Подводные лодки типа «Щ», или, как их еще называли, «щуки» в истории отечественного кораблестроения занимают особое место. Это были самые многочисленные (86 единиц!) средние субмарины советского флота периода Великой Отечественной войны. Они активно участвовали в боевых действиях на Балтике, Черном море, в Заполярье; их торпеды и артиллерия пустили ко дну немецкую подлодку, сторожевой корабль, два десантных судна и не менее 30 вражеских транспортов. Но и цена побед оказалась крайне высокой: 31 «щука» не вернулась в родную базу и осталась в море навсегда. Причем обстоятельства гибели многих субмарин неизвестны и по сей день...
Впрочем, останавливаться на истории службы подводных лодок мы не будем. Предлагаем эксклюзивный материал — реконструкцию внешнего вида «щук» всех шести серий: III, V, V-бис, V-6hc-2, X и Х-бис. В основу разработанных чертежей положена подлинная документация из фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Российского Государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), а также специальная литература и многочисленные фотографии.
Несмотря на то, что все серии лодок типа «Щ» по своим характеристикам были довольно близки, внешне они существенно отличались друг от друга. Так, первые четыре субмарины Щ-301 — Щ-304 (III серия) имели прямой форштевень, узкую надстройку и ограждение рубки, в кормовой части которого располагались решетки шахт вдувной вентиляции. Носовые горизонтальные рули были своеобразной конструкции — они «рогами» в передней части входили в специальные прорези корпуса. Носовое орудие первоначально имело фальшборт, однако сразу после испытаний его сняли, а само ограждение рубки полностью перестроили. Для удобства работы расчета 45-мм пушки установили откидывающиеся полукруглые площадки, причем позже, в ходе капитального ремонта, эти площадки стали постоянными и их оснастили трубчатым релингом.
На подводных лодках V серии, строившихся для Тихоокеанского флота, изменили форму носовых рулей (она стала типовой для всех последующих серий «щук») и увеличили ширину надстройки. Ограждение рубки кардинально реконструировали, разместив на нем второе 45-мм орудие. Форштевень стал наклонным, причем его обводы в верхней части образовывали небольшой «бульб». Длина легкого корпуса увеличилась на 1,5 м.
Субмарины V-бис серии отличались от своих предшественниц только формой фальшкиля и ограждением рубки (последнее лишилось своеобразного «балкона» над первым орудием). Зато на V-6nc-2 серии изменили обводы легкого корпуса и вновь переделали ограждение рубки. Причем тихоокеанские лодки этого типа отличались от балтийских и черноморских формой бортов ходового мостика.
Подлодки X серии выглядели наиболее экзотично за счет внедрения обтекаемого ограждения рубки так называемого «лимузинного» типа. В остальном же они практически не отличались от кораблей V-бис-2 серии, за исключением, разве что, появившегося «горба» над палубной цистерной и глушителями дизелей.
Поскольку ожидаемого повышения скорости в подводном положении у лодок X серии не произошло, а зали-ваемость ходового мостика увеличилась, на последней серии «щук» Х-бис серии применили более традиционное ограждение рубки, напоминавшее спроектированное для подлодок типа «С». Носовую 45-мм пушку теперь установили непосредственно на палубе надстройки. Корпус остался неизменным, но из его оснащения исчез подводный якорь.
Стойки антенн и сетеотводов на лодках III, V и V-бис серий имели Л-образную форму и соединялись перекладинами. Тросы сетеотвода шли от носа до кормы, впереди носовой стойки они объединялись в один.
У «щук» \/-бис-2 и X серий стойки се-теотводов стали одинарными, на Х-бис серии они отсутствовали вообще. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Сом» и «Краб», представлявшими собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейно-возвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохраняющих выступающие части лодки от попадания тросов сетевых заграждений. На практике эти устройства оказались малоэффективными, и их постепенно демонтировали, закрывая пилу на форштевне металлическими листами.
Выхлопные отверстия глушителей в надстройке на лодках первых четырех серий имелись с обоих бортов, на субмаринах X и Х-бис серий — с одного, левого борта. Только на левом борту располагался и якорь, применявшийся в надводном положении.
Расположение шпигатов в надстройке, часто являющееся индивидуальным признаком корабля и потому особо интересующее моделистов, на проектных чертежах, как правило, не указывается (поскольку принципиального значения оно не имеет). На предлагаемых чертежах «щук» шпигаты прорисованы по фотографиям и потому их расположение может быть не совсем точным (особенно это относится к Щ-108). Следует также иметь в виду, что нарезка шпигатов на лодках одной серии зачастую отличалась очень сильно; наиболее ярко эти различия демонстрируют балтийские и черноморские «щуки» X серии.
Внешний вид подлодок типа «Щ» менялся и из-за осуществлявшихся в процессе службы модернизаций. Так, откидные части орудийных площадок постепенно заменялись постоянными и оснащались релингами. По опыту плавания в битом льду и в свежую погоду на части лодок демонтировали наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второго орудия иногда устанавливался пулемет ДШК, причем на ТОФ имелись самодельные установки, наряду со стандартной тумбовой. Выносные 7,62-мм пулеметы М-1 («Максим») размещались на штатных местах в надводном положении далеко не всегда. Излучатели установки звукоподводной связи располагались на палубе (верхний) и в специальной выгородке (нижний). В ходе войны некоторые «щуки» получили гидролокаторы «Асдик» («Дракон -129») и размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.
Окраска: у балтийских лодок корпус и надстройка выше ватерлинии были серо-шаровыми, у черноморских — темно-серыми, у североморских — серо-зелеными. Подводная часть —черная (кузбасслак) либо покрытая противообрастающими составами № 1 и 2 (темно-красный и темно-зеленый). В блокадном Ленинграде, помимо маскировочных сетей, использовали окраску лодок в белый — под фон снега цвет. Винты — бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса; после войны они стали красно-белыми (по три сектора каждого цвета). Буквы названий лодок в носовой части (на III, V, V-бис, \/-бис-2 сериях) — латунные. Литерноцифровое обозначение на рубке — белого цвета (кроме V серии, где оно было желтое или голубое с черным контуром); в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса. Число заявленных побед указывалось цифрой в круге, располагавшемся в центре красной звезды в белой обводке, рисовавшейся на каждой лодке индивидуально. Размещали звезду всегда в носовой части рубки, примерно посередине высоты или ниже иллюминаторов.
Подводные лодки типа «Щ»:
1 — перо руля; 2— волнорезные щиты торпедных аппаратов; 3,9 — кильватерные огни; 4 киповые планки; 5 —утки; 6 — спасательные буи; 7,13,37 —стойки сетеотводов; 8— сетеотвод (совмещенный с радиоантенной); 10— репитеры гирокомпасов; 11 — перископы; 12 — магнитные компасы; 14 — антенны радиопеленгаторов; 15 — 45-мм пушки 21-К; 16 — швартовые шпили; 17 — кнехты; 18 — антенны шумопеленгаторов; 19,35 — носовые горизонтальные рули; 20 — привальный брус; 21 — рубочные люки; 22 — люки аварийных выходов; 23 откидные крышки над шлюпками; 24 — откидные решетки надстройки; 25 — кормовые горизонтальные рули; 26 — откидные решетки над торпедозагрузочным люком; 27— кормовой флагшток; 28 выхлопные клапаны глушителей; 29 — выдвижные мачты; 30 — зенитный пулемет «Максим»; 31,32 — ходовые огни; 33 — гюйсшток; 34 — люки над кранцами 45-мм патронов; 36 — якорный клюз (на всех подлодках — только с левого борта); 38— V-образная стойка радиоантенны; 39 — киповые планки с сетеотводами; 40— радиоантенна; 41 — убирающаяся шлюпбалка; 42 ниши подъемного гака
ТТХ подводных лодок типа "Щ" |
|
|||||
Серия |
III |
V |
V-бис |
\/-бис-2 |
X |
Х-бис |
Водоизмещение нормальное, куб.м |
578 |
585 |
585 |
593 |
585 |
590 |
Длина наибольшая, м |
57 |
58,5 |
58,8 |
58,8 |
58,8 |
58,8 |
Ширина наибольшая, м |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
Осадка средняя (по килю), м |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Мощность дизелей, л.с. |
2x500 |
2x685 |
2x685 |
2x685 |
2x800 |
2x800 |
Мощность электродвигателей, л.с. |
2x400 |
2x400 |
2x400 |
2x400 |
2x400 |
2x400 |
Скорость хода, уз.: наибольш. надводная |
11,6 |
11,9 |
12,3 |
12,3 |
14,1 |
14,4 |
экономии, надводная |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
наибольш. подводная |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
экономии, подводная |
2,8 |
2,8 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Дальность плавания, миль: надводная экономическим ходом |
3130 |
4500 |
4500 |
4500 |
4500 |
4500 |
подводная полным ходом |
9 |
9 |
9 |
9 |
8,5 |
8,5 |
подводная экономическим ходом |
112 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Экипаж, чел. |
41 |
37 |
37 |
37 |
37 |
37 |
Число 533-мм торпедных аппаратов: носовых |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
кормовых |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Артиллерийское вооружение: иисло орудий X х калибр в мм |
1x45 |
2x45 |
2x45 |
2x45 |
2x45 |
2x45 |
Число построенных лодок (годы вступления в строй) |
4 |
12 |
13 |
14 |
32 |
11 |
|
(1933- |
(1933- |
(1934- |
(1935- |
(1936- |
(1941- |
|
1934) |
1934) |
1935) |
1936) |
1939) |
1946) |