ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Система дальнего перехвата Ту-128

Ту-128
посмотреть галерею

В конце 50-х годов по мере насыщения ПВО зенитно-ракетными комплексами перед руководством страны встал вопрос о наиболее рациональном их сочетании с истребительной авиацией. Наземные радиолокационные станции могли обнаруживать и сопровождать цель на расстоянии до нескольких сотен километров. Радиус действия зенитных ракет был значительно меньше. Это снижало эффективность комплекса. При использовании в качестве средств поражения истребителей-перехватчиков, вооруженных ракетами класса «воздух-воздух», можно было уничтожать цели на значительно большем расстоянии от охраняемых объектов.

В 1958 г. в СССР приняли на вооружение комплекс перехвата воздушных целей Су-9-51 на базе перехватчика Су-9, несущего четыре управляемых снаряда РС-2УС. Он имел существенный недостаток — ограниченную дальность действия. Именно поэтому в том же году вышло постановление Совета Министров СССР о разработке нового комплекса для перехвата стратегических бомбардировщиков В-52 «Стратофортресс» («Крепость в стратосфере») на дальних рубежах. Для выполнения этого задания нужно было спроектировать новые самолет-носитель, мощную бортовую РЛС и ракеты «воздух-воздух», способные поражать цель на расстоянии до 20—40 км от носителя.

Особенности перехватчика такого класса — габариты и вес — существенно отличали его от обычных истребителей. Он не предназначался для воздушного боя и имел единственную цель — в качестве составной части комплекса быть носителем и пунктом управления ракет. Поэтому задание на проектирование самолета дали не «истребительным» КБ А. И. Микояна, А. С. Яковлева и П. О. Сухого, а ОКБ А. Н. Туполева, обладавшему большим опытом в создании тяжелых машин.

К работе над Ту-28 приступили в том же 1958 г. Главным конструктором по теме назначили И. Ф. Незваля. Радиолокационный прицел РП-С («Смерч») разрабатывало КБ Ф. Ф. Волкова, а ракеты дальнего действия К-80 — КБ М. Р. Бисновата. Весь комплекс получил общее обозначение Ту-28-80.

Прототипом для самолета послужил опытный фронтовой бомбардировщик «98», выпущенный в 1956 г. и использовавшийся (после закрытия Н. Хрущевым целого ряда тем в авиационных конструкторских организациях) как летающая лаборатория для исследования устойчивости, управляемости и прочности на трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях. Новая машина имела много общего с прототипом — примерно те же габариты, конфигурацию и вес. Силовую установку также отработали на «98». Но два двигателя АЛ-7Ф конструкции А. М. Люльки, стоявших на бомбардировщике, заменили на более мощные АЛ-7Ф-2 с тягой 10000 кге на форсаже. Боковые воздухозаборники несколько изменили по форме и увеличили по площади сечения. Экипаж сократили с грех до двух человек — летчика и штурма на-опера-тора.

Опытный экземпляр Ту-28 начали строить в декабре 1959 г., а к лету самолет был готов. Доработки шли еще полгода: устанавливали недостающее оборудование. А в конце января 1961 г. машину передали на заводские испытания. Первая рулежка состоялась 27 февраля. 18 марта экипаж в составе летчика-испытателя М. В. Козлова и штурмана К. И. Малхасяна совершил на Ту-28 первый полет. Параллельно с испытаниями носителя дорабатывали ракеты и РЛС «Смерч».

Летом 1961 г. новый тяжелый перехватчик решили показать на авиационном празднике в Тушине. Машина удивила не только зрителей, но и многочисленных зарубежных специалистов. Большие размеры самолета и двух ракет (это были макеты), а также огромный обтекатель под фюзеляжем, воспринимаемый как РЛС (под ним скрывалась обычная контрольно-записываюцая аппаратура для испытаний), позволили однозначно определить назначение — дальний перехватчик. В НАТО ему присвоили название «Fiddler» («Скрипач»).

Совместные испытания с заказчиком, которые начались в марте 1962 г., уже проводились на двух машинах и закончились в июле 1964-го. За это время приказом министра обороны самолету дали новое название — Ту-128.

На испытаниях возникло много проблем по вооружению и другим системам. В сентябре 1962 г. с Ту-128 была сбита ракетой первая воздушная цель — радиоуправляемая мишень Ил-28М. Предполагалось, что войсковые испытания пройдут в обшей сложности 10 машин, но в конце концов к перехватчику подошли с «бомбардировочными» мерками — ограничились пятью самолетами.

30 апреля 1965 г. комплекс дальнего перехвата воздушных целей под новым обозначением Ту-128С-4 приняли на вооружение ПВО, а в октябре следующего года первый Ту-128 прибыл в боевую чаегь. Лстчикам-истребителям не просто сгало осваивать новую машину. Потребовался учебно-тренировочный самолет на базе именно Ту-128, хотя первое время обходились машиной для обучения штурманов — Ту-124Ш. В 1966 г. приняли решение строить «спарку», хотя этот термин не совсем подходил для трехместного Ту-128УТ. Вместо РЛС носовую часть фюзеляжа оборудовали кабиной инструктора, напоминавшей клюв пеликана. Из-за отсутствия станции под крылом подвесили макет ракет.

Большим недостатком «спарки» был исключительно плохой обзор из кабины инструктора из-за малого остекления фонаря и клинообразной конструкции козырька. Впоследствии этот недостаток учли при создании учебно-тренировочных вариантов перехватчика МиГ-25.

Первые Ту-128УТ переоборудовали из серийных боевых машин. а в самом конце серийного производства все же выпустили небольшое число «спарок». у

Еще в процессе испытаний предаю лага лося модернизировать носитель и систему вооружения. Двигатели ^ЧЛ-7Ф-2 фланировали заменить на ВД-19 конструкции Добрынина или даже РД36-41, которые проектировались для самолета Т-4 («100») ОКБ П. О. Сухого (см. «КР» 2-91). Дорабатывали усовершенствованный локатор РП-СА («Смерч-A») и ракеты К-80, которые в серии получили обозначение Р-4Р и Р-4Т в зависимости от способа наведения. Новая машина должна была называться Ту-128А.

В середине 60-х годов двигатели ВД-19 установили на один из серийных самолетов, для чего расширили хвостовую часть фюзеляжа. d целью повышения путевой устойчивости сделали дополнительные подфюзеляжные гребни. Кроме того, на .этой летающей лаборатории изменили форму обтекателя Носовой части (под РЛС «Смерч-А»).

На испытаниях удалось достигнуть значительно большей скорости, чем у серийных Ту-128, но по ряду причин эту модель строить не стали. Новую станцию решили установить на перехватчике МиГ-25П.

В конце 60-х годов в ОКБ А. Н. Туполева начали работы по новому проекту такого же назначения — Ту-148. Предполагалось, что самолет, оснащенный двумя двигателями РД36-41 и РЛС «Заслон» с фазированной антенной решеткой, будет иметь изменяемую геометрию крыла и вооружение внутри специального закрытого отсека. Масса по сравнению с Ту-128 возрастала на 25%, дальность — почти в 2 раза. Проект был предложен заказчику и получил поддержку командующего авиацией ПВО А. Л. Кадомцева, не раз летавшего на Ту-128.

Новые комплексы перехвата могли бы прикрыть северную границу СССР значительно меньшим числом носителей, тем более, что к этому времени авиация ПВО осваивала групповой метод использования самолетов Ту-128. Однако после трагической гибели Кадомцева новое командование сделало ставку на развитие комплекса на базе МиГ-25П с РЛС «Заслон». В результате в 1975 г. появился опытный двухместный перехватчик МиГ-25МП, а в конце 70-х годов — серийный МиГ-31.

И все-таки Ту-128 удалось модернизировать. Работы, начатые в 1966 г., закончились созданием нового комплекса Ту-128С-4М, который позволял перехватывать маловысотные цели. Самолет Ту-128М оснащался РЛС РП-СМ («Смерч-М») и четырьмя усовершенствованными ракетами (две Р-4РМ и две Р- 4ТМ).

Первый полет нового носителя состоялся 15 октября 1970 г., а весь комплекс испытаний закончился летом 1974 г. К этому времени (в 1971 г.) завершили серийное производство Ту-128. и поэтому вся модернизация была проведена в строю путем доработок самолетов и РЛС. Новый комплекс приняли на вооружение в 1979 г.

Помимо перехватчиков прорабатывали вариант сверхзвукового фронтового бомбардировщика Ту-128Б с бомбовой нагрузкой 4,5 т и радиолокационным прицелом «Инициатива-2», но он не был реализован, так как в это время в ОКБ П. О. Сухого шли работы по проекту Т-6 (Су-24) аналогичного назначения.

Самолеты Ту-128 использовались авиацией ПВО страны до конца 80-х годов, после чего их заменили МиГ-31.

 

 

Ту-128

МиГ-25П

МиГ-31

Год выпуска прототипа

1961

1964

1975

Экипаж, чел.

2

1

2

Тип РЛС

«Смерч»

«Смерч-А» 1хР-15БД-300

«Заслон»

Двигатели

2 к АЛ-7Ф-2

2 х ДЗОФ-6

Тяга на форажс, кгс

2 х 10000

2 2 х 11 200

2x 15 500

Длина самолета, м Размах крыла, м

30.06

22,3

22,688

17.53

14,1

13,464

Площадь крыла, м2

96.94

61,9

—

Масса пустого, кг

25960

—

—

Максимальная полетная масса, кг

43000

41000

46 200

Максимальная скорость.

1665

3000

3000

км/ч

Практический потолок, м

(с ракетами) 1910

(без ракет) 15 600

22000

 

Рубежи перехвата, км Дальность, км

600—965

—

3000

2565

1285

Разбег, м

1350

1250

1200

Пробег, м

1050

800

800

Вооружение:

пушечное

ракетное

2 х Р-4Р

2 х Р-40Р

1 х 23 мм 4 х Р-33

2 х Р-4Т

2 х Р-40Т

2 х Р-40 или

4 х Р-60

 

 

 

Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128Система  дальнего перехвата Ту-128
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • ЗРК Куб
  • Мирный прорыв через океаны (Ту-114)
  • Необыкновенная история Ту-144
  • Первые самолёты Павла Сухого (Су-1)
  • Фронтовой бомбардировщик Ил-28
  • МиГ-19. На пути к сверхзвуку
  • Рубеж-перехвата-Москва (тяжёлый перехвватчик Пе-3)
  • Из досье "Русского медведя" (стратегический бомбардировщик Ту-95)
  • Правда о МиГ-25. (тяжёлый высотный перехватчик ОКБ Микояна)
  • Тяжёлые МиГи (тяжелые перехватчики ОКБ Микояна)
  • Не копия, а аналог (о самолёте Ту-4)
  • Тайна чёрных дроздов (Разведчик Lockheed SR-71 Blackbird)
  • Всепогодный и ракетонносный первенец (перехватчик МиГ-17ПФУ)
  • Пилотируемая ракета (сверхзвуковой перехватчик Су-15)
  • В разведку - на бомбардировщике (бомбардировщик Ту-2)

Случайные статьи

Подводная лодка К-162 проекта 661 "Анчар"

Подводная лодка К-162 проекта 661 "Анчар"

Ракетно-ядерный убийца B-58 Hustler

Сверхзвуковой бомбардировщик B-58 Hustler

Основной боевой танк ABRAMS

Основной боевой танк ABRAMS

Советы по моделированию тяжёлого танка Т-10М

Тяжёлый советский танк Т-10М

Основной танк Т-80

Основной танк Т-80

Английские "Фантомы" (Модификации Phantom FG.1/2 и FGR.1/2)

Phantom

Рубеж-перехвата-Москва (тяжёлый перехвватчик Пе-3)

Пе-3

Штурмовик A2D Skyshark

Штурмовик A2D Skyshark

Дальний бомбардировщик Avro Lancaster

Avro Lancaster

Американская гончая для Британской Армии (бронеавтомобиль Staghound)

бронеавтомобиль Staghound

Фридрих, сын Эмиля (Истребитель Messerschmitt Bf 109F)

Messerscmitt Bf 109F

Главный аргумент Саддама (оперативно-тактический ракетный комплекс Scud)

Scud

Аэрокобра P-39

P-39 Аэрокобра

От Беарна до Клемансо (авианосцы Франции)

Авианосец Шарль "де Голль"

Система дальнего перехвата Ту-128

Ту-128
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Система дальнего перехвата Ту-128

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика