ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Самолёты для пехоты (Штурмовики Ил-2 и Ил-10)

Штурмовики Ил-2 и Ил-10
посмотреть галерею

Однажды летчик-штурмовик А Недыбайло решил подвести итог своей боевой работы за год. С 1943 по 1944-й он сто раз вылетал на боевые задания, выпустил по врагу 800 реактивных снарядов, около 40 тыс. пушечных снарядов, 150 тыс пуль из ШКАСов, сбросил на неприятельские позиции, более 50 т бомб. В результате Недбайло уничтожил 5 нацистских самолетов в воздухе и 17 на земле, сжег 30 автомашин, 16 танков и самоходок, разбил десяток "железнодорожных вагонов. При заходах на цель его штурмовик подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей. Более трехсот оккупантов было уничтожено огнем краснозвездного штурмовика... К 9 мая 1945 года Недбайло удвоил число боевых вылетов и закончил Великую Отечественную войну дважды Героем Советского Союза.

Надо сказать, что среди летчиков — Героев Советского Союза каждый третий сражался на самолетах-штурмовиках, тех самых, о которых Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин сказал: «Самолеты И.п-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб...»
Работы по созданию самолета для непосредственной поддержки пехоты на поле боя велись во многих странах еще со времен первой мировой войны. Но все попытки сделать его неуязвимым от огня с земли оказались неудачными: машины, сочетающей мощное вооружение, высокую скорость, маневренность и надежную защиту, изготовить так и не удалось. Дело в том, что броня, просто «надетая» на конструкцию, утяжеляла самолет. Кроме того, листы брони. скрепленные под прямым углом, ухудшали аэродинамику боевых машин.
Реальная возможность создать бронированный штурмовик появилась у наших авиаконструкторов после того, как инженеры С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров разработали авиационную броню АБ-1. пригодную для изготовления сложноштампованных изделий. Эту возможность первым оценил С. В. Ильюшин. «Сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы»,- писал он в правительство 28 января 1938 года. Получив одобрение, С. В. Ильюшин оставил пост начальника Главного управления авиационной промышленности и полностью переключился на конструкторскую деятельность. Проектирование и постройка опытного экземпляра шли ударными темпами, и 2 октября 1938 года летчик-испытатсль В К Коккинаки поднял двухместный ЦКБ-55 № 1 в воздух. Особенностью новой машины был обтекаемый бронекорпус, который не только надежно защищал экипаж, мотор, бензо- и маслоеистемы от пуль, осколков и даже малокалиберных снарядов (они нередко рикошетировали от него), но и «работал» в силовой схеме планера машины Так броня перестала быть «мертвым грузом» и стала воспринимать усилия, которые приходятся на фюзеляж, крыло и оперение. В ходе испытаний конструкторы усилили наступательнее вооружение штурмовика, оснастили его более мощным двигателем, но., лишили оборонительной огневой точки: кое-кому показалось, что стрелок, прикрывавший самолет с хвоста, не нужен.
К 20 мая 1941 года Ил-2 запустили в серийное производство Они заметно отличались от прототипа. Если у последнего фонарь кабины плавно переходил в гаргрот, то у серийных возвышался над фюзеляжем. За это фронтовики и прозвали Ил-2 «горбатым». В первой половине 1941 года промышленность выпустила 249 штурмовиков, что позволило переучить на них ряд авиа ционных частей. Одним из первых получил Ил-2 4-й легкобомбардировочный полк, переименованный в 4-й штурмовой. В самом начале войны его летчики уничтожили на Березине девять вражеских переправ, на трое суток задержав наступление подразделений вермахта.
Эффективному боевому применению «летающих танков» во многом способствовала уверенность летчиков в живучести их машин. Один из первых Героев Советского Союза, Н П. Каманин, командовавший дивизией штурмовиков, вспоминал: «Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе — продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садится на своем аэродроме».
В 1942 году на основании боевого опыта штурмовик модернизировали. Он вновь стал двухместным, причем стрелка вооружили крупнокалиберным пулеметом. Изменился и прицел. Вместо коллиматорного Г1БП-1Б, который нередко был причиной травм при вынужденных посадках, на лобовое стекло кабины стали наносить метки ВВ (визира Васильева). К боям на Курской дуге арсенал Ил-2 пополнился противотанковыми бомбами. В четырех крыльевых кассетах их размешалось по 78, каждая из которых поражала любой танк противника. Некоторое число штурмовиков оснащалось двумя 37-мм пушками в подкрыльевых гондолах.
Умело используя высокие летно-тактические данные и оружие самолетов, советские летчики не только успешно «обрабатывали» на них наземные цели, но и порой действовали как истребители. Так, 8 октября 1943 года восьмерка штурмовиков встретила в воздухе 30 «юнкерсов», готовившихся бомбардировать нашу переправу через Днепр, и сбила 8 из них. В Сталинградской битве «Ильюшины» нередко уничтожали транспортные самолеты люфтваффе, пытавшиеся прорваться к окруженной группировке врага.
Не прекращая совершенствовать серийный Ил-2, конструкторский коллектив разрабатывал и новые варианты бронированной крылатой машины. Так, в феврале 1944 года были построены три первых, пока опытных экземпляра штурмовика Ил-10. В его удлиненный бронекорпус включили кабину стрелка, часть верхней брони сделали тоньше — эта зона реже подвергалась обстрелу. Одним словом, за счет рационального распределения толщины брони удалось повысить живучесть самолета, не увеличивая его веса. Значительный прирост скорости на Ил-10 был достигнут за счет применения более мощного двигателя и улучшения аэродинамики.
В отчете о войсковых испытаниях новой машины было сказано: «Наличие большого диапазона скоростей и лучшая маневренность облегчают задачу истребителей сопровождения и поз ею- » ляют самолету вступать в активный воздушный бой с противником; полное бронирование экипажа повышает живучесть самолета; простота в технике пилотирования и сравнительно легкий переход в эксплуатации как летным, так и техническим составом дают возможность перевооружать штурмовые части на этот самолет в кратчайшие сроки».
Действительно, наши летчики быстро освоили Ил-10 и успешно сражались па этих штурмовиках на завершающем этапе Великой Отечественной войны и боях на Дальнем Востоке против японских милитаристов. В частности, при налете на вражеский порт Расин группа Ил-10 потопила два вражеских транспорта.
Да и после войны Ил-10 долгое время  оставались на вооружении, пока па смену им не пришли новые, более совершенные машины.
Ильюшинские штурмовики строились самой массовой серией в истории авиации — за годы войны промышленность дала фронту 41 тыс.!
В наши дни заботливо восстановленные Ил-2 установлены на мемориальных площадках на местах былых сражений в Новороссийске, Сафонове, там, где рождались летающие танки,- к Воронеже, Куйбышеве, Москве. А оба штурмовика — Ил-2 и Ил-10 можно увидеть в Музее авиации в подмосковном городе Монине.

 

  Ил-2 
(1941 год)
Ил-10 
(1944 год)
Длина, м 11,653 11,12
Размах крыла, м 14,6 13,4
Площадь крыла, м2 38,5 30,0
Двигатель АМ-38 АМ-42
Мощность двигателя взлетная, л. с. 1665 2000
Вес взлетный, кг 5310 6335
Дальность полета, км 725 800
Скорость у земли, км/ч 418 507
Вооружение:    
пушечное 2 ШВАК (20 мм) 2 ВЯ(23 мм)
пулеметное 2 ШKAC (7,62 мм) 2 ШКАС (7,62 мм), 
оборонительное нет 1 УБТ(12,7 мм) или Б-20 (20 мм)
вес бомб, кг 600 600
Экипаж летчик летчик и стрелок


Павел КОЛЕСНИКОВ,
инженер

"Техника молодёжи"

Историческая серия.

 

Самолёты для пехоты (Штурмовики Ил-2 и Ил-10)
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • Ближний бомбардировщик Су-2 (ББ-2)
  • Фронтовой бомбардировщик Ил-28
  • Штурмовик A2D Skyshark
  • Палубный штурмовик A-7E Корсар
  • Палубный штурмовик Як-38
  • Крылатый универсал Су-25ТМ
  • Атакуют Грачи (штурмовик Су-25)
  • Ил-102: кто против?
  • Атакуют "Крылатые танки" (Штурмовик Ил-2)

Случайные статьи

Дорогостоящий эксперимент (Бомбардировщик ХВ-70 VALKYRIE) Часть 1.

Бомбардировщик ХВ-70 VALKYRIE

Штурмовые танки Вермахта (штурмовое орудие Brummbar)

штурмовое орудие Brummbar

Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)

203-мм гаубица Б-4

Штурмовое орудие StuG40

Штурмовое орудие StuG III

Стотонный убийца авианосцев (сверхзвуковой бомбардировщик Т-4)

Т-4 сотка

Подводная лодка К-162 проекта 661 "Анчар"

Подводная лодка К-162 проекта 661 "Анчар"

БРДМ-2

БРДМ-2

Ястреб - состарившийся птенец (итальянский истребитель FIAT CR.42)

итальянский истребитель FIAT CR.42

Ракетно-ядерный убийца B-58 Hustler

Сверхзвуковой бомбардировщик B-58 Hustler

Стремительный "Мосси" (бомбардировщик "Москито")

бомбардировщик "Москито"

Боевая машина пехоты БМП-3

Боевая машина пехоты БМП-3

Аэрокобра P-39

P-39 Аэрокобра

Старенький Дракон предпенсионного возраста (Истребитель SAAB J-35 Draken)

Истребитель J-35 Draken

Солдат тотальной войны (истребитель Messerschmitt Bf 109G/K) Часть 2.

Messerschmitt Bf 109G

Средний среди средних. (американский средний танк M-47)

Средний танк M-47 Patton
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Самолёты для пехоты (Штурмовики Ил-2 и Ил-10)

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика