Мы уже упоминали, что по программе «Schnellbomber» фирма «Юнкере» разрабатывала две машины — Ju88 и Ju85. Основным отличием Ju85 было «модное» двухкилевое оперение; Ju88 «скроили» по классической схеме. После выпуска первых серийных Ju88 А-1, фирма решила поэкспериментировать с более удобной для работы экипажа кабиной. Однако работы были прекращены на стадии макетов и основные силы брошены на запуск в серию удачного Ju88 А-5. Увязав все проблемы с выпуском А-5-ш, фирма решила расконсервировать задел разработок по Ju85 В и Ju88 В (такое обозначение получили машины с новой кабиной). Вскоре все силы сосредоточили на Ju88 В, используя для него почти без переделок планер от А-1-го, перспективные двигатели Jumo213 мощностью по 1500 л. с. и старые наработки по кабине.
Как и машины-прототипы серии A, Ju88 В проектировался в трех вариантах: Ju88 V-23 — бомбардировщик, Ju88 V-24 — разведчик и Ju88 V-25 — тяжелый истребитель. Впоследствии им присвоили обозначения В-1, В-2 и В-3 соответственно. В процессе проектирования двигатели заменили на 14-цилиндровые двухрядные «звезды» BMW80IMAмощностью по 1600 л. с.
Первым 19 июня 1940 года в воздух поднялся Ju88 V-23, 30 июля облетали V-24, а в октябре — V-25. После этих трех машин на базе Ju88 А-5 построили прототип Ju88 В VI. По завершении испытаний фирма собиралась выпустить пред- серийную партию Ju88 В-0.
Однако имперское министерство авиации (ИМА) сделало упор на развитие машин серии «А», и фирма смогла выпустить лишь десять экземпляров В-0, основным отличием которых было использование планера от А-4-го. Еще одной причиной, задержавшей, а точнее «зарезавшей», программу Ju88 В, была переориентация двигателя BMW801 для запуска в серию истребителя FW190.
Все предсерийные В-О переоборудовали в разведчики. С них сняли прицелы, бомбодержатели и тормозные решетки. В переднем бомбоотсеке смонтировали дополнительный бензобак, а в заднем — три фотокамеры «Robot» (две с правой и одну с левой стороны бомбоотсека). Все радиооборудование досталось в наследство от А-4-го. Вооружение стало помощнее, чем у прародителя — три «спарки» MG81Z(у штурмана, стрелка-радиста и нижнего стрелка).
Девять машин активно эксплуатировались в третьей разведывательной группе главного командования люфтваффе. Вместе с дооборудованными А-4 из других подразделений той же группы они летали весной 1941 года над западными районами СССР. При крейсерской скорости 500 км/ч (максимальная 540 км/ч) Ju88 В-0 мог пролететь 2840 км.
А у десятой машины судьба была несколько иной. На нее установили более мощные двигатели BMW801C, крупнокалиберные пулеметы MG131 и взгромоз- * дили поверх кабины турель с еще одним MG131, которая обеспечивала круговой обстрел. Первоначально этот самолет получил обозначение Ju88 V-27 (позднее — Ju88 Е-0) и использовался для отработки системы вооружения для Ju188.
В 1940 г. перед ВВС Германии встала проблема о замене устаревшего Dol7Rна более современный дальний разведчик. Такую машину решили сделать на базе Ju88А. Новую модификацию назвали Ju88 D, но еще до запуска ее в производство фирма доработала некоторое количество А-1 и А-5. С них снимались тормозные решетки, прицелы, подвесные замки «РТС». Створки бомболюков из двухсекционных стали односекционны- ми, а в передний отсек вставили дополнительный бензобак на 1450 л. Доработанные таким образом машины получили обозначение Ju88 A-1(F). В середине 1940 года они поступили в войска. На заводе в Дассау начался выпуск предсе- рийной партии Ju88 D-0, а чуть позже и серийных Ju88 D-2. Обе машины разрабатывались на базе А-5-го и основное их отличие заключалось в двигателях.
На «D-нулевых» устанавливались Jumo211 В-1, а на «D-вторых» — Jumo211 G-1 или Н-1. На обеих модификациях ставили одинаковое фотооборудование — три камеры «Robot» в бомбоотсеке. Две — с правой стороны, а одна с левой. На первых серийных D-2 и на всех D-0 объективы камер выступали за габариты бомбоотсека и были прикрыты специальными кожухами. С правой стороны монтировали специальное антибликовое ограждение. Позднее объективы камер были установлены заподлицо с обшивкой створок бомболюка. Кроме того, на D-2 снова установили бомбодержатели ETC, и машины могли нести либо два сбрасываемых 300-литровых бака, либо до 500 кг бомб.
Всего в 1940 году было выпущено 330 Ju88 Dразных серий. В «Битве за Британию» Ju88 D-0 и D-2 воевали в составе трех разведывательных подразделений. После этого они были переброшены в Средиземноморье и на Балканы. Ju88 D-2 с аэродрома Шейринг в Австрии принимали активное участие в операциях в Греции и на Крите.
К весне 1941 года основной целью Германии и Италии оказалась Мальта, мешавшая им стать хозяевами Средиземного моря. Объектом атак их ВВС служили британские конвои, прорывавшиеся на остров. Кроме того, велась активная разведка Северной Африки в преддверии высадки германо-итальянского экспедиционного корпуса. Здесь Ju88 D, действовавшие без истребительного прикрытия, несли ощутимые потери. 8 мая «Бо- файтер» Мк. 1С из 252-го дивизиона сбил Ju88 D-2. В тот же день второй «Юнкере» едва ушел от британских истребителей, хотя его стрелку удалось сбить «Бофай- тер» из того же 252-го дивизиона. Еще один Ju88 D-2 стал жертвой «Фульмара» с авианосца «Формидабл».
В начале 1941 года начался выпуск новой модификации Ju88 D-1. Эту машину сделали на базе Ju88 А-4 путем стандартных доработок. Для предотвращения замерзания камер на больших высотах они обогревались теплым воздухом, отводимым от двигателей. Чтобы не обогревать вместе с камерами весь бомбо- отсек, в задней его части поставили управляемую подвижную шторку, а сами камеры передвинули в хвостовую часть фюзеляжа. В бомбоотсеке снова сталр. возможно подвешивать авиабомбы.
Для действий в условиях сильной запыленности (Африка) выпускались машины, дооборудованные противопесча- ными фильтрами, НАЗом, аварийной радиостанцией. Машины на базе D-2 и D-1, выходившие в такой комплектации с заводов фирмы, получили обозначение Ju88 D-4 и D-3 соответственно, а дооборудованные в авиамастерских — D- 1/Тгор и D-2/Тгор.
Параллельно с D-1 начали выпуск Ju88 D-5, имевшего винты VDM(вместо VS- 11), двигатели Jumo211Gили Jи стационарное тропическое оборудование. В строевых частях они подвергались самым различным модификациям (замена оборонительного вооружения, установка третьей камеры и т. д.). Известна фотография D-5-го из базировавшейся в Норвегии эскадрильи, у которого в носу установлена 20-мм пушка MG/FF До 1944 года выпустили около 1500 машин Ju 88 D разных модификаций, принимавших участие в боевых действиях на всех фронтах.
Ju 88 D-1 состояли также на вооружении ВВС Румынии, a Ju 88 D-2 — ВВС Венгрии. В ходе модернизации Ju-88 D-5 выпустили машины D-6 и D-7 (один и два самолета соответственно), которые отличались установкой звездообразных двигателей BMW-801. Кроме того, на D-7 устанавливали системы высотного форсирования двигателя. На этих машинах отсутствовала и «ванна» нижнего стрелка. В серию они не пошли.
В 1942 году ИМА вьвдало заказ на проектирование сверхдальнего разведчика. За основу взяли Ju 88 D-2. Первым делом длину фюзеляжа увеличили на 2575 мм,, установив сразу за бомбоотсеком вставку с дополнительным бензобаком. Увеличили размах крыльев, поставили звездообразные двигатели BMW-801. Нижнюю гондолу убрали. Для обнаружения морских целей установили радиолокатор FuG200 «Хехентвейл», антенны которого торчали на штангах перед кабиной штурмана. Фотооборудование размещалось в бомбоотсеке.
Первым прототипом Ju-88H (такое обозначение получила новая модификация) стал Ju 88 V-89, облетанный 2 ноября 1943 года. Через несколько дней взлетел второй прототип Ju 88 V-90.
После испытаний самолет запустили в серию, произведя некоторые изменения. Они заключались в установке двигателей BMW 801D и замене радара FuG 200 на FuG 220 «Лихтенштейн».
Н-2 представлял собой дальний охотник, лишенный радара и фотооборудования. Его носовую часть закрыли дюралевым обтекателем, под которым установили две пушки MG 151/20. Еще четыре пушки стояли в обтекателе под фюзеляжем. Максимальная дальность полета — 4750-5130 км.
Всего на заводе в Мерсенбурге было выпущено по десять Н-1 и Н-2. Об их боевом применении мало сведений, но известно, что пять машин базировались на Атлантическом побережье Франции.
В 1944 году разрабатывались Н-3 и Н-4 (ударная машина и разведчик) с дополнительно увеличенной на 3157 мм длиной фюзеляжа и еще одним топливным баком. На них планировалось поставить двигатели Jumo 213А по 1776 л. с. с водо-метаноловой системой форсирования MW-50. Однако союзники высадились в Нормандии и «воздушные повелители Атлантики» отошли на второй план. В конце 1944-го Н-4 хотели приспособить для программы «Мистель» в качестве летающей бомбы.Для того, чтобы создать последний разведчик в семействе Ju 88—Ju 88Т, немцам пришлось сначала выпустить последнюю бомбардировочную модификацию Ju 88.
К концу 1942 года стало ясно, что А-4 не может эффективно действовать* условиях активного противодействия истребителей. Проанализировав опыт боевого применения Ju 88 различных модификаций, специалисты фирмы пришли к выводу, что основным средством защиты должна стать высокая скорость и больший потолок машины. 1 ноября 1943 года поднялся в воздух Ju-88 V-93 (он же Ju 88 SV-1). Основным отличием от предшественников были двигатели BMW801 (1700 л. с.) с винтами VDM и элегантное округленное остекление кабины штурмана, сменившее прежний «граненый стакан». Кроме того, были демонтированы тормозные решетки и автомат вывода из пикирования, сняты подкрыльевые бомбодержатели. Все бомбы подвешивались теперь только в бомбоотсек. У стрелка-радиста появился крупнокалиберный пулемет MG-131. Максимальная скорость машины достигла 534 км/ч.
После испытаний Ju88 SV-1 переименовали в Ju 88 S-0 и по его образцу в мастерских «Люфтганзы» было переоборудовано 30, а на заводе фирмы «Хен-шель» 146 самолетов Ju88 А-4 с наименее выработанным ресурсом.
Тем временем фирма запустила в серию Ju88 S-1, у которого демонтировали «ванну» стрелка вместе с пулеметом и огневую точку штурмана, зато вернули на свое место подкрыльевые замки ETC. Поставили и новые двигатели — BMW 801G-2 с системой впрыска закиси азота GM-1. Три бака с «веселящим газом» поместили в заднем бомбоотсеке. Если без згой системы максимальная скорость составляла 546 км/ч, а потолок 10 360 м, то после ее включения она вырастала до 610 км/ч и потолок до 11 580 м. Радиооборудование состояло из УКВ-радиостанции FuG 16ZY, радиовысотомера FuG 101, автоответчика «свой-чужой» FuG 25IFF и антирадара FuG 217 «Нептун», реагировавшего на облучение локаторами английских ночных истребителей.
Первые машины поступили на аэродромы в Шартре и Мондидере во Франции. В 1944 году машины этого подразделения участвовали в операции «Штейн-бек» по уничтожению радиолокационных систем на Британских островах. После высадки союзников на континенте они переквалифицировались в обычные фронтовые бомбардировщики и вместе со своими «собратьями» в основном по ночам наносили удары по противнику.
Весной 1944-го конструкторы решили упрятать все подвески внутрь фюзеляжа. На машину поставили двигатели BMW801NJ с системой GM-1 итурбонаг-нетателями; в задней части днища, образованного выпирающими створками бом-болкжа, установили два неподвижных пулемета MG81, стреляющих назад и более предназначенных для морального воздействия на летчиков-истребителей противника. Эта машина, получившая обозначение Ju88 S-2, повторила судьбу своего предшественника Ju88 А-15 ив серию не пошла.
На новой машине, получившей обозначение Ju88 S-3, появились двигатели Jumo-213A с системой GM-1. Если на номинальном режиме мощность двигателя составляла 1776 л.с., то на боевом 2125 л.с., а на экстремальном 2300 л.с.! Соответственно и скорость бЦла 621 км/ч на высоте 8500 м. Эта модификация сразу пошла в серию и применялась до конца войны.
Логичным шагом после освоения новой бомбардировочной модификации стало создание на ее базе специализированной разведывательной версии. Переделка Ju88 S-1 в Ju88 Т-1 свелась к демонтажу бомбового прицела, линза которого торчала перед входом в кабину, установке на двигатели системы GM1 и размещению в бомбоотсеке баков с закисью азота. Фотокамеры устанавливались за бомбоотсеком.
После появления Ju88 S-3, с помощью таких же переделок, был получен Ju88 Т-3. Надо сказать, что его максимальная скорость на экстремальном режиме составляла 660 (!) км/ч — как у лучших истребителей конца войны. Обе машины Т-1 и Т-3, выпускались малыми сериями, так как у разведчиков становилось все меньше целей — фронт подошел вплотную к границам Рейха.