В послевоенный период планы организации наших бронетанковых войск военные специалисты связывали в первую очередь с новейшим тяжёлым танком ИС-3. Серийно танк производился на Челябинском Кировском заводе в 1945-1946 гг. весьма быстрыми темпами. Так, летом 1945 г. их выпуск составлял, например, 250 единиц в месяц. Всего было изготовлено 2305 машин.
Однако уже в самом начале службы в войсках обнаружился целый ряд их принципиальных недостатков. Дело в том, что многие из механизмов и агрегатов ИС-3 оказались малопригодными для длительной эксплуатации в мирное время из-за весьма низкой надёжности. Видимо, сказывался расчёт на недолгую военную жизнь машин, длившуюся в боевых условиях всего несколько недель. Поэтому начиная с 1948 г. они стали подвергаться переделке и модернизации по программе устранения конструктивных недостатков на том же Кировском заводе в Челябинске.
Практически одновременно уже с начала 1945 г. в филиале Опытного завода № 100 при Ленинградском Кировском заводе под руководством главного конструктора Ж. Котина приступили к проектированию нового тяжёлого танка «образец 260», в котором предполагалось воплотить последние достижения отечественного танкостроения, связав их с опытом эксплуатации машин в боевых условиях.
Эскизное проектирование было выполнено в кратчайшие сроки, 9 сентября того же года Ж. Котин подписал рабочие чертежи первого образца. Масса машины предполагалась равной 65 т, длина с пушкой - 11,17 м, ширина - 3,44 м, высота по крыше — 2,6 м; вооружение -122-мм пушка с начальной скоростью снаряда около 1000 м/с, три 7,62-мм пулемёта ДТ (Дегтярёва танковый) и два 14,5-мм КП ВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова танковый). Планировалась установка двух дизельных двигателей В-16 общей мощностью 1200 л.с. с электрической трансмиссией. Корпус проектировался с большими углами наклона броневых листов, лобовая часть — трёхгранная, «щучий нос», как и у ИС-3, башня - литая приплюснутая. Топливные баки размещались в подмоторном фундаменте. Деревянный макет танка, построенный в натуральную величину, выглядел весьма компактным. Однако до воплощения в металле дело тогда не дошло.
После устранения замечаний макетной комиссии в 1946 г. взялись за проектирование второго варианта машины. Почти сразу было принято решение о постройке двух опытных экземпляров, и в сентябре прошли ходовые испытания, на которых один из них успешно преодолел маршрут длиной 1000 км, показав высокую для такой машины скорость - около 60 км/ч по шоссе и 32 км/ч по булыжной мостовой, выполнив основные требования тактико-технического задания.
На танке была установлена 130-мм пушка С-26. Дело в том, что заявленную ранее 122-мм пушку к сроку разработать не удалось. Поэтому в подмосковном Центральном артиллерийском конструкторском бюро В. Грабина для новой машины разработали орудие на основе уже имевшегося морского 130-мм Б-13.
Пушка С-26 имела раздельно-гильзовое заряжание. Масса её снаряда равнялась 33 кг, для облегчения действий заряжающего был специально спроектирован механизм заряжания с пневмоприводом, что позволяло увеличить скорострельность до 6 - 7 выстр./мин. Орудие имело щелевой дульный тормоз.
С остальным вооружением распорядились следующим образом. На машине разместили шесть 7,62-мм пулемётов РП-46 (ротный пулемёт обр. 1946 г.): два - спаренные с орудием, два - боковые, установленные по бокам башни на надгусеничных полках, два - на башенной кормовой турели со следящим приводом. Кроме курсового 14,6-мм пулемёта КПВТ такой же смонтировали на башне для борьбы с воздушными целями.
Экипаж танка при таком количестве вооружения составил пять человек. Водитель находился в корпусе в отделении управления машиной, а четверо остальных разместились в башне. Наводчик -слева от орудия, командир - справа от него, два заряжающих - в корме башни; они же при необходимости должны были вести огонь из пулемётов.
Поскольку создать спарку двигателей В-16 не удалось, на опытные машины поставили дизель ТД-30 - переработанный авиационный двигатель АЧ-300 производства завода № 500 Министерства авиационной промышленности. Тогда впервые на танках применили для его охлаждения эжекционную систему.
Кроме того, вместо электрической трансмиссии пришлось довольствоваться обычной механической; механизм поворота - планетарный двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. Ходовая часть состояла из семи катков большого диаметра на борт без поддерживающих роликов, ведущая звёздочка располагалась сзади.
В 1947 г. продолжалась интенсивная разработка улучшенного варианта проекта «образца 260». Усилили бронирование корпуса машины: увеличили до 150 мм толщину лобовых листов и верхних бортовых, а также поставили эти листы под углами наклона 50°, и кормовых — до 70 мм при 55° наклона. Изменили профиль башни, доведя толщину лобовой части до 240 - 350 мм при углах наклона 0 - 45°, её бортов -до 185 — 240 мм при 30° — 45° наклона. Считалось, что такую башню не смогут пробить даже 130-мм бронебойные ка-либерные снаряды - самые крупные из находившихся в то время на вооружении иностранных армий.
На танк установили новую 130-мм пушку С-70 с длиной ствола 54 калибра. Её снаряд массой 33,4 кг имел начальную скорость 900 м/с и мог пробить 160-мм броневой лист, установленный под углом 30° на расстоянии 1000 м, а 140-мм лист - на 2000 м. Боекомплект составлял 30 снарядов.
Наводчик получил стабилизированный прицел с возможностью наведения независимо от положения пушки: выстрел при этом мог производится только при совмещении оси канала ствола с линией визирования.
Громоздкий пневматический механизм заряжания заменили малогабаритным цепным с электроприводом.
Число пулемётов довели до восьми: два РП-46, размещённые в бронированных коробках в задней части надгусенич-ных ниш, предназначались для ведения огня вперёд, два таких же пулемёта, установленных по бортам башенной ниши, стреляли назад, ещё два - оставались спаренными с пушкой; к этому добавили второй 14,5-мм пулемёт КПВТ. Его смонтировали на специальной высокой штанге и снабдили синхронно-следящим дистанционным электроприводом, с помощью которого возможно было вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям непосредственно из башни. Боекомплект патронов для КПВТ -400 и для РП - 2500.
Конструкторы оружия разрабатывали для И С-7 даже строенный вариант зенитной установки, состоящей из двух пулемётов РП-46 и одного КПВТ. Двигатель заменили на 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный М-50Т мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин с эжекторным охлаждением, являвшийся танковым вариантом морского дизеля, который применялся на быстроходных морских катерах.
М-50 имел, однако, в отличие от ТД-30 несколько большие габариты, что потребовало принятия ряда конструктивных решений для его установки на танк без увеличения высоты корпуса. Например, была разработана независимая подвеска с короткими «пучковыми» стержневыми торсионами, что позволило освободить место для размещения картера двигателя. Каждый «пучок» торсионов состоял из 19 прутков с шестигранными головками.
Коробку передач с гидросервоприводом и механизм поворота смонтировали в одном блоке, и она имела восемь передач переднего хода и две - заднего. Катки ходовой части выполнили двойными, с внутренней амортизацией. Применили гидравлические амортизаторы двустороннего действия, что весьма положительно сказалось на плавности хода. Гусеница шириной 710 мм состояла из литых траков коробчатого сечения с резинометаллическими шарнирами.
Топливо разместили в 14 резиновых баках общей ёмкостью 800 л; шесть из них находились снаружи по бортам в металлических коробах. Машина имела автоматическую систему пожаротушения трёхразового включения, состоявшую из датчиков и огнетушителей, установленных в моторно-трансмиссионном отделении. В 1948 г. на заводе изготовили четыре опытных образца новой машины. После прохождения заводских испытаний их отправили на государственные.
Броня танков выдержала обстрел не только из мощнейшего 128-мм орудия, которое было установлено на сверхтяжёлом немецком танке «Маус», но и из 130-мм пушки С-70, которой вооружался сам ИС-7. Опытные образцы ИС-7 выдержали испытания. Однако, хотя ни один из тяжёлых танков в то время не имел подобных технических и боевых показателей, приёмочная Госкомиссия вынесла отрицательное решение. Видимо, на это повлияла слишком большая масса машины - 68 т, но, возможно, и тот аргумент, что на Челябинском Кировском заводе уже производился серийно с 1947 г. танк ИС-4.
Как бы то ни было, танк ИС-7 («объект 260») - самый мощный танк своего времени - на вооружение принят не был...
Тактико-технические характеристики тяжёлого танка ИС-7
Боевая масса, т 68
Экипаж, чел 5
Длина корпуса, мм 7380
Длина с пушкой вперёд, мм 11 170
Ширина корпуса, мм 3440
Высота, мм 2600
Клиренс, мм 410
Бронирование, мм:
лоб корпуса 150
борт корпуса 100-150
корма корпуса 60-100
днище 20
лоб башни 210
маска орудия 350
борт башни 150
корма башни 94
крыша башни 50
Вооружение:
130-мм пушка, 2 х 14,6-мм пулемёта, 6 х 7,62-мм пулемётов
Боекомплект:
снарядов 32,
патронов:
14,5-мм 400,
7,62-мм 2500
Двигатель:
дизельный М-50Т, 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлаждения, мощность 1050 л.с. при 1850 об/мин
Удельная мощность, л.с./т 15,4
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по просёлку, км/ч 32
Запас хода по шоссе, км 300
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,96
1 - 130-мм пушка С-70; 2 - курсовой 14,6-мм пулемёт КПВТ; 3 - маска пушки; 4 - зенитный 14,6-мм пулемёт КПВТ; 5 - сошка дистанционного электропривода пулемёта; 6 - 7,62-мм пулемёт на надгусеничной полке; 7 - ведущее колесо; 8 - двойной опорный каток; 9 - переднее натяжное колесо; 10 - дульный тормоз пушки; 11 - лоб корпуса - трёхгранный («щучий нос»); 12 - люк командира; 13 - люк наводчика; 14-топливные бочки; 15 - буксирный трос; 16-люк механика-водителя; 17-кормовой башенный 7,62-мм пулемёт; 18 - антенна радиостанции; 19 - гусеница с траками с резино-металлическими шарнирами; 20 - нижний кормовой лист корпуса; 21 - спаренный 7,62-мм пулемёт; 22 - прибор наблюдения механика-водителя; 23 - передняя фара; 24 - нижний лобовой лист