В январе 1940 года на фирме Мессершмитта началось проектирование новой модификации «сто девятого» — Bf 109F. Предполагалось, что на нем будет установлен двигатель DB 601Е-1, развивавший номинальную мощность 1200 л.с. на высоте 4000 м. Проектирование и постройка шли быстрыми темпами благодаря тому, что В. Мессершмитт занимался этим вопросом еще с весны 1939 года. 26 января 1940-го шеф-пилот фирмы Х.Бювайс поднял в воздух первый прототип Bf 109 V-22. К этому времени двигатель DB 601Е-1 был еще недоведен, поэтому на опытный экземпляр установили серийный мотор DB 601A-L В мае начались испытания второго прототипа Bf 109 V-23, но уже с DB 601Е-1. Еще через месяц был готов и третий образец, с новым обтекателем втулки винта, позаимствованным у Me 209.
По сравнению с Bf 109Е (см. "КР" N° 3-94) новые машины сильно изменились: исчезли подкосы стабилизатора, крышка заливной горловины топливного бака перенесена под фонарь кабины пилота, коренным образом изменились носовая часть фюзеляжа, радиаторы и др. «Старыми» остались только крылья, но из них удалили пушки MGFF. Новая комбинация вооружения целиком помещалась в фюзеляже и состояла из двух пулеметов MG 17 и пушки MGFF/M, расположенной в развале блоков цилиндров двигателя. Следующим прототипом стал Bf 109 V-25, который поднялся в воздух 10 июля 1940 года. На нем установили новые крылья с эллиптическими законцовками. Размах увеличился до 9,92 м, а площадь тем не менее сократилась до 16,20 м2.
На основании данных, полученных в ходе летных испытаний этих прототипов, министерство авиации заказало 25 самолетов под обозначением Bf 109F-0. К моменту окончательной постройки этих машин двигатель DB 601Е-1 еще не был запущен в серию, поэтому на F-0 установили мотор DB 601N-1. На войсковых испытаниях все самолеты получили высокую оценку пилотов.
Для серийного выпуска новой модификации необходимо было заменить почти всю оснастку. Так как в этот момент люфтваффе вели борьбу за господство в небе над Англией и требовали увеличить количество одномоторных истребителей, решили не останавливать производства модификации «Е». А массовый выпуск Bf 109F было решено отложить на время, пока люфтваффе не уничтожат английскую авиацию. К тому же, немецкие пилоты еще не встречали у противника истребитель, значительно превосходящий их Bf 109Е.
Завод в Аугсбурге только в октябре 1940-го приступил к сборке машин версии Bf 109F-1. На них установили двигатель DB 601 N-1 с ВИШ VDM9-11207A, диаметром 3000 мм, радиостанцию FuG7a, а также наполовину убирающееся хвостовое колесо. Вооружение осталось прежним, как у Bf 109 F-0.
8 ноября 1940-го верховное командование люфтваффе начало перевооружение на новые истребители, получившие среди германских пилотов прозвище «Фридрих». Но летчики неохотно пересаживались на новые машины. Их основным недостатком было слабое вооружение. Минутный залп, по сравнению с Bf 109Е, уменьшился почти вдвое со 157,4 кг/мин до 86,4 кг/мин.
В это время в Германии началось производство дополнительных комплектов вооружения и оборудования, так называемых «Rustsatze». В отличие от «Umrust Bausatze», которыми оборудовались самолеты только на заводах, «Rustsatze» могли ставиться техническим персоналом непосредственно в полевых авиаремонтных мастерских, прямо на фронте. На самолетах, оборудованных этими комплектами, к порядковому номеру версии добавлялась литера «R> с номером, соответствующим данному набору. Для Bf 109F были разработаны следующие комплекты «Rustsatze»:
1— подфюзеляжныи бомбодержатель ЕТС500/IXЬ, для подвески бомбы весом до 250 кг;
2— подфюзеляжныи бомбодержатель ETC50/VIIId для подвески четырех бомб весом до 50 кг каждая;
3— подфюзеляжный, смещенный от оси симметрии самолета на 40 мм, пилон ЕТС503 для подвески сбрасываемого топливного бака, объемом 300 л;
4— подфюзеляжный бомбодержатель для подвески восьми бомб, весом до 10 кг каждая;
5— фотокамера Rb20/30, установленная в фюзеляже, позади бензобака;
6— две крыльевые кассеты, каждая для четырех неуправляемых ракет Er.GZ65, калибра 73 мм;
7— две подкрыльевые пушки MG 151/20 калибра 20 мм, с боезапасом по 120 снарядов на ствол;
8— фотокамера Rb 50/30 или Rb75/30, установленная в фюзеляже, позади бензобака.
Впрочем, не все это вооружение и оборудование успешно прошло испытания и использовалось пилотами в частях люфтваффе. Так, на истребителях Bf 109F использовались только комплекты Rl, R3, и R7.
Вскоре на вооружение истребительных частей люфтваффестал поступать BA09F-2. Основным его отличием от версии F-1 была установка вместо MGFF/M новой авиапушки MG-151/15 калибра 15,1 мм, с боезапасом 200 снарядов, и несколько измененная форма ниш шасси. В феврале 1941 года было принята решение увеличить вьптусх новых истребителей, и в следующем месяце к прозводству Bf 109F-2 подключили завод «Эрла» в Лейпциге.
В первых числах марта BA09F-2 стали поступать на вооружение. А 1 апреля немецкий ас подполковник Адольф Галланд одержал победу на новом истребителе. Он вылетел на «свободную охоту» и над южной Англией сбил «Спитфайр». 15 апреля — еще три. 16 апреля майор Мельдерс на новом самолете сбил «Харрикейн» и «Спитфайр», доведя свой боевой счет до 65 побед.
Первый F-2 немцы потеряли только 8 мая 1941-го. Самолет был сбит над Англией, пилот спасся на парашюте и попал в плен.
Главным недостатком Bf 109F-2 было слабое вооружение. Малый калибр пушки MG151 вызвал дальнейшее снижение веса минутного залпа до 65,8 кг/мин. Больше всех по этому поводу воз.\гущался подполковник Галланд. В середине 1941 года он получил с завода персональный самолет Bf 1Q9F-2/U1 с усиленным вооружением, состоящим из двух крыльевых пушек MGFF и двух фюзеляжных пулеметов MG131 калибра 13,1 мм. Малоэффективная пушка MG151/15 быладемонтирована. Вес минутного залпа увеличился до 205,3 кг/мин. Такой же самолет построили для майора Мельдерса, но он отказался в пользу более маневренного стандартного варианта.
Летом 1941 года в Германии прошел испытания Bf 109F-2/Z, отличавшийся от обычного установкой устройства GM1 (впрыск закиси азота в цилиндры) и нового маслорадиатора. Небольшое количество этих машин было направлено в Северную Африку.
Учитывая пожелания пилотов люфтваффе об усилении вооружения, был построен Bf 109F-3. На него установили двигатель DB 60IE-1, а пушку MG 151/15 заменили обратно на MGFF/M. Но эта версия не пошла в серию, так как уже был готов новый Bf 109F-4. В июне авиационные заводы Германии приступили к его выпуску. На самолете стоял двигатель DB 60IE-1, новое вооружение из двух синхронных пулеметов MG17 и пушки MG 151/20, калибра 20 мм. Боезапас остался прежним — по 500 патронов на пулемет и 200 снарядов на пушку. Вес минутного залпа возрос до 106,2 кг/мин. Пушка MG 151/20 отличалась от MG 151/15 только калибром и более длинным стволом. Все остальное, включая даже звенья ленты, оставалось прежним. Ствол пушки легко менялся одним человеком в полевых условиях. Внешним отличием версии F-4 от F-2 была установка «брикета» из двух 8-мм бронестекол в металлической раме, который крепился на четырех болтах к козырьку фонаря кабины пилота.
В то время, когда Bf 109F-2/Z поступили на вооружение, начались испытания аналогичного по оборудованию BH09F-4/Z. Но несмотря на хорошие летные данные, самолетами этой версии вооружили только один полк.
Тем временем на всех фронтах шло ускоренное перевооружение на Bf 109F-4. Новый истребитель оказался довольно грозным оружием в руках опытных пилотов. За август 1941 года летчики двух полков уничтожили в воздушных боях 98 истребителей «Спитфайр» и 10 «Харрикейнов», потеряв всего 10 машин. Еще большие неприятности приносили англичанам постоянные налеты истребителей-бомбардировщиков. Особенно страдал от них флот. До 26 июля 1941 года только одна эскадрилья под командованием лейтенанта Ф.Лисендаля, вооруженная Bf 109F-4/Z, потопила в Ла Манше двадцать кораблей общим тоннажом 63000 тонн.
Теперь посмотрим, как обстояли дела на Восточном фронте.
К моменту нападения на Советский Союз немцы сосредоточили здесь около тысячи истребителей Bf 109, из которых 778 были боегоговыми. Из этого количества 509 самолетов — модификации «F* (всего на фронт поступило 593 таких машины). Таким образом, именно Bf 109F и составили основной костяк истребительных групп люфтваффе. Советские же летчики к этому моменту еще не знали о появлении нового немецкого истребителя, полагая, что их главным противником является Bf 109 Е.
В действительности же 22 июня на советско-германском фронте имелось лишь 110 боеготовых истребителей Bf 109Е (Ё-8 и Е-7) и еще 159 истребителей-бомбардировщиков Bf 109Е-7. Новейшие же «мессера» с круглыми законцовками крыла и облагороженным фюзеляжем принимались нашими летчиками за мифические Хейнкели Не-113, силуэты которых давались в каждом справочнике-пособии летчикам и бойцам ПВО.,
22 июня в 04 ч. 45 мин. обер-лейтенант В.Даль открыл счет сбитым самолетам. На своем Bfl09F-2 он вылетел на прикрытие бомбардировщиков Ju87, нанеспгих удар по аэродрому под Львовом. С аэродрома успел подняться только один И-16, но от пушечной очереди «Мессершмитта» он взорвался в воздухе. В тот же день гауптманн Вильк в двадцатиминутном бою уничтожил три И- 15бис. До 30 июня пилоты Мельдерс, Иоппен и Бар одержали по тать побед. К этому времени на севере России 54-й авиаполк уничтожил 65 самолетов, потеряв лишь 1.
В начале 1942 года Bf 109F-4 стали поступать в Северную Африку. Одним из первых новый самолет получил обер-лейте-нант Ганс-Йоахим Марселль, 3 июня 1942 года он в одиннадцатиминутном бою сбил пять истребителей «Томахоук», увеличив тем самым свой боевой счет до 70.
Летом 1941 года на базе истребителя Bf 109F-2 была построена разведывательная версия Bf 109F-5. На самолете стоял двигатель DB60IN-1 с устройством GM1. Вооружение сократили до двух пулеметов МОП, а в фюзеляже, за бензобаком, разместили фотокамеру Rb50/30. Для увеличения радиуса действия на Bf 109F-5 установили под фюзеляжем пилон ЕТС503 для подвески 300-литрового сбрасываемого топливного бака.
В конце 1942 года Bf 109F-5 с демонтированными фотокамерами поступили в специальные подразделения, созданные для борьбы со скоростными бомбардировщиками «Москита».
Еще одним разведчиком, также созданным летом 1941 года, стал Bf 109F-6, разработанный на базе истребителя Bf 109F-4. На нем стоял двигатель DB60IE-1, фотокамера Rb75/30, пилон ЕТС503, а также блок из двух лобовых бронестекол. Вооружение было аналогично Bf 109F-5. Самолеты этой версии выпускались в очень ограниченном количестве.
Специально для командиров 26-го и 1-го авиаполков А. Галланда и В.Осэй построили два экземпляра истребителя Bf 109F-6/U1. С них сняли фотокамеры, а вооружение усилили двумя крыльевыми пушками MGFF. Блок из двух лобовых бронестекол заменили одним стеклом из прозрачной 12-мм брони, которое стояло непосредственно в козырьке фонаря кабины.
18 ноября 1941 года полковнику Таиланду удалось опробовать новую модель в бою. Он одной полугорасекундной очередью сбил «Спитфайр». От этой очереди (весом в 5,35 кг) английский истребитель развалился в воздухе.
Па Bf 109 F воевали не только немецкие пилоты, но и их союзники. Так, на Восточном фронте действовала эскадрилья,укомплектованная испанскими летчиками-добро-вольцами. Хорваты воевали на Bf 109F-4 с июня 1942 по февраль 1944 года. Кроме того, на Восточном фронте с мая 1943 года действовали двенадцать самолетов Bf 109F-4 из состава 150-й истребительной группы итальянских ВВС, а также венгерская истребительная эскадрилья.
Необходимо упомянуть еще об одном применении Bf 109F — использовании версии F-4 в качестве состав.тяющей части планирующей бомбы — начиненного взрывчаткой Ju88.
Карьера Bf 109F как основного истребителя люфтваффе длилась не очень долго. Весной 1942 года германские истребительные части начали перевооружение на новые Bf 109G.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bf109F-1 | Bf 109F-4 | |
Размах крыла, м | 9,92 | 9,92 |
Длина самолета, м | 8,85 | 8,94 |
Высота самолета, м | 2,6 | 2,6 |
Площадь крыла, м2 | 16,2 | 16,2 |
Двигатель | DB 601N | DB 60IE |
Мощность двигателя, л.с. | 1175 | 1350 |
Взлетная масса, кг | 2750 | 2980 |
Скоросгь макс, км/ч | 630 | 635 |
Потолок, м | 12000 | 11600 |
Дальность полета, км | 710 | 650 |
Вооружение: | ||
пушки | 1xMGFF/M | 1xMG-151/20 |
пулеметы | 2xMG17 | 2xMG17 |
Александр Павлов,
Крылья Родины № 8'1994