Южно-Африканская Республика никогда не входила в число передовых индустриальных держав, несмотря на то, что это наиболее развитая страна Черного континента. Производством сложной военной техники здесь занялись еще в 60-х годах, с созданием в 1964-м при правительстве ЮАР Департамента по производству вооружений, а в 1968-м - Корпорации по разработке и производству вооружений. Вооруженные силы ЮАР оснащались, в основном, военной техникой импортного производства. Промышленность освоила ремонт, выпуск отдельных узлов и деталей , а со временем и полное производство такой сложной боевой техники, как самолеты "Мираж" и вертолеты "АлуэттЧИ и "Пума". Возможно все бы и ограничилось лицензионным производством или совместными разработками с Западом, но тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
ЮАР была расистским антикоммунистическим государством, внутри страны шла, то разгораясь, то затухая, борьба негров за свои права, очень часто мирные демонстрации переходили в вооруженные столкновения. По сути, в ЮАР и в подконтрольной ей Намибии шла постоянная гражданская война. В 1974 году, после получения независимости от Португалии, к власти в соседних Анголе и Мозамбике пришли прокоммунистические правительства. Реакция ЮАР не заставила себя ждать: в сентябре 1975-го последовало вторжение вооруженных сил ЮАР в Анголу.
С помощью кубинских добровольцев и советского оружия расистские войска были отброшены в январе 1976 года за пределы Анголы, но война не закончилась, наоборот, это было только начало: юг континента на полтора десятилетия погрузился в хаос гражданских и межгосударственных военных конфликтов. Зачинщиком войны мировое сообщество не без оснований посчитало ЮАР. В 1977-м Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию N 418, наложившую эмбарго на поставки оружия Южно-Африканской Республике.
Боевые действия происходили в малонаселенных районах саванны - степях, заросших высокой травой и густыми кустарниками. Эти районы в ЮАР называют бушленд, и долгий, казавшийся нескончаемым, вооруженный конфликт получил название "войны в буше". Боевые действия носили характер рейдов механизированных армейских групп, поддержанных авиацией. Очень активно расистской стороной использовались вертолеты французской конструкции "Алуэтт"Ш и "Пума".
Они стали настоящими рабочими лошадками войны в буше: высаживали десанты, вели разведку, поддерживали огнем армейские части. В начале войны авиация ЮАР безраздельно господствовала в воздухе. Со временем, благодаря военной помощи СССР, картина изменилась. Ангольская армия получила современные средства ПВО и авиацию. В воздухе появились МиГи, пилотируемые кубинскими летчиками, земля ощетинилась стволами зенитных пушек разного калибра, включая знаменитые "Шилки" - ЗСУ-23-4, и ракетами класса "земля-воздух". На вооружение ангольской армии поступили вертолеты Ми-25 -экспортный вариант Ми-24 - лучшего боевого вертолета мира конца 70-х - начала 80-х годов. Неизвестно, встречались ли в воздухе Ми-25 с "Алуэттами" и "Пумами", в западной печати о таких случаях не сообщалось, но само появление Ми-25 на вооружении Анголы произвело впечатление на командование ЮАРовских ВВС. "АлуэттЧИ и "Пума" оказались неспособными противостоять грозным "летающим танкам".
ЮАР потребовался вертолет, способный эскортировать транспортные "Пумы", подавлять средства ПВО противника и, при необходимости, вести воздушный бой с вертолетами Ми-25. "Алуэтт'Ш не подходил для этих целей, хотя бы из-за того, что его скорость была меньше, чем у "Пумы". Установка пушки или пулемета в боковой двери "Пумы" тоже не решала проблемы: отдача при стрельбе приводила к повреждению пола кабины, а размещение стрелковой установки в боковой двери лишало вертолет возможности перевозить и высаживать десант. Логичнее всего было бы закупить вертолеты за рубежом, к примеру, американские "Кобры", но из-за санкций ООН этот вариант исключался. Оставалось одно - разрабатывать вертолет собственными силами.
В 1980-м было принято решение о создании боевого вертолета собственной конструкции. Новый вертолет предназначался для борьбы с бронированными целями, артиллерией, для огневой поддержки сухопутных войск и сопровождения транспортных вертолетов в условиях противодействия средств ПВО. Также предусматривалась возможность ведения воздушного боя с вертолетами противника.
К тому времени вооруженные силы ЮАР накопили опыт использования винтокрылых машин в специфических условиях войны в буше. На основе боевого опыта были выработаны основные требования к вертолету: высокая надежность и ремонтопригодность при продолжительных действиях в условиях сильной запыленности вдали от аэродромов базирования, надежная навигация в условиях лишенной контрастных ориентиров местности, высокий уровень автоматизации электронных систем для снижения нагрузки на летчика, низкий уровень вибраций. За разработку вертолета в 1981 году взялась фирма "Атлас Эйркрафт Корпорейшн", основанная в 1963-м, и занимающаяся производством авиационной техники для ВВС ЮАР.
Разработка вертолета велась в режиме повышенной секретности и довольно необычным путем, как говорится - "шаг за шагом". Собственного опыта в этом деле у фирмы "Атлас" не было, как не было в ЮАР и других фирм, занимавшихся разработкой и производством авиационной техники. Зато имелся богатый опыт ремонта и восстановления вертолетов "Алуэтт"Ш и "Пума". Первым шагом на пути, в конечном итоге приведшем к созданию вертолета "Руйвалк", стала разработка демонстрационного вертолета ХН-1 "Альфа", предназначавшегося для проверки концепций системы вооружения и компоновки кабины экипажа. В его конструкции широко использовались узлы и системы "Алуэтта". В сущности, ХН-1 представлял собой значительно модифицированный "Алуэтт"Ш с установленным вооружением и с тандемным расположением членов экипажа. Первый полет ХН-1 совершил в феврале 1985 года. Испытания прошли успешно и убедили руководство ВВС ЮАР, что фирма "Атлас" может самостоятельно разработать боевой вертолет.
На основе испытаний "Альфы" и боевого опыта последних столкновений в буше были разработаны уточненные требования к новому боевому вертолету, получившему обозначение CSH-2 (Combat Support Helicopter), и собственное имя "Руйвалк" - пустельга.
Основной боевой задачей по-прежнему считалась борьба с бронированными целями, второстепенной - борьба с вертолетами противника. Требования к "Руйвалку" не сильно отличались от требований, предъявлявшихся армией США к вертолету AH-64 "Апач" - наиболее совершенному современному вертолету, выпущенному большой серией.
Для дальнейшей отработки конструкции, вооружения и систем нового вертолета две "Пумы" переоборудовали в "летающие стенды". На первом вертолете-стенде, получившем название ХТР-1 (experimental test platform) "Бета", отрабатывались конструкция крыла малого удлинения и подсистемы будущего CSH-2. Первый полет ХТР-1 совершил в 1986 году. На втором вертолете-стенде ХТР-2 отлаживались системы управления оружием и само вооружение: 20-мм пушка GA-1 на турели, ракеты различного класса - НУР, ПТУР с лазерным наведением, УР класса "воздух-воздух" с ИК головками самонаведения. Следующим шагом была разработка прототипа CSH-2 - вертолета XDM (experimental demonstration model).
Первый полет XDM выполнил в феврале 1990 года, а в 1992-м начались летные испытания второго опытного вертолета CSH-2- ADM (advanced demonstration model). При проведении летных испытаний первого экземпляра CSH-2 определялись его летные характеристики и проверялось соответствие нормам летной годности. На второй опытной машине отрабатывались бортовые электронные системы и вооружение. К сентябрю 1995 оба вертолета налетали в ходе испытаний 900 ч. Первый полет третьего опытного или первого предсерийного вертолета EDM (engeneering development model) состоялся в феврале 1996-го.
Вертолет CSH-2 "Руйвалк" выполнен по классической одновинтовой схеме с челгырехлопастным несущим винтом, пятило-пастным рулевым винтом, стреловидным крылом малого удлинения и тандемной кабиной экипажа. Фюзеляж плавно переходит в хвостовую балку с отогнутой концевой балкой-килем, на которой установлен рулевой винт и одноконсольный стабилизатор. Для увеличения путевой устойчивости на конце хвостовой балки с нижней стороны имеется небольшой киль.
Шасси неубираемое. Первоначально оно было трехопорное с носовым колесом, но в процессе испытаний его заменили на трехопорное с хвостовым колесом. Конструкция шасси позволяет благополучно приземляться при вертикальной скорости снижения до 10 м/с. Обращают на себя внимание массивные фильтры на воздухозаборниках двигателей, предохраняющие их от песка, которым изобилуют почвы на юге Африки.
Силовая установка состоит из двух усовершенствованных в ЮАР турбовальных двигателей "Турбомека" "Макила" мощностью по 1877 л.с. Двигательная установка и трансмиссия такие же, как и на вертолете "Пума". Протектированнные топливные баки размещаются в средней части фюзеляжа, возможно использование ПТБ.
На вертолете удалось значительно уменьшить уровень вибраций, применив специальную систему виброизоляции несущего винта и трансмиссии от фюзеляжа. По словам летчика-испытателя фирмы "Атлас" Тревора Ральстона, вибрация в кабине такая же, как и в кабине обычного самолета.
При разработке вертолета большое внимание уделялось его способности выжить на поле боя в условиях противодействия средств ПВО. Философию, характеризующую выживаемость "Руйвалка", можно сформулировать следующим образом: вертолет не должен быть обнаружен; если он обнаружен, то его не должны повредить; повреждение - еще не катастрофа; ну а если уж сбили, то вертолет не должен разрушиться при падении.
Меры по снижению заметности вертолета традиционны. Низкая визуальная заметность достигается специальной камуфляжной окраской, плоскими панелями остекления для уменьшения бликов отраженного света, и специальной тактикой боевого применения с предельно малых высот. Снижению ЭПР (эффективной поверхности рассеивания) способствуют малая площадь поперечного сечения вертолета, стреловидные крылья малого удлинения вместо прямых и опять-таки - плоские панели остекления с золоченым покрытием.
Применение вертолета на сверхмалых высотах также затрудняет его обнаружение радиолокаторами противника. Для уменьшения заметности в тепловом диапазоне используется система смешивания горячих выхлопных газов с окружающим воздухом в пропорции 1:1. Этот метод позволяет уменьшить инфракрасное излучение двигателей на 96%. Кроме того, тепловое излучение уменьшают специальная камуфляжная окраска и тактика применения. Уровень шума нового вертолета удалось уменьшить в два раза по сравнению с акустическим эффектом, создаваемым вертолетом "Алуэтт"III.
Члены экипажа защищены керамической, а отдельные важные узлы конструкции - акриловой броней. Общая площадь бронирования меньше, чем у Ка-50 и Ми-28 - российских соперников "Руйвалка", но больше, чем у любого западного боевого вертолета. Все жизненно важные системы вертолета дублированы. Широко применяется принцип защиты более важных элементов конструкции менее важными. Топливные баки и тяги системы управления способны выдерживать попадания пуль калибром 12,7 мм. Если при проектировании "Апача" американцы исходили из принципа "страшнее "Шилки" зверя нет" и предусмотрели устойчивость вертолета к попаданиям 23-мм снарядов, то их южноафриканские коллеги решили, что "Шилка" в Африке встречается все-таки не так часто, как в Европе, а вот пулемет ДШК (излюбленное средство ПВО партизан всех мастей) - не редкость. Поэтому они не стали утяжелять машину противоснарядной броней, а постарались сделать конструкцию "Руйвалка" устойчивой к попаданию крупнокалиберных пуль.
Вертолет, большую часть времени летающий вблизи земли, кроме разного рода "Шилок" и ДШК, имеет еще и естественных врагов - птиц. Не однажды случалось, что попадание птицы в лобовое стекло фонаря приводило к тяжелым травмам летчика. Дабы какой-нибудь залетный попугай не повстречался с физиономией пилота, разработчики снабдили вертолет толстым лобовым стеклом, выдерживающим на скорости 240 км/ч попадание птицы весом 1,8 кг.
Система управления вертолета с механической проводкой имеет автоматический режим. Управление может осуществляться и летчиком, и оператором вооружения, для чего все органы управления дублированы.
Вертолет оснащен инерциальной навигационной системой (ИНС), акселерометрами и приемником спутниковой навигации. В память навигационной ЭВМ может быть заложено 5 различных маршрутов полета и координаты 100 промежуточных пунктов.
Приборное оборудование выполнено по принципу "стеклянной кабины": вместо традиционных приборных досок с круглыми "будильниками" приборов, кабины предсерийной машины оснащены двумя цветными дисплеями каждая; такое же приборное оборудование будет и на серийных экземплярах. Каждый дисплей может использоваться для вывода пилотажно-на-вигационной информации, информации от систем управления оружием, систем предупреждения о радиолокационном облучении и других.
Функции целеуказания выполняет система TDATS (Target Detection Acqusition and Tracking Sistem). Инфракрасные датчики обзора передней полусферы, телевизионная камера низкой освещенности и лагерный дальномер размещены на гироста-билизированной бочкообразной носовой турели, подобно тому, как это сделано у вертолета "Апач". Система TDATS обнаруживает цели на удалении 8,5 км днем и 4,5 км ночью. Она снабжена блоком памяти, позволяющим сохранять изображение местности для детального анализа экипажем полученных данных. Это позволяет свести к минимуму время нахождения вертолета вне укрытия. Данные от системы целеуказания могут передаваться по закрытой цифровой линии связи в реальном масштабе времени другим вертолетам "Руйвалк", или на армейские командные пункты. Информация от датчиков системы TDATS может выводиться на дисплеи в кабинах членов экипажа или на нашлемные индикаторы.
Вертолет вооружен автоматической 20-мм пушкой GA-1 "Рэт-лер", установленной на управляемой подфюзеляжной турели. Предусмотрена также установка 30-мм варианта этой пушки. Интересно отметить, что пушка GA1 - это не что иное, как модифицированная в ЮАР немецкая пушка MG.151, стандартное оружие германских истребителей времен Второй мировой войны.
Представители фирмы "Атлас" заявляют, что, в частности, благодаря низкому уровню вибраций носовой части вертолета, стрельба из пушки имеет очень высокую точность: с одного выстрела можно поразить одиночного солдата. Но, с другой стороны, длинный ствол пушки выступает далеко вперед за носовую турель системы целеуказания. Не исключено, что вспышки выстрелов мешают работе ИК системы обзора передней полусферы. В свое время помехи, создаваемые стрельбой из пушки системе целеуказания, послужили одной из причин проигрыша вертолетом "Белл" YAH-63 конкурса на боевой вертолет для армии США; победил тогда YAH-64 - широкоизвестный сегодня "Апач".
Шесть подкрыльевых пилонов могут использоваться для подвески разнообразного вооружения: контейнеров с восемнадцатью 48-мм НУР, ПТУР национальной разработки ZT-6 с лазерным или с радиолокационным наведением, УР "воздух-воздух" V3P "Кукри" производства ЮАР или "Сайдуиндер". В системе управления оружием имеется два вычислительных устройства, каждое из которых обслуживает оружие на одной консоли крыла.
Фирме "Атлас" удалось разработать вертолет мирового уровня. Интересно, что она не изобретала велосипед: каких-либо революционных новинок в конструкции вертолета и его систем нет, но его летные характеристики и электронное оборудование соответствуют мировым стандартам.
Создание "Руйвалка" - не первый случай разработки боевого вертолета собственными силами страной, ранее никогда подобными работами не занимавшейся. Свои боевые вертолеты пытались проектировать в Чили, Индии, Румынии, Польше, но только ЮАР удался полноценный современный боевой вертолет. В остальных странах работы по разным причинам затянулись или были прекращены, а созданный в Польше на основе Ми-2 "Гусар" вряд ли можно поставить в один ряд с "Руйвал-ком". Уже после полетов первого опытного вертолета XDM стало ясно - машина получилось, но тут выяснилось, что "Руйвалк" опоздал на войну.
С получением независимости Намибией и политическими изменениями в самой ЮАР, война на Юге Африки начала затухать, и в 1990 году правительство Южно-Африканской Республики приняло решение о сокращении военных расходов. В результате программу разработки вертолета CSH-2 приостановили. Тем не менее, фирма "Атлас" продолжила работы по вертолету на свой страх и риск и, в конечном итоге, не прогадала.
На сегодняшний день программа создания вертолета вновь пользуется поддержкой правительства ЮАР. В 1996-м полетел третий прототип, идентичный будущим серийным машинам. На нем полностью изменилось оборудование кабин, появились спонсоны для размещения дополнительной электроники, вместо инерциальной навигационной системы на гироплатформе установлена ИНС на лазерных гироскопах.
Начиная с 1998 года, на вооружение армии ЮАР начнут поступать первые серийные вертолеты CSH-2 "Руйвалк". Пока планируется закупить 16 вертолетов для формирования двух эскадрилий.
Дебют вертолета "Руйвалк" на мировом рынке военной техники состоялся в 1993 году, на авиасалоне в Дубае. Нельзя сказать, чтобы он был очень удачным. Конечно, вертолет оценили по достоинству, но вот первую битву на рынке вооружений "Руйвалк" проиграл. Летом 1995 года правительство Великобритании объявило победителя в конкурсе на боевой вертолет для армии страны. Им стал новейший вариант вертолета "Апач" - AH-64D «Апач Лонгбоу».
В качестве претендентов были вертолеты всех основных вер-толвтостроительных фирм мира: «Апач», итальянский А-129 «Мангуста», RAH-2 «Тайгер» фирмы «Еврокоптер», «Белл» АН-1W «Кобра Веном». Пыталась принять участие в конкурсе камовская фирма со знаменитой «Черной акулой» Ка-50. Представила на конкурс свою машину и фирма «Атлас», но сенсации не получилось: слишком тесно связаны США и Великобритания и политически, и экономически. Если бы все перечисленные выше вертолеты рассматривались только с технической стороны, то, думается, что у Ка-50 серьезных конкурентов не нашлось бы. Конечно, у Ка-50 есть определенные проблемы с электронным оборудованием, с системами ночного видения, к примеру, но они решаемы.
К сожалению, или к счастью, в любом конкурсе на поставку военной техники всегда присутствует политическая сторона, в данном случае она была на руку "Апачу". Тем не менее, и "Руйвалк" получил свою долю рекламы.
Первый раунд битвы с "Апачем" южноафриканский вертолет проиграл, что называется, вчистую. Второй раунд не заставил себя долго ждать - конкурс на боевой вертолет для вооруженных сил Малайзии. "Руйвалк" из статистов, а именно в качестве статиста он и выступал в первом своем конкурсе, превратился в одного из главных участников, а вторым стал все тот же, так и хочется сказать, пресловутый "Апач Лонгбоу".
Южноафриканцы были настроены очень решительно, характеристики вертолетов близки, стоимость же "Руйвалка" меньше. Потом, Малайзия - не Англия, она не так тесно связана с США традициями, экономикой, политикой. Американцы после неудачи с поставками истребителей для ВВС Малайзии тоже не хотели окончательно терять лицо. Итоги конкурса были подведены летом 1997 г. -победил "Руйвалк" Количество заказанных вертолетов невелико - всего восемь, но - лиха беда начало.
Летом же 1997 г. пришло сообщение из Франции. Консорциум «Еврокогттер» и южноафриканская фирма «Денел Авиэйшн», в которую вошла фирма «Атлас», подписали 25 апреля 1997 г. соглашение о совместной разработке, производстве и обслуживании вертолетов "Руйвалк". Возможно, будет рассмотрен вопрос о совместном продвижении вертолета на мировой рынок По заявлению президента консорциума «Еврокоптер» Жана-Франсуа Бигэ, консорциум заинтересован в выпуске вертолета «Руйвалк», который сможет дополнить более легкий вертолет «Тигр» в армиях Франции и Германии и является конкурентом для боевого вертолета Макдоннелл-Дуглас АН-64 «Апач». Кроме того, привлекательной является возможность совместного боевого применения вертолетов "Руйвалк" и "Тигр", где вертолет "Руйвалк" будет использоваться как боевой, а вертолет "Тигр" - в качестве сопровождающего.
Причин столь неожиданного события может быть несколько. К примеру, провал вертолета "Тигр" на европейском рынке Великобритания и Нидерланды предпочли ему заокеанского "Апача"; неудовлетворенность военными боевыми возможностями "Тигра", особенно его выживаемостью на поле боя. Судя по всему, "Руйвалк" ждет большое будущее и его фюзеляж украсит не только золотая антилопа
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Длина с вращающимся винтом, м 18,73
Высота, м5,19
Масса, кг
пустого 5910
максимальная взлетная 8750
Скорость на высоте 1220 м, км/ч
максимальная 270
крейсерская 240
Скороподъемность, м/с 13
Потолок, м
статический 3600
динамический 6250
Дальность с ПТБ, км 1335
Михаил НИКОЛЬСКИЙ
Крылья Родины№ 5'1998