Спустя десять лет после капитуляции гитлеровской Германии, в мае 1955 года НАТО объявила ФРГ своим полноправным членом. Немецкие специалисты, успевшие к тому времени внимательно проанализировать опыт Второй мировой войны, уже готовили требования к собственной системе вооружения, уделяя при этом большое внимание противотанковым средствам. Выданное в 1957 году задание на разработку семейства гусеничных бронемашин для пехоты включало в себя и самоходные противотанковые установки.
Предполагалось, что такая установка — самоходное истребительно-противотанковое орудие (ИПТО) должно быть средством борьбы пехоты с танками и бронемашинами в наступлении и обороне; служить при необходимости орудием непосредственной поддержки пехоты (штурмовым орудием); обеспечивать экипажу защиту от пуль, осколков и оружия массового поражения; иметь одинаковую скорость движения передним и задним ходом, а маневренность выше, чем у боевого танка. По замыслу ИПТО должно было заполнить нишу между РПГ и самоходным ПТРК. Тем более, что в условиях Центральной Европы обнаружение и поражение большинства бронецелей считались возможными на дальностях не более 1800—2000 м. Выбор калибра орудия был очевиден — благодаря американским танкам М47 и М48 90-мм пушка стала стандартной в странах НАТО.
В 1957 году испытали бельгийскую 90-мм пушку «Мекар» на шасси гусеничного БТР HS-30, но ее возможности по борьбе с танками признали недостаточными. Вскоре свои варианты ИПТО предложили ветераны немецкого танкостроения фирмы «Рейншталь-Ганомаг» и «Хен-шель-Верке», а также швейцарская фирма «Моваг». В 1960 году заказ на постройку прототипов получили «Рейншталь-Ганомаг», «Хеншель-Верке» и «Руршталь». Прототипы испытывались на новом полигоне близ г.Трир. Тщательно отбирались типы двигателя, трансмиссии, подвески. В 1962 году ИПТО прошли войсковые испытания, и в 1963-м, практически в одно время с основным боевым танком «Леопард», были приняты на вооружение под названием «Ягдпанцер» (Jagdpanzer — «танк-истребитель», сокращенное обозначение Jpz 4-5).
Уже в середине 1963 года заводы «Ганомаг» (г.Ганновер) и «Хеншель» (г.Кассель), выпускавшие танки «Леопард», изготовили первые 40 серийных «ягдпанцеров». Речь шла о заказе 800 ИПТО, объявлялось даже, что объем может быть доведен до 3000, но реальные цифры оказались скромнее — в 1963— 1967 годах «Ганомаг» и «Хеншель» выпустили по 385 самоходных орудий каждая.
Компоновка «Ягдпанцера» была выполнена с задним расположением моторнотрансмиссионного отделения (МТО), установкой вооружения в неподвижной рубке и совмещением отделения управления с боевым. Это обеспечило малую высоту машины при достаточно больших углах возвышения и склонения пушки. Механик-водитель располагался в рубке впереди слева, за ним — командир машины. Справа от пушки размещались наводчик и заряжающий. В крыше корпуса был выполнен люк механика-водителя, а командир и заряжающий имели низкопрофильные башенки с круглыми люками.
В лобовом листе рубки на цапфах монтировалась 90-мм нарезная пушка, изготавливавшаяся фирмой «Рейнметалл» в Дюссельдорфе. По выстрелам и внутренней баллистике она аналогична пушке М41 американского танка М48А2, состоявшего на вооружении бундесвера, но ствол ее несколько короче. Использовались выстрелы в основном иностранного производства. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 10,8 кг —930 м/с, бронебойного подкалиберного (5,6 кг) — 1250 м/с, кумулятивного (6,5 кг) — 850 м/с. Масса выстрела 16—20 кг. Эффективная дальность стрельбы по целям типа танк до 1500—1600 м, прицельная — до 2000 м. Бронепробиваемость до 330—350 мм позволяла «Ягдпанцеру» уверенно бороться с советскими танками Т-55 и Т-62. Ствол-моноблок снабжался эжектором и активным двухкамерным дульным тормозом, который вместе с противооткатными устройствами обеспечивал сравнительно небольшую длину отката. Пушка массой 3,25 т несколько смещалась вправо от продольной оси машины и прикрывалась литой бронемаской. Амбразура орудия герметизировалась гибким кожухом между маской и лобовым листом. Углы горизонтального наведения ±15°, вертикального от —8° до +15°, приводы наведения ручные. Основной спусковой механизм — электрический, аварийный — ручной. Работу заряжающего облегчал подающий механизм. Боевая скорострельность 9—12 выстр./мин. Для стрельбы наводчик использовал телескопический прицел, а также панорамный перископический прибор. Ночной прицел усилительного типа имел дальность действия до 80 м, для ее увеличения на маске пушки крепился 350-мм ИК-прожектор. Рабочее место командира оснащалось панорамным перископическим прицелом — стереоскопическим дальномером.
Справа от пушки в той же маске устанавливался спаренный 7,62-мм пулемет MG3 с темпом стрельбы 1000—1200 выстр./мин и ленточным питанием, такой же пулемет в качестве зенитного — на башенке заряжающего. Боекомплект пулеметов 4000 патронов. Кроме того, предусматривался отдельно возимый дополнительный боекомплект по 30 выстрелов и 3000 патронов на каждое ИПТО.
Корпус машины сваривался из листов катаной стальной брони под большими углами наклона, толщина лобовой брони — до 50 мм. Для постановки дымовой завесы на крыше МТО закреплены восемь дымовых 76-мм гранатометов, кроме того, имеется и термодымовая аппаратура.
Восьмицилиндровый V-образный многотопливный дизель «Даймлер-Бенц» МВ 833 без наддува развивал мощность 500 л.с. при 2200 об/мин. Размеры цилиндропоршневой группы те же, что у двигателя танка «Леопард». Емкость топливных баков — 470 л. В едином силовом блоке с двигателем смонтирована гидромеханическая трансмиссия «Рэнк» с гидродинамическим трансформатором и трехступенчатой коробкой передач. Удельная мощность более 20 л.с./т и автоматическая 1нансмиссия обеспечивали «Ягдпанцеру» необходимую приемистость, а механизм реверса — равную скорость переднего и заднего хода при практически том же времени разгона с места. Скорость заднего хода ограничивалась лишь обзором механика-водителя. Для обслуживания двигателя и трансмиссии предназначались люки в крыше и кормовом листе МТО.
Ходовая часть включала в себя пять опорных катков и три поддерживающих ролика. Подвеска — индивидуальная торсионная. Первый, второй, четвертый и пятый катки снабжались гидравлическими амортизаторами. Опорные катки, поддерживавшие ролики и направляющее колесо, сдвоенные, обрезинен-ные. Ведущее колесо — заднего расположения. Гусеница — с резинометаллическим шарниром и скелетообразными гребнями траков, зацепление — цевочное. Схема ходовой части напоминала американский танк М41, даже рисунок грунтозацепа трака на первых «ягдпанцерах» был похож на трак М41. Но затем стали использоваться другие траки с двумя рядами съемных ас-фальтоходных подушек. Обводы гусеничного хода несколько выступали спереди и сзади корпуса для повышения проходимости. Ходовая часть обеспечивала высокую плавность хода и быстрое гашение колебаний корпуса — важный параметр, поскольку ведение огня предусматривалось только с остановок.
«Ягдпанцер» оснащался радиостанцией с двумя штыревыми антеннами, установленными на крыше рубки у бортов, и ТПУ. Для обзора механик-водитель пользовался тремя перископическими смотровыми блоками, установленными перед его люком, и складными зеркалами заднего вида. Для действий ночью средний смотровой блок заменяется прибором ночного видения усилительного типа с дальностью действия до 60 м. Смотровые блоки размещены по периметру башенок командира и наводчика, что должно было облегчить наблюдение за полем боя и движение задним ходом. На лобовом листе установлены фары, по углам корпуса — габаритные фонари. Как и все бронемашины того периода, «Ягдпанцер» герметизирован, оснащен ФВУ и системой кондиционирования воздуха для защиты от оружия массового поражения. Съемный комплект приспособлений позволял преодолевать по дну водные преграды глубиной до 2,1 м.
В дополнение к самоходной разработали самодвижущуюся 90-мм пушку массой 5 т и высотой всего 1,4 м со скоростью самодвижения до 20 км/ч., но на вооружение она не поступала.
Аналогов у «Ягдпанцера» немного. Из советских послевоенных САУ по компоновке, характеристикам и назначению ему наиболее близка авиадесантная СУ-85 (1960 год). В Швеции в 1957 году поступила на вооружение 75-мм самоходная противотанковая пушка Pvkv 71 массой 23 т. Видимо, под впечатлением от «Ягдпанцера» швейцарская фирма «Моваг» построила в 1980 году опытный 26,5-т «безбашенный танк» «Тайфун» со 105-мм пушкой.
Создать, как планировалось, серию пехотных бронемашин на шасси «Ягдпанцера» не получилось, но оно послужило базой для семейства противотанковых установок. Закончив выполнение заказа на ИПТО, «Ганомаг» и «Хеншель» приступили к производству «ракетного истребителя танков», названного столь же просто «Ракетенягдпанцер» (Raketeniagdpanzer). В 1967—1968 годах каждая из фирм выпустила по 185 машин.
«Ракетенягдпанцер» вооружался французским ПТРК SS-11 с ручной системой управления и передачей команд по проводам. Минимальная дальность пуска ПТУР составляла 500 м, максимальная — 3000 м, бронепробиваемость кумулятивной боевой части — 600 мм. Малая скорость полета (140—190 м/с) снижала скорострельность до 1—2 пусков в минуту. Поэтому в рубке смонтировали две пусковые установки (ПУ), выдвигавшиеся через автоматически открывавшиеся люки в крыше и два выдвижных перископических прицела. Малозаметность приземистой машины и нахождение операторов за броней при пуске и наведении ПТУР должны были повысить вероятность поражения цели. Перезаряжание ПУ — ручное, масса ПТУР — около 30 кг. В правой стороне лобового листа в шаровой установке разместили 7,62-мм курсовой пулемет. Вскоре машины перевооружили ПТУР SS-11B1 с полуавтоматическим наведением — прицел дополнили ИК-следя-щим устройством (гониометром), вероятность попадания возросла, минимальная дальность пуска уменьшилась до 300 м.
Отметим, что немцы среди первых приняли на вооружение хорошо бронированный самоходный ПТРК. Из лучше бронированных его ровесников можно упомянуть лишь советский 35-тонный истребитель танков ИТ-1 (1968 год) с выдвижной ПУ ПТУР «Дракон» в башне.
Принятие на вооружение «Ягдпанцера» совпало с переходом бундесвера на технику собственного производства. «Ягдпан-церы» заменяли американские танки М41 и М47 в истребительно-противотанковых ротах (иптр) бригад и «тяжелых» ротах мотопехотных батальонов БТР. В результате к середине 60-х годов каждая мотопехотная бригада имела иптр с двенадцатью «ягдпанцерами» и пятью самоходными ПТРК на БТР HS-30, мотопехотный батальон — пять (позже восемь) «ягдпанцеров» и пять самоходных ПГРК с 1970 года «Ракетенягдпанцер». Для бундесвера было характерным сочетание на поле боя «артиллерийских» и «ракетных истребителей», что считалось наиболее эффективным для борьбы с танковыми частями. На учениях отрабатывалось тесное взаимодействие «ягдпанцеров» и «ракетенягдпанцеров» с мотопехотой и приданными ей танками в наступлении и обороне.
При создании в 1970 году егерских бригад в состав каждой из них вошел истребительно-противотанковый батальон с 48-ю ИПТО «Ягдпанцер» и восемью «ра-кетенягдпанцерами». Семнадцать «ягдпанцеров» вошли в горно-пехотную дивизию. В горных и егерских частях ИПТО становились средством непосредственной поддержки пехоты.
С принятием на вооружение БМП «Мар-дер» истребители танков вывели из состава мотопехотных батальонов. После реорганизации бунденсвера по программе «Бригада-80» во второй половине 70-х в иптр мотопехотной бригады оказалось 16 «ягдпанцеров» и восемь «ракетенягдпанцеров», танковой бригады — 13 «ракетенягдпанцеров».
В 1972 году поступил заказ на «ягдпанцеры» от министерства обороны Бельгии, и три года спустя начались поставки комплектующих для ИПТО германо-бельгийской модели. В Бельгии узлы для «ягдпанцеров» выпускала компания АСКО. Система управления огнем бельгийской фирмы «Сабка» включала лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель, датчики атмосферных условий, состояния ствола и зарядов. Для ускорения наведения орудия на выбранную командиром цель механик-водитель и наводчик получили указатели рассогласования направлений оси канала ствола и оптической оси перископического прибора командира. Введение автомата заряжания позволило сократить экипаж до трех человек. Устанавливались и бельгийские пулеметы FN MAG. Коробка передач и бортовые передачи позаимствовали у БМП «Мардер». На крыше МТО установили две пусковые трубы шведской фирмы «Лиран» для запуска осветительных ракет. Всего собрали 80 таких машин и ввели их по четыре в мотопехотные батальоны бельгийской армии.
После принятия в 1976 году на вооружение франко-германского ПТРК второго поколения «Хот» в ФРГ делались попытки заменить SS-11В1 на «Ракетенягдпанцер». В 1978 году испытали три варианта, включая башенную установку с четырьмя ПУ. Но характеристики нового ПТРК и изменившиеся условия применения боевых машин заставили пойти на более глубокую модернизацию, увязанную с общими планами перевооружения сухопутных войск.
В 1978—1983 годах на заводе концерна «Тиссен-Хеншель» 316 установок «Ракетенягдпанцер» переделали в самоходные ПТРК «Ягуар-1». Поскольку скорость ПТУР достигла 260— 280 м/с, а полуавтоматическая система наведения повысила скорострельность и вероятность попадания, с левой стороны рубки поставили только одну подъемную ПУ и снабдили ее автоматом заряжания с барабанным магазином на 8 ПТУР. Масса ПУ с системой перезаряжания — около 1 т. Пуск из транспортно-пускового контейнера (ТПК) отличался малыми шумом и ды-мообразованием, пустой ТПК автоматически отбрасывался назад — в сторону. Дальность пуска ПТУР — от 75 до 4000 м, бронепробиваемость — 750 мм, время полета на максимальную дальность — 10 с. Масса ПТУР в ТПК — 32 кг. На крыше смонтированы два перископических прицела-прибора наведения с кратностью увеличения от 4-х до 12-и, выдвигаемые над крышей на высоту до 0,8 м. Возможен переход на ручное наведение.
Стремясь усилить защиту экипажа, на лоб и борта рубки на болтах установили дополнительные бронелисты, а борта машины и ходовую часть прикрыли армированными проволокой резиновыми проти-вокумулятивными экранами, заменили ФВУ. Механик-водитель получил новый бесподсветочный прибор ночного видения.
Повышение скорострельности и значительное уменьшение минимальной дальности стрельбы ПТРК, а также насыщение войск танками «Леопард» и оснащение БМП «Мардер» легким ПТРК «Милан», казалось, делали ИПТО излишним. Да и 90-мм пушка уже не могла успешно бороться с основными боевыми танками второго поколения, а от мысли перевооружить «Ягдпан-цер» 105-мм танковой пушкой пришлось отказаться. После принятия на вооружение в 1977 году танка «Леопард-2» ИПТС сняли с вооружения. Но не в немецких традициях отказываться от работоспособных и хорошо зарекомендовавших себя шасси — их решили использовать для установки принятого на вооружение бундесвера американского ПТРК «Тоу».
В 1983—1985 годах 162 «ягдпанцера» переделали в самоходный ПТРК «Ягуар-2» (поставлялись в войска до 1986 года). В средней части рубки смонтировали ПУ, выдвигавшуюся вверх гидравлическим механизмом через круглый люк в крыше, для чего пришлось демонтировать правую башенку. ПУ включала пластиковую пусковую трубу, прицел и аппаратуру управления. Углы наведения по горизонтали ±30°. Поскольку оператору приходилось подниматься вместе с ПУ, створки крышки люка служили ему защитой. Дальность пуска ПТУР BGM-71A — от 65 до 3000 м, BGM-71 С —до 3750 м, скорость полета около 200—210 м/с, время полета на максимальную дальность 15—16 с, наведение — полуавтоматическое по проводам, бронепробиваемость 500—600 мм. Пуск также малошумный и малодымный. Перезаряжание ПУ ручное. Масса ПТУР в ТПК 24,5 кг. Теп-ловизионный ночной прицел AN/TAS-4 обеспечивал дальность обнаружения танка до 3000 м, опознавания — 2000 м.
Амбразуру в лобовом листе рубки заварили, дополнительное бронирование выполнили как на «Ягуаре-1», причем защищенность любой части оказалась несколько выше из-за отсутствия выреза под пулемет. Дымовые гранатометы перенесли на лоб рубки.
«Ягуар-1» поставлялись в мотопехотные бригады, а «Ягуар-2», имевшие преимущества в ночных боях, в танковые. В танковой школе в Мюнстере сформировали учебную иптр, оснащенную «ягуарами» обеих моделей. В ходе очередной реорганизации в мотопехотных и танковых бригадах остались истребительно-противотанковые роты типового состава — четыре взвода по три «ягуара». Теперь эти роты могли вступать в бой с танками на дальности до 4000 м.
Принятая в конце 80-х годов программа модернизации бронетанковой техники бундесвера включала планы и модернизации «ягуаров» введением новых ПТУР и ночных прицелов. В 1987 году в боекомплект «Ягуара-1» вошла ПТУР «Хот-2» с повышенной до 900 мм бронепробиваемос-тью за счет увеличения диаметра боевой части с 136 до 150 мм и нового заряда. Могла устанавливаться и многоцелевая кумулятивно-осколочная боевая часть. Фирмы «Мессершмитт-Бельков-Блом» и «Элтро» разработали тепловизионный ночной прицел. Одновременно «Ягуар-2» получил тепловизионный прицел AN/TAS-5, а в боекомплект ввели ПТУР BGM-71E (ПТРК «Тоу-2А») с тандемной боевой частью бронепробиваемостью до 700 мм.
Но идея самоходного ИПТО не была забыта. В середине тех же 80-х годов появилось предложение построить на шасси снимаемых с вооружения танков «Леопард-1» до 1700 истребителей танков с экипажем из трех человек, 120-мм пушкой, аналогичной пушке «Леопарда-2», с казематной («амбразурной») или вынесенной установкой, эффективной дальностью стрельбы до 2000 м, выстрелами с подкапиберным бронебойным снарядом с отделяемым поддоном и с кумулятивным снарядом. Высокую защищенность должны были обеспечить большие углы наклона бронелистов, усиленная защита крыши и противокумулятив-ные экраны; самооборону от пехоты, низколетящих самолетов и вертолетов противника — дистанционно управляемый пулемет. Предполагалось установить ночной прицел и лазерный дальномер. Проект был прямым развитием «Ягдпанцера», хотя масса машины достигла бы 40—50 т. Ее предполагали дополнить самоходным ПТРК средней или большой дальности — развитием «Ракетенягдпанцера», способным вести огонь и по вертолетам.
Поставки нового истребителя танков в войска планировались с 1994 года, но были отложены сначала в связи с выпуском дополнительной партии «Леопарда-2», а затем — с проблемами реорганизации бундесвера объединенной Германии при сокращении военного бюджета. Тем не менее, артиллерийская установка с «оружием кинетической энергии» и высокой скорострельностью и сейчас считается одним из наиболее перспективных сухопутных противотанковых средств. Определенная универсальность, свойственная артиллерийской установке, по сравнению с ракетной, делает ее еще более привлекательной в эпоху «малых» противопартизанских войн и локальных конфликтов.
Истребитель танков «Каноненягдпаицер»: I - пушка; 2 — ИК-нрожектор; 3 — зеркало заднего вида; 4 - пулемет зенитный; 5 — гранатометы дымовые; 6 — колесо ведущее; 7 — каток опорный; 8 — колесо направляющее; 9 — эжектор; 10 люк командира; 11- - люк механика-водителя.
Самоходная пусковая установка «Ягуар-1»: I — броня накладная; 2 — визир оптический; 3 — гранатометы дымовые; 4 — колесо ведущее; 5 — каток опорный; 6 — экран бортовой; 7 — колесо направляющее; 8 — пулемет курсовой; 9 — пулемет зенитный; 10— люк командира; 11 — установка ПТУР «Хот».
Компоновка самоходной пусковой установки «Ягуар-1»: 1 — пулемет курсовой; 2 — сиденье заряжающего; 3 — визир оптический; 4 — пулемет зенитный; 5 — сиденье командира; 6 — боекомплект ПТУР; 7 — установка пусковая; 8 — сиденье механика-водителя; 9 — педаль тормоза; 10 - педаль подачи топлива; 11 — штурвал; 12 — сиденье наводчика.
ТТХ самоходных установок семейства Jaguar |
||||
|
«Jagdpanzer» (Jpz 4-5) |
«Raketen Jagdpanzer» |
«Jagnar-1» |
«Jagnar-2» |
Масса, т |
25,7 |
24,5 |
28 |
26 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
4 |
4 |
Высота, м |
2,085 |
2,6 |
2,54 |
__ |
Высота по крышке корпуса, м |
1,98 |
1,98 |
1,98 |
1,98 |
Длина с пушкой, м |
8,75 |
- |
- |
— |
Длина по корпусу, м |
6,24 |
6,24 |
6,61 |
6,61 |
Ширина, м |
2,98 |
2,98 |
— |
— |
Клиренс, м |
0,44 |
0,44 |
0,44 |
0,44 |
Основное вооружение |
90-мм пушка «Рейнмсталл» |
ПТРК SS-11/11B1 |
ПТРК «Хот» (НОТ) |
ПТРК «Тоу» (TOW) |
Пулеметы (калибр в мм х количество) |
7,62x2 |
7,62x1 |
7,62x2 |
— |
Боекомплект Толщина брони (мм): |
51 выстрел, 4000 патронов |
14ПТУР |
20 ПТУР, 3200 патронов |
15 ПТУР |
лоб |
50- 30 |
30 |
_ |
_ |
борт |
10 |
10 |
|
— |
корма Двигатель: |
10 |
10 |
10 |
10 |
марка |
МВ837 «Даймлер- |
МВ837 «Даймлер- |
МВ837 «Даймлер- |
МВ837 «Даймлер- |
|
Бенц» |
Бенц» |
Бенц» |
Бенц» |
тип (число цилиндров), охлаждение |
Д (8), Ж |
Д(8),Ж |
Д(8),Ж |
Д (8), Ж |
мощность, л.с. |
500 |
500 |
500 |
500 |
Трансмиссия |
гидромехан. |
гидромехан. |
гидромехан. |
гидромехан. |
Тип гусеницы |
сРМШ |
сРМШ |
сРМШ |
сРМШ |
Ширина трака, мм |
450 |
450 |
450 |
450 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,75 |
0,7 |
0,8 |
0,75 |
Максимальная скорость, км/ч |
70 |
70 |
70 |
70 |
Запас хода, км Преодолеваемые препятствия: |
400 |
400 |
400 |
400 |
ширина рва, м |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
высота сгснки, м |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
угол подъема, град. |
27 |
27 |
27 |
27 |
угол крена, град. |
17 |
17 |
17 |
17 |
глубина брода без подготовки, м |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
С.ФЕДОСЕЕВ,
инженер
Моделист-Конструктор №07'2000