С момента появления танков как рода оружия на их конструкцию особый отпечаток накладывал «поединок брони и снаряда». К концу Второй мировой войны, казалось, наступило некоторое равновесие. Одним из оригинальных критериев при разработке новых боевых машин стало требование: чтобы броня танка не пробивалась бронебойными снарядами его собственной пушки В рамках такого подхода и были созданы все послевоенные танки так называемого первого поколения.
Однако уже в начале 1950-х годов возникли серьезные сомнения в правильности такого подхода. Связаны они были с появлением противотанковых управляемых ракет— ПТУРов. Именно в этот период были созданы наиболее массовые ПТУРы первого поколения — швейцарские «Кобра» и французские SS-10 и SS-11. Они выполнялись в носимом варианте, а также устанавливались на автомобилях, легких бронированных машинах и вертолетах И хотя их система управления по проводам была, по современным меркам, весьма несовершенной, тем не менее позволяла поражать любой самый защищенный танк на дальности 2—2.5 км — дистанции совершенно запредельной для бронебойных и кумулятивных снарядов танковых и противотанковых пушек. Именно поэтому военные трех европейских стран — ФРГ, Франции и Италии — пришли к выводу, что в таких условиях танку значительно важнее иметь не столько мощную броневую защиту, сколько сильное вооружение, высокие динамические характеристики, а также как можно меньшие габаритные размеры. Причем хорошей маневренности и малой замет-ности придавалось особое значение, поскольку именно эти два параметра были едва ли не единственными, которые давали возможность уберечься от попадания ПТУРов.
Надо сказать, что состоявшие в середине 1950-х годов на вооружении этих стран американские танки М47 и М48 ни тем ни другим не отличались. На повестку дня встал вопрос создания нового, «европейского» танка.
Технические требования для разработки единого танка НАТО были опубликованы в ФРГ 25 июля 1956 года. В соответствии с ними масса машины должна была составлять 30 т, удельная мощность 30 л.с./т, запас хода — 350 км, ширина машины — не более 3150 мм, а вооружение состоять из 90-мм пушки. Броня должна была защищать от 20-мм снарядов на всех дистанциях. Предусматривалась установка многотопливного двигателя, наличие системы защиты от оружия массового поражения и применение торсионной или гидропневматической подвески.
Очень скоро выяснилось, что разработать единые техтребования куда проще, чем вести реальное проектирование танка по единой программе. Поэтому уже в 1957 году
ФРГ и Франция приняли решение о параллельной разработке двух образцов танков. В 1963 году, еще до окончания сравнительных испытаний немецкого и французского прототипов, ФРГ окончательно отказалась от сотрудничества с Францией В июне 1963 года немецкий танк под названием «Леопард 1» был принят на вооружение бундесвера. Генеральным подрядчиком по выпуску новой боевой машины стала мюнхенская фирма Krauss-Maffei AG. Кроме того, серийное производство осуществлялось и на заводе фирмы Кгирр-МаК в Киле. На этих двух предприятиях в период с 1965-го по 1974 год было изготовлено 4024 танка
Базовая модификация выпускалась с 1965-го по 1970 год четырьмя промышленными сериями, имевшими незначительные отличия друг от друга. Особенностями танка являлись сочетание литой башни и сварного грибообразного (в поперечном сечении) корпуса, а также отсутствие вращающейся командирской башенки. Вместо нее был установлен панорамный прицел и смотровые приборы по периметру командирского люка. Верхний лобовой лист корпуса имел наклон 60° при толщине брони 70 мм. Относительно низкий силуэт (высота по крыше башни 2400 мм) затруднял обнаружение танка и повышал его сопротивляемость ударной волне ядерного взрыва. Рабочее место механика-водителя находилось в носовой части корпуса справа от оси танка. Слева от него размещалась большая часть боекомплекта — 42 выстрела.
Следует отметить, что окончательному выбору орудия для «Леопарда» предшествовала длительная дискуссия. Причем калибр орудия колебался от 90 до 120 мм. В конце концов остановились на 105-мм нарезной английской пушке L7A1, которая в то время уже устанавливалась на английском танке «Центурион» и американском М60. Так что такой выбор вполне отвечал требованию командования НАТО о стандартизации вооружения стран-участниц блока. Масса унитарного 105-мм выстрела позволяла заряжающему работать в темпе, близком к темпу заряжания 90-мм пушки, при значительно более высоком поражающем действии 105-мм снаряда по сравнению с 90-мм. Пушка была снабжена симметричными противооткатными устройствами и электрогидравлическими приводами наведения. Эжектор, эксцентрично установленный на стволе орудия в зоне высокого давления пороховых газов, не уменьшал угол снижения пушки. Ствол имел бысгроразъемное соединение трубы с казенной частью. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет MG3. На крыше башни устанавливался зенитный пулемет аналогичного калибра, причем для этого могла использоваться как турель на люке командира, так и турель на люке заряжающего. В кормовой части башни, по бортам, были смонтированы по четыре дымовых гранатомета. Боекомплект танка состоял из 60 артвыстрелов и 5500 патронов к пулеметам.
На «Леопарде» устанавливался 10-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения MTU MB 838 Са-М500 мощностью 830 л.с. (610 кВт) при 2200 об/мин. Рабочий объем двигателя составлял 37 330 см3. В одном блоке с ним устанавливалась двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ZF4HP-250, состоявшая из однореакторной комплексной гидропередачи с блокировочным фрикционом, автоматической планетарной коробки передач (4+2) и механизма поворота дифференциального типа. Общая масса блока двигатель-транс-миссия — 4600 кг Блок крепился к корпусу танка с помощью четырех болтов. С помощью кран-балки он мог быть заменен силами экипажа танка примерно за 20 минут. Расход топлива составлял 165 л на 100 км. Мотор мог работать на дизельном топливе, авиационном керосине или бензине с октановым числом 92.
Двигатель позволял 39,6-тонной боевой машине (уложиться в отведенные техзада-нием 30 и даже в 35 т так и не удалось) развивать максимальную скорость 62 км/ч, преодолевать угол подъема в 31°, ров шириной 3 м, стенку высотой 0,95 м и брод глубиной в 2,2 м.
Ходовая часть «Леопарда» включала в себя семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, четыре одинарных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и направляющее колесо, взаимозаменяемое с опорными катками. Подвеска — индивидуальная торсионная с телескопическими гидроамортизаторами на 1-, 2-, 3-, 6- и 7-м узлах подвески. Гусеница марки D 139А2 цевочного зацепления, имела резино-металли-ческие шарниры параллельного типа и съемные резиновые подушки.
Экипаж танка состоял из четырех человек. В башне размещались три члена экипажа: командир и наводчик справа от пушки, заряжающий — слева.
Для ведения огня из пушки использовались оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А, совмещенный с бинокулярным прицелом наводчика, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел TZE 1А и панорамный перископический монокулярный прицел командира с ночным под-светочным каналом. Оптические головки прицелов были снабжены шторками, которые автоматически закрывались за 0,25 с до выстрела, исключая таким образом ослепление наводчика и командира от вспышки выстрела, что особенно важно при стрельбе ночью. Система управления огнем включала в себя электронный баллистический вычислитель.
Кроме того, «Леопард» оснащался фильтровентиляционной установкой, системой кондиционирования воздуха, навигационной аппаратурой, автоматической системой пожаротушения и обогревателем для экипажа. Средства связи состояли из УКВ-ра-диостанции SEM 70 и внутреннего переговорного устройства.
С 1967 года машина выпускалась в модернизированном варианте «Леопард 1А1», а все ранее выпущенные танки были доведены до его уровня. В ходе модернизации были установлены двухплоскостной стабилизатор американской фирмы Cadillac-Gage, теплоизоляционный чехол ствола пушки, резинометаллические бортовые экраны, гусеницы D 640А со съемными резиновыми подушками и система автоматического глушения двигателя. Кроме того, машина стала оснащаться оборудованием подводного вождения, позволявшим преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 м. Боевая масса танка возросла до 41,5 т.
«Леопарды» пятой серии, выпущенной в 1973 году, получили обозначение А2. На 232 танках этой модификации было усилено бронирование башни; установлены бес-подсветочные приборы ночного видения механика-водителя и командира; более эффективный воздухоочиститель двигателя; усовершенствована ФВУ.
На последних же 110 танках пятой серии, покинувших заводские цехи в 1973—1974 годах, были установлены сварная башня с разнесенным бронированием и новая клиновидная маска пушки, что позволило повысить защищенность «Леопарда» в лобовой проекции до уровня защищенности американского танка М60А1. Необходимость в таком усилении броневой защиты выявилась в ходе изучения в ФРГ опыта арабо-израиль-ской войны 1973 года. Именно тогда немецкие танкостроители поняли, что изрядно поторопились, «похоронив» броневую защиту.
Как выяснилось, у танков по-прежнему главным противником оставались танки, и защищенность боевых машин в этих условиях оказалась не менее важной, чем вооружение и подвижность. Вместе с тем, массированное и успешное применение египтянами ПТУРов во время танковых боев на Синайском полуострове заставило более активно искать средства защиты от них. На боевых машинах стали устаналиваться экраны, динамическая защита, активно применяться многослойное и разнесенное бронирование.
Танки модификации «Леопард 1А4», составившие шестую серийную партию, получили объединенную СУО, в которую вошли командирский комбинированный дневной/ ночной панорамный перископический прицел PERI-R12 со стабилизированной линией прицеливания, оптический стереоскопический прицел-дальномер EMES-12A1 (без лазерной части) и электронный баллистический вычислитель FLER-H. Для бундесвера было изготовлено 250 боевых машин этой модификации. На этом выпуск танков «Леопард» для немецкой армии завершился. Наступила пора модернизаций.
Первой и самой глобальной стала модернизация, связанная с усилением бронеза-щиты танков «Леопард 1А1». На всех 1845 машинах этой версии была установлена дополнительная броневая защита башни фирмы Blohm und Voss. Экраны толщиной 20—30 мм устанавливались на бонках на некотором расстоянии от башни. В результате удалось получить разнесенное бронирование, примерно эквивалентное примененному в башнях танков модификаций A3 и А4. Боевая масса танка, получившего индекс «Леопард 1А1А1», составила 42,4 т.
Все последующие модернизации «леопардов» разных модификаций не носили столь существенного характера. Боевые машины оснащались тепловизионной системой наблюдения и прицеливания PZB 200 и новой радиостанцией SEM 80/90. В 1986 году была разработана модификация «Леопард 1А5», в которую до 1992 года переделали 1225 танков первых пяти серий, с целью продления их срока службы до начала XXI века. Эти машины оснастили СУО EMES-18 и прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и теп-ловизионным каналом, поставили усовершенствованный стабилизатор пушки.
Что касается боевой службы, то первые серийные «леопарды» поступили в 1966 году в батальоны 1-го армейского корпуса бундесвера. Всего же с 1966-го по 1974 год армии ФРГ было передано 2437 боевых машин этого типа.
С конца 60-х годов «Леопард» фактически стал и стандартным танком НАТО. В декабре 1967 года 334 танка заказали вооруженные силы Бельгии. В 1991—1996 годах 132 из них были модернизированы до уровня «Леопарда 1А5». В 1968—1970 годах 78 танков было поставлено в Норвегию. Впоследствии эта страна получила еще 92 «Леопарда». В последнее время часть танков также модернизирована до стандарта А5. На вооружение сухопутных войск Нидерландов в 1969—1971 годах поступило 468 танков «Леопард 1NL». Часть из них была выпущена по немецкой лицензии голландской фирмой DAF. В середине 80-х годов эти танки были модернизированы: установлена СУО Honeywell/Zeiss 12АЗ AFSL-2, прицел Zeiss EMES-12 с встроенным лазерным дальномером и накладная броня башни. Машина получила обозначение «Леопард 1V».
А 1970—1985 годах в итальянскую армию поступили 920 танков «Леопард». Из них 200 единиц изготовила фирма Krauss-Maffei AG, а 720 — итальянская фирма OTO-Melara. В начале 90-х годов 120 танков были модернизированы до стандарта А5. В 1976—1978 годах 120 машин «Леопард 1 A3» поставили в Данию; позже к ним присоединились 110 танков «Леопард 1А4». С августа 1993 года осуществляется программа модернизации этих танков.
Греция заказала 108 танков модификации A3 весной 1981 года. В рамках программы военной помощи греки получили еще 75 машин варианта А5 в конце 1988 года, а в середине 90-х годов еще 150 танков «Леопард 1V» из Голландии.
В 1976—1978 годах 103 танка «Леопард 1АЗ» получила Австралия. Они были оснащены бельгийской СУО SABCA и системами, обеспечивающими эксплуатацию танка в южных районах. Этими машинами вооружен 1-й танковый полк, дислоцированный в провинции Виктория.
Канадская армия приняла на вооружение 114 танков «Леопард 1АЗ» (канадское обозначение «Леопард 1С»), Канадские танки отличались от немецких системой управления огнем, светотехническим оборудованием, радиооборудованием и пулеметами. 77 танков находились на вооружении 4-й механизированной бригады, размещенной на территории Германии.
По программе военной помощи 77 «леопардов 1АЗ» в 1982—1983 годах получила Турция. В конце 80-х годов туркам было передано 250 танков «Леопард 1А4», а в начале 90-х — до 80 «леопардов 1А5».
Действовавшие в ФРГ в 60—80-е годы законы ограничивали экспорт боевой техники только странами блока НАТО, причем без права перепродажи. Единственная поставка за пределы блока была осуществлена в Австралию. В 90-е годы, в связи со снятием «Леопарда 1» с вооружения многих стран НАТО, участились его поставки третьим странам.
По состоянию на 1 января 2000 года танки «Леопард 1» различных модификаций находились на вооружении Греции и Нидерландов, а также в Австралии (71 единица), Бельгии (155), Бразилии (87), Германии (1315), Дании (220), Италии (868), Канады (114), Норвегии (170), Турции (397) и Чили (67).
«Леопарды» никогда не принимали участия в боевых действиях. В составе датского контингента использовались лишь в миротворческой операции в Боснии.
На основе базового шасси было создано несколько боевых и вспомогательных машин. В том числе БРЭМ BPz-2 Standart и BPz-2A2, саперные танки Pionierpanzer 1 и Dachs, мостоукладчик Biber, ЗСУ Gepard.
Из зарубежных танков второго поколения «Леопард 1» обладал наилучшими характеристиками благодаря низкому силуэту и неплохому для 60-х годов уровню подвижности. В ходе разработки этого танка в ФРГ была воссоздана научно-исследовательская, конструкторская, а затем и производственная базы танкостроения. Проведенная в 70-е годы модернизация несколько повысила уровень защищенности танка, однако он не смог соответствовать возросшим требованиям конца 70-х годов и в результате был заменен новым танком третьего поколения «Леопард 2».
М. Барятинский,
Моделист-Конструктор № 1'2004