частности, к производству КВ-3 так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня 1941 года там было собрано всего неснолько танков. Всего же в 1940 году было построено 243, а в первом полугодии 1941 года — 393 танка КВ.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась а двух вариантах — сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две — с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых — 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов. (Не совсем понятно, зачем это делалось — а 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным?).

На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года — 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами — спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. Боекомплент состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов н пулеметам. Танк был оснащен телескопичесним прицелом ТОД-6, перископичесним — ПТ-6 и командирской панорамой ПТ-К.

На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие.

Ходовая часть танка применительно н одному борту состояла из 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и 3 обрезиненных поддерживающих катков. (С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катки без резиновых бандажей — сказывался дефицит резины.) Ведущее колесо цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87—90 траков с шагом 160 мм.
Максимальная скорость танка достигала 34 нм/ч, а запас хода по шоссе — 250 нм. На КВ-1 устанаалиаалась радиостанция 71-ТК-З (позже — ЮР) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.

Боевая масса танна составляла 47,5 т, энипаж состоял из 5 человен.

Основное отличие танка КВ-2 заключалось в установке новой башни больших размеров. Общая высота машины достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, были установлены 152-мм танковая гаубица М-10 обр. 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В норме башни имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопичесний прицел ТОД-9, перископичесний — ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжения и 3087 патронов. Силоаая установка, силовая передача, ходовая часть, электро- и радиооборудование — остались такими же, нан и на КВ-1. Танк КВ-2 был выпущен в ограниченном количестве, после начала Великой Отечественной войны его производство прекратили.

Следует отметить, что в 1940—1941 годах велись проектные проработки танков со 107-мм пушной: КВ-4 (объект 224) и КВ-5 (объект 225), 152-мм самоходной артустановки (объект 212), ремонтно-эвакуационного тягача (объект 214) и танка-электротральщика (объект 218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2. 

Во второй половине 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, и другие.

В связи с постоянно ухудшавшейся обстановкой на Северо-Западном фронте, начиная с июля 1941 года, в несколько этапов проводилась эвакуация пюдей и оборудования из Ленинграда в Челябинск. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в Челябинске (ЧКЗ). Этот завод, прозванный в народе «Танкоградом», стал главным производителем тяжелых танков и САУ вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Из-за нехватки дизельных двигателей В-2, единственным изготовителем которых был завод № 75 в Харькове, танки КВ-1, так же как и Т-34, какое-то время выпускались с бензиновыми моторами М-17

В 1942 году на смену КВ-1 было начато производство модернизированного варианта — КВ-1с («с» — скоростной). Массу танка снизили до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (гусеница сужена до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров башни. Башня — литая, новой обтекаемой формы, с командирской башенкой. Вооружение осталось прежним. Боекомплект сначала состоял из 94 выстрелов, позднее его удалось довести до 114. На КВ-1 с была установлена и новая коробка передач с демультипликатором,сконструированная Н.Ф. Шашмуриным и обеспечивавшая восемь передач вперед и две назад, а нроме того, новый главный фрикцион и усовершенствованные бортовые передачи. КВ-1 с был принят на вооружение 20 августа 1942 года. С сентября 1943 года в войска начал поступать новый вариант — KB 85.

Его появлению предшествовала попытка установить 85-мм пушку в штатную башню KB-1с. Однано для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т конструкции Ф.Ф. Петрова составлял 70 выстрелов. Экипаж танка сократился до 4 человек за счет удаления стрелка-радиста. Курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса — огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались полностью унифицированными с танком КВ-1 с.

В 1942 году на базе КВ-1 были построены опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 и тремя пушками—одной ЗИС-5 и двумя налибра 45 мм. По замыслу констрункторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке был построен и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.

На базе танков КВ-1, а затем и КВ-1с с апреля 1942 года выпускался огнеметный танк КВ-8. Корпус остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм обр. 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплент 45-мм орудия состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушной, устанавливался огнемет АТО-41 (или АТО-42). На танке КВ-8 на базе КВ-1 с спаренный пулемет был изъят.

Что касается САУ, то статья о KB была бы неполной без упоминания о первой советсной серийной тяжелой самоходной установке СУ-152 (КВ-14), вооруженной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Она была создана в 1943 году на базе танна КВ-1 с. Однано история ее разработки и конструкция заслуживают отдельного рассказа.

Следует подчеркнуть, что сам по себе танк КВ — машина довольно противоречивой судьбы. Как это ни парадоксально звучит, но в 1941 году этот танк был не нужен — у него просто не было достойного противника. Никаких же явных боевых преимуществ перед средним Т-34, за исключением более толстой брони, он не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у тридцатьчетверки. Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением.

Как уже упоминалось, часть недостатков трансмиссии была устранена на КВ-1с. Однано на этой модификации в погоне за маневренностью уменьшили толщину брони, и по своим боевым свойствам тяжелый KB еще больше приблизился к средним танкам.

Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941—1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм. Но этого сделано не было по той причине, что в тот период пушка калибра 76 мм вполне справлялась со всеми бронецелями противника.

Танн аналогичного KB класса — «тигр» — появился у немцев только в конце 1942 года. И тут судьба сыграла с KB вторую злую шутку — он моментально устарел. Наш танк был просто бессилен против «тигра» с его «длинной рукой» — 88-мм пушкой с длиной ствола в 56 калибров. «Тигр» мог поражать KB на дистанциях, запредельных для последнего. Это не замедлило скааться в бою. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боев по прорыву блокады Ленинграда три «тигра» 1 -й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели.

Несколько сгладить ситуацию позволило появление КВ-85. Но эти машины были освоены с опозданием, выпущено было их немного, и внести существенный вклад в борьбу с немецкими тяжелыми таннами они не смогли. Более серьезным противником для «тигров» мог стать КВ-122 — серийный КВ-85, вооруженный в опытном порядке 122-мм пушной Д-25Т. Но в это время цеха ЧКЗ начали покидать первые танни серии ИС. Последние, на первый взгляд продолжавшие линию KB, были уже совершенно новыми машинами

С 1940 по 1943 год было выпущено 4775 танков KB всех модификаций. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, сначала в составе танковых бригад смешанного состава, потом в составе отдельных гвардейских танковых полков прорыва. До 1945 года дожило совсем мало KB, использовавшихся в качестве боевых танков. В основном, после демонтажа башни, они служили как эвакуационные тягачи.

Танков KB разных вариантов сохранилось немного. В Центральном музее Вооруженных Сил в Москве находятся КВ-1 и КВ-2; танки КВ-1 установлены на постаменты в г. Ропша Ленинградской области и п. Парфино Новгородской области. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке можно увидеть КВ-1с с опытной 85-мм пушной С-18; еще один опытный вариант, на этот раз танка КВ-85, установлен в Саннт-Петербурге в Автово. В финском танковом музее Пароле сохраняются два КВ-1—один с пушкой Ф-32 и броневыми экранами, другой — с пушной ЗИС-5 и литой башней. КВ-1 с литой башней находится и на Абердинсном полигоне в США.

Тяжелый танк КВ-1. На чертеже:

1 — направляющее колесо, 2 — опорный каток, 3 — поддерживающий каток, 4 — очиститель, 5 — ведущее колесо, 6 — броневые колпаки приборов наблюдения, 7 — бронеколпак перископического прицела, 8 — пробка заливной горловины переднего топливного бака, 9 — посадочный люк стрелка-радиста, 10 — броневой колпак вентилятора, 11 — башенный люк, 12 — выхлопная труба, 13 — прибор наблюдения механика-водителя, 14 — крышка смотрового люка механика-водителя.

 

М. БАРЯТИНСКИЙ, М. КОЛОМИЕЦ
«Моделист-конструктор» № 5'95

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяжёлый танк КВТяжёлый танк КВТяжёлый танк КВ
в начало статьи

Смотрите также

  • Тяжёлый танк Т-35
  • Тяжелый танк ТГ (Танк Гротте)
  • Преемники тридцатьчетвёрки (средние танки Т-44)
  • Советы по моделированию тяжёлого танка Т-10М
  • Лучший в своём классе (советский тяжёлый танк Т-10М)
  • ИС-3. Последний танк прорыва
  • ИС против Тигра (тяжёлые танки ИС-2)

Случайные статьи

Наследник Москито (DH-103 Hornet)

DH-103 Hornet

Як-7 истребитель

Истребитель Як-7

Торнадо, зародившийся в Европе (многоцелевой истребитель Panavia Tornado)

многоцелевой истребитель Panavia Tornado

Ла-15 - первый сверхзвуковой истребитель

Ла-15

Демон вторжения. Американский палубный истребитель F-3 Demon

Американский палубный истребитель F-3 Demon

Французский самолёт для атомной бомбы (стратегический бомбардировщик Dassault Mirage IVA)

стратегический бомбардировщик Mirage IVA

Танк Великой Победы (модификации Т-34-85)

Т-34-85

Истребитель-бомбардировщик SEPECATE Jaguar

1.jpg

Ил-38

Ил-38

Так и оставшийся опытным ( средний танк Т-34-100)

средний танк Т-34-100

Бомбардировщик, ставший... истребителем (бомбардировщик Do-217)

Dornier Do-217

Летающий авианосец (тяжёый четырёхмоторный бомабрдировщик B-29 Superfortress)

B-29 Superfortress

Ракетный БИ

Ракетный истребитель БИ

Т-64 - вызов танкам NATO

Основной танк Т-64

Рысь для Бундесвера (бронетранспортёр SpaPz-2 Luchs)

бронетранспортёр SpaPz-2 Luchs
  • Статьи |
  • Бронетехника |
  • Тяжёлый танк КВ

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика