ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Пантера-охотник (истребитель танков Вермахта Jagdpanther)

истребитель танков Jagdpanther
посмотреть галерею

Вскоре после начала Второй мировой войны немцы столкнулись с серьезным кризисом в противотанковой артиллерии. Их основная 37-мм пушка Рак 35/36 оказалась совершенно бессильнои против хорошо бронированных французских танков. Принятая вслед за ней на вооружение 50-мм Рак 38 также проблему не решила Во Францию она не успела, так как первые 17 орудий Вермахт получил только в июле 1940 года, и проверку боем ей пришлось проходить уже на Восточном фронте. Результат оказался плачевным — пробить броню Т -34 и KB она могла только с близких дистанций. Более 11ли менее с этой задачей справлялась лишь 75-мм пушка Рак 40, которая начала поступать в войска в феврале 1942 года и стала самым массовым германским противотанковым орудием периода Второй мировой войны.

Тем не менее различные немецкие фирмы продолжали работы по созданию все более мощных артсистем, способных освободить 88-мм зенитку от решения несвойственных для нее задач борьбы с танками. Именно с этой целью фирма Krupp разработала орудие Great 42, которое было принято на вооружение как 8 8 cm Рак 43 (88-мм противотанковая пушка образца 1943 года). Орудие имело ствол длиной 6280 мм и массой 3650 кг. Применение крестообразного лафета с раздвижными станинами позволило уменьшить высоту пушки в боевом положении до 1720 мм по верхней кромке щита. Из-за трудностей с производством этих лафетов первые шесть орудий удалось переда гь в войска только в ноябре 1943 года. Дабы ускорить постаики столь нужных армии орудий, фирма Krupp разработала вариант 8,8 cm Рак 43/41, в котором использовались лафет легкой полевой гаубицы и обычный колесный ход от тяжелой полевой гаубицы. Первые 70 таких орудий попали на фронт в апреле 1943 года.

Одновременно с проектированием буксируемых артсистем 88-мм калибра шел процесс создания самоходных вариантов. Так, в феврале 1943 года на фирме Deutschen Eisenwerken началось производство истребителя танков Hornisse («Шершень») на базе так называемого единого шасси GW III/IV. Однако недостатком этой самоходки было легкое бронирование (открытая сзади и сверху боевая рубка защищалась 10-мм бронелис-тами) и высокий силуэт — 2940 мм.

Необходимость в мощном, хорошо бронированном истребителе танков была очевидной. Поэтому еще 6 января 1942 года в ходе работ по созданию пушки Рак 43 фирме Krupp выдали заказ на проектирование самоходной установки, вооруженной этим орудиег Проект получил обозначение Panzer Selbstfahrlaffette IVc-2. Тактико-технические требования предусматривали боевую массу около ЗС т; хорошую броневую защиту: лоб — 80 мм, борт—60 мм; максимальную скорость 40 км/ч. Предполагалось использование двигателя Maybach HL 90. К 17 июня 1942 года завод Krupp в Магдебурге изготовил три прототипа самоходных орудий на базе танка Pz IV.

Однако 3 августа 1942 года Управление вооружений приняло решение использовать для размещения 88-мм пушки Рак 43 (которая делала тогда только первые выстрелы) шасси танка «Пантера», тоже находившегося еще в стадии разработки. Первоначально реализация этого проекта была порчена фирме Krupp, специалисты которой определили, что шасси «Пантеры» для размещения столь мощного орудия требует доработк.- По мнению инженеров фирмы, предварительное проектирование мото быть закончено к январю 1943 года. В сентябре они изготовили модель в масштабе 1 10. 15 октября 1942 года на заседании в Рейхсми-нистерстве военной экономики и промышленности, проходившем под руководством А Шпеера, было принято решение о передаче дальнейшей разработки фирме Daimler-Benz так как изначально сборка новой САУ планировалась на предприятиях именно этой фирмы Однако Krupp должен был по-прежнему осуществлять работы по проектированию. К 16 ноября крупповцы изготовили полномасштабную деревянную модели китор!я мало походила на окончательный вариант САУ.

5 января 1943 года на заседании технической комиссии фирмы Daimler-Benz определили ряд технических требований к будущему образцу (тогда он назывался 8.8 cm Sturmgeschutz — 88-мм штурмовое орудие). Так, толщина верхнего лобового бронелиста должна была составлять 100 мм, нижнего — 60 мм, угол наклона — 60°. Толщина листов крыши, бортов и кормы — 30 мм с таким же наклоном. Амбразуру пушки предполагалось изготовить из брони повышенного качества и крепить к корпусу болтами, что должно было обеспечивать быстрый демонтаж орудия. Узлы трлнсмиссии и коробки передач могли при замене извлекаться через амбразуру Экипаж должен был состоять из шести человек— командира, наводчика, механика-водителя, радиста и двух заряжающих.

По первоначальному замыслу предполагалось изготовить новую самоходку на базе «Пантеры II» однако 4 мая 1943 года Министерство вооружений приняло решение о временном замораживании этого проекта и разработчики были вынуждены вносить изменения в уже имеющуюся конструкцию с целью унификации узлов будущей САУ с танком «Пантера».

Серийное производство из-за загруженности заводов Daimler-Benz поручили фирме MIAG (Muhlenbau-lndustrie AG). В сентябре 1943 года там собрали первую рубку. В соответствии с уточненным техническим заданием, толщина лобовой брони составила 80 мм, бортов рубки и нижнего лобового листа корпуса — 50 мм, бортов и кормы корпуса — 40 мм, крыши рубки — 30 мм. Но и в таком варианте рубка оказалась слишком тяжелой, поэтому толщину крыши пришлось уменьшить до 25 мм. Изменилась и конструкция лафета: вместо планировавшегося сектора обстрела в 14 градусов влево и вправо он обеспечивал только 12°. Экипаж сократился до пяти человек. 20 октября 1943 года деревянный макет продемонстрировали Гитлеру на полигоне Арис в Восточной Пруссии, а 17 декабря первый прототип покинул заводской цех.

Серийное производство началось на заводе фирмы MIAG в Брауншвейге в феврале 1944 года. В конце месяца по приказу фюрера машина получила название Jagdpanther—«Ягдпантера» (дословно— охотничья пантера, пантера-охотник) и индекс Sd Kfz 173 по системе обозначений боевых и транспортных машин Вермахта Производственный план предусматривал ежемесячный выпуск 150 «ягдпантер». До окончания войны фирма MIAG и присоединившаяся к ней в декабре 1944 года MNH (Maschinen-fabrik N.edersachsen Hannover) сумели изготовить 384 машины. Своего пика производство достигло в январе 1945 года, когда заводские цехи покинули 72 боевые машины. 

Некоторые источники сообщают о 413 или 417 самоходках и даже о 425, выпущенных до мая 1945 года. Но дело в том, что немецкая статистика выпуска боевых машин заканчивается серединой марта 1945-го, и о количестве «ягдпантер», изготовленных позже, ничего определенного утверждать нельзя, тем более, что оба завода подвергались жестоким ударам американской авиации.

«Ягдпантера» представляла собой самохолно-артиллерийскую установку с передним расположением неподвижной броневой рубки. Корпус САУ характеризовался большим наклоном броневых листов, как лобового (55° к вертикали), так и бортовых (ЗО к вертикали). Даже крыша рубки имела небольшой угол наклона. Снарядостойкость верхнего лобового листа незначительно снижалась только щелью cмотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемета. Все пюки для посадки и высадки членов экипажа находились на крыше рубки. Особенностью конструкции САУ было то, что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами или сваркой, как у большинства германских самоходок.

В лобовом листе корпуса в массивной литой маске типа Saukopf устанавливалась пушка 8,8 cm РаК43/3 1>71 (либо РаК43/4 L/71) калибра 88 мм. Длина ствола орудия вместе с двухкаморным дульным тормозом составляла 6686 мм, масса 2200 кг. Угол горизонтального наведения пушки ±11°, угол возвышения +14°, склонения -3° В боекомплект пушки входили 57 унитарных выстрелов с бронебойными, бронебойно-подкалчберны-ми, осколочг и -фугасными и кумулятивными снаряда т. Начальная скорость бронебойного снаряда PzGr. 39/43 массой 10,16 кг (масса выстрела — 23,4 кг) составляла 1000 м/с. На дистанции 1000 м он пробивал 165-мм броню. Бронебойно-подкалиберный снаряд PzGr. 40/43 с вольфрамовым сердечником имел начальную скорость 1130 м/с и на той же дистанции пробивал 193-мм броню. Максимальная дальность выстрела — 9350 м, высота линии огня 1960 мм, скорострельность 6 — 8 выстрелов в минуту.

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой ко-пирного типа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза oiката (справа) и воздушно-жид-костного накатника (слева). Подъемный механизм пушки — винтовсго типа. В распоряжении наводчика имелся перископически и прицел Sfl ZF1a.

Вспомогательное вооружение «Ягд-пантеры» состояло из пулемета MG 34 размещенного справа от пушки в шаровой установке. Боекомплект пулемета — 1 200 патронов В распоряжении экипажа имелись два пистолета-пулемета МР-40 с боекомплектом 384 патрона.

На «Ягдпантере» устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель May-bach HL-230F30 мощностью 700 л с при 3000 об/мин Трансмиссия состояла из карданной передачи TDex дискового главного фрикциона cyxoi о трения «оробки передач АК 7-200, механизма поворота фирмы MAN, бортовых передач и дисковых тормозов Коробка передач — трехваль-ная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерен и простыми конусными синхронизатора" 1и для включения передач со 2-й по 7-ю Приводы управления— комбинировапные с гидро-сервоприводом следящего действия с механической обратной связью.

Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами диаметром 850 мм. Подвеска — индивидуальная торсионная. Передние и задние катки снабжались гидравлическими амортизаторами. Ведущие колеса располагались спереди а направляющие — сзади. Гусеницы стальные, мелко-звенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Зацепление — цевочное

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли машине массой 45,5 т развивать максимальную скорость по шоссе 46 км/ч, по пересеченной местности — 24 км/ч; запас хода соответственно 200 и 100 км при емкости топливных баков 700 л.

В процессе серийного производства в конструкцию машины вносились изменения, правда незначительные. В частности, менялись окантовка пушечной амбразуры, количество перископов и соответственно смотровых щелей у механика-водителя. Бинокулярный прицел заменили на монокулярный. С лета 1944 года пушка вместо ствола-моноблока получила составной ствол, что облегчало ее демонтаж. Тогда же на крыше рубки разместили три гнезда для крепления 2-т подъемного крана. В крыше рубки установили «устройство ближнего боя» (Nahverteidigungswaffe) — 90-мм мортир-ку NbK 39 для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами (в боекомплект их входило 16 штук). В сентябре 1944 года машины ,1ерестЕ.ли покрывать циммери-том. В октябре 1944 на «Ягдпантере» появилась новая маска пушки, крепившаяся к лобовой броне восемью болтами. Выхлопные трубы оснастили листовыми пламегасителями (Flammvernicnter). САУ поздних выпусков имели дополните.) юный вентилятор, размещенный в передней части крыши боевого отделения.

Помимо линейных самиходок было изготовлено также несколько машин в командирском варианте. Они оснащались дополнительными радиостанциями Fu 7 и Fu 8, а также имели прибор ночного видения.

Из «ягдпантер» формировали специальные тгжелые истребительно-противотанковые дивизионы РГК (schwere Panzer Jager Abteilung), находившиеся, как правило, в подчинении у командования полевых или танковых армий По штату батальон «ягдпантер» должен был состоять из 30 боевых машин, чего на практике никогда не соблюдалось К счастью как для нас, так и для наших союзников, немцы сумели выпустить слишком мало этих самоходок

Первые восемь машин получила 2-я рота 654-го тяжелого противотанкового дивизиона РГК. Их боевое крещение состоялось 30 июня 1944 гола в( Франции. Близ Ле Пежа в Нормандии эскадрон 6-й английской танковой бригады наскочил на три «ягдгангеры» 654-гс дивизионе. Бой был предельно коротким За две минуты «ягдпантеры» уничтожили 11 «черчиллей»!

Вскоре новыми боевыми машинам.1 перевооружили 519, 559, 560-й и 655-й тяжелые противотанковые дивизионы РГК, каждый из которых имел в своем составе одну роту укомплектованную «ягдпантерами». Следует отметить что в 1944 году на Восточном фронте «ягдпантеры» не применялись, но уже с февраля 1945-го в боях принимало участие пять дивизионов каждый из которых имел в своем составе роту, состоящую из 14 «ягдпантер». В контрнаступлении немецких войск в Арденнах принимало участие, по крайней мере, 56 «ягдпантер» в составе шести батальонов истребителей танков и около 12 в различных частях СС. Что касается последних, то больше всего «ягдпантер» получили 2-я танковая дивизия СС «Рейх», 9-я танковая дивизия СС «Хоенштауфен» и 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг». В составе последней воевало 42 «яя-"Ягдпантеры». Они принимали участие в контрнаступлении 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в Венгрии и в боях за Будапешт в январе 1945-го. В начале апреля в боях на подступах к Вене приняли участие и были подбиты последние 12 «ягдгпантер» этой дивизии.

На 1 марта 1945 года на фронте имелось еще 202 «ягдпантеры», но в течение месяца, в условиях фактического прекращения производства, их количество быстро сократилось. Из 56 машин этого типа 40 были технически неисправны, а из оставшихся к 10 апреля 11 находились в 616-м противотанковом дивизионе (Pz.Jg.Abt.616) на Восточном фронте и пять — в Pz.Jg А,Ы512 на Западном. К 28 апреля на Восточном фронте осталось 19 машин (из них боеготовых 11), на Западном — 27 (пять боеготовых).

После войны «ягдпантеры» некоторое время состояли на вооружении во французской армии, в частях, дислоцированных в Сатори и Бурже.

«Ягдпантера» — самая мощная немецкая противотанковая САУ Второй мировой войны (несмотря на ряд недостатков, свойственных силовой установке и ходовой чатги танка «Пантера»). Имея такое же вооружение, что и «Фердинанд», она была более компактной и маневренной. Ничего подобного западные союзники до конца войнь. не создали. Наша СУ-85 была слабее бронирована и уступала по мощи вооружения (начальная скорость бронебойного снаряда пушки Д-5С составляла 792 м/с) И толькс СУ-100. серийное производство которой началось в сентябре 1944 года (до конца войны было выпущено около I400 машин), имея меньшую боевую массу, превзошла «Ягдпантеру» как по мощи вооружения, так и по броневой защите

В настоящее время «ягдпантеры» сохраняются в музее Абердинского полигона в США в швейцарском танковом музее в Туне, в танковых музеях в Мюнстере (Германия) и Самюре (Франция), в Имперском военном музее (Imperial War Museum) в Лондоне и в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Мсцелист-конструктор» № Г2006

 

Пантера-охотник (истребитель танков Вермахта Jagdpanther)Пантера-охотник (истребитель танков Вермахта Jagdpanther)Пантера-охотник (истребитель танков Вермахта Jagdpanther)
в начало статьи

Смотрите также

  • Истребители танков Бундесвера
  • Разведчики боем (лёгкие танки PzKpfw.II Ausf.L)
  • Танки-истребители Вермахта (истребители танков Jagdpanzer)
  • Орудийное шасси (самоходное орудие Hummel)
  • Истребитель танков "Ягдтигр"
  • Штурмовые танки Вермахта (штурмовое орудие Brummbar)
  • Хетцер-истребитель танков
  • Победное противостояние (Т-34-76 против Pz.Kpfw VI "Тигр")
  • Штурмовое орудие "Фердинанд"
  • Её называли Артштурм (немецкое штурмовое орудие StuG III)
  • Некоролевский дебют Королевского Тигра (танк Pz.Kpfw VI Ausf.B)
  • Рабочая лошадь Панцерваффе (средний танк PzKpfw IV)
  • Чёрная кошка Вермахта (танк Pz.Kpfw. V Panther)
  • Третий-лишний (средний танк Вермахта Pz.Kpfw.III)
  • Штурмовое орудие StuG40

Случайные статьи

Летающий Ятаган (стратегический бомбардировщик Handley Page Victor)

стратегический бомбардировщик Handley Page Victor

Рубеж-перехвата-Москва (тяжёлый перехвватчик Пе-3)

Пе-3

Профессия-шпион (самолёт-разведчик Lockheed U-2)

Lockheed U-2

Некоролевский дебют Королевского Тигра (танк Pz.Kpfw VI Ausf.B)

танк Pz.Kpfw VI Ausf.B

Танк "Тип 98" армии Китая

Танк "Тип 98"

Самоходки на колёсах

Колесная САУ Дана

Апач стреляет из лука (всепогодный AH-64D Longbow)

AH-64D Longbow

Боевая машина пехоты БМП-2

Боевая машина пехоты БМП-2

Самолёты для пехоты (Штурмовики Ил-2 и Ил-10)

Штурмовики Ил-2 и Ил-10

Основной боевой танк Т-72

Основной боевой танк Т-72

Ястреб - состарившийся птенец (итальянский истребитель FIAT CR.42)

итальянский истребитель FIAT CR.42

Авианосцы типа Invincible

Авианосцы типа Invincible

Фридрих, сын Эмиля (Истребитель Messerschmitt Bf 109F)

Messerscmitt Bf 109F

Боевые Мустанги (истребители P-51 Mustang)

истребители P-51 Mustang

Тяжёлый БТР-Т

Тяжелый гусеничный бронетранспортёр БТР-Т на базе танка Т55
  • Статьи |
  • Бронетехника |
  • Пантера-охотник (истребитель танков Вермахта Jagdpanther)

Техноистория ©2013-2020

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика