Продолжение статей:
Ударная сила Люфтваффе (бомбардировщик Юнкерс Ju-88) Часть1. Бомбардировщики
Ударная сила Люфтваффе (Юнкерс Ju-88) Часть2. Разведчики
Третьим основным типом «восемьдесят восьмого», кроме бомбардировщиков и разведчиков, стали различные тяжелые истребители, начало которым положил Ju88 V-7. Он представлял собой переоборудованный бомбардировщик типа Ju88 А-0. С него сняли все бомбардировочное оборудование, тормозные решетки, бомбодержатели и пулемет в лобовом стекле фонаря кабины. На месте штурмана появились три пулемета MG17, калибра 7,92 мм, и пушка MG-FF. Для них прорезали амбразуры прямо в остеклении штурманской кабины. Из-за демонтажа бомбодержателей скорость возросла на 25 км/ч. Позднее на самолет установили обтекатель, закрывший носовую батарею. После испытаний машина использовалась как летающий стенд для отработки изменений в конструкции тяжелых истребителей.
Неполное соответствие Bf-110 требованиям, предъявляемым к тяжелым истребителям, а также не очень удачные ею действия в осенней кампании 1939 года, побудили ИМА выдать фирме «Юнкере» заказ на разработку тяжелого истребителя на базе Ju88 А-1. Еще до это го фирма сделала в металле прототипы Ju88 VI5 и VI9 (позднее Z-15 и Z-19 соответственно «Z» от «Zerstorei» — разрушитель). Это были машины типа А-1, переоборудованные по образцу V-7-го. Позднее на Z-19 тоже установили обтекатель вместо остекления кабины штурмана и добавили еще одну MG-FF в передней части «ванны».
Было решено строить машину по типу Z-19, но с одной пушкой и более мощными звездообразными двигателями BMW-801МА. Но FW-190 снова «поглотил» всю программу выпуска этих моторов. Спроектированные под них Ju88C-l и С-3 в серию не пошли, хотя по некоторым данным было выпущено по несколько предсерийных экземпляров.
Первым серийным тяжелым истребителем стал Ju88C-2, имевший «родные» движки Jumo-211В или G. Вооружение состояло из пушки MG-FF (90 снарядов) или MG151/20 (350 снарядов) и трех пулеметов MG17 с боезапасом по 800 патронов на ствол. В заднем бомбоотсекс устанавливался дополнительный топливный бак на 1600 л, а в передний можно было подвесить до 500 кг бомб. Правда, пилоту приходилось швырять их «на глазок», так как бомбовый прицел был демонтирован, равно как и бомбодержатели ETC с тормозными решетками. В общем, Ju88C-2 представлял собой переоборудованный А-1 с более мощным вооружением и чуть более высокой скоростью.
Первые машины поступили в мае 1940 года. В июне—июле они участвовали в налетах на Англию, где в основном привлекались к блокированию аэродромов. В июне эти машины стали поэтапно выводить в Германию для переучивания экипажей на . ночные полеты, а в июле, после окончания переподготовки, из этих экипажей сформировали первую группу истребителей-«ночников», летающих на Ju88-I. В ответ на ночные налеты англичан на территорию Германии началось развертывание эшелонированной системы ПВО, и Ju88C-2 были на ее передовых позициях. Они встречали самолеты противника ...над его территорией. Впрочем, Ju88-истребителей выпустили до конца года лишь 62 штуки (разведчиков в 5, а бомбардировщиков в 30 раз больше).
Осенью 1941 -го в серию пошел Ju88C-4, выполненный на базе А-5-го. Основным бросавшимся в глаза отличием были две неподвижные пушки MG-FFM в передней части стрелковой «ванны». К менее заметным нововведениям относились растяжки у передней стойки радиоантенны и новая антенна комплекса FuBI2. Два двигателя Jmno-211F по 1400 л.с. разгоняли машину до 495 км/ч. Новые машины применялись для операций на средиземноморском театре военных действий и в Северной Африке. В основном они использовались здесь, как обычные Ju88, и «работали» по британским конвоям и наземным целям. На некоторых машинах для фиксации результатов воздушных ударов устанавливали фотокамеры Robot. До конца 1941-го выпустили лишь 66Ju88C-4. Основным препятствием к расширению их производства стали недостаточная скорость и отсутствие радиолокационного оборудования, что снижало их эффективность как ночных перехватчиков.
Появившийся в 1942-м в небольшом количестве Ju88C-5 обязан своим рождением увеличению выпуска двигателей BMW-80IA. В принципе это была переходная модель, на которой опробовались способы увеличения скорости за счет облагораживания аэродинамики. Первым делом с нее сняли громоздкую «ванну», а на месте снятых левых створок заднего бомболюка установили обтекатель с размещенными в нем двумя пулеметами MG 17. На некоторых серийных машинах пытались усилить вооружение за счет дополнительной пушки в носовой части, либо размещая в нижнем обтекателе две MG-FFM вместо MG 17. Два двигателя по 1600 л. с. обеспечивали скорость 560 км/ч на высоте 6500 м. Этот вполне удачный перехватчик также не получил широкого распространения из-за отсутствия бортовой радиолокационной аппаратуры.
Появившийся весной 1942-го Ju88C-6 был сработан на базе Ju88A-4 с помощью стандартных доработок и располагал вооружением по типу С-4. Первые серийные машины были обычными истребителями-бомбардировщиками и получили довольно широкое распространение в Средиземноморье и на Восточном фронте. Резкий поворот в та судьбе произошел после вступления США в войну против Германии. Переброска на Британские острова бомбардировщиков американской 8-й воздушной армии привела к резкому усилению налетов на Германию и днем, и ночью. Так как американцы летали днем в плотных «стаях» и огонь их бортовых пулеметов был смертелен для FW-190 и Ме-109, лучшим выходом из положения было применение тяжелой машины с большой огневой мощью, позволявшей вести эффективный огонь с дальних дистанций. Появление же надежных радаров позволило с большим успехом бороться с ночными бомбардировщиками. На С-6 устанавливались различные типы радаров «Лихтенштейн». Порой в литературе упоминают С-6 типов «а», «Ь», и «с», хотя в документации фирмы таких обозначений не существовало.
Первым на С-6 стали устанавливать радар FuG202 «Лихтенштейн» ВС с рабочей частотой 490 MHz и дальностью обнаружения до 4 км. Обслуживал его стрелок-радист, выполнявший по совместительству обязанности оператора. К концу 1942-го на машинах появился FuG 212 «Лихтенштейн» C-F (91 М Hz, 6 км). Янки и англичане быстро смекнули, в чем дело, и стали использовать, пассивные помехи, устанавливаемые с помощью дипольных отражателей из алюминиевой фольги. Они сбрасывали ее так много, что немцы даже наладили сбор и переработку этого «крылатого» металла. Помог выправить положение лишь появившийся к концу 1943-го радар FuG220 «Лихтенштейн» SN-2 (модели 0, А, и В 91MHz, 5 км), который мог осуществлять селекцию целей. В дополнение к вышеперечисленным радарам на С-6 устанавливался антирадар FuG227 «Фленсбург», улавливающий излучение радаров английских бомбардировщиков нарасстоянии до 65 км. На Ju88C-6 стала применяться и система Scluage Musik (джаз). Это были одна или две пушки, установленные в переднем бомбоотсеке под углом 70—80° к вертикали. Их задачей было «вспарывание брюха» у бомбардировщиков при прохождении под их плотным строем. Считалось, что попадание нескольких 20-мм снарядов в бомбоотсек может привести к детонации бомб.
Ночники Ju88C-6 летали в небе Франции, Бельгии, Германии, СССР и .. .Англии. С-б-е «завалили» над ней немало только что поднявшихся с аэродромов бомбардировщиков. А самым результативным сгало отражение налета на Нюрнберг в ночь с 30 на 31 мая 1944 года, когда на долю С-6-х пришлось более половины из 97 уничтоженных бомбардировщиков союзников.
О последней машине из этого семейства, Ju88C-7, известно только, что под таким обозначением был облетан в 1942 году Ju88 с кодом K9-VH, отличавшийся от С-6-го отсутствием радара и двигателями BMW-801D с системой GM-1.
К началу 1943 года стало ясно, что резервы модернизации при существующих двигателях и планере исчерпаны. В качестве экстренной меры для повышения летных качеств избрали установку мощных 1600-сильных двухрядных! «звезд» •BMW-801 MA. Получившийся Ju88 R-l — это несколько модернизированный С-6 с радаром FuG202. Появившийся чуть позднее R-2 отличался еще более мощными двигателями BMW 80ID (1700 л. с.) и радаром FuG220. Выпустили их немного, так как большой заказ на FW-190 снова «стел» все двигатели. Эти машины выпускались параллельно с модификацией «С» и в основном применялись частями ПВО на передовых рубежах перехвата.
Заинтересованные в получении образцов германского радиолокационного оборудования англичане получали лишь его «фрагменты» в виде обломков. И вот 9 мая 1943 года на аэродром Дайс сел Ju88 R-l, «заплутавший» при возвращении из патрулирования, так как один из членов экипажа был ...агентом британской разведки.
«Благодарные» англичане изучили аппаратуру вдоль и поперек, а когда немцы стали устанавливать FuG220 и FuG227, то 13 июля 1944 года на аэродроме в Вудбридже сел Ju88G-l и плодотворное знакомство с техникой германских ВВС было продолжено.
Упомянутый G-1 "стал первой машиной в последнем семействе «восемьдесят восьмых» истребителей. Его прототип V-58 был облетан 23 июня 1943 года и представлял собой компиляцию из планера Ju88R-2 и оперения Jul88. На машине была демонтирована «ванна», на месте бомбоотсеков установлен обтекатель с четырьмя пушками MG 151/20, плюс еще две пушки в носу фюзеляжа. Стрелок-радист располагал пулеметом MG131 и обслуживал радар FuG212.
Первый серийный G-1, сошедший с конвейера в конце 1943 года, отличался от прототипа несколькими доработками. Так, установка антенны FuG220 вытеснила из носовой части обе пушки, а для обслуживания радара в экипаж ввели оператора, который сидел теперь справа от летчика. Иногда машину дооборудовали одной-двумя пушками, стрелявшими вверх. На вновь появившихся бомбодержателях ETC 500 можно было подвешивать топливные баки, а под конец войны на них вешали' и бомбы.
Следующим серийным самолетом стал G-6, имевший двигатели Jumo213A и винты с деревянными лопастями. Основным . отличием от предыдущей модификации был радар FuG217, предназначенный для обзора задней полусферы. На машинах поздних серий заднюю полусферу контролировал стандартный FuG220, для которого устанавливалась дополнительная антенна под килем. Вооружение осталось прежним, только на некоторых машинах пушки Schrage Musik появились в заднем бомбоотсеке.
После того, как англичане захватили FuG220 SN-2 с рабочей частотой 91MHz, на машины стали устанавливать радары с двумя рабочими диапазонами. Максимальная дальность обнаружения составляла 10 км. Первоначально на машинах стояли Х-образные «рога», на которых антенны могли быть наклонены на 30°, 45°, и 90° от вертикали, а на последних FuG220 SN-2 ставили уже одноштыревые антенны.
В конце 1944-го на самолетах появился новый локатор FuG218 «Нептун» V/R, а в 1945 году на 30 машинах был смонтирован самый совершенный радар FuG240 «Берлин» N-Ia.
К концу 1944 года программа выпуска тяжелых истребителей превзошла все остальные. За год было выпущено 2518 истребителей Ju88C и G и лишь 716 «восемьдесят восьмых» других классов. Они штурмовали войска союзников на западном фронте и «долбили» советские танкина востоке. Ju88G выпала участь совершить последний боевой вылет в этой войне — 9 мая 1945 года они атаковали советскую Taj псовую колонну под Дрезденом.
Завершили семейство Ju88G модели G-7 (2 машины, которые погибли под бомбами) и G-10. Дела шли к крушению Рейха, и в его небе уже хозяйничала фронтовая авиация союзников. Время тяжелых перехватчиков ушло, и G-10 закончил свою карьеру в вцце «летающей бомбы» (о них в «КР» 2/94). Говоря о тяжелых истребителях-бомбардировщиках, необходимо упомянуть об «артиллерийских» Ju88P. К концу 1941 года у немцев не было машины, которая могла бы эффективно бороться с советскими танками.
В 1942 г. под фюзеляжем стандартного А-4 установили огромный контейнер с 75-миллиметровой пушкой KwK 39 L50 от шгка T-IV. Кабину впоследствии дополнительно забронировали. После отстрела пушки по трофейным танкам решили установить более мощное орудие того же калибра — ВК 7,5, разработанное на базе противотанковой пушки РАК 40. Этот прототип под обозначением Ju88V54 получил развитие в самолете Ju88P-I.
В 1943-м первые P-I поступили на вооружение 92-й эскадрильи истребителей танков, а позднее в авиагруппу «Гинден-бурт>. В ходе боевой эксплуатации выявилось несколько недостатков: малая скорость, неповоротливость, строгость в управлении. Но хуже всего — низкая скорострельность орудия: не более двух выстрелов за один заход, Этот недостаток пробовали устранить на Р-2, установив на него спаренную 37-мм пушку ВК 3,7, изготовленную на базе зенитной пушки «флак 38». В задней части обтекателя установили пулемет MG81Z для нижнего стрелка, который должен был обслуживать и пушку. Для улучшения пробивного действия снарядов их сердечники изготовлялись из вольфрама. Кроме борьбы с танками, Р-2 использовали и для борьбы с плотными строями бомбардировщиков В-17 и В-24 в дневное время. Не входя в зону поражения, из бортового оружия Р-2 спокойно вел огонь на поражение. Правда, когда в воздухе не было истребителей противника.
Выпущенный в 1943 году Р-3 отличался усиленным бронированием, но широкого распространения не получил. Последним «летающим линкором» стал Р-4 с 50-мм пушкой ВК5. Эта машина вышла в 1944-м, но тоже широкого распространения не получила, так как могла действовать только под прикрытием истребителей.
Ju88 за девять лет своего производства был выпущен более чем в 45 (!) серийных модификациях и вдобавок еще 115 прототипов и экспериментальных машин. Он воевал от Арктики до Африки. Последние Ju88 летали в Румынии до 1949 года.
Пётр ЗАИКА
Крылья Родины №7'1994