ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Эмили из Аугсбурга (Messerschmitt Bf-109 серии E)

Messerschmitt Bf-109E
посмотреть галерею

Для начала давайте решим, как правильно назывались самолеты Мессершмитта. Дело в том, что они производились на предприятии Bauerishe Flugzeugweike AG и соответственно обозначались «Bf». Но И июля 1938 года предприятие было переименовано в Messerschmitt AG, и выпускавшиеся после этого самолеты получили обазначение (Me 210, Me 309, Me 163, Me 262 и т. д.) Однако «стодевятка» до конца войны сохранила за собой обозначение «Bf».

В 1938 году война в Испании была в самом разгаре. Немецкие пилоты из полка «Легион Кондор», летающие на ВП09В, терпели поражение в боях с модифицированным И -16. Понадобился новый истребитель, с более мощным двигателем и усиленным вооружением. Именно таким стал ВBf 109Е (Emil).

Серийное производство модификации Е началось с опытных экземпляров BH09V-13, V-14, V-15, V-16, V-17, V-18, впоследствии они получили обозначение Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5 и Е-6 соответственно. Их серьезно модифицировали, установив двигатель DB60IA-I фирмы Даймлер-Бенц, мощностью 1100 л.с. Этот двигатель имел одно важное нововведение, отличавшее его от предыдущих, — непосредственный впрыск топлива в цилиндры. По сравнению с карбюраторной системой это повышало надежность и снижало пожароопасность.

Емкость топливного бака увеличили до 400 л, заливная горловина бьгла перенесена за кабину пилота, на верх фюзеляжа, между 3 и 4 шпангоутами. Улучшили охлаждение фюзеляжных пулеметов MG-17. Их боезапас увеличили до 1000 патронов на ствол. Боезапас крыльевых MG-17 — 500 патронов на ствол -остался без изменений.

Был установлен новый трехлопастный винт с изменяемым в полете шагом.

Начиная с Bf 109V-15 (Е-3) устанавливалась новая систему подачи топлива.

Производство версии Е-1 началось в январе 1939 года, хотя планеры машин были готовы еще осенью 1938-ю. Летом 1936 года выпустили небольшую серию самолетов ВF109Е-2, вооруженных двумя пулеметами MG-17, калибром 7,92 мм и 20-мм пушкой MG FF/M, установленной в развале цилиндров двигателя и стрелявшей сквозь втулку винта. Это модификация не выдержала испытаний из-за неполадок двигателя, вызванных отдачей пушки при стрельбе.

Несколько позже началось производство модификации Е-3, вооруженной двумя пулеметами MG-17 в фюзеляже и двумя крыльевыми пушками MG FF с боезапасом по 60 снарядов в барабанных магазинах, обтекатели которых выступали на нижней поверхности крыла. На эти самолеты устанавливались новые радиостанции FUG 7 с дальностью действия 65 км и прицелы Revi C/12D.

Темпы выпуска «Эмилей» лимитировались выпуском двигателей DB601. Для увеличения количества машин лицензии на модификацию «Е» были выданы предприятиям Winer-Neustadt Flugzeugweike в Вене и Fizeler Werke в Касселе. Они выпустили в 1939 году 1540 самолетов Bf 109Е, а головной завод в Рагенсбурге только 147.

Это был очень высокий темп производства по сравнению с 1938 годом, в течение которого с конвейеров всех заводов сошло всего 400 Вf 109. На 1 сентября 1939 года люфтваффе имели на вооружении 1056 самолетов Bf 109. Из них 946 исправных.

Опыт боев в Польше и на Западе выявил целесообразность бронирования кабины пилота. На самолете были установлены две 8-мм бронеплиты, защищавшие летчика сзади и снизу, а также бронезаголовник той же толщины с обогревом. Таким образом бронировали Bf 109Е-3 и частично Е-1. Аналогично — модификацию Е-4, имевшую значительно реконструированный фонарь кабины.

Одновременно с Е-4 была выпущена разведывательная версия Е-5. Вf109Е-5 вооружался двумя пулеметами MG-17 в фюзеляже и фотокамерой Rb 21/18, установленной за бензобаком. Надо отметить, что крыльевые пушки демонтировали, но крыло осталось без изменений, как у Вf 109Е-4. Отверстие в коке винта было закрыто конусообразным обтекателем.

Вскоре фирма Даймлер-Бенц модернизировала свой двигатель. Новый DB60IN с повышенной степенью сжатия работал на бензине марки С-3 с октановым числом 96 (до этого применялся В-4 с 87).

DB60IN развивал номинальную мощность 1200 л.с., а в форсированном режиме в течение одной минуты — 1270 л.с. на высоте 5200 м. Самолеты с этими двигателями получили обозначение Bf 109E-4/N и BF 109E-5/N.

Очередная разведывательная версия, обозначенная Е-6, появилась через несколько недель. На ней был установлен двигатель DB60IN, вооружение состояло из четырех MG-17 и фотокамеры Rb 50/30. Хотя вместо крыльевых пушек на Е-6 установили пулеметы, крыло осталось прежним, как у Е-4, то есть с обекателями барабанных магазинов пушек, с соответствующими лючками и прочими элементами в обшивке крыла.

В ходе подготовки к боям на Западном фронте появились самолеты-истребители, приспособленные для нанесения бомбовых ударов, так называемые истребители-бомбардировщики. Первые эксперименты были проведены в конце 1939 года в 3-й эскдрилье (Staflel) испытательного подразделения E.G.210, оснащенного самолетами ВП09Е-1. Под фюзеляжем устанавливался специально сконструированный бомбодержатель ER-4, рассчитанный на подвеску 4 бомб SC500 (50 кг) или бомбодержатель ETC 500 для бомб SC100, SC250, SC500. Доработанные таким образом самолеты получили обозначение E-I/B.

Таким же бомбодержателями снабжались и Е-4/В.

Результаты, полученные в подразделении, были настолько успешными, что решили создать в каждом полку (Jagd Gruppe) по одной истребительно-бомбардировочной эскадрилье. Они отлично зарекомендовали себя в битве за Англию.

Во время боев с английскими летчиками была проведена еще одна модернизация самолета. Дело в том, что атаки на встречных курсах иногда заканчивались поражением незащищенного спереди пилота. Поэтому лобовое стекло фонаря кабины усилили блоком из двух бронестекол, причем при необходимости переднее можно было заменить, не демонтируя заднего.

Следующей модификацией, выпускавшейся с сентября 1940 года, был Вf109Е-7. Эти самолеты отличались от Е-4 только наличием пилонов для подвески дополнительного топливного бака фирмы Юнкере, емкостью 300 л, а также новым коком более обтекаемой формы. Вместо бака самолет мог оборудоваться бомбодержателем ETC 500 под бомбы SC250 или SC500.

Самолеты с двигателем DB60IN получили обозначение Вf109Е-7/N. Были также выпущены специальные модификации, имевшие 5-мм бронирование, защищавшее снизу двигатель, радиаторы и топливный бак. Они получили дополнительные литеры E-7/U-I, E-7/U-2.

Самолеты-разведчики Bfl09E-7/U-3 оборудовали тремя фотокамерами Rb50/30.

Помимо этих версий проходил испытания BH09E-7/Z, отличавшийся от Me 109E-7/N устройством GM-I для впрыска в двигатель закиси азота. Это было сделано с целью поднять его мощность на высотах свыше 5000 м, однако положительных результатов не дали. Работы в этом направлении для самолетов серии «Е» прекратились.

Экземпляры E-I, дооборудованные пилоном для подвески 300-л топливного бака, получили обозначение Е-8. Последним из серии «Е» был Вf109Е-9 — разведчике одной фотокамерой Rb 50/30 и двумя Rb32/17. На нем стояли двигатели DB601N или DB60IE мощностью 1350 л.с., пилон для подвески топливного бака на 300 л.

Необходимо упомянуть о тропических модификациях «сто девятого». От обычных самолетов они отличались тем, что на всасывающий патрубок двухступенчатого нагнетателя устанавливался специальный противопыльный фильтр, в фюзеляже хранился комплект снаряжения для выживания в пустыне (вода, продовольствие, лекарства, карабин). Эти модификации использовались не только в Африке, но и на других театрах боевых действий: в Италии, на Восточном фронте. Для истребителй, воевавших на севере, в комплект для выживания входили складные лыжи, лыжные палки, теплые вещи, маскировочный халат и ракетница с запасом ракет.

В конце 1940 года на Вf109Е проводились испытания различных вариантов установки внешних топливных баков. Одним из нетрадиционных решений было размещение двух по 300 л на верхней поверхности крыльев. После выработки топлива они сбрасывались. Конструкция получила название Doppelieiter (двойной всадник). Максимальная скорость упала всего на 21 км/ч. Испытания были продолжены на самолете BH09G-2.

Еще одним экспериментом стала попытка оборудовать BF109E-I лыжным шасси. Испытания проводились в январе 1941 года, самолет выполнил 80 пробных полетов и потерпел аварию, после чего они прекратились.

ВП09Е состояли на вооружении не только в люфтваффе, но и в ВВС других стран. Так, Швейцария заказала 30 самолетов модификации Е-3, позднее — до 50. Поставки «Эмилей» начались 14 апреля 1939 г., завершились 27 апреля 1940-го. Недоставало и части пилотажного оборудования кабин. Его поставила позже фирма Дорнье. Швейцария же приобрела лицензию на производство ВП09. Оно велось на заводе Дорнье в Альтенрхей-ме. Было изготовлено 8 самолетов, а также 4 пары крыльев и 7 фюзеляжей, предназначенных для ремонта имевшихся.

Следующим заграничным владельцем стала Испания. После победы войск генерала Франко «Легион Кондор» оставил ему всю имевщуюся матчасть вместе с присланными в 1939 году самолетами Bf109Е-1 и Е-3. Всего 20 Bf109Е. Переговоры правительства генерала Франко о дальнейших закупках «Эмилей» закончились безрезультатно.

В Югославию, поставлявшую в Германию стратегические материалы, по личному разрешению Германа Геринга было продано 50 Bf09Е-3 и 25 двигателей DB60IA. Поставки начались в августе 1939 г. 23 июня подписан договор еще на 50 машин. К весне 1941-го Югославская королевская воздушная армия получила 73 самолета и 25 двигателей.

Покупателем Bf 109Е стал и Советский Союз. Делегация под руководством генерала А.И.Гусева после посещения завода Мессершмитта в Аузпсбурге закупила 5 самолетов Bf 109Е-3. Они были доставлены в СССР в июле 1940 года. В середине 1941 года 3 Вf 109Е-4 были отправлены в Японию, где в июне-июле прошли испытания.

По мере снятия «Эмилей» с вооружения люфтваффе они передавались другим государствам. 69 Bf 109Е-3 и Е-4 закупила Румыния, 19 Е-4 и Е-7 было поставлено в Болгарию, где они находились на вооружении до 1945 г. Весной 1943-го Словакия закупила два Bf 109Е-1, два Е-3, семнадцать Е-4 и четыре Е-7 (в том числе два тропических).

Как уже говорилось, первые серийные Bf 109Е-1 появились в январе 1939 года, в феврале-марте их стали отправлять в Испанию (всего 40). Но воевали они там мало, так как 1 апреля 1939-го гражданская война закончилась. Лишь несколько раз вступали в воздушные схватки с республиканскими самолетами в окрестностях Мадрида.

Очередным испытанием для Bf 109Е стала Польша. В числе 202 Bf 109, принимавших участие во вторжении, была 146 самолетов модификации «Е» (I/LG2-S, II/ZGI-36,1/JGI-54,1/ JGI-17). Именно в Польше немецкие пилоты применили новую тактику: атака сверху нa максимальной скорости и уход на высоту для повторной атаки, если цель не была поражена сразу. Всего потеряли 67 Bf 109, из них 20 — в воздушных боях.

С 3 сентября Германия находилась в состоянии войны с Францией и Великобританией. 4 сентября командир 5/JG 77фельдфебель А.Хельд и его ведомый, вылетевшие на Bf 109E-I, одержали первую победу над «Веллингтонами», атаковавшими линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

8 сентября произошла первая схватка с французскими истребителями Кертисс «Хоук» 75. IIo словам французских пилотов, они сбили 2 Bf 109. 30 сентября пилоты из JG 53 на Bf 109Е-1 сбили 4 из 5 легких бомбардировщиков Фэйри «Бэттл» из 150 эскадрона RAF.

Весной 1940 года в ходе подготовки к нападению на Данию и Норвегию немцы перевооружили истребительные подразделения первой и второй линий на ВП09Е-3. При вторжении в боях участвовала только II/JG 77.

10 мая 1940 года началась операция по захвату Бельгии и Голландии. Участвовало 16 групп из JG.I, 2, 3, 21, 26, 27, 51, 53 и 54, имевших на вооружении 1016 Bf 109Е-1 и Е-3. Голландия смогла противопоставить им только 52, а Бельгия — 57 истребителей. В воздушных боях немцы потеряли всего 4 Bf1009. Многие пилоты, будущие асы, открыли в это время счет своим победам: Адольф Галланд, Гюнтер Раль, Герхард Баркхорн и другие.

Теперь главным противником стала Франция, имевшая 552 истребителя и расквартированный на ее территории Британский Экспедиционный корпус (BFA) с 60-ю. В ходе трехнедельных гоев люфтваффе уничтожили 350 французских самолетов (подтвержденных) и 145 предположительно. Значительное количество было уничтожено на земле. В целом, до капитуляции, Франция потеряла 1525 самолетов (включая потери ВЕА). Немецкие пилоты, воевавшие на «Эмилях», уничтожили: I/JG2 - 123 самолета, III/JG53—99, I/JGI-83.

10 июля 1940 года началась «Битва за Британию», в ходе которой Bf 109Е продемонстрировал свое преимущество над истребителями противника. С июля по октябрь потери англичан составили 1172 самолета, из которых 631 «Харрикейн» и 430 лучших английских истребителей «Спитфайров». Потери люфтваффе — 1792 самолета, из которых только 610 ВП09Е, причем 50% было сбито зенитной артиллерией. Это может служить показателем высокой боевой эффективности Bf 109Е.

В «Битве за Англию» впервые были применены истребители-бомбардировщики (JABO) ВП09Е-4/В. 12 августа с аэродрома в Кале взлетели 16 Bf 109Е-4/В. В их задачу входило провести точечное бомбометание по 4 английским радиолокационным станциям. В итоге три РЛС полностью уничтожили, четвертая, в графстве Кент, сдвинулась с фундамента от близкого попадания бомбы.

Потери ВП09 были гораздо ниже, чем у обычных бомбардировщиков, поэтому вскоре в каждой истребительной группе создали эскадрилью JABO.

28 октября 1940 года итальянцы напали на Грецию. Для поддержки их войск немцы перебросили в Южную Европу истребители из Stab, II, III/JG27 и I/LGI. В марте 1941 года в Румынию прибыли Stab, II, III/JG 77. К 6 апреля люфтваффе располагали на этом театре боевых действий 1200 самолетами. готовыми атаковать Грецию. 350 из, них — Bf 109Е. В первом бою, 13 апреля, «Эмили» сбили 6 бомбардировщиков «Блен-хейм».

После падения Греции (23 апреля) началась подготовка к захвату острова Крит. Через месяц после воздушных налетов у его защитников осталось лишь 7 исправных истребителей, которые вскоре были отправлены в Египет. Это позволило немцам использовать Bf 109Е для штурмовки наземных целей и кораблей противника. Bf 109Е-4/В потопили 22 мая английский крейсер «Фиджи».

18 апреля 1941 года в Северную Африку на аэродром Газала прибыла I/JG27. вооруженная ВЛ09Е-4/Тгор, Е-5/Тгор и Е-7/ Тгор. 19 апреля в первом бою они сбили 4 «Харрикейна» из 274 эскадрона RAF, немцы потеряли один самолет. Три дня спустя прибыли 2, 3/JG 27. 1 июня с острова Сицилии перебросили 7/ JG 26, укомплектованную Me 109Е-7/Тгор. В ноябре в Северную Африку прибыла 10 (JABO)/JG 27.

Одной из последних операций, в которой участвовали подразделения «Эмилей», была операция «Барбаросса» — вторжение в СССР. Всего в ней участвовало около 450 Bf 109Е в подразделениях: Stab, I, II/JG 54; II, III/JG 27; III/JG; Stab, I, II, III и 13-я эскадрилья из IV/JG 77. 22 июня было уничтожено 322 советских самолета в воздухе и 1800 на земле. Но карьера Bf 109E подошла к концу, он уже не мог соперничать с новыми советскими и британскими истребителями, и был заменен Bf 109F.

В дальнейшем «Эмили» использовались в разведывательных целях и в подразделениях JABO, а также в ВВС Словакии, Хорватии, Болгарии и Румынии.

Подводя итог боевому применению Bf 109Е, можно вывести соотношение побед к потерям, как 3:1. Это еще раз доказывает, что Bf 109Е был одним из лучших (для своего времени) истребителей.

Тактике-технические данные самолетов ВП09Е

  Е-1 Е-3 Е-4 Е-7
Двигатель  DB601A-1  DB601A-1  DB601A-1  DB601N
Мощность двиг., л.с.  1100  1175  1175  1200
Длинна самолета, м  8,6  8,6  8,6  8,8
Размах крыла, м  9,9  9,9  9,9  9,9
Площадь крыла, м2  16,2  16,2  16,2  16,2
Ширина колеи, м  1,98  1,98  1,98  1,98
Диаметр винта, м  3,0  3,0  3,0  3,0
Вес пустого с-та, ru  1977,7  2050  2014  2070
 Взлетный вес, кг  2449,5  2665  2619  2925
 Макс, скорость, км/ч  555  571  575  590
 Крейс. скорость, км/ч  356  483  480  487
 Посад, скорость, км/ч  130  130  131  130
 Скороподъемность, м/с  15,7  16,6  17,8  18,1
 Потолок, м  11 430  10 500  10 973  10 225
 Дальность, км  663  660  663  1100
 Вооружение:        
 пушка —  MG FF   MG FF  MG FF
 калибр, мм/кол-во  —  20/2  20/2  20/2
 боезапас  —  60  60  60
 пулемет  MG-17  MG-17  MG-17  MG-17
 калибр, мм/кол-во  7,92/4  7,92/2  7,92/2  7,92/2
 боезапас (фюэ/кр)  1000/500  1000/-  1000/-  1000/- 

 

 

 

Эмили из Аугсбурга (Messerschmitt Bf-109 серии E)Эмили из Аугсбурга (Messerschmitt Bf-109 серии E)Эмили из Аугсбурга (Messerschmitt Bf-109 серии E)Эмили из Аугсбурга (Messerschmitt Bf-109 серии E)
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • И-17
  • Солдат тотальной войны (истребитель Messerschmitt Bf 109G/K) Часть 2.
  • Солдат тотальной войны (истребитель Messerschmitt Bf 109G/K) Часть 1.
  • Фридрих, сын Эмиля (Истребитель Messerschmitt Bf 109F)
  • Недоброй памяти "Худой" (Мессершмит Bf-109 серии B)

Случайные статьи

Американская гончая для Британской Армии (бронеавтомобиль Staghound)

бронеавтомобиль Staghound

Оружие победы ЗиС-3. Часть 2.

76-мм дивизионная пушка ЗиС-3

ИС против Тигра (тяжёлые танки ИС-2)

Тяжёлый танк прорыва ИС-2

Авианосцы типа Invincible

Авианосцы типа Invincible

ИС-3. Последний танк прорыва

Тяжёлый танк прорыва ИС-3

Ла-15 - первый сверхзвуковой истребитель

Ла-15

История создания истребителя Як-9

Истребитель Як-9

Ударная сила Люфтваффе (Юнкерс Ju-88) Часть2. Разведчики

Разведчик Юнкерс Ju-88

Реактивный "Альбатрос" (Чехословакский учебно-боевой самолёт L-39)

L-39 Albatros

Тяжёлый БТР-Т

Тяжелый гусеничный бронетранспортёр БТР-Т на базе танка Т55

Французский истребитель-бомбардировщик Etendard

Французский истребитель-бомбардировщик Etendard

Палубный истребитель Skyray

Skyray

Боевые восьмиколёсные Пирана и Кодиак

LAV-25

Пустельга с Мыса Доброй Надежды (вертолёт Руйвалк армии ЮАР)

CSH-2 Руйвалк армии ЮАР

Истребитель F-104. Звёздный боец

Lockheed F-104 Starfighter
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Эмили из Аугсбурга (Messerschmitt Bf-109 серии E)

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика