Вскоре после начала Второй мировой войны немцы столкнулись с серьезным кризисом в противотанковой артиллерии. Их основная 37-мм пушка Рак 35/36 оказалась совершенно бессильнои против хорошо бронированных французских танков. Принятая вслед за ней на вооружение 50-мм Рак 38 также проблему не решила Во Францию она не успела, так как первые 17 орудий Вермахт получил только в июле 1940 года, и проверку боем ей пришлось проходить уже на Восточном фронте. Результат оказался плачевным — пробить броню Т -34 и KB она могла только с близких дистанций. Более 11ли менее с этой задачей справлялась лишь 75-мм пушка Рак 40, которая начала поступать в войска в феврале 1942 года и стала самым массовым германским противотанковым орудием периода Второй мировой войны.
Тем не менее различные немецкие фирмы продолжали работы по созданию все более мощных артсистем, способных освободить 88-мм зенитку от решения несвойственных для нее задач борьбы с танками. Именно с этой целью фирма Krupp разработала орудие Great 42, которое было принято на вооружение как 8 8 cm Рак 43 (88-мм противотанковая пушка образца 1943 года). Орудие имело ствол длиной 6280 мм и массой 3650 кг. Применение крестообразного лафета с раздвижными станинами позволило уменьшить высоту пушки в боевом положении до 1720 мм по верхней кромке щита. Из-за трудностей с производством этих лафетов первые шесть орудий удалось переда гь в войска только в ноябре 1943 года. Дабы ускорить постаики столь нужных армии орудий, фирма Krupp разработала вариант 8,8 cm Рак 43/41, в котором использовались лафет легкой полевой гаубицы и обычный колесный ход от тяжелой полевой гаубицы. Первые 70 таких орудий попали на фронт в апреле 1943 года.
Одновременно с проектированием буксируемых артсистем 88-мм калибра шел процесс создания самоходных вариантов. Так, в феврале 1943 года на фирме Deutschen Eisenwerken началось производство истребителя танков Hornisse («Шершень») на базе так называемого единого шасси GW III/IV. Однако недостатком этой самоходки было легкое бронирование (открытая сзади и сверху боевая рубка защищалась 10-мм бронелис-тами) и высокий силуэт — 2940 мм.
Необходимость в мощном, хорошо бронированном истребителе танков была очевидной. Поэтому еще 6 января 1942 года в ходе работ по созданию пушки Рак 43 фирме Krupp выдали заказ на проектирование самоходной установки, вооруженной этим орудиег Проект получил обозначение Panzer Selbstfahrlaffette IVc-2. Тактико-технические требования предусматривали боевую массу около ЗС т; хорошую броневую защиту: лоб — 80 мм, борт—60 мм; максимальную скорость 40 км/ч. Предполагалось использование двигателя Maybach HL 90. К 17 июня 1942 года завод Krupp в Магдебурге изготовил три прототипа самоходных орудий на базе танка Pz IV.
Однако 3 августа 1942 года Управление вооружений приняло решение использовать для размещения 88-мм пушки Рак 43 (которая делала тогда только первые выстрелы) шасси танка «Пантера», тоже находившегося еще в стадии разработки. Первоначально реализация этого проекта была порчена фирме Krupp, специалисты которой определили, что шасси «Пантеры» для размещения столь мощного орудия требует доработк.- По мнению инженеров фирмы, предварительное проектирование мото быть закончено к январю 1943 года. В сентябре они изготовили модель в масштабе 1 10. 15 октября 1942 года на заседании в Рейхсми-нистерстве военной экономики и промышленности, проходившем под руководством А Шпеера, было принято решение о передаче дальнейшей разработки фирме Daimler-Benz так как изначально сборка новой САУ планировалась на предприятиях именно этой фирмы Однако Krupp должен был по-прежнему осуществлять работы по проектированию. К 16 ноября крупповцы изготовили полномасштабную деревянную модели китор!я мало походила на окончательный вариант САУ.
5 января 1943 года на заседании технической комиссии фирмы Daimler-Benz определили ряд технических требований к будущему образцу (тогда он назывался 8.8 cm Sturmgeschutz — 88-мм штурмовое орудие). Так, толщина верхнего лобового бронелиста должна была составлять 100 мм, нижнего — 60 мм, угол наклона — 60°. Толщина листов крыши, бортов и кормы — 30 мм с таким же наклоном. Амбразуру пушки предполагалось изготовить из брони повышенного качества и крепить к корпусу болтами, что должно было обеспечивать быстрый демонтаж орудия. Узлы трлнсмиссии и коробки передач могли при замене извлекаться через амбразуру Экипаж должен был состоять из шести человек— командира, наводчика, механика-водителя, радиста и двух заряжающих.
По первоначальному замыслу предполагалось изготовить новую самоходку на базе «Пантеры II» однако 4 мая 1943 года Министерство вооружений приняло решение о временном замораживании этого проекта и разработчики были вынуждены вносить изменения в уже имеющуюся конструкцию с целью унификации узлов будущей САУ с танком «Пантера».
Серийное производство из-за загруженности заводов Daimler-Benz поручили фирме MIAG (Muhlenbau-lndustrie AG). В сентябре 1943 года там собрали первую рубку. В соответствии с уточненным техническим заданием, толщина лобовой брони составила 80 мм, бортов рубки и нижнего лобового листа корпуса — 50 мм, бортов и кормы корпуса — 40 мм, крыши рубки — 30 мм. Но и в таком варианте рубка оказалась слишком тяжелой, поэтому толщину крыши пришлось уменьшить до 25 мм. Изменилась и конструкция лафета: вместо планировавшегося сектора обстрела в 14 градусов влево и вправо он обеспечивал только 12°. Экипаж сократился до пяти человек. 20 октября 1943 года деревянный макет продемонстрировали Гитлеру на полигоне Арис в Восточной Пруссии, а 17 декабря первый прототип покинул заводской цех.
Серийное производство началось на заводе фирмы MIAG в Брауншвейге в феврале 1944 года. В конце месяца по приказу фюрера машина получила название Jagdpanther—«Ягдпантера» (дословно— охотничья пантера, пантера-охотник) и индекс Sd Kfz 173 по системе обозначений боевых и транспортных машин Вермахта Производственный план предусматривал ежемесячный выпуск 150 «ягдпантер». До окончания войны фирма MIAG и присоединившаяся к ней в декабре 1944 года MNH (Maschinen-fabrik N.edersachsen Hannover) сумели изготовить 384 машины. Своего пика производство достигло в январе 1945 года, когда заводские цехи покинули 72 боевые машины.
Некоторые источники сообщают о 413 или 417 самоходках и даже о 425, выпущенных до мая 1945 года. Но дело в том, что немецкая статистика выпуска боевых машин заканчивается серединой марта 1945-го, и о количестве «ягдпантер», изготовленных позже, ничего определенного утверждать нельзя, тем более, что оба завода подвергались жестоким ударам американской авиации.
«Ягдпантера» представляла собой самохолно-артиллерийскую установку с передним расположением неподвижной броневой рубки. Корпус САУ характеризовался большим наклоном броневых листов, как лобового (55° к вертикали), так и бортовых (ЗО к вертикали). Даже крыша рубки имела небольшой угол наклона. Снарядостойкость верхнего лобового листа незначительно снижалась только щелью cмотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемета. Все пюки для посадки и высадки членов экипажа находились на крыше рубки. Особенностью конструкции САУ было то, что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами или сваркой, как у большинства германских самоходок.
В лобовом листе корпуса в массивной литой маске типа Saukopf устанавливалась пушка 8,8 cm РаК43/3 1>71 (либо РаК43/4 L/71) калибра 88 мм. Длина ствола орудия вместе с двухкаморным дульным тормозом составляла 6686 мм, масса 2200 кг. Угол горизонтального наведения пушки ±11°, угол возвышения +14°, склонения -3° В боекомплект пушки входили 57 унитарных выстрелов с бронебойными, бронебойно-подкалчберны-ми, осколочг и -фугасными и кумулятивными снаряда т. Начальная скорость бронебойного снаряда PzGr. 39/43 массой 10,16 кг (масса выстрела — 23,4 кг) составляла 1000 м/с. На дистанции 1000 м он пробивал 165-мм броню. Бронебойно-подкалиберный снаряд PzGr. 40/43 с вольфрамовым сердечником имел начальную скорость 1130 м/с и на той же дистанции пробивал 193-мм броню. Максимальная дальность выстрела — 9350 м, высота линии огня 1960 мм, скорострельность 6 — 8 выстрелов в минуту.
Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой ко-пирного типа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза oiката (справа) и воздушно-жид-костного накатника (слева). Подъемный механизм пушки — винтовсго типа. В распоряжении наводчика имелся перископически и прицел Sfl ZF1a.
Вспомогательное вооружение «Ягд-пантеры» состояло из пулемета MG 34 размещенного справа от пушки в шаровой установке. Боекомплект пулемета — 1 200 патронов В распоряжении экипажа имелись два пистолета-пулемета МР-40 с боекомплектом 384 патрона.
На «Ягдпантере» устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель May-bach HL-230F30 мощностью 700 л с при 3000 об/мин Трансмиссия состояла из карданной передачи TDex дискового главного фрикциона cyxoi о трения «оробки передач АК 7-200, механизма поворота фирмы MAN, бортовых передач и дисковых тормозов Коробка передач — трехваль-ная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерен и простыми конусными синхронизатора" 1и для включения передач со 2-й по 7-ю Приводы управления— комбинировапные с гидро-сервоприводом следящего действия с механической обратной связью.
Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами диаметром 850 мм. Подвеска — индивидуальная торсионная. Передние и задние катки снабжались гидравлическими амортизаторами. Ведущие колеса располагались спереди а направляющие — сзади. Гусеницы стальные, мелко-звенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Зацепление — цевочное
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли машине массой 45,5 т развивать максимальную скорость по шоссе 46 км/ч, по пересеченной местности — 24 км/ч; запас хода соответственно 200 и 100 км при емкости топливных баков 700 л.
В процессе серийного производства в конструкцию машины вносились изменения, правда незначительные. В частности, менялись окантовка пушечной амбразуры, количество перископов и соответственно смотровых щелей у механика-водителя. Бинокулярный прицел заменили на монокулярный. С лета 1944 года пушка вместо ствола-моноблока получила составной ствол, что облегчало ее демонтаж. Тогда же на крыше рубки разместили три гнезда для крепления 2-т подъемного крана. В крыше рубки установили «устройство ближнего боя» (Nahverteidigungswaffe) — 90-мм мортир-ку NbK 39 для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами (в боекомплект их входило 16 штук). В сентябре 1944 года машины ,1ерестЕ.ли покрывать циммери-том. В октябре 1944 на «Ягдпантере» появилась новая маска пушки, крепившаяся к лобовой броне восемью болтами. Выхлопные трубы оснастили листовыми пламегасителями (Flammvernicnter). САУ поздних выпусков имели дополните.) юный вентилятор, размещенный в передней части крыши боевого отделения.
Помимо линейных самиходок было изготовлено также несколько машин в командирском варианте. Они оснащались дополнительными радиостанциями Fu 7 и Fu 8, а также имели прибор ночного видения.
Из «ягдпантер» формировали специальные тгжелые истребительно-противотанковые дивизионы РГК (schwere Panzer Jager Abteilung), находившиеся, как правило, в подчинении у командования полевых или танковых армий По штату батальон «ягдпантер» должен был состоять из 30 боевых машин, чего на практике никогда не соблюдалось К счастью как для нас, так и для наших союзников, немцы сумели выпустить слишком мало этих самоходок
Первые восемь машин получила 2-я рота 654-го тяжелого противотанкового дивизиона РГК. Их боевое крещение состоялось 30 июня 1944 гола в( Франции. Близ Ле Пежа в Нормандии эскадрон 6-й английской танковой бригады наскочил на три «ягдгангеры» 654-гс дивизионе. Бой был предельно коротким За две минуты «ягдпантеры» уничтожили 11 «черчиллей»!
Вскоре новыми боевыми машинам.1 перевооружили 519, 559, 560-й и 655-й тяжелые противотанковые дивизионы РГК, каждый из которых имел в своем составе одну роту укомплектованную «ягдпантерами». Следует отметить что в 1944 году на Восточном фронте «ягдпантеры» не применялись, но уже с февраля 1945-го в боях принимало участие пять дивизионов каждый из которых имел в своем составе роту, состоящую из 14 «ягдпантер». В контрнаступлении немецких войск в Арденнах принимало участие, по крайней мере, 56 «ягдпантер» в составе шести батальонов истребителей танков и около 12 в различных частях СС. Что касается последних, то больше всего «ягдпантер» получили 2-я танковая дивизия СС «Рейх», 9-я танковая дивизия СС «Хоенштауфен» и 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг». В составе последней воевало 42 «яя-"Ягдпантеры». Они принимали участие в контрнаступлении 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в Венгрии и в боях за Будапешт в январе 1945-го. В начале апреля в боях на подступах к Вене приняли участие и были подбиты последние 12 «ягдгпантер» этой дивизии.
На 1 марта 1945 года на фронте имелось еще 202 «ягдпантеры», но в течение месяца, в условиях фактического прекращения производства, их количество быстро сократилось. Из 56 машин этого типа 40 были технически неисправны, а из оставшихся к 10 апреля 11 находились в 616-м противотанковом дивизионе (Pz.Jg.Abt.616) на Восточном фронте и пять — в Pz.Jg А,Ы512 на Западном. К 28 апреля на Восточном фронте осталось 19 машин (из них боеготовых 11), на Западном — 27 (пять боеготовых).
После войны «ягдпантеры» некоторое время состояли на вооружении во французской армии, в частях, дислоцированных в Сатори и Бурже.
«Ягдпантера» — самая мощная немецкая противотанковая САУ Второй мировой войны (несмотря на ряд недостатков, свойственных силовой установке и ходовой чатги танка «Пантера»). Имея такое же вооружение, что и «Фердинанд», она была более компактной и маневренной. Ничего подобного западные союзники до конца войнь. не создали. Наша СУ-85 была слабее бронирована и уступала по мощи вооружения (начальная скорость бронебойного снаряда пушки Д-5С составляла 792 м/с) И толькс СУ-100. серийное производство которой началось в сентябре 1944 года (до конца войны было выпущено около I400 машин), имея меньшую боевую массу, превзошла «Ягдпантеру» как по мощи вооружения, так и по броневой защите
В настоящее время «ягдпантеры» сохраняются в музее Абердинского полигона в США в швейцарском танковом музее в Туне, в танковых музеях в Мюнстере (Германия) и Самюре (Франция), в Имперском военном музее (Imperial War Museum) в Лондоне и в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой
М.БАРЯТИНСКИЙ
«Мсцелист-конструктор» № Г2006