Основным недостатком танков Т-72 всех модификаций, по сравнению с другими машинами советского и зарубежного производства тех лет, было отсутствие автоматизированной системы управления огнём (СУО). В связи с этим было принято решение провести глубокую модернизацию «семьдесятдвойки». Эта работа проходила в рамках темы «Совершенствование Т-72Б», заданной постановлением Совмина СССР от 19 июня 1986 года. Первоначально проектирование проходило под руководством В.Н. Бенедиктова, а после ухода его в 1987 году на пенсию - под руководством нового главного конструктора В.И. Поткина.
При разработке новой машины, получившей обозначение «объект 188», основной упор сделали на повышение боевой эффективности с целью довести её до уровня танка Т-80У. У последнего заимствовали комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш», который после доработки для взаимодействия с автоматом заряжания нижнетагильской конструкции получил обозначение 1А45Т. В январе 1989 года четыре опытных образца «объекта 188» были представлены на государственные испытания, в ходе которых машину полтора года обкатывали в Московской, Кемеровской и Джам-бульской (Казахстан) областях, а также на полигоне «Уралвагонзавода» (УВЗ). Танк испытывался на предельных режимах, прошёл 14 тыс. км (то есть полный цикл до капремонта) практически без поломок и отказов. С июня по сентябрь 1990 года ещё два образца машины прошли окончательные испытания, в завершение которых один из них расстреляли на полигоне. 27 марта 1991 года совместным решением министерств обороны и оборонной промышленности танк рекомендовали к принятию на вооружение под обозначением Т-72БУ. Он так и значился в документах - «танк Т-72Б усовершенствованный». Однако принять его на вооружение Советской Армии не успели: перестали существовать и СССР, и Советская Армия. Тем временем, учитывая опыт операции «Буря в пустыне», в УКБТМ решили повысить защищённость танка за счёт установки комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора». В итоге вновь начались испытания. Тем не менее, 30 сентября 1992 года заводские цеха покинул первый «объект 188» установочной партии, а 5 октября 1992 года постановлением правительства Российской Федерации танк приняли на вооружение Российской Армии под обозначением Т-90. Спустя месяц началось его серийное производство.
Корпус Т-90 идентичен Т-72Б. Он сварной, со штампованным днищем. Верхняя лобовая деталь - многослойная, со встроенной динамической защитой. Башня - литая, в лобовой части на курсовых углах до 35° влево и вправо от продольной оси танка имеет комбинированную броню.
Кроме этого, в лобовой части башни смонтированы семь блоков динамической защиты и один контейнер КДЗ, ещё 20 таких же блоков установлено на крыше башни. Прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты устанавливаются и на бортовые резинотканевые экраны.
Встроенная динамическая защита «Контакт 5», разработанная в московском НИИ Стали, обеспечивает значительное повышение противоснарядной стойкости танка. Она прикрывает более 50% наружной поверхности лобовых деталей, бортов, крыши корпуса и башни и обеспечивает снижение бронепробиваемости кумулятивных боеприпасов на 50 - 60%, а бронебойно-подкалиберных снарядов - на 20%.
С целью противорадиационной защиты членов экипажа корпус и башня машины в районах их рабочих мест прикрыты подбоем из водородосодержа-щего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.
Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, адаптированная для работы с автоматом заряжания АЗ-185 и приспособленная под механизм выбрасывания стреляных поддонов. На Т-90 имеется встроенное устройство выверки пушки как сf новным, так и с тепловизионным приц' ом. С пушкой спарен 7,62-мм пу-лем« ПКТМ. На командирской башенке смонтирована защитно-пулемётная установка (ЗПУ) с дистанционным электромеханическим управлением. В ней применён 12,7-мм пулемёт НСВТ-12,7 или 6П49 «Корд». Боекомплект Т-90 состоит из 42 артвыстрелов, 2000 патронов к спаренному и 300 патронов к зенитному пулемётам.
Установленный на Т-90 комплекс управления огнём 1А45Т «Иртыш» обеспечивает наводчику ведение эффективного прицельного огня днём и ночью с места и в движении из пушки и спаренного пулемёта, а совместно с аппаратурой комплекса управляемого вооружения - стрельбу управляемыми пакетами. В состав комплекса 1А45Т входят: автоматизированная система управления огнём 1А42; ночной прицельный комплекс Т01-К01 с прицелом «Буран ПА» или тепловизионный комплекс Т01-П02Т «Агава-1»; командирский прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С. В свою очередь, автоматизированная СУО 1А42 включает в себя стабилизатор вооружения 2Э42-4 «Жасмин» и информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс 1А43, состоящий из лазерного прицела-дальномера, прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1, блока переключателей и комплекта автоматических датчиков условий стрельбы (крена оси цапф пушки, ветра, скорости танка и курсового угла относительно цели). Прицельный комплекс автоматически учитывает и вводит поправки на изменение дальности до цели, углы прицеливания и боковые упреждения, на боковую составляющую скорости ветра, угол крена оси цапф пушки, температуры заряда и воздуха, износ канала ствола и тип снаряда.
Следует отметить, что из-за проблем с производством «Агавы» на серийных танках Т-90 установлены прицелы «Буран», «Агавой» же были оснащены только две опытные машины.
Прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С обеспечивает командиру машины наблюдение за местностью, поиск и обнаружение цели, целеуказание и корректировку огня, ведение эффективного прицельного огня из пушки и спаренного пулемёта в режиме «дубль», ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям. В состав ПНК-4С входит прибор ТКН-4С «Агат-С» со стабилизатором поля зрения по вертикали, датчик положения пушки и система управления ЗПУ.
На Т-90 установили комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс», аналогичный применяемому на Т-80У. КУВ «Рефлекс» имеет полуавтоматическую систему управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс 9К119 обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростями до 70 км/ч целям на дальностях 100 - 5000 м при скорости танка до 30 км/ч. Это выгодно отличает его от КУВ 9К120, установленного на Т-72Б, допускающего стрельбу ракетами только с места и с коротких остановок. Кроме того, 9К119 допускает стрельбу и с использованием тепловизора.
Выстрел ЗУБК20 комплекса «Рефлекс» состоит из управляемой ракеты 9М119М и метательного устройства. Ракета 9М119М состоит из отсека управления, маршевого двигателя, боевой части, хвостового отсека и поддона. Рули раскрываются автоматически после вылета ракеты из ствола пушки.
Комплекс ТШУ-1-7 «Штора-1» в 3 - 4 раза снижает вероятность прицельного попадания в танк ПТУР с полуавтоматической системой наведения, а также создаёт помехи системам управления оружием противника с лазерным целеуказанием и лазерным дальномером. Комплекс состоит из станции оптико-электронного подавления (СОЭП), системы постановки завес (СПЗ) и системы управления. СОЭП состоит из двух осветителей ОТШУ-1-7, установленных в передней части башни и излучающих закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. СПЗ регистрирует облучение танка лазером противника, определяет направление на источник облучения, выбирает один из двенадцати гранатомётов, установленных на башне для постановки аэрозольных завес, выдаёт электрический сигнал, пропорциональный углу, на который необходимо довернуть башню с гранатомётами, и вырабатывает команду на отстрел фанаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 55 м от танка. Таким образом обеспечивается защита от противотанковых боеприпасов противника с лазерным наведением.
В СПЗ применены пусковые установки системы 902В «Туча», из которых возможен отстрел не только аэрозоле-образующих гранат ЗД17, но и дымовых гранат ЗД6.
Т-90, как и Т-72Б, оборудован системами защиты от напалма «Сода», ППО ЭЭЦ13-1 «Иней», встроенным оборудованием самоокапывания и т.д. Система ППО 2-кратного действия включает в себя четыре баллона с огнегасящей смесью «хладон» 114В2 и 13В1. В МТО танка установлены 10 оптических и 5 термодатчиков.
Танк оснащён 12-цилиндровым многотопливным V-образным дизелем жидкостного охлаждения В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об/мин. На выпускных коллекторах двигателя установлены сильфоны, смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшает температурный режим работы коллектора. Ёмкость внутренних топливных баков - 705 л.
Силовая передача и ходовая часть остались почти неизменными по сравнению с Т-72Б. Опорные катки Т-90 на 10 мм шире, чем у его предшественника. Движение танка ночью осуществляется с помощью ночного прибора механика-водителя ТВН-5.
На танке установлены УКВ-радио-станции Р-163-50У и Р-163-УП. Диалог между членами экипажа и десантом обеспечивает аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174.
На основании поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 года в КБ «Уралвагонзавода» приступили к проектированию командирского варианта Т-90, получившего в опытной разработке наименование «объект 188К».
Этот танк оснастили дополнительной радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28. После завершения испытаний на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 года «объект 188К» приняли на вооружение Российской Армии под обозначением Т-90К.
Первые серийные Т-90 поступили в различные учебные центры. Первый же танковый полк (94 машины) был вооружён ими в 21-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии (Сибирский военный округ). В середине 1990-х годов Т-90 получила и 5-я гвардейская Донская танковая дивизия, дислоцированная в Бурятии. В 1996 году Российская Армия официально остановила свой выбор на Т-90 как на перспективном танке для оснащения танковых войск. При этом, правда, количество выпущенных Т-90 было невелико: к середине 1998 года в войсках их насчитывалось около 120 единиц. Что касается производства, то к тому времени для Российской Армии оно полностью прекратилось.
Практически одновременно с созданием танка Т-90 в УКБТМ велась разработка его экспортного варианта - Т-90С. В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 24 декабря 1992 года была разрешена поставка Т-90С на экспорт. Начиная с марта 1997 года, различные модификации боевой машины стали неизменными участниками многочисленных военных выставок как в России, так и за рубежом. В 1998 году начались переговоры о поставке Т-90С в Индию и продаже лицензии на их производство. Принятию индийским правительством решения о закупке российских танков предшествовали обширные испытания, проводившиеся индийскими специалистами.
17 мая 1999 года три опытных образца Т-90С отправили в Индию. Эти танки отличались друг от друга комплектацией в зависимости от пожеланий заказчика. В частности на них устанавливались различные варианты СУО с тепловизи-онными прицелами «Ноктюрн» и «Эсса», могла размещаться и система «Штора». Наконец, две машины имели литые башни, а третья - сварную. Отправка танков в Индию была омрачена трагическим событием - 13 мая 1999 года на своём рабочем месте скончался главный конструктор УКБТМ В.И. Поткин. Министр обороны Индии в память о нём предложил назвать испытывавшиеся танки Т-90С именем «Владимир». Испытания проходили в пустыне Тар - местности, сильно пересечённой барханами высотой 20 - 30 м. Дневная температура достигала 54°С. В таких условиях каждый танк прошёл около 2 тыс. км без серьёзных проблем. В ходе боевых стрельб, проведённых в Индии, Т-90С поразили 80% целей, причём на дальностях до 3 тыс. м. После завершения испытаний все три машины возвратили на УВЗ, где они прошли переборку и дефектацию. Окончательную черту под результатами испытаний подвели в августе 1999 года в бронетире артиллерийского полигона НТИИМ, когда индийские специалисты оценили броневую защиту танка. После этого начался переговорный процесс по согласованию условий контракта, подписанного 15 февраля 2001 года на поставку Т-90С и передачу лицензии на их производство. Речь шла о 310 танках, 124 из которых должны были изготовить в России, а 186 - в Индии, из российских сборочных комплектов. В соответствии с контрактом индийской стороне передавалась также технология производства танков (без права реэкспорта выпущенных машин в «третьи страны») с соответствующей конструкторской документацией, боеприпасы, учебно-тренировочные средства, и производилась подготовка специалистов завода-изготовителя в г. Авади. Общая стоимость контракта превысила 800 млн. долларов.
Танки Т-90С индийского контракта оснащены многотопливными дизелями В-92С2 мощностью 1000 л.с. Кроме того, на них вместо осветителей «Шторы» размещены дополнительные элементы динамической защиты, а гранатомёты системы «Туча» установлены под углом 45°, а не 15°, как при наличии комплекса «Штора». Для использования комплекса ПНК-4С в активном режиме вместо отсутствующих осветителей ОТШУ-1-7 комплекса «Штора» на командирской башенке установлен ИК-осве-титель ОУ-ЗГКУ. Характерной чертой Т-90С индийской армии является усиленная противоатомная защита: слой антинейтронного надбоя приблизительно в два раза толще, чем на российских образцах.
В Индии Т-90С присвоили название «Бишма». К настоящему времени контракт 2001 года полностью выполнен. Все машины, которые должны были изготавливаться в России, отправлены заказчику. На заводе в г. Авади развёрнуто лицензионное производство.
30 ноября 2007 года был подписан новый контракт, которым предусматривалась поставка 347 Т-90С. Из них 124 должны быть отправлены в полностью собранном виде, а 223 в виде машинокомплектов для последующей сборки на заводе в г. Авади. Отгрузка первых 24 танков по новому контракту состоялась в 2008 году.
Планами развития сухопутных войск Индии до 2020 года предусматривается оснащение танками Т-90С «Бишма» 21 полка. Всего планируется принять на вооружение 1657 танков Т-90С.
После испытаний в Индии в 1999 году образец Т-90С со сварной башней подвергся некоторой доработке. В частности, вместо левого ящика ЗИП на башне установили кондиционер. В таком виде танк отправили на выставку DCA-2000 в Малайзии, а затем он принял участие в тендере на закупку танков для вооружённых сил этой страны. В ходе тендера Т-90С участвовал в испытаниях, летом 2000 года. Однако ещё в ходе предварительных переговоров стало понятно, что контракт с Малайзией маловероятен. Чтобы не зависеть в области вооружений от одного государства, малайзийское правительство предпочло закупить у России истребители МиГ-29, а контракт на поставку танков отдать Польше.
Вновь Т-90 были заказаны для Российской Армии только на 2004 год -14 единиц! Перед «Уралвагонзаводом» встал вопрос: какие, собственно, танки нужны заказчику. Танк образца 1992 года явно устарел, да и выпускать его было физически невозможно из-за отсутствия целых производств. В то же время, после 1992 года армия ничего другого на вооружение не принимала. В результате уточнения тактико-технического задания стал формироваться облик модернизированного танка. В его основу положили конструкцию экспортного танка для Индии. Работы над «объектом 188А1» велись в УКБТМ под руководством главного конструктора В.Б. Домнина.
Система управления огнём модернизированного танка строилась вокруг тепло-визионного прицела наводчика «Эсса» французско-белорусского производства и модернизированного прицельно-наблюдательного комплекса командира Т01-К04 «Агат-MP». В СУО применён и усовершенствованный баллистический вычислитель 1В216М. Огневая мощь танка возросла и за счёт установки усовершенствованной пушки 2А46М-5 с повышенными характеристиками внутренней и внешней баллистики. На машину был установлен модернизированный комплекс оптико-электронного противодействия «Штора», а в качестве силовой установки приняли уже проверенный в Индии дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с.
Несмотря на трудности с освоением серийного производства модернизированного танка, вся заказанная армией партия из 14 единиц была сдана в начале 2005 года. В том же году «объект 188А1» был принят на вооружение Российской Армии под обозначением
Т-90А. В 2005 году «Уралвагонзавод» изготовил ещё 18 машин. К этому времени заводу удалось завершить отладку технологических процессов и восстановить кооперативные связи. Это позволило в 2006 году выполнить Гособоронзаказ в количестве батальонного комплекта машин - 31 единица. Столько же изготовили в следующем году, а в 2008-м и 2009-м заводские цеха покинули по 62 боевых машины. Таким образом, с 2004-го по 2009-й год собрали 30 Т-90А с прицельным комплексом «Буран-М» и 180 - с комплексом «Эсса». Кроме того, были изготовлены два командирских Т-90К с литыми башнями и комплексом «Буран-М» и шесть Т-90АК со сварными башнями и комплексом «Эсса».
В составе парадного расчёта 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии, а затем 5-й мотострелковой бригады танки Т-90А принимали участие в военных парадах на Красной площади в Москве 9 мая 2008 - 2011 годов.
Следующими странами, военные которых обратили внимание на Т-90С, стали Алжир и Ливия. 28 января 2004 года возможности российской техники были продемонстрированы представителям Ливии, а 24 - 25 марта того же года -делегации Алжира. Взяв за основу Т-90С образца 1999 года, УКБТМ его доработало под требования нового заказчика. Был выбран исходный вариант машины с установкой системы кондиционирования, а также с доработанной системой обнаружения лазерного облучения. Этот вариант получил заводское обозначение «объект 188СА» («А» - для Алжира) и армейское - Т-90СА. Опытный экземпляр изготовили в мае 2005-го, а в конце того же года он выдержал испытания в Алжире. В январе 2006 года был подписан контракт на поставку в Алжир бронетанковой техники. В соответствии с ним российская сторона к 2008 году поставила в Алжир 185 Т-90СА. Есть сведения, что Алжир ведёт переговоры о приобритении дополнительных танков этого типа.
Следует отметить, что ливийские военные от закупок Т-90С отказались из-за более высокой стоимости, по сравнению с Т-72. По аналогичной причине от приобретения Т-90С отказались Перу и Венесуэла. В августе 2009 года 10 Т-90С поставили в Туркменистан. Одновременно с Алжиром и Ливией интерес к Т-90С проявила Саудовская Аравия. Сравнительные испытания с участием российского танка были проведены в Аравийской пустыне в 2006-м и в мае 2008 года был подписан контракт на поставку 150 машин. В 2009 году контракт на 41 машину подписали с Кипром. Информация различной степени достоверности имеется о переговорах, заявлениях о намерениях или проявленном интересе к приобретению Т-90С с Ираном, Йеменом, Южной Кореей, Ливаном, Марокко и Сирией.
М. БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 4'2012