ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Подводные лодки типа "Щ"

Подводные лодки типа "Щ"
посмотреть галерею

Подводные лодки типа «Щ», или, как их еще называли, «щуки» в истории отечественного кораблестроения занимают особое место. Это были самые многочисленные (86 единиц!) средние субмарины советского флота периода Великой Отечественной войны. Они активно участвовали в боевых действиях на Балтике, Черном море, в Заполярье; их торпеды и артиллерия пустили ко дну немецкую подлодку, сторожевой корабль, два десантных судна и не менее 30 вражеских транспортов. Но и цена побед оказалась крайне высокой: 31 «щука» не вернулась в родную базу и осталась в море навсегда. Причем обстоятельства гибели многих субмарин неизвестны и по сей день...

Впрочем, останавливаться на истории службы подводных лодок мы не будем. Предлагаем эксклюзивный материал — реконструкцию внешнего вида «щук» всех шести серий: III, V, V-бис, V-6hc-2, X и Х-бис. В основу разработанных чертежей положена подлинная документация из фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Российского Государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), а также специальная литература и многочисленные фотографии.

Несмотря на то, что все серии лодок типа «Щ» по своим характеристикам были довольно близки, внешне они существенно отличались друг от друга. Так, первые четыре субмарины Щ-301 — Щ-304 (III серия) имели прямой форштевень, узкую надстройку и ограждение рубки, в кормовой части которого располагались решетки шахт вдувной вентиляции. Носовые горизонтальные рули были своеобразной конструкции — они «рогами» в передней части входили в специальные прорези корпуса. Носовое орудие первоначально имело фальшборт, однако сразу после испытаний его сняли, а само ограждение рубки полностью перестроили. Для удобства работы расчета 45-мм пушки установили откидывающиеся полукруглые площадки, причем позже, в ходе капитального ремонта, эти площадки стали постоянными и их оснастили трубчатым релингом.

На подводных лодках V серии, строившихся для Тихоокеанского флота, изменили форму носовых рулей (она стала типовой для всех последующих серий «щук») и увеличили ширину надстройки. Ограждение рубки кардинально реконструировали, разместив на нем второе 45-мм орудие. Форштевень стал наклонным, причем его обводы в верхней части образовывали небольшой «бульб». Длина легкого корпуса увеличилась на 1,5 м.

Субмарины V-бис серии отличались от своих предшественниц только формой фальшкиля и ограждением рубки (последнее лишилось своеобразного «балкона» над первым орудием). Зато на V-6nc-2 серии изменили обводы легкого корпуса и вновь переделали ограждение рубки. Причем тихоокеанские лодки этого типа отличались от балтийских и черноморских формой бортов ходового мостика.

Подлодки X серии выглядели наиболее экзотично за счет внедрения обтекаемого ограждения рубки так называемого «лимузинного» типа. В остальном же они практически не отличались от кораблей V-бис-2 серии, за исключением, разве что, появившегося «горба» над палубной цистерной и глушителями дизелей.

Поскольку ожидаемого повышения скорости в подводном положении у лодок X серии не произошло, а зали-ваемость ходового мостика увеличилась, на последней серии «щук» Х-бис серии применили более традиционное ограждение рубки, напоминавшее спроектированное для подлодок типа «С». Носовую 45-мм пушку теперь установили непосредственно на палубе надстройки. Корпус остался неизменным, но из его оснащения исчез подводный якорь.

Стойки антенн и сетеотводов на лодках III, V и V-бис серий имели Л-образную форму и соединялись перекладинами. Тросы сетеотвода шли от носа до кормы, впереди носовой стойки они объединялись в один.

У «щук» \/-бис-2 и X серий стойки се-теотводов стали одинарными, на Х-бис серии они отсутствовали вообще. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Сом» и «Краб», представлявшими собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейно-возвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохраняющих выступающие части лодки от попадания тросов сетевых заграждений. На практике эти устройства оказались малоэффективными, и их постепенно демонтировали, закрывая пилу на форштевне металлическими листами.

Выхлопные отверстия глушителей в надстройке на лодках первых четырех серий имелись с обоих бортов, на субмаринах X и Х-бис серий — с одного, левого борта. Только на левом борту располагался и якорь, применявшийся в надводном положении.

Расположение шпигатов в надстройке, часто являющееся индивидуальным признаком корабля и потому особо интересующее моделистов, на проектных чертежах, как правило, не указывается (поскольку принципиального значения оно не имеет). На предлагаемых чертежах «щук» шпигаты прорисованы по фотографиям и потому их расположение может быть не совсем точным (особенно это относится к Щ-108). Следует также иметь в виду, что нарезка шпигатов на лодках одной серии зачастую отличалась очень сильно; наиболее ярко эти различия демонстрируют балтийские и черноморские «щуки» X серии.

Внешний вид подлодок типа «Щ» менялся и из-за осуществлявшихся в процессе службы модернизаций. Так, откидные части орудийных площадок постепенно заменялись постоянными и оснащались релингами. По опыту плавания в битом льду и в свежую погоду на части лодок демонтировали наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второго орудия иногда устанавливался пулемет ДШК, причем на ТОФ имелись самодельные установки, наряду со стандартной тумбовой. Выносные 7,62-мм пулеметы М-1 («Максим») размещались на штатных местах в надводном положении далеко не всегда. Излучатели установки звукоподводной связи располагались на палубе (верхний) и в специальной выгородке (нижний). В ходе войны некоторые «щуки» получили гидролокаторы «Асдик» («Дракон -129») и размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.

Окраска: у балтийских лодок корпус и надстройка выше ватерлинии были серо-шаровыми, у черноморских — темно-серыми, у североморских — серо-зелеными. Подводная часть —черная (кузбасслак) либо покрытая противообрастающими составами № 1 и 2 (темно-красный и темно-зеленый). В блокадном Ленинграде, помимо маскировочных сетей, использовали окраску лодок в белый — под фон снега цвет. Винты — бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса; после войны они стали красно-белыми (по три сектора каждого цвета). Буквы названий лодок в носовой части (на III, V, V-бис, \/-бис-2 сериях) — латунные. Литерноцифровое обозначение на рубке — белого цвета (кроме V серии, где оно было желтое или голубое с черным контуром); в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса. Число заявленных побед указывалось цифрой в круге, располагавшемся в центре красной звезды в белой обводке, рисовавшейся на каждой лодке индивидуально. Размещали звезду всегда в носовой части рубки, примерно посередине высоты или ниже иллюминаторов.

Подводные лодки типа «Щ»:

1 — перо руля; 2— волнорезные щиты торпедных аппаратов; 3,9 — кильватерные огни; 4 киповые планки; 5 —утки; 6 — спасательные буи; 7,13,37 —стойки сетеотводов; 8— сетеотвод (совмещенный с радиоантенной); 10— репитеры гирокомпасов; 11 — перископы; 12 — магнитные компасы; 14 — антенны радиопеленгаторов; 15 — 45-мм пушки 21-К; 16 — швартовые шпили; 17 — кнехты; 18 — антенны шумопеленгаторов; 19,35 — носовые горизонтальные рули; 20 — привальный брус; 21 — рубочные люки; 22 — люки аварийных выходов; 23 откидные крышки над шлюпками; 24 — откидные решетки надстройки; 25 — кормовые горизонтальные рули; 26 — откидные решетки над торпедозагрузочным люком; 27— кормовой флагшток; 28 выхлопные клапаны глушителей; 29 — выдвижные мачты; 30 — зенитный пулемет «Максим»; 31,32 — ходовые огни; 33 — гюйсшток; 34 — люки над кранцами 45-мм патронов; 36 — якорный клюз (на всех подлодках — только с левого борта); 38— V-образная стойка радиоантенны; 39 — киповые планки с сетеотводами; 40— радиоантенна; 41 — убирающаяся шлюпбалка; 42 ниши подъемного гака

 

ТТХ подводных лодок типа "Щ"

 

Серия

III

V

V-бис

\/-бис-2

X

Х-бис

Водоизмещение нормальное, куб.м

578

585

585

593

585

590

Длина наибольшая, м

57

58,5

58,8

58,8

58,8

58,8

Ширина наибольшая, м

6,2

6,2

6,2

6,2

6,2

6,2

Осадка средняя (по килю), м

3,8

3,9

3,9

4,0

4,0

4,0

Мощность дизелей, л.с.

2x500

2x685

2x685

2x685

2x800

2x800

Мощность электродвигателей, л.с.

2x400

2x400

2x400

2x400

2x400

2x400

Скорость хода, уз.: наибольш. надводная

11,6

11,9

12,3

12,3

14,1

14,4

экономии, надводная

8,5

8,5

8,5

8,5

8,5

8,5

наибольш. подводная

8,5

8,5

8,5

8,5

8,5

8,5

экономии, подводная

2,8

2,8

2,5

2,5

2,5

2,5

Дальность плавания, миль:  надводная экономическим ходом

3130

4500

4500

4500

4500

4500

подводная полным ходом

9

9

9

9

8,5

8,5

подводная экономическим ходом

112

100

100

100

100

100

Экипаж, чел.

41

37

37

37

37

37

Число 533-мм торпедных аппаратов: носовых

4

4

4

4

4

4

кормовых

2

2

2

2

2

2

Артиллерийское вооружение:  иисло орудий X х калибр в мм

1x45

2x45

2x45

2x45

2x45

2x45

Число построенных лодок (годы вступления в строй)

4

12

13

14

32

11

 

(1933-

(1933-

(1934-

(1935-

(1936-

(1941-

 

1934)

1934)

1935)

1936)

1939)

1946)

 

Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"Подводные лодки типа "Щ"
в начало статьи

Случайные статьи

Королева поля боя (Английский пехотный танк "Матильда")

Средний пехотный танк Матильда Mk.II

Су-17: бомбардировщик и истребитель

Истребитель-бомбардировщик Су-17

Подводный атомный ракетоносец проекта 941 Акула (Тайфун)

Атомный ракетоносец проекта 941 Акула (Тайфун)

Неудачная охота Россомахи (палубный истребитель F8F Bearcat)

палубный истребитель F8F Bearcat

Штурмовые танки Вермахта (штурмовое орудие Brummbar)

штурмовое орудие Brummbar

Летающий авианосец (тяжёый четырёхмоторный бомабрдировщик B-29 Superfortress)

B-29 Superfortress

Меркава из Израиля (основной танк Merkava Mk.4)

основной танк Merkava Mk.4

И-180: воссоздание облика

И-180

От Беарна до Клемансо (авианосцы Франции)

Авианосец Шарль "де Голль"

Ударная сила Люфтваффе (Юнкерс Ju-88) Часть2. Разведчики

Разведчик Юнкерс Ju-88

Палубный истреитель Grumman F-14 Tomcat

Палубный истреитель Grumman F-14 Tomcat

Вся правда о невидимке (стратегический бомбардировщик Boeing B-2B)

Бомбардировщки B-2

Истребитель Темпест

Howker Temmpest MK.V/ Mk.II

Последние крейсерские танки (английский крейсерский танк Cromwell)

английский крейсерский танк Cromwell

Стрела свою цель не упустит (ЗРК Стрела-10)

(ЗРК Стрела-10
  • Статьи |
  • Флот |
  • Подводные лодки типа "Щ"

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика