История военной техники знает немало примеров, когда тот или иной образец вооружения становился всемирно известным. Так, не нуждаются в дополнительном представлении советский танк Т-34, немецкий бомбардировщик Ju-87, английский бронетранспортер «Универсал», американский автомобиль «Виллис» и многие другие. В этот перечень входит и немецкая 88-мм зенитная пушка — без сомнения, самое известное артиллерийское орудие Второй мировой войны.
Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра (75—105 мм) были созданы в Германии еще в годы Первой мировой. Однако положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия рейхсвера были уничтожены.
Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. •При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в эти годы, получали в обозначении число 18, то есть «образца 1918 года». В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 году, во время Первой мировой войны. В целях конспирации и зенитные части вплоть до 1935 года носили название «подвижных батальонов» (Fahrabteilung).
Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы «Крупп» начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 (в Германии, .как известно, калибры орудий измеряются в сантиметрах), начали поступать в войска.
Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Затвор — полуавтоматический горизонтальный, клиновой.
Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжался компенсатором.
Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переводе в походное положение поднимались вверх, а основная продольная балка выполняла роль повозки. К основанию лафета крепилась тумба, на которой устанавливался вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Подъемное и поворотное устройства имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм был пружинным, тянущего типа.
Пушка перевозилась с помощью двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы невзаимозаменяемые: передний — с односкатными колесами, задний — с двухскатными.
В 1936 году на вооружение поступила модернизированная 88-мм пушка Flak 36. Изменения в основном затронули конструкцию ствола, получившего отъемную переднюю часть, что облегчало его изготовление. При зтом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Все латунные детали орудия заменили стальными, что позволило заметно уменьшить его стоимость. Подвергся модернизации и лафет — передняя и задняя станины его стали взаимозаменяемыми. Для буксировки пушки использовались два одинаковых хода Sd.Anh.202 с двухскатными колесами. Вносились и другие более мелкие изменения. В целом же оба орудия были конструктивно идентичными.
Спустя год появилась следующая модификация — Flak 37. У орудия улучшили систему индикации направления стрельбы, связанную кабелем с прибором управления огнем.
В качестве буксировщика зениток использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 фирмы «Краус-Маффей».
Боевое крещение 88-мм зенитки получили в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, куда они были отправлены в составе германского легиона «Кондор». По опыту этой войны орудия стали оснащаться щитом.
К 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18 и Flak 36, которые состояли на вооружении как сил ПВО рейха, так и армейской ПВО. Причем именно в составе последней они отличились в наибольшей степени, и не только в стрельбе по самолетам. В ходе французской кампании выяснилось, что 37-мм немецкие противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони болыииства французских танков. Зато с этой задачей блестяще справились оставшиеся «безработными» (в воздухе безраздельно господствовала германская авиация) 88-мм зенитки. Еще большее значение этих орудий как противотанкового средства возросло в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте.
Странное дело, но зти пушки не имели выдающихся боевых характеристик. Скажем, советская 85-мм зенитная пушка 52К ничем не уступала «немке», в том числе и по бронепробиваемости, но не стала такой знаменитой. В чем дело? Почему «aht-aht» («восемь-во-семь»), как называли эту пушку немецкие солдаты, заслужила такую славу и в вермахте, и в армиях стран антигитлеровской коалиции? Причина ее популярности кроется в неординарной тактике применения.
В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3,7-дюймовых зе-
нитных орудий борьбой с авиацией, немцы использовали 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88 мм, но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери английским «матильдам» и «ва-лентайнам». На Восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и KB, в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими войсками вплоть до конца войны. Естественно, что по мере насыщения войск новыми противотанковыми пушками значение 88-мм зениток как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Тем не менее, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частей были оснащены этими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках находилось 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО рейха.
Широко использовались эти пушки и в береговой артиллерии. Как собственно зенитное орудие эта пушка исчерпала себя уже к началу Второй мировой войны. Поэтому в 1Э39 году фирма «Рейнметалл» начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак-теристками — Gerat 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak 41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис.
В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak 41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью оско-лочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.
Предпринималась попытка установить ствол нового орудия на лафет Flak 37. Чтобы компенсировать возросшие нагрузки на старый лафет, ствол пушки оснастили дульным тормозом, однако и эта модификация широкого применения не нашла.
В результате основной зенитной пушкой среднего калибра вплоть до конца войны так и оставалась «восемь-во-семь». До марта 1945 года заводские цеха покинули 17 125 единиц 88-мм зенитных орудий Flak 18, 36 и 37.
После капитуляции Германии зти орудия некоторое время состояли на вооружении ряда стран. Использовались они и в северокорейской ПВО во время войны в Корее.
88-мм зенитиая пушка Flak 18:
1 — накатник; 2 — верхний станок; 3 — лоток досылателя; 4 — механизм вертикального наведения; 5 механизм установки взрывателя; 6 — маховик горизоитирующего механизма; 7—тумба: 8 — левый цилиндр уравновешивающего механизма; 9—кронштейн крепления ствола по-походному; 10 — сиденье наводчика; 11 — сиденье установщика взрывателя; 12 индикатор установки взрывателя: i3 — индикатор вертикальног о наведения; 14— индикатор г оризонтального наведения; 15 — люлька; 16- тормоз отка га; 17— правый цилиндр уравновешивающего механизма; 18—механизм горизонтального наведения; 19 — механизм вертикального наведения; 20— продольная балка лафета; 21 — зенитный прицел; 22 — левая откидная станина; 23 — правая откидная станина
М.КНЯЗЕВ
«Моделист-конструктор» № 4'2001