ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Ударная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. Бомбардировщики

бомбардировщик Юнкерс Ju-88
посмотреть галерею

История «Юнкерса» Ju 88, входившего в число наиболее знаменитых бомбардировщиков второй мировой войны, началась в 1934 году. Именно тогда технический совет имперского министерства авиации (ИМА) выдал условия на постройку боевого самолета, обозначенного в немецкой терминологии как «Kampfz-erstorer». Но хотя в дословном переводе это означает что-то близкое к нашему термину «штурмовик», новая машина должна была быть бомбардировщиком, торпедоносцем, ударным самолетом и разведчиком. За разработку ее взялись фирмы «Арадо», «Хеншель», «Фокке-Вульф», «Байерши Флюгцойгверк». После легализации люфтваффе в 1935 году проект переименовали в «Schnellbomber» (скоростной бомбардировщик) с внесением соответствующих поправок в техза-дание. По нему вооружение должно было состоять из одного пулемета MG15 калифа 7,92 мм, 750 кг бомбовой нагрузки при максимальной скорости до 500 км/ч. Высоту в 7000 метров предполагалось набирать за 25 минут при выдерживании скорости 450 км/ч.

К назначенному сроку свои проекты представили фирмы «Хеншель» (Hs-127), Мессершмитт (ВП62/ 163) и «Юнкере» (Ju85 и Ju88). Из проектов Юнкерса отобрали Ju88 и заказали три прототипа Ju88 V-l, V-2, V-3. Также по три прототипа заказали и другим претендентам.

Работы над первым прототипом начались в январе, а в декабре 1936-го он совершил первый полет. Его пилотировал шеф-пилот фирмы капитан Киндерман. На машине были установлены двигатели DB-600A по 1000 л.с. В одном из пробных полетов Ju88 V-l потерпел аварию, и испытания продолжались на V-2 с теми же двигателями. Впрочем, на этой машине установили новую систему охлаждения. На третьем прототипе V-3, взлетевшем в сентябре 1937-го, стояли двигатели Jumo 211А по 1100 л.с.

Изучив опыт применения в гражданской войне в Испании самолета СБ, ИМА побудило фирму Юнкере на некоторые переделки в компоновке машины, в результате чего появился Ju88 V-4, совершивший первый полет в начале февраля 1938 года. Переделки свелись к оборудованию рабочего места штурмана в полностью застекленном Hqcy и установке нижней стрелковой гондолы для защиты задней полусферы, что потребовало введения дополнительного члена экипажа. Именно этот тип кабины стал основным для бомбардировочного, разведывательного и, частично, ударного вариантов.

К 1938 году нацистам для демонстрации успехов германского авиастроения был необходим рекорд. Тщательно «вылизав» аэродинамику V-4-го и установив двигатель Jumo 211 В-1 по 1200 л.с., получили рекордный V-5, взлетевший в апреле 1938-го. В марте 1939-го пилоты Эрнст Зиберт и Курт Хайнтц установили рекорд скорости на 1000-километровом маршруте с грузом в 2000 кг. Средняя скорость составила 517 км/ч. В дальнейшем V-2 и V-5 послужили базой для разработки Ju-288

 Ju88 V-6 с теми же двигателями, что и у V-5 и с одностоечными опорами основного шасси, взлетел в июне 1938-го.

Ju88 V-7 внешне практически не отличался от V-6 и послужил родоначальником модификации Ju88C. Прототипы V-8 и V-9 оснастили крыльевыми тормозными решетками типа применявшихся на Ju87.

Из 15 тысяч «восемьдесят восьмых» 9 122 машины были выпущены в варианте бомбардировщиков. Их родоначальником стал Ju88 А-0, взлетевший в марте 1939-го. В экипаж входило четыре человека. За спиной пилота сидел стрелок-радист, обслуживавший MG15 для защиты задней верхней полусферы. Штурман, кроме своих прямых обязанностей, мог вести огонь из пулемета MG15, установленного в лобовом стекле. В нижней «ванне», одновременно служившей входом в кабину, располагался стрелок, обслуживавший пулемет MG15 для обороны снизу-сзади. Десять предсерийных А-0 свели в «испытательную команду 88» для разработки правил боевого применения и переучивания личного состава строевых частей на новую технику.

Серийное производство Ju88 распределили между несколькими субподрядчиками—фир мами Хейнкель, Арадо, Дорнье, Фольксваген и др.

Первые серийные машины получили обозначение Ju88 А-1, так как отличались от А-0. Так, четырехло-пастные воздушные винты заменили на трехлопастные VDM, стойка дополнительной буксируемой антенны перенесена с правой нижней части фюзеляжа на левую и т.д. Все предсерийные А-0 переделали под стандарт А-1. Эта машина при максимальной заправке топливом могла нести 500 кг бомб на 3680 км, или при минимальной (фронтовой) 2400 кг на 1260 км. Для увеличения дальности, кроме дополнительного бака в бомбоотсеке, на подкрыльевых замках ETC могли подвешиваться баки на 900 л. На эти замки можно было также подвешивать морские мины весом до 500 кг, сбрасываемые с высоты 90 м при скорости 300 км/ч. Оборонительное вооружение осталось тем же — 3 пулемета MG15. Самолет развивал максимальную скорость 450 км/ч на высоте 5490 м, крейсерская скорость колебалась от 350 до 390 км/ч. Радиооборудование состояло из KB-радиостанции FuG-10, УКВ-радиостанции FuG-16 и навигационного комплекса FuB-13 для «слепых» полетов.

Впервые Ju88 А-1 вступили в бой в сентябре 1939-го. Четыре машины атаковали в Северном море группу английских боевых кораблей. Экипажи докладывали о попаданиях бомб в авианосец «Арк Роял» и линейный крейсер «Худ». В октябре 1939-го при налете на базу Фирт оф Форт были потеряны две машины, в том числе командира группы. Их сбили «Спитфайры» 602 и 603 эскадронов RAF. В результате налета повреждены крейсер «Эдинбург» и корвет «Мохоук», поражен неразорвавшейся бомбой крейсер «Саутгемптон». Участие в летней кампании 1940 года стало чисто эпизодическим ввиду того, что личный состав еще не успел освоить новую технику. К началу «Битвы за Англию» одна лишь группа была полностью готова к боевым действиям и еще три — частично. В основном эти группы привлекались к блокированию английских аэродромов.

В ходе боевых действий выяснилось, что оборонительное вооружение Ju88 явно недостаточно. В результате стрелок-радист получил еще один пулемет, а на некоторых машинах дополнительный MG15 установили в самом носу на рабочем месте штурмана. В этом случае штатный пулемет в лобовом стекле кабины фиксировался и огонь из него вел летчик.

Появившийся вскоре Ju88 А-2 отличался от А-1 двигателями Jumo 211 G-1 мощностью по 1200 л.с. и возможностью применения ракетных ускорителей «Вальтер». Ju88 А-3 был невооруженной учебной машиной с двойным управлением, внешне почти не отличавшейся от А-2.

В начале 1940 года появилась модификация А-4 с моторами Jumo 211F или J по 1400 л.с. Однако запуск двигателей в серию затянулся, и тогда создали машину Ju88 А-5, представлявшую собой А-1 с плоскостями от А-4 и моторами Jumo 211 В-1, а на поздних сериях Jumo 211 G-1 или Н-1 по 1200 л.с. Оборонительное вооружение осталось, как на А-1 поздних серий, хотя встречаются упоминания о А-5 с одним пулеметом у стрелка-радиста. Площадь крыла возросла с 18,5 до 20,08 кв. м за счет увеличения размаха. Имелась возможность подвески с внешней стороны мотогондол дополнительно еще двух бомбодержателей ETC 250. Иногда дополнительно устанавливался радиолокационный автоответчик «свой-чужой» типа FuG-25. Последние серии А-5-х получили новые стойки радиоантенн на крыше кабины и киле, а также новые блистеры над пулеметами у стрелка-радиста.

Первые серийные А-5 успели принять участие в «Битве за Англию» вместе с А-1. После оккупации Греции и Югославии все А-1 вернули на завод для переделки в А-5. Примером может служить самолет, сбитый в районе аэродрома Чивенор. Эти машины, кроме нового крыла и двигателей, несли усиленное вооружение. Так, стрелок-радист получил второй MG15, а нижний стрелок—новую турель с MG81 или MG131 (калибра 13 мм). На некоторых А-5 стояла турель со «спаркой» MG81Z. Всего в 1940-1941 гг. было выпущено 3962 А-5-х.

Окончание доводки двигателей Jumo211 F и J позволило развернуть производство машины Ju88 А-4. Первые серийные машины поднялись в воздух в начале 1941 года. На них стояли двигатели Jumo211 F, а позднее — 211J и J-2, что стало стандартом для модификации. Установка новой системы охлаждения повлекла за собой переделку створок ниш шасси и формы тоннеля для подвода воздуха к радиаторам. Металлические винты VDM с узкими лопастями заменили на деревянные VS-11 с широкими лопастями и новым коком. Увеличение мощности двигателей позволило поднять взлетную массу и бронировать кабину экипажа. Кроме этого установили бронеспинку на кресло пилота, а на последующих модификациях оно целиком изготавливалось из броневой стали. Пулеметы MG15 сменили на MG81, причем нижний стрелок получил «спарку» MG81Z. Передний пулемет имел боекомплект 750 патронов, пулеметы стрелка-радиста — по 1000 патронов на ствол и нижний стрелок располагал 1800 патронами для MG81Z. В дальнейшем вооружение часто варьировалось.

На внутренней подвеске самолет поднимал до двадцати бомб по 50 кг или дополнительный бак на 1220 л и десять бомб по 50 кг, или два бака — на 1220 и 680 л. На внешних замках могли бьггь подвешены различные бомбы общим весом до 1 т или два бака по 900 л на ближних к фюзеляжу замках. Общая бомбовая нагрузка возросла до 3500 кг, а скорость увеличилась на 24 км/ч.

В ходе серийного производства А-4 подвергались ряду доработок Так, на некоторых машинах для защиты от аэростатов заграждения была смонтирована защитная рама, на верхней части фюзеляжа ставили антенну радионавигационного комплекса EZ6. Две F-образные антенны радиовысотомера FuGlOl закрепляли под левой плоскостью у конца крыла.

Первой крупной операцией для Ju88 А-4 стала операция «Барбаросса». Одной из частей вторжения, полностью укомплектованной новыми машинами, была группа KG51. К началу 1942-го все части восточного фронта, летавшие на Ju88 ранних модификаций, получили А-4. К концу того же года Ju88 всех модификаций составляли почти половину (520 из 1135) машин бомбардировочной авиации Германии.

Следующим самолетом семейства А стал Ju88 А-6, созданный на базе А-5. Фактически под этим обозначением проходили две машины А-6 и A-6/U.

Массированные налеты германской авиации в темное время суток привели к активному использованию англичанами аэростатов заграждения. В конце 1940 года один из А-5 был переоборудован в «чистильщика». Это свелось к установке отводной рамы весом в 380 кг и резаков на концах плоскостей, а также противовеса в 59 кг в хвостовой части фюзеляжа. Боевое применение показало, что, несмотря на эффективное противодействие аэростатам, увеличение веса почти на полтонны и громоздкая рама отрицательно повлияли на скорость, устойчивость и управляемость (так скорость снизилась на 32 км/ч). Все это привело к ограниченному использованию машины.

После этого все сделанные А-6 переоборудовали в A-6/U. Переделка свелась к замене двигателей на Jumo211F или J. Кроме этого, сняли гондолу нижнего стрелка и установили противокорабельные локаторы FuG 200, антенны которого монтировались в трех точках в носу фюзеляжа. Иногда дополнительно устанавливались локаторы FuG 217. Для этих типов локаторов характерна установка антенн на крыльях.

Бомбардировочное вооружение было принесено в жертву дальности. В бомбоотсеках установили дополнительные баки, а для бомб использовали только подкрыльевые держатели ETC. Эти машины применялись в основном для морской разведки и борьбы с конвоями. Подразделения, вооруженные ими, базировались во Франции, Норвегии и на юге Италии.

Обозначение А-7 получила учебная невооруженная модификация А-5-го с двигателями Jumo211 Н-1 по 1200 л.с. и демонтированной нижней гондолой.

Ju88 А-8 представлял собой продолжателя дела А-6-го, переоборудованного из А-4. Вместо рамы на нем применили резаки типа «Kuto-Nase», расположенные по всему размаху крыла на передней кромке. Впоследствии они использовались и на других типах бомбардировщиков люфтваффе.

После высадки в Северной Африке немцам понадобились самолеты, отвечающие специфике пустынного театра военных действий.

Появление А-1/Trop, А-4/Тгор и А-5/Trop обусловлено установкой на серийные машины противопыль-ных фильтров и специального снаряжения на случай вынужденной посадки (вода, солнцезащитные очки, оружие, продуктовый НЗ). В технических документах фирмы А-4/Тгор превратился в А-11, А-1/Trop в А-9, а А-5/Trop в А-10. Это случилось из-за желания продемонстрировать министерству авиации «бурную деятельность» на ниве новых разработок. Таким образом, из трех хорошо освоенных серийных машин путем минимальных переделок были получены три «новые». Эти бомбардировщики участвовали в боевых действиях в 1943-44 гг., причем А-1/Trop и Ju88 А-9 в очень ограниченном количестве.

Следующей после «африканцев» стала версия А-12 — учебная модификация, переоборудованная из серийных А-4. На ней устанавливалось двойное управление, снимались тормозные решетки, вооружение, нижняя стрелковая гондола.

Далее на базе «вездесущего» А-4 создали ударный А-13. Эта машина появилась в январе 1943-го. На ней усилили бронирование, а в гондоле стрелка установили 20-мм пушку MG/FF. На внутренней подвеске самолет нес кассеты, начиненные двухкилограммовыми бомбами. Для штурмовки живой силы на ближние к фюзеляжу подвешивались замки ETC и пулеметные контейнеры. В каждом контейнере стояло по три «спарки» MG81Z. Контейнеры могли отклоняться по вертикали вниз до 15 градусов. Таким образом, в «пулеметном» варианте А-13 нес 16 пулеметов и пушку. Бомбовый прицел, автомат вывода из пикирования и тормозные решетки снимались, а на рабочем месте штурмана размещали боекомплект для пушки в 120 снарядов.

Успех Ju88 А-13, применявшегося в основном на восточном фронте, привел к аналогичному переоборудованию части А-4 и А-5. Так же, как А-13, они имели пушки MG/FF с соответствующими переделками в кабине. Эти машины в основном состояли на вооружении морской авиации и различных разведывательных подразделений, однако они применялись и в чисто бомбардировочных группах. Известно о применении пушечных А-4 и A-S в Средиземноморье и Северной Африке, а их «коллеги» летали с финских аэродромов «потрошить» поезда на Мурманской железной дороге.

Опыт применения этих машин воплотился в А-14, конструктивно почти не отличавшегося от А-13, за исключением еще более усиленного бронирования и резаков «Kuto Nase» по всему размаху крыла. На этой машине применялись пилоны-переходники ETC 50/ VIII для 50 кг бомб, подвешивавшиеся на подкрыльевые ЕТС-500.

Излишнее аэродинамическое сопротивление, создаваемое внешнимцлодвесками, пытались ликвидировать на А-15. У этой машины вся бомбовая нагрузка находилась на внутренней подвеске, а створки бокйю-люка образовали выпирающее «брюхо» почти в треть длины фюзеляжа. Общий вес боевой нагрузки — 3000 кг. Оборонительное вооружение, как у А-4, только у нижнего стрелка установлен MG17. Несмотря на нововведения, серийные А-15 преимуществ над А-4 не имели, и после выпуска небольшой партии их производство было прекращено.

К 1942 году известные Не-111 уже не соответствовали требованиям, предъявленным к торпедоносцам, а потому с А-4 произошло еще одно перевоплощение: А-4/Torp получил дополнительные баки в бомбоотсе-ке, а замки ETC были заменены на PVC для подвески торпед LTF5b весом по 765 кг. Были демонтированы тормозные решетки и автомат пикирования. В поздних сериях на самолет ставились пушка MG/FF, пламегасители на выхлопных патрубках, ракетные стартовые ускорители «Вальтер». Испытывалась модификация «летающей»торпеды, то есть гибрид обычной торпеды с планером. Впоследствии А-4/Torp модернизировали в А-17. Основное его внешнее отличие — отсутствие «ванны» нижнего стрелка.

Машины типа А-4/Тогр и А-17 с успехом применялись для борьбы с морскими целями.

Ударная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. БомбардировщикиУдарная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. БомбардировщикиУдарная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. БомбардировщикиУдарная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. БомбардировщикиУдарная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. БомбардировщикиУдарная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. Бомбардировщики
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • Сломя голову (пикирующие бомбардировщики Junkers Ju-87A)
  • Британский бомбардировщик для ядерной бомбы (Canberra).
  • Французский самолёт для атомной бомбы (стратегический бомбардировщик Dassault Mirage IVA)
  • Надежд не оправдавший (Messershmitt Bf-110G)
  • Ju-188. Бомбардировщик и разведчик
  • Над всей Испанией безоблачное небо (истребитель Heinkel He-51)
  • Дорогостоящий эксперимент (Бомбардировщик ХВ-70 Valkyrie) Часть 2.
  • Дорогостоящий эксперимент (Бомбардировщик ХВ-70 VALKYRIE) Часть 1.
  • Солдат тотальной войны (истребитель Messerschmitt Bf 109G/K) Часть 2.
  • Солдат тотальной войны (истребитель Messerschmitt Bf 109G/K) Часть 1.
  • Фридрих, сын Эмиля (Истребитель Messerschmitt Bf 109F)
  • Ударная сила Люфтваффе (Юнкерс Ju-88) Часть2. Разведчики
  • Стремительный "Мосси" (бомбардировщик "Москито")
  • Последняя надежда Люфтваффе (истребитель Messerschmitt Me-262)
  • Испанский дебют Люфтваффе (Heinkel He-111)

Случайные статьи

Лёгкий танк "Генерал Чаффи" (американский M-24 General Chaffee)

американский лёгкий танк M-24 General Chaffee

Буффало против Чаек и Ишаков (американский истребитель Buffalo)

американский истребитель Buffalo

Чёрная кошка Вермахта (танк Pz.Kpfw. V Panther)

танк Pz.Kpfw. V Panther

Английские "Фантомы" (Модификации Phantom FG.1/2 и FGR.1/2)

Phantom

Основной танк Т-90

Основной танк Т-90

"Ураган" над полем боя (английский истребитель Hawker Harricane)

английский истребитель Hawker Harricane

В безоблачном небе Испании (Истребитель И-16 в гражданской войне Испании) Окончание

Истребитель И-16

Истребитель танков "Ягдтигр"

Jagdtiger

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»

Американские полугусеничные бронетранспортёры

Полугусеничные бронетранспортёры армии США Half Track

Над всей Испанией безоблачное небо (истребитель Heinkel He-51)

Heinkel He-51

Жертвы обстоятельств (французкий бомбардировщик LeO 451)

французкий бомбардировщик LeO 451

Авианосцы типа Invincible

Авианосцы типа Invincible

Восемь-восемь (88-мм зенитная пушка Flak 18/36)

88-мм зенитная пушка Flak 18/36

Боевые восьмиколёсные Пирана и Кодиак

LAV-25
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Ударная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. Бомбардировщики

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика