Окончание. Начало: Солдат тотальной войны (истребитель Messerschmitt Bf 109G/K) Часть 1.
Подобно другим «четным» и «нечетным» модификациям, Bf 109G-5 и Bf 109G-6 строились одновременно и, в сущности, были лишь высотной и невысотной версиями одной и той же машины. Единственным внешним отличием между ними были крохотные вентиляционные отверстия по обе стороны лобового стекла пилотской кабины G-6. Правда, негерметизированных «G-шестых» собрали намного больше, да и использовались они гораздо шире. Войдя в строй в начале 1943 года, «шестерки» активно провоевали до самого конца войны.
Самыми массовыми версиями G-6 были истребитель R-3 (сбрасываемый 300-литровый бак), истребитель й-6(подкрыльевые пушки MG 151/20) и истребитель-разведчик R-2 (камера Rb 50/30). Проводились серьезные эксперименты с подкрыльевыми ракетами BR 21 класса «воздух-воздух» калибра 21 см, но они оказались никудышными и очень редко применялись на деле, за исключением нескольких испытательных групп.
На ранних серийных G-6, как и на их герметизированных собратьях, стояли высокие радиомачты, однако большинство машин было оборудовано по позднему типу, с короткой радиомачтой для станции FuG 25А IFF и «прутиком» антенны снизу, а также кольцом радиополукомпаса R-7. Еще на G-6-ых широко применялись высокие деревянные хвосты и фонари Erla Haube (особенно на самых последних версиях). Фонарь этот оказался весьма популярен, хотя кое-что (очевидно, те немногие счастливчики, которым как-то удалось выкарабкаться) жаловались, что трудно, мол, открыть этот дивный колпак в трудную минуту.
Предлагался еще довольно любопытный вариант Bf 109G-7, в котором внедрили сразу все удачные и перспективные новинки, к тому времени уже опробованные на G-6, но от него отказались в пользу новейшего, гораздо более скоростного типа G-10 и до серийного производства не довели.
Под конец 1943 года запустили в производство разведывательную версию Bf 109G-8. На самом деле это был не совсем новый вариант столь многоликой серии G, а просто переделка из «G-шестого» с добавлением фотокамер.
Тактический самолет-разведчик малого радиуса действия, чье своевременное появление над полями битв в 1944 году наконец-то позволило оперативно добывать нужные сведения о продвижении войск союзников, распространяющихся по Западной Европе, G-8 отличался от прежних разведывательных версий «Мессер-шмитта», что две фюзеляжные камеры были установлены в слегка наклонном положении по диагонали и каждая прикрывалась сдвижной металлической панелью квадратной формы. Третья камера размещалась в передней кромке левого крыла, и ее можно было наводить на цель с помощью стрелкового прицела.
Серийно производились два подвида — R-2 и R-5, различавшиеся по типам фотокамер. При этом с R-5 зачастую еще снимали мотор-пушку MG 151/20, а на R-2 устанавливали форсаж MW 50 и 300-литровый сбрасываемый бак. Как правило, на самолетах обоих типов оставляли фюзеляжные пулеметы MG 131, хотя с некоторых снимали и их. Кое-где встречались G-8 с увеличенным и заглубленным в фюзеляж маслорадиатором и широкими лопастями винта, как не более поздних версиях Bf 109G. Правда, неизвестно, было ли это установлено еще на заводе, или всего лишь полевая самодеятельность. На некоторых из поздних «восьмерок» монтировали фонари Erla Haube, а вот кольца радиополукомпаса R-7 стояли почти на всех самолетах.
В начале войны Люфтваффе комплектовались превосходными летчиками, подготовленными тщательно и не наспех. Тогда мало кто думал о специальных учебно-тренировочных вариантах таких боевых самолетов, как Bf 109. Однако по мере того, как в 1942 — 1943 годах курс летной подготовки становился все короче и короче, стало ясно, что в деле ускоренной учебы мог бы серьезно помочь двухместный «Мессер-спарка». Прообраз двухместной кабины испытывался на самолете Bf 109G-1, переделанном из пред-серийного Bf 109G-0, однако серийная учебная модификация G-12 впервые появилась на базе Bf 109G-5/ Trop. Самолет был не лишен недостатков, главным из которых оказался плохой обзор из кабины инструктора при рулежке и посадке.
В дальнейшем для постройки спа-рок просто брали любые подвернувшиеся под руку планеры вариантов G-2, G-4 или G-6 и переделывали, после него все они получали обозначение G-12. Из 900 запланированных учебных самолетов успели закончить менее 100 шт.
Обозначения Bf 109G-7, G-9, G-11 и 3-13 были зарезервированы для вариантов с герметичной кабиной, но ни один из них так и не пошел в серию. Иледующим отпрыском столь разношерстного семейства стал Bf 109G-14. Выспросите, а почему не G-10, но )б этом чуть позже. В G-14 попытались собрать воедино все самое ценное из бескрайнего моря версий и вариантов, метания между которыми ощутимо сдерживали массовое проbpводство самолетов.
Так как «четырнадцатый» стали делать сразу после «шестого», несколько первых машин внешне были сходны с Bf 109G-6, но на большинстве G-14 устанавливали высокие деревянные хвосты и беспереплетный фонарь Erla Haube. Маленький воздухозаборник на капоте для охлаждения генератора и наплыв для более мощного и объемистого маслонасоса, появившися на тропических версиях G-5 и G-6, стали для G-14 стандартом. Силовая установка — мотор DB 605АМ с винтом VDM 9-12087.
Под обозначением G-14/R-2 было обрано несколько самолетов-развед-иков, но все-таки большая часть G-4 выпускалась в варианте R-3, с под-есным баком. Подобно G-5 и G-6,н екоторые G-14 получили двигатели )В 605AS. Внешне они отличались увеличенным маслорадиатором.
Первые части Люфтваффе получи-и Bf 1 09G-14 в июне 1944 г. Хотя этимашины и уступали по летным данным самолетам более поздних серий, все-таки их сделали довольно много. Они широко применялись до самого конца войны в истребительных эскадрах. G-14 в основном использовались как ночные истребители и итребители-бомбардировщики.
Между тем, к 1944 году советская и англо-американская авиация окончательно загнали Люфтваффе в порочный круг. Неимоверно возросший накал воздушной войны повлек за собой громадные потери. Нужны были все новые и новые пилоты. Значит, в бой пошло еще больше наспех обученных юнцов, которые не могли даже толком управлять своими машинами. Следовательно, еще более ужасающие и невосполнимые потери. Свою лепту в раскрутку этой мрачной спирали внес и злосчастный Bf 109G, такой тяжелый и неповоротливый. Слов нет, в руках настоящих асов он еще мог потягаться с кем угодно, но средний пилот Люфтваффе был уже просто не в состоянии хоть как-то драться на столь сложной технике.
В попытках увеличить скорость «мессера» немецкие двигателисты разработали мотор DB 605D с увеличенной степенью сжатия и повышенным давлением наддува мощностью 1850 л.с. Созданный под эту силовую установку Bf 109G-10 оказался самым быстрым из рода «Густава». Мотор DB 605D был шире своего предшественника на 94 мм, поэтому единственным внешним отличием G-10 от G-14AS были две небольшие симметричные выпуклости в нижней части капота — обтекатели крышек кулачковых распредвалов.
G-10 начал поступать на фронт ранней осенью 1944 года. Машины этой серии состояли на вооружении десяти истребительных эскадр некоторых венгерских, хорватских и итальянских подразделений.
Самая таинственная версия «Густава»—Bf 109G-16. Известно лишь, что это была разновидность Bf 109G с пушками MG 151/20 под крыльями, тропическим оборудованием и пилоном для подвески бомб типа ETC 50 Vllld под фюзеляжем. Хотя в архивных документах не сохранилось почти никакой информации об этой машине, вероятно, это было последнее звено в длинной цепи модификаций самолета Bf 109G.
На многие «Мессершмитты», в том числе и «G», ставили так называемое «тропическое оборудование» — про-тивопыльный фильтр и снаряжение для выживания в критических ситуациях — (запас пищи и воды, карабин для защиты от диких зверей). Некоторые Bf 109G-2, кроме того, имели с левой стороны кабины два кронштейна для установки зонтика от солнца. Доработана была также система вентиляции кабины и охлаждения двигателя. Интересно, что самолеты Bf 109G в «тропическом исполнении» применялись не только в Африке, но и везде, где преобладали сложные по немецким меркам климатические условия — например, в северной Франции, России и Норвегии.
Истребители Bf 109G (чаще G-2) использовались в качестве управляющих в комплексе «Мистель», а также школьной версии «Мистель S 1 (см. «КР» № 3-94). Существовала любопытная версия Bf 109G с подвеской для 500-килограммовых бомб SC 500. Этот проект разрабатывался совместно фирмами «Физилер» и «Шкода» (обозначение FiSk 199) и предусматривал установку нового типа шасси. Заднюю стойку удлинили и переместили ближе к центру фюзеляжа. Получился своеобразный вариант перевернутого современного трехколесного шасси. Конечно, это было сделано из-за больших габаритов бомбы SC 500, не помещавшейся под самолетом с обычной хвостовой стойкой. После взлета дополнительное колесо сбрасывалось на парашюте и могло использоваться повторно. Подкрыльями монтировались два подвесных бензобака емкостью по 300 л.
С появлением мощного двигателя DB 605D немцы вновь попробовали в одной модели собрать все самое лучшее, что применялось на «Мессерш-миттах» G-10 и G-14. Так появился Bf 109К или «Карл». Литера «К» возникла не случайно. Bf 109Н назывался высотный истребитель, сделанный на базе Bf 109F. Bf 1091 почему-то так и не появился, возможно разработали нечто такое, да не очень удачно получилось, а может, просто с буквой «I» у тамошнего руководства были связаны какие-то неприятные ассоциации. Bf 109J — немецкое обозначение экспортного варианта, предлагавшегося испанцам для постройки полицензии. Вот и пришлось назвать очередной вариант следующей по алфавиту буквой К.
Внешне Bf 109К был очень похож на G-10. В начале осени 1944 года пред-серийные Bf 109К-0 переделали из стандартных планеров «Густава» — на них установили моторы DB 605D с системой GM-1 . Стали стандартными широкие колеса основных стоек шасси и здоровенные прямоугольные наплывы под них на верхних поверхностях крыльев. Люк радиостанции на левой стороне фюзеляжа переместился вперед и выше, кольцевая антенна радиополукомпаса «съехала» назад на одну панель, хвостовое колесо стало убираться (его снабдили створками), на киле появились два внешних триммера.
Эксперименты с дополнительными щитками шасси,закрывавшими колеса, тянувшиеся еще с Bf 109F, наконец-то завершились, и эти щитки поставили-таки на Bf 109К.
Разработано много разных версий Bf 109К, но крупной серией выпускались только обычный К-2 и высотный К-4 с гермокабиной. На обоих вариантах ставили двигатели DB 605ASCM/ DCM взлетной мощностью 1850 л.с. (на форсаже с впрыском закиси азота — до 2000 л.с).
К-2 и К-4 вооружались двумя 15-мм пулеметами MG 151 (в некоторых источниках указываются 13-мм пулеметы MG 131) и мощной 30-мм мотор-пушкой МК 103 или МК 108. Это орудие время от времени применялось и в серии G, когда были снаряды. Его разрушительной силы обычно хватало, чтобы с 2 — 3 попаданий покончить даже с тяжелым бомбардировщиком. Но эту чудо-пушку частенько заедало, и приходилось воевать только пулеметами, стоявшими под капотом. К моменту запуска в серию К-4 пушки все же удалось довести до ума, и в октябре 1944 года начались поставки новой могучей боевой машины. Bf 109К-6, помимо мотор-пушки Мк 103, нес два таких же орудия в подкрыльевых гондолах.
Последним серийным «Карлом» стал Bf 109К-14, оснащенный двигателем DB 605Lc форсажной установкой MW-50 и развивавший скорость (по немецким данным) до 777 км/ч. Вооружение
—два 13-мм пулемета MG 131 и одна 30-мм пушка Мк 108, стрелявшая сквозь вал винта. Только два таких самолета успели побывать в бою. Их доставили в штабную группу II/JG 52 под командованием майора Вильгельма Батца в конце апреля 1945 года.
К апрелю 1945-го было изготовлено всего около 700 самолетов серии К. Они состояли на вооружении ряда частей, втом числе JG 3, JG 4, JG 27, JG 51, JG 52, JG 53 и JG 77 (JG — сокращение от Jagdgeschwader, «ягдгешвадер» — истребительный полк или эскадра в немецкой системе обозначений).
К-14 — венец долгого развития Bf 109, бесспорное доказательство упорства и целеустремленности работников фирмы «Мессершмитт». Ярким свидетельством огромных резервов конструкции, а также высокой культуры технической мысли было и то,что появившийся еще в середине тридцатых годов истребитель постоянно развивался, совершенствовался и выпускался в больших количествах всю войну, невзирая на тысячи тонн бомб, сброшенных союзниками на германские авиазаводы.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Первые серийные Bf 109G-2 начали поступать в истребительные эскадры Люфтваффе в конце апреля 1942-го. Месяцем позже самолетами Bf 109G-1 были укомплектованы две эскадрильи в составе JG 2 и JG 26, предназначенные для перехвата высотных бомбардировщиков. Самым первым подразделением, вооружившимся новейшей техникой, оказался 11-й StaffеI («штаффель» — эскадрилья) в составе пресловутой эскадры «Рихтхоффен». Его сформировали в конце мая 1942 года из лучших летчиков этой эскадры. Одной из первых потерь был самолет капитана Рудольфа Пфланца (52 воздушные победы), погибшего31 июля 1942 года неподалеку от Абер-вилля в бою с британскими истребителями.
Летом «Густавы» уже поступали во многие истребительные части Люфтваффе: от JG 5 «Айсмер», действовавшей в северной Норвегии, до JG 27, воевавшей в Африке.
Как это нередко бывает, поначалу машину преследовали аварии и катастрофы, зачастую случавшиеся при совершенно загадочных обстоятельствах (см. первую часть статьи). В самом деле, многие недоработки и недостатки первоначальных проектов проявляют себя только в бою, в самый неподходящий момент, при остром дефиците времени и сил на решение всяческих конструктивно-технологических ребусов и головоломок. Тем не менее к концу 1942 года «Густав» фактически вытеснил более раннюю модель F, став, таким образом, вместе с самолетами FW 190А основой нацистских Luftwaffe Tagjagdflieger (соединений дневных истребителей).
Весной 1943 года налеты американских «Либерейторов» и «Летающих крепостей» на территорию Германии стали принимать угрожающий характер с совершенно разрушительными последствиями. Надо было как-то бороться, и вот 27-го марта 1943 года с Восточного фронта перебросили на запад III./JG 54, а 1 апреля 1943 года на основе I./JG 1 и II./JG 1 сформировали новый «гешвадер» ПВО, обозначенный JG 11.
Было разработано много различных способов борьбы с бомбардировщиками. Один из них — подвешивание 250-кг бомбы под фюзеляжем «Густава». Истребитель ПВО, вскарабкавшись немного выше атакующей группировки, внезапно сбрасывал свою бомбу с надлежащим образом настроенным замедлителем. Этот метод атаки был впервые испытан его изобретателем Хайнцем Кнокке из 5./JG 1, сбившим В-17 при отражении налета на Вильхельмсхафен 22 марта 1943 года. Другими новинками были орудия большого калибра и 210-мм ракеты (снаряды от наземного шестиствольного миномета) в трубчатых контейнерах-пусковых установках под крыльями. Однако все эти новации по разным причинам не нашли широкого применения.
Ранним утром 5 июля 1943 года германские танковые дивизии двинулись в атаку на Курской дуге. Началась операция «Цитадель». С воздуха немецкий бронированный кулак поддерживали восемь истребительных групп («яг-дгруппен») - II и III./JG 3, I, III и IV./JG 5 1 , I и III./JG 52 и III./JG 54, четыре из них летали на Bf 109G. Немцы утверждают, что лишь на первый день Курской битвы они сбили 432 советских самолета, причем II./JG 3 приписывает себе 77 побед, из них 62 штурмовика и бомбардировщика. Толькоутром этого дня в одном бою с 46 русскими самолетами она якобы сбила 31. Самым удачливым оказался обер-лейтенант Иоахим Киршнер, записавший 9 побед и доведший свой личный счет до 157. А вот майору Брендлю «не повезло», он сбил только 5.
Третья группа из состава JG 3 рапортовала о 38 победах, из коих 3 были одержаны майором Вольфгангом-Амадеем Эвальдом. Немцы за тот день признали потерю всего 26 самолетов. (Оставим эти хвастливые цифры на совести немецких пилотов и историков. По советским данным, наши ВВС потеряли за первый день Курского сражения не 432, а лишь 98 машин, сбив при этом 111 самолетов противника. — Прим. ред.)
Летом 1943-го укомплектованные «Густавами» группы из состава 2-го воздушного флота вели напряженные бои над Сицилией и Южной Италией. 15 июля недавно сформированный 8-й «гешвадер» под командой обер-лейте-нанта Вольфа Эттеля атаковал позиции союзников в районе Катании. Во время полета над вечно дымящимся вулканом Этна на немцев напала группа «Спитфайров», незаметно подкравшихся под прикрытием дымки. Но в скоротечном бою один «Спитфайр» не уберегся от метких очередей Эттеля и рухнул на склон вулкана, отчего дыма и пыли вокруг заметно прибавилось.
На следующий день часть спешно взлетела по тревоге на перехват 48 «Либерейторов», летевших под усиленной охраной истребителей. И снова Эттель не ударил в грязь лицом. Метко расстреляв 2 бомбардировщика и «Спитфайр», он увеличил свой личный счет до 124 побед. А 17 июля «Мессершмиттам» приказали штурмовать британские окопы. В этой атаке Эттеля достали-таки английские зенитки, и «сицилийский ас» погиб.
Эскадра JG 5 «Айсмер» подполковника Гюнтера Шольца, оснащенная Bf 109G-2 и G-6, базировалась на другом краю Европы — в Норвегии и Финляндии. В январе 1944-го I и II группы этой эскадры перевели в северную Россию, а затем перебросили на Западный фронт вслед за союзным вторжением в Нормандию. Впоследствии обе части расформировали, а личный состав перевели в заново формируемые JG 4 и 6. Одна эскадрилья «Айс-мера» в 1944 г. осталась прикрывать отход немецких войск из Финляндии, а другая — защищала Норвегию и Голландию.
Налеты американских самолетов на «Рейх» постоянно усиливались, соответственно росли и потери в частях ПВ0.14мая1943 года« штаффел ь» 111/ JG 54 потерял 8 пилотов, назавтра — еще 7. Правда, случались и более удачные вылеты. 28 июля 1943 года фельдфебель Фест метким броском 250-килограммовой бомбы разнес вдребезги сразу три «Летающие крепости». А всего в тот день американцы лишились 22-х тяжелых бомбардировщиков.
В конце июля 1943 года еще пять истребительных групп перебросили из Италии и Южной России на поддержку ПВО «фатерлянда». Эти части показали, на что они способны, когда 17 августа американские ВВС предприняли один из наиболее мощных налетов на города Швайнфурт и Регенс-бург. Из 376 бомбардировщиков, участвовавших в налете, 60 было сбито и около ЮОтяжело повреждено. Во время второго налета на Швайнфурт (там были сосредоточены стратегически важные заводы шарикоподшипников) 14 октября 1943 года американские ВВС потеряли еще 60 «летающих крепостей».
21 июля 1943 года были сформированы две новые группы, получившие обозначения JGr 25 и JGr 50. Они состояли из Bf 109G, специально доработанных для перехвата английских скоростных самолетов «Москито», фактически безнаказанно сновавших над всей Германией. Но даже эти машины не смогли переловить «комариков», и после крайне скудных успехов обе группы расформировали 1 декабря 1943 года.
3 ноября 1943 года американские бомбардировщики В-26 «Мероудер» налетели на Амстердам. II./JG 3 под командованием «героя Курской дуги» майора Курта Брендпе бросились на перехват, но к тому моменту, когда удалось занять выгодную позицию для атаки, вражеское соединение уже повернуло на базу. Горячая голова майор Брендпе насвоем самом скоростном в группе истребителе в одиночку кинулся в погоню и... пропал без вести. Сбивший до того 180 вражеских самолетов майор Брендле, как полагают, пал жертвой истребителей сопровождения.
27 июня 1943 года сформировали очередную истребительную эскадру ПВО JG 300 под командованием майора Хайо Херманна, сыгравшего главную роль в разгроме злосчастного конвоя PQ 17. JG 300 была частью специального назначения, которая действовала с применением тактики «Ваильд зау» (Вепрь, Дикий Кабан) — свободной ночной охоты с помощьюпрожекторов. По этой системе специально модернизированные одноместные истребители Bf 109G-6/U4N и FW 190A-5/U2N с самонаводящимися детекторами радарного излучения «Наксос» действовали в тесном контакте с прожекторными расчетами. Ночные операции JG 300 оказались настолько успешны, что вскоре сформировали еще дее части «Вайльд зау», без особых затей названные JG 301 и JG 302. Все три образовали соединение Jagddivision 30 под командованием того же Хайо Херманна, успевшего получить звание полковника.
Тем временем все части дневных истребителей ПВО находились под мощным прессингом тысяч американских «Мустангов» и «Тандерболтов», держащих под контролем уже почти всю территорию Германии. Непрерывные сражения с численно превосходящим противником оборвали жизнь многих асов Люфтваффе. Одним из них был популярный в народе подполковник Вольф-Дитрих Вильке (162 победы), погибший в бою с «Мустангами» 23 февраля 1944 года.
6 июня 1944-го союзники высадились в Нормандии. Поначалу единственными частями Люфтваффе, оказавшимися в зоне боев, были JG 2 и JG 26, но вскоре их усилили, оперативно перебросив ряд групп изсоста-ва ПВО «Рейха». К 20 июня против армии вторжения действовали уже 23 «ягдгруппы», из которых 13 летали на Bf 109G (очевидно, немцы решили проявить гостеприимство и встретить врага самым лучшим из того, что еще осталось).
В начале июля 1944-го в ответ на непрекращающиеся налеты союзной авиации немцы сформировали специальную авиагруппу «смертников» под руководством капитана (впоследствии майора) Вильхельма Моритца, вооруженную FW190А-8. Каждый пилот группы поклялся ежедневно сбивать не менее одного вражеского бомбардировщика, даже тараном, если того потребует обстановка, а иной возможности не окажется. Защиту этой ударной группы от американских истребителей осуществляли три другие группы, летавшие на Bf 109G-14. Фанатизм германских летчиков дал свои плоды. Уже в первом бою 7 июля 1944 «таранная группа» доложила об уничтожении 58 американских тяжелых бомбардировщиков! О собственных потерях, правда, не сообщается.
Тем временем на востоке немецкие войска откатывались все дальше к границам «Рейха». 23 августа внезапный удар Красной армии заставил капитулировать Румынию. Вскоре она уже воевала против недавнего союзника, совместно с русскими выбивая остатки германских войск со своей территории. «Мессершмиттам» из I./ JG 53 под командой майора Юргена Хардера и из II./JG 301 капитана Якоб-са пришлось защищать свой аэродром Таргсорул-Ноу от налетов румынской авиации и прикрывать отход наземной армии.
Как ни странно, несмотря на катастрофическое положение немецких войск на Восточном фронте, боевые сводки Люфтваффе оттуда по-прежнему сверкали победными реляциями. Так, воктябре 1944годалетавший на Bf 109G 10-й «штаффель» 52-й эскадры под командой лейтенанта Петера Кальденазаявил об уничтожении в воздушных боях северо-западнее Варшавы 81-го советского самолета при потере лишь двух своих. Сам Каль-ден скромно записал себе 19 побед, доведя'свой личный счет до 64-х. Читаешь эти отчеты и, кажется, будто они написаны не осенью 1944-го, а летом 1941 года...
Зимой 1944— 1945 года формируются несколько новых «ягдгешваде-ров». Один из них—JG 1 —был набран из итальянских фашистов для защиты остатков своей страны, еще не освобожденных союзниками.
Но развязка приближалась стремительно и неотвратимо. В «новогодней» операции «Боденплатте» (см. «КР» № 12-95) германские ВВС исчерпали последние резервы, так и не добившись поставленных целей. Люфтваффе потеряли в этом сражении до 200 самолетов и многих наиболее опытных пилотов из скудного числа еще уцелевших к тому, времени. По мере усиления налетов союзной авиации на оставшиеся нефтехранилища и заводы синтетического бензина запасы авиационного топлива быстро таяли.
Однако Люфтваффе еще раз поднатужились и «под занавес» бросили «Мессершмитты» в последнюю эффектную акцию. В соответствии с предложениями полковника Хайо Херманна из четырех групп был сформирован специальный истребительный «гешвадер» под названием Rammkommando (буквально — «таранная команда») «Эльба». Большинство пилотов составляли студенты-добровольцы, сделавшие по одному-два самостоятельных вылета и вдохновленные зажигательными речами патриотических ораторов. Под бравурные звуки военных маршей, полные мрачного самопожертвенного энтузиазма, эти одураченные парни пошли в бой. Был совершен единственный вылет 7 апреля 1945 года. На перехват одной из бесчисленных армад американских бомбардировщиков взмыли, как на параде, 120 истребителей. И только 15 из них вернулись на свои аэродромы.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗДНИХ МОДИФИКАЦИЙ BF 109
Bf109G-6 | Bf 109К-4 | |
Размеры, м: | ||
Размах | 9,92 | 9,96 |
Длина | 9,02 | 9,02 |
Высота | 3,2 | 3,2 |
Несущая площадь, кв.м | 16,1 | 16,3 |
Масса пустого, кг | 2673 | 3099 |
Масса взлетная, кг | 3148 | 3391 |
Макс, скорость, км/ч | ||
— у земли | 547 | 608 |
— на высоте 6000 м | 605 | 727 |
— на высоте 7000 м | 621 | 700 |
Дальность полета, км | 1000 | 600 |
Скороподъемность, м/мин | 3000/2,9 | 5000/3 |
Потолок, м | 11400 | 12300 |
Геннадий Волоско,
Крылья Родины №7'1997