Совещание заканчивалось. Характеризуя сложившуюся обстановку, Верховный Главнокомандующий отметил, что фашистские войска стремительно продвигаются в глубь нашей территории. Главная их цель — Москва. Видимо, скоро следует ожидать налетов гитлеровской авиации на столицу. Однако пропускать бомбардировщиков к -городу нельзя. Необходимо срочно привести в боевую готовность и усилить все средстве ПВО — зенитную артиллерию, аэростаты заграждения» прожекторные установки, а также истребительную авиацию. Особо было подчеркнуто, что авиаконструктору В. М. Петлякову надо срочно переоборудовать пикирующий бомбардировщик Пе-2 в истребитель, способный встречать и уничтожать бомбовозы люфтваффе на дальних подступах к столице.
Такой поворот дела не застал врасплох Владимире Михайловича, поскольку Пе-2, прежде чем стать пикирующим бомбардировщиком, был высотным истребителем ВИ 100, обладавшим к тому же и большой дальностью полета. «Сотка» предназначалось для уничтожения бомбардировщиков врага, прорвавшихся на высоте в наш глубокий тыл. Тяжелый истребитель имел герметичную кабину.
Однако изучение предвоенной авиационной техники гитлеровской Германии показало, что главную ударную силу люфтваффе составляют не высотные бомбовозы, а пикировщики, способные точно поражать цели.
Таким образом, необходимость в высотном истребителе отпала, но тем острее встал вопрос о создании для нашей ударной авиации пикирующих бомбардировщиков. Их было решено сделать на базе «сотки», поскольку зта , цельнометаллическая двухмоторная машина имела хорошую грузоподъемность, высокую скорость и завидную даже для истребителя прочность. Именно так накануне войны появился Пе-2. . Но уже в самом начале войны пришлось вспомнить об истребительном прошлом пикирующего бомбардировщику В августе 1941 года новый перехватчик, названный Пе-3, прошел испытания, и до комц» 1941 года фронт получил около 206 таких машин. Доработки свелись к минимуму: установили стрелковое вооружение и дополнительный бензобак, убрели третье кресло — стрелка-радиста и оборудование его кабины, сняли тормозные решетки.
Параллельно работали над улучшением машины, и через некоторое время без какой-либо приостановки производства с конвейере ссели сходить модифицированные Пе-3 бис с усиленным пушечным вооружением, автоматическими предкрылками -и броневой защитой экипажа. Наращивались и темпы выпуска дальних истребителей.
Однако в сентябре — октябре сложившаяся обстановка потребовала более скоростных и маневренных, чем Пе-3, машин. Рубежом перехвате стала сама Москве. Более эффективными оказались легкие истребители МиГи, ЛаГГи и Яки. Ну а на долю Пе-3 оставалось нанесение бомбовых ударовг штурмовке вражеских боевых порядное, сопровождение бомбардировщиков на задания.
Самой крупной операцией, в которой самолеты Петлякова участвовали в качестве истребителей, стала выброска десятитысячного воздушного десанта в районе Вязьмы. Это был один из кульминационных моментов битвы зе Москву. Пе-3 сопровождали транспорты ТБ-3 и ПС-54, прикрывали с воздуха район десантирования, осуществляли разведку и связь с наземными войсками, поддерживали атакующих бомбовыми ударами. Вражеская авиация так и на смогла оказать противодействие десанту, а Пе-3 продемонстрировав все свои лучшие качестве: большую дальность и продолжительность полета, эффективность пушечного и бомбового вооружения.
После поражения под Москвой гитлеровцы отказались от массированных налетов не город. Отпала необходимость в серийном выпуске Пе-3.
Справедливости ради следует отметить, что Пе-3 был далеко не идеальным истребителем. Значительные габариты и масса самолета сводили на нет все преимущества двухмоторной компоновки.
В предвоенные годы авиаконструкторы многих стран предпринимали неоднократные попытки создать двухмоторные истребители. Одним из них был самолет №22 — детище ОКБ А. С. Яковлева. Он имел минимальные габариты и массу, развивал скорость до 567 км/ч — своеобразный всесоюзный рекорд для 1939 года. Истребительный вариант — И-29 имел простую и технологичную конорукфяо и собирался е основном из сибирской сосны, березовой фанеры и стальных труб, И тем не менее И-29 по своим характеристикам ничуть не уступал цельнометаллическому Пе-3.
К сожалению, И-29 в серию не попал. Его попробовали превратить в бомбардировщик, но из типичного истребителя хорошего бомбардировщике не вышло.
Попытки создания двухмоторного истребителя, однако, ие прекращались. В предвоенные годы такие машины проектировались практически во всех наших ведущих КБ. Целая серия двухмоторных истребителей разрабатывалась коллективом А. Н. Туполева. К числу наиболее оригинальных машин этого КБ можно отнести ДИП, вооруженный 75-мм динамореакгиеной пушкой. Многометровое (более 13 м) орудие вместе с выхлопной трубой занимало практически весь его фюзеляж.
В годы войны в ОКБ А. И. Микояна создали две варианта двухмоторного истребителя ДИС. Но самая красивая машина этого класса появилась е конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова. ТИС — так назывался этот тяжелый истребитель, который по своим характеристикам был очень близок к американскому двухмоторному истребителю «Лайтнинг».
«Лойтнинг» — пример американской концепции истребителя, предназначенмого исключительно для сопровождения бомбардировщиков. Относительно слабое его вооружение оказалось эффективным лишь в борьбе с перехватчиками. Зато машина обладала большим радиусом действия, что было использовано при массированных бомбардировках Японских островов. Его двигатель был снабжен нагнетателем, позволявшим мотору «не задыхаться» на больших высотах.
Таким образом, конструкция двухмоторного истребителя определялась стратегией и тактикой применения авиации: в США основу истребительного парка составляли самолеты, предназначенные для сопровождения бомбардировщиков, а в Германии строились истребители совершенно иного типа...
Основной двухмоторный истребитель фашистской Германии Ме-110 был типичным порождением агрессивной гитлеровской стратегии.
В начале второй мировой войны, когда самолеты люфтваффе безраздельно господствовали над территорией европейских стран, сотни Ме-110 постоянно барражировали в воздухе, наводя панику на мирное население. Самолеты-бандиты набрасывались на любые воздушные и наземные цели.
Советские летчики уже в первые месяцы войны разработали и немедленно применили весьма эффективную тактику борьбы с этими самолетами. Используя плохую маневренность и ограниченную скороподъемность Ме-110, пилоты наших МиГов увлекали фашистских летчиков на высоту 5—6 тысяч метров, где летные качества советских машин ока» зывались значительно лучшими. Когда скорость Ме-110 падала, МиГи делали классический ранверсман и в упор расстреливали врага. Автор этого приема — майор К. Груздев — одержал к тому времени 19 побед.
Впоследствии, когда начались крупномасштабные налеты союзной авиации на города Германии, Ме-110 был переоборудован в перехватчик: на нем усилили пушечное вооружение и установили радиолокатор.
Развитие радиолокационной техники вызвало второе рождение двухмоторных истребителей, поскольку для размещения антенн РЛС требовалась свободная от металла носовая часть фюзеляжа. К тому же первые радиолокаторы имели значительную массу, и для их обслуживания на самолете был необходим второй член экипажа — оператор. В Америке в годы войны радиолокаторами оборудовались самолеты «Лайтнинг» и «Твин Мустанг».
В Англии РЛС стояла на бомбардировщике «Москито», переоборудованном в ночной перехватчик, и на истребителе «Бофайтер». Эти машины защищали Британские острова от фашистских бомбардировщиков и самолетов-снарядов Фау-1.
Именно благодаря проникновению в авиацию радиолокаторов получил второе рождение и истребитель Г1е-3. В 1943 году его серийный выпуск возобновился. Оснащенные радиолокационной аппаратурой, Пе-3, ставшие ночными перехватчиками, долгое время входили в систему ПВО Москвы.
Однако на советско-германском фронте двухмоторные истребители не нашли широкого применения. Основная тяжесть боевой работы легла на фронтовую авиацию — бомбардировщики, штурмовики — и на фронтовые истребители.
Пе-Збис — ДВУХМОТОРНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
По конструкции этот самолет был цельнометаллическим, воплощавшим многолетний опыт ОКБ А. Н. Туполева, где долгое время работал В. М. Петляков.
Крыло истребителя — двухлонжеронное — состояло из двух съемных консолей м центроплана. Аэродинамически оно было скомпоновано в ЦАГИ аэродинамиком Ф. Г. Глассом. Профиль крыла Пе-S имел характерную особенность — острый носок, что, по мнению Гласса, гарантировало машине высокую скорость. Однако дальнейшее исследование показало, что это вызывало преждевременный срыв потока при полете с малой скоростью на больших углах атаки. Самолет получился очень «строгим* на посадке: малейшее перетягивание ручки грозило катастрофой. Долгое время считалось, что такова естественная плата за высокую скорость, присущую мвшиие, чуть ли не свойство всех быстроходных самолетов. И если к «строгости» бомбардировщика Пе-2 па посадке летчики в конце концов привыкли, то для более маневренного истребителя Пе-3 подобная «норовистость» была совершенно недопустимой. Поэтому Пе-Збнс оборудовали предкрылками, которые несколько затягивали срыв потока на больших углах атаки. Это в какой-то мере улучшило маневренность истребителя.
Помимо автоматических предкрылков, крыло снабжалось щелевыми посадочными щитками. В корневых частях консолей размещались водяные радиаторы моторов. Центроплан и средняя часть фюзеляжа конструктивно были связаны в единый узел.
Фюзеляж типа полумоиокок состоял из трех частей. Продольный его набор включал в себя четыре лонжерона и стрингеры, поперечный — штампованные из листового дюралюминия шпангоуты. Обшивка (дюралюминий) крепилась к каркасу заклепками «впотай». Полотно использовалось лишь при обтяжке рулей и элеронов.
Стабилизатор машины — двухлонжеронный. Он состоял из двух симметричных половин, состыкованных по оси самолета.
Кили-шайбы разнесенного вертикального оперения крепились на концах стабилизатора. На Пе-2 и Пе-3, как и на большинстве тяжелых самолетов того времени, при заходе на посадку эффективности рулей высоты не хватало для балансировки машины. Имеино поэтому в яолетс можно было изменять угол установки стабилизатора с помощью элехтромеханнзма. Кроме того, на самолете имелись дистанционные электромеханизмы для управления триммерами рулей и элеронов, посадочными щитками и створками радиаторов.
Шасси — убирающееся, двухстоечной схемы, с масляно-пневмати-ческой амортизацией. Колеса 900X300 мм оборудовались пневматическими тормозами. Уборка и выпуск шасси осуществлялись с помощью гидросистемы. Костыль самоориентирующийся с колесом 470X210 мм.
Силовая установка Пе-Збис состояла из двух двигателей М-105П с воздушными винтами ВИ111-61 Б. Экипаж состоял из двух человек — пилота и штурмана.
Пе-3бис. на чертеже:
1 — пулеметы УБ калибра 12,7 мм, 2 — бензобаки, 3 — пулемет ШК.АС калибра 7,62 мм, 4 — контейнер с авиационными гранатами, 5 — нушка ШВАК калибра 20 мм, б — воздухозаборники карбюратора, 7 — маслорадиатор, 8 — маслобак, 9 — водяной радиатор, 10 — створки бомболюк» в мотогоядсше, 11 — узлы навески рулей, 12 — гидроподъемники шасси и костыля, 13 — механизмы закрытия створок шасси и костыля, 14 — «ломающийся> подкос шасси, 15 — амортизаторы шасси и костыля, 18 — синхронизированные винтовые домкраты управления закрылками (но два па каждый закрылок), 17 — внутренняя створка отсека костыля, 18 -— аэродинамические компенсаторы пулеметной установки, 19 — узлы навески элерона, 20 — входной люк.
|
Пе-Збнс |
Ме-110 Ж-2 |
сЛайт- иииг» П-38 |
ТИС-А |
И-29 |
Размах крыла, м |
17,16 |
16,23 |
15,86 |
15,5 |
14,0 |
Длина самолета, м |
«2,7 |
12,07 |
11,53 |
11,7 |
10,18 |
Площадь крыла, м1 |
40,5 |
38,4 |
30,5 |
34,85 |
28,4 |
Мощность моторов, л. с. |
2X1100 |
2X1065 |
2X1425 |
2X1400 |
2X960 |
Взлетным вес, кг |
8040 |
0750 |
8900 |
7840 |
5023 |
Скорость, км/ч На высоте, м |
530 5300 |
530 4550 |
644 7620 |
635 7400 |
567 5100 |
Дальность полета, км |
2150 |
1400 |
2660 |
1720 |
1050 |
Время набора высоты 5000 м, мин |
9,65 |
7,4 |
7,0 |
7,3 |
6,2 |
Потолок, м |
9100 |
10 000 |
II 950 |
10 230 |
И 800 |
Вооружение: пушечное, колич. X калибр, мм пулеметное, колич. X алибр, мм бомбовое, кг |
1X20 3X12,7, 1X7,62 до 700 |
2Х20 5X7,92 |
1X20 4X12,7 |
2X20 4X7.62 2X12,7 до 1000 |
2X20 2X7,62 |