ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Мирный прорыв через океаны (Ту-114)

Ту-114
посмотреть галерею

Успешный ход работ по самолету Ту-104, передача в серийное производство межконтинентального бомбардировщика Ту-95 позволили ОКБ-156 приступить к проектированию на его базе межконтинентального пассажирского лайнера, получившего в ОКБ порядковый номер «114», а впоследствии и официальное обозначение Ту-114. По предложению А.Н. Туполева, теперь все пассажирские машины, разработанные в ОКБ, должны были иметь в последней цифре своего шифра «четверку».

Работы по проекту развернулись в мае 1955-го, а 12 августа вышло Постановление Совмина №1561-868, ставшего основанием для официального начала работ по созданию «дальнего пассажирского самолета Ту-95П». Как и в случае с Ту-104, при переходе от Ту-95 к самолету «114» последний становился низкопланом. Соответственно изменялась конструкция центроплана, фюзеляж с пассажирской герметической кабиной большего диаметра проектировался заново. Крыло, основные стойки шасси, хвостовое оперение, силовая установка и многие элементы оборудования в основном оставались прежними. Изменялась конструкция закрылков и носовой стойки шасси.

В ходе предварительного проектирования в бригаде Б.М. Кондорс-кого определили оптимальные массово-геометрические параметры и варианты компоновок с целью достижения максимального экономического эффекта при эксплуатации самолета. Одним из первых вариантов рассматривался фюзеляж диаметром 6,2 м, рассчитанный на размещение на верхней палубе герметической кабины до 200 человек. При этом в одном ряду устанавливалось по 8 кресел. На нижней палубе размещался грузовой отсек.

К проектированию подобных лайнеров, приспособленных для эффективного использования при различных сочетаниях пассажирских и грузовых потоков на авиалиниях, ведущие самолетостроительные фирмы подошли только через 15-20 лет. К сожалению, уровень технологии производства авиационных заводов тех лет не позволял сделать достаточно легкую конструкцию герметического фюзеляжа такого большого диаметра с требуемыми запасом прочности и ресурсом, поэтому решили перейти в фюзеляжу диаметром 4,2 м, с двухпалубной компоновкой. На нижней палубе оставили уменьшенные грузоотсеки и кухню. Приготовленные блюда подавались на верхнюю палубу по специальному подъемнику. Сохранив принцип «багаж при себе», роднивший проект с будущими широкофюзеляжными самолетами, отказались от встроенных фюзеляжных трапов, перейдя на обычные боковые двери.

Летом 1957-го опытный Ту-114 «Россия» перевезли на территорию летно-испытательной и доводочной базы ОКБ. 15 ноября экипаж летчика-испытателя А.П. Якимова совершил на нем первый полет. Спустя год из цехов завода № 18 вышел первый серийный самолет Ту-114. Его испытания проводил экипаж летчика-испытателя И.М. Сухомлина, имевшего большой опыт полетов на Ту-95. В этих полетах также участвовали летчики-испытатели В. Добровольский, И.К. Ведерников, штурман-испытатель К.И. Малхасян и другие.

Три года ушло на различные доводки и испытания. За это время выявили 175 дефектов. Много это или мало? Для сравнения скажем, что в ходе аналогичных работ по Ан-10 обнаружили дефектов в четыре раза больше. В июле 1960-го завершились госиспытания серийного Ту-114. С октября 1960-го по март 1961-го самолет проходил эксплуатационные испытания, а 24 апреля 1961 года был совершен первый пассажирский рейс по маршруту Москва-Хабаровск. Ту-114 вышел на трассы Аэрофлота, став на многие годы его флагманом.

Всего до 1965-го на заводе в Куйбышеве построили 31 самолет, выпускавшийся в вариантах на 170 и 200 пассажирских мест. В ходе эксплуатации машины переоборудовались сначала в 200, а затем и 220-ти местные, обновлялось их пилотаж-но-навигационное оборудование.

Ту-114 до 1976 года с успехом эксплуатировался на внутренних и международных линиях Аэрофлота. Один из самых экономичных самолетов, использовавшийся на трассах большой протяженности, он расходовал 34 г топлива на пассажиро-километр. За 15 лет эксплуатации «114-е» совершили около 50000 полетов, перевезя 6 млн. пассажиров. Самолет показал себя как исключительно надежная машина, хотя без аварийных ситуаций не обходилось. Но катастрофа случилась только одна и та на земле. В 1966-м предстоял технический рейс в Бразилию. В условиях ограниченной видимости самолет на взлете при скорости 275 км/ч столкнулся со снежным сугробом...

С Ту-114 ГВФ начал активное освоение дальних и сверхдальних международных маршрутов. Еще в 1959-м на опытном лайнере осуществили полет Н.С. Хрущева в США. 10 июля 1962 г. был выполнен технический рейс в Гавану с промежуточной посадкой в Конакри, однако полеты по этому маршруту из-за блокады США «острова Свободы» пришлось прекратить. В дальнейшем регулярные полеты на Кубу проходили через Северную Атлантику с промежуточной посадкой на аэродроме Оленья под Мурманском. В том же году часть «114-х» оснастили дополнительными топливными баками (на нижней палубе). При сокращенном числе пассажиров взлетный вес Ту-114Д достиг 182 т. В августе 1966-г начались рейсы в Токио, а через два месяца в Монреаль.

Для сверхдальних рейсов в 19621963 г. г. разрабатывался проект Ту-114А, рассчитанный на перевозку 98-102 пассажиров. В качестве альтернативы Ил-62 прорабатывался вариант Ту-114 с шестью ТРДД НК-8.

В 1961-1962 годах на самолете Ту-114 экипажи летчика-испытателя И.М. Сухомлина и летчика-испытателя А.П. Якимова установили 32 мировых и национальных рекорда дальности, скорости и высоты полета.

Кроме создания пассажирского лайнера, постановлением правительства ОКБ обязывалось проработать вопрос по переоборудованию серийных Ту-95 в десантно-транспор-тные Ту-95ДТ. Рассмотрев возможность подобной модернизации, ОКБ предложило спроектировать на базе Ту-114 полноценный военно-транспортный самолет, получивший обозначение «115» (Ту-115). Разработка велась на основе первоначальных вариантов Ту-114 с фюзеляжем диаметром 6,2 м. Вскоре стало ясно, что создание подобной машины возможно лишь при диаметре фюзеляжа 4,5-4,6 м.

В задней части грузовой негерметичной кабины с усиленным полом проекта «115», занимавшей практически весь объем фюзеляжа, имелся опускающийся трап-аппарель, для загрузки техники. В корме находилась артиллерийская установка с двумя пушками АМ-23 и радиолокационным прицелом ПРС-1. В гермо-отсеке за кабиной экипажа размещалось до 38 солдат. Самолет «115» должен был поднимать до 40 тонн различных грузов, в том числе автомобили ЗИС-151, ГАЗ-63, ГАЗ-69, средний танк Т-54, артиллерийское орудие калибра 152 мм с тягачем AT-С.

Разработка проекта «115» продолжалась до конца 1950-х и прекратилась после принятия решения о создании Ан-22. Тем не менее, на базе Ту-114 продолжали прорабатывать" транспортные варианты. В .1963 г! заказчику представили техническое предложение по однопалубному Ту-114Т. Помимо опускающегося вниз трапа-аппарели на Ту-114Т вводилась поворотная задняя часть -фюзеляжа по типу применявшейся на канадском транспортном самолете CL-44A. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик модернизировалось крыло по типу Ту-114А

В конце 50-х и в начале 60-х годов, наряду с предложениями по самолетам Ту-115 и Ту-114Т, в КБ рассматривались .варианты переделки Ту-114 в транспортно-санитар-ные самолеты Ту-114ТС для перевозки личного- состава и раненых. В десантном варианте самолет должен был перевозить до 297 солдат-десантников на двух герметезиро-ванных палубах, в санитарном варианте - 74-110 носилочных и до 184 сидячих раненых в сопровождении

15 человек медперсонала. Проект не был осуществлен, а серийные Ту-114 до 1968-го, как и все магистральные самолеты Аэрофлота, были укомплектованы приспособлениями для быстрого переоборудования в транспортно-санитарные. Однако вскоре, в связи с насыщением ВТА самолетами АН-12, с целью повышения экономических показателей транспортно-санитарное оборудование сняли.

На базе Ту-114 создан первый отечественный самолет ДРЛО Ту-126. Разрабатывался вариант Ту-114ПЛО с ядерной силовой установкой.

В октябре 1976-го в Хабаровске 200 пассажиров последний раз поднялись на борт Ту-114. По прибытии в Москву машину отбуксировали в дальний угол аэродрома. Выстроившиеся в шеренгу бывшие флагманы Аэрофлота готовились в свой последний путь — в металлолом. Так под одну гребенку уничтожили машины разных лет выпуска и с разным остаточным ресурсом, которые еще могли принести немалую пользу стране.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ

 

 

Ту-114

Ту-115

 

Задано

серийный

проект

Двигатели Длина самолета, м Размах крыла, м Высота, м Площадь крыла, н2 Взлетный вес, кг

4хНК-12

4хНК-12МВ 54,1 51,1 15,5 311,1

4хНК-12М 54,2 52,23 15,75 297

нормальный максимальный Вес коммерч. нагр. макс., кг Скорость макс., км/ч на высоте

Скорость крейс., км/ч на высоте

30000 850 - 950 7000 — 8000 750 - 800 10000—12000

164000 179000 22500 894* 9000 750

156000 40000 850 - 900

Высота полета, м Дальность практическая, км

Длина разбега, м Количество пассажиров, чел. Экипаж, чел.

3500 - 40001 7500 - 80002

170 — 180

7 - 8Э

10000-2000

7000—8000

2400s 170 - 224 5

10000-2000 6500-70006 З000—35007

7

Примечание, l.С. нагрузкой 30000 кг, 2. С нагрузкой Включая обслуживающии персонал. 4. По результата опытной машины, 5. При взлетном весе 171000 кг 6 С наг кг. 7. С нагрузкой 40000 кг.

15500 кг. Э. ч испытаний руэкой 20000

 Владимир Ригмант
Крылья Родины, №10'1997

Мирный прорыв через океаны (Ту-114)Мирный прорыв через океаны (Ту-114)Мирный прорыв через океаны (Ту-114)
в начало статьи

Смотрите также

  • Необыкновенная история Ту-144
  • Разведчик Су-12
  • Первые самолёты Павла Сухого (Су-1)
  • Фронтовой бомбардировщик Ил-28
  • Система дальнего перехвата Ту-128
  • Рубеж-перехвата-Москва (тяжёлый перехвватчик Пе-3)
  • Из досье "Русского медведя" (стратегический бомбардировщик Ту-95)
  • Не копия, а аналог (о самолёте Ту-4)
  • В разведку - на бомбардировщике (бомбардировщик Ту-2)

Случайные статьи

Жертвы обстоятельств (французкий бомбардировщик LeO 451)

французкий бомбардировщик LeO 451

Авианосцы типа Invincible

Авианосцы типа Invincible

Оружие победы ЗиС-3. Часть 1.

76-мм дивизионная пушка ЗиС-3

Боевые восьмиколёсные Пирана и Кодиак

LAV-25

Россомаха и Ахилес (американские САУ M10/M36)

САУ M10/M36

Танк "Тип 98" армии Китая

Танк "Тип 98"

От Беарна до Клемансо (авианосцы Франции)

Авианосец Шарль "де Голль"

Дальний бомбардировщик Avro Lancaster

Avro Lancaster

Боевая Оса

ЗРК "Оса"

Преемники тридцатьчетвёрки (средние танки Т-44)

Средний танк Т-44

Fury с испанским акцентом (истребитель-биплан Hawker Fury)

истребитель-биплан Hawker Fury

Всепогодный и ракетонносный первенец (перехватчик МиГ-17ПФУ)

перехватчик МиГ-17ПФУ

Сломя голову (пикирующие бомбардировщики Junkers Ju-87A)

пикирующие бомбардировщики Junkers Ju-87A

Тяжёлый монитор "Хасан"

Тяжёлый монитор "Хасан"

Ил-102: кто против?

Ил-102
  • Статьи |
  • Гражданская авиация |
  • Мирный прорыв через океаны (Ту-114)

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика