ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»
посмотреть галерею

Появление ночных истребителей обычно относят к 1940 году, когда возникла настоятельная необходимость в защите Лондона от налетов немецких бомбардировщиков. Однако боевая эффективность таких истребителей оказалась крайне низкой — и это несмотря на значительное превосходство над бомбардировщиками в скорости и маневренности. Так, в период наиболее интенсивных ночных налетов на английскую столицу в декабре 1940-го ими было сбито всего... два вражеских самолета.

Положение существенно улучшилось с появлением радиолокационных средств обнаружения воздушных целей. Истребители, оснащенные радиолокаторами, в мае 1941 года сбили уже более 100 бомбардировщиков, прорывавшихся к Лондону. Практическое применение этих самолетов показало, что бортовая РЛС облегчает задачу перехвата не только в темное время суток, но и днем. Особенно при полетах в облаках и на высотах более 12 000 м, где противника трудно заметить даже с небольшого расстояния.

В разгар войны было крайне сложно создать специальные конструкции ночных истребителей, значительно проще — приспособить для этой цели серийные легкие бомбардировщики и двухмоторные истребители. В Европе такими самолетами стали «Бленхейм», «Бофайтер» и «Москито». В Америке, которую от основных театров боевых действий отделял Атлантический океан, ночным истребителям не уделялось большого внимания. Единственно, кто особо нуждался в таких самолетах, так это военно-морские силы США, действовавшие в непосредственной близости от аэродромов противника. Специально для флота были разработаны ночные варианты истребителей «Корсар», «Хеллкет» и «Тайгеркет».

После окончания войны наибольшая опасность для американских корабельных группировок по-прежнему исходила от бомбардировщиков с поршневыми двигателями, летающих на высотах от 7500 до 9000 м (время скоростных реактивных бомбардировщиков еще не наступило). Для борьбы с ними создавались специализированные ночные палубные истребители, в конструкции которых приходилось учитывать радиолокационное оборудование и экипаж, включавший теперь оператора РЛС. Все это увеличивало размеры и полетную массу машины.

За решение трудной задачи взялся отдел перспективных разработок фирмы «Дуглас», возглавляемый Эдвардом Хайнеманом.

Начало эскизного проектирования всепогодного ночного перехватчика, получившего название «Скайнайт», можно отнести к 1946 году. Самолет оказался большим, и для него выбрали два турбореактивных двигателя J34-WE-22 фирмы «Вестингауз» с максимальной тягой 1360 кгс. Чтобы не занимать полезный объем фюзеляжа, Хайнеман установил их в округлых гондолах по бортам фюзеляжа. При этом упрощалось и техническое обслуживание силовой установки, поскольку ее можно было осматривать через большие люки в нижней части гондол, а также легко демонтировать. Передняя часть фюзеляжа, свободная от воздухозаборников, была полностью отдана радиолокационной станции AN/APQ-35. Под блоками станции конструктор разместил четыре 20-мм пушки. В широкой и просторной кабине находились два члена экипажа: летчик и оператор РЛС. Катапультируемых кресел на машине не было, самолет и без них весил более 9 тс. Проблема спасения экипажа долгое время оставалась открытой, пока конструкторам не удалось найти гениально простое решение. За кабиной устроили наклонный тоннель, люк которого в нормальном состоянии закрывался сиденьями летчиков. В аварийной ситуации летчики поворачивали чашки сидений к бортам кабины и открывали люк. Одновременно в нижней части фюзеляжа сбрасывалась нижняя крышка тоннеля и гидравлическим цилиндром отклонялся специальный щиток. Последний предназначался для защиты летчиков от удара встречным потоком воздуха. Им оставалось выскользнуть из самолета вниз.

Испытания этой системы покидания на скоростях до 800 км/ч прошли успешно. Интересно заметить, что спустя 40 лет похожая система была разработана для американских космических кораблей многоразового использования.

Неистребимая страсть Хайнемана к снижению полетной массы самолетов привела к отказу от топливных баков на концах крыла, традиционного атрибута всех американских истребителей того времени. Это позволило выиграть и в массе самого крыла, поскольку уже не _ надо было учитывать перегрузку от баков при посадке, и в массе механизмов складывания консолей. Конструкторы позаботились также о чистоте аэродинамических форм — все внешние антенны выполнили заподлицо с обшивкой.

Постройка первого опытного образца завершилась в конце зимы 1948 года. 23 марта его выкатили на взлетную полосу. Свое место в кабине занял шеф-пилот фирмы «Дуглас» Рассел Тав. После непродолжительных проб силовой установки «Скайнайт» (заводской номер 121457) поднялся в воздух.

Второй истребитель взлетел 6 июня, а третий — 7 октября 1948 года. После оценки основных летных качеств одна из опытных машин перелетела на авиабазу Мюрок (Эдвардс), где начались сравнительные испытания трех различных истребителей-перехватчиков, созданных в США в 1948 году, — руководство ВВС искало наилучший вариант для ПВО. Самым любопытным из них был истребитель XF-87 «Блэк Хок» фирмы «Кертисс» — четырехдвигательный гигант, вооруженный 20-мм пушками. Самым перспективным — перехватчик XF-89 «Скорпион» фирмы «Нортроп», впервые поднявшийся в воздух в августе 1948 года. Именно его и выбрали ВВС. Ну а «Скайнайт» Хайнемана проиграл обоим соперникам. Его максимальная скорость была меньше, чем у «Блэк Хока» (на 120 км/ч) и «Скорпиона» (на 160 км/ч). Скороподъемность «Скайнайта» едва доходила до аналогичных показателей пассажирских самолетов и равнялась всего 9 м/с, с набором высоты 11 000 м она падала до 2,75 м/с. Такие «достижения» повергли представителей заказчика в глубокое уныние. Единственное, что выделяло «Скайнайт», — его прекрасная управляемость. Пилотирование самолета оказалось легкодоступным летчику с любым уровнем подготовки, для самостоятельного вылета достаточно было совершить 1—2 полета с инструктором. И еще, во время стрельбы по буксируемым мишеням «Скайнайт» оказался настоящей снайперской «винтовкой», здесь ему не было равных.

Успокаивая заказчиков, Хайнеман пообещал улучшить технические характеристики истребителя, и фирма «Дуглас» получила скромный заказ на 30 самолетов.

На флоте «Скайнайту» присвоили обозначение F3D-1. Рассматривая варианты боевого использования перехватчика, моряки однозначно решили передать F3D в состав авиации морской пехоты. Возможности гидропневматической катапульты не позволяли использовать его с авианосцев. Полеты с палубы корабля F3D начали только в 1952 году.

Первый серийный самолет сошел с конвейера 13 февраля 1950 года. Хайнеман сдержал слово: на машину поставили новые мощные двигатели J34-WE-34 (максимальная тяга 1470 кгс). Но характеристики изменились незначительно: скороподъемность возросла на 1 м/с, скорость — на 50 км/ч, большое лобовое сопротивление не позволяло кардинально улучшить зти показатели.

Вся серия истребителей поступила на вооружение трех эскадрилий: VC-3 и VC-4 из состава авиации флота и VMF (N)-542 из состава авиации морской пехоты. Две первые занимались чисто исследовательскими вопросами, а третья была боевой эскадрильей и находилась в этот момент в Корее. Для получения новой техники ее вернули в США, и до начала 1952 года личный состав VMF (N)-542 переучивался на новый самолет, базируясь на базе Эль Того в Калифорнии.

Одновременно с началом серийного производства F3D-1 фирма «Дуглас» готовила к выпуску его модификацию — F3D-2. Она проектировалась под двигатели J46-WE-3 (максимальная тяга 2180 кгс) от истребителя «Катлесс», но задержки с поставками заставили начать производство с двигателями J34-WE-36 (максимальная тяга 1540 кгс).

Первый F3D-2 поднялся в воздух 13 февраля 1951 года. Важная деталь этой модификации — система автоматического управления полетом G-3 фирмы «Дженерап Электрик», позволявшая летчику в любых погодных условиях полностью бросать управление. Всего было построено 237 самолетов; серийное производство F3D-2 прекратили в марте 1952 года.

Специально для Корейской войны фирма выпустила модификацию F3D-2N с более мощной РЛС — AN/APG-36. В конце 1951 года эти самолеты поступили в эскадрильи VMF (N)-513 и VMF (N)-542.

Первым боевым заданием VMF (N)-513 стало сопровождение тяжелых бомбардировщиков В-29. Ранним утром 3 ноября 1952 года летчик майор Страттон и оператор РЛС сержант Хоглинг обнаружили самолет противника. Сблизившись с ним до установления визуального контакта и опознав в нем истребитель противника, Страттон открыл огонь. Истребитель загорелся и упал. Эта была первая победа «скайнайтов» в корейском небе.

Пока в Корее «скайнайты» занимались обычной боевой работой, в США шли интенсивные испытания самолета. В конце февраля 1952 года F3D-1 и F3D-2 приступили к полетам с палубы авианосца «Мидуэй». В июне эта пара летала уже с авианосца «Рузвельт», доказав скептикам возможность базирования F3D на современных авианосцах.

В январе 1947 года специально для перехватчика «Скайнайт» фирма «Сперри» начала проектировать управляемую ракету «Спарроу» класса «воздух — воздух», которая должна была компенсировать неповоротливость F3D. За шесть лет на исследования, разработку и испытания фирмой было истрачено около 30 млн. долларов. Чтобы ускорить проектирование ракеты и обеспечить ее массовое серийное производство, фирма «Дуглас» взялась за изготовление корпусов ракет.

Испытания начались в 1951 году запусками ракет с земли. После производства 150 экземпляров «Спарроу» один самолет F3D-1 оснастили четырьмя подкрыльевыми пилонами, и начались испытания этого оружия в воздухе. Сначала сбрасывали макеты, затем приступили к перехватам радиоуправляемых мишеней. Испытания прошли успешно, ракету запустили в серийное производство. Фирма «Дуглас» модернизировала 28 самолетов F3D-1 и F3D-2 в ракетоносцы F3D-1М и F3D-2M.

В середине 50-х на смену «скайнайтам» пришли более современные самолеты. Устаревающие машины перевели в учебные подразделения. 35 самолетов модернизировали в постановщиков радиоэлектронных помех — F3D-2Q. На нескольких установили РЛС AN/APQ-72 и долгое время использовали для обучения экипажей истребителей F-4 «Фантом». В 1962 году все имеющиеся на флоте самолеты «Скайнайт» получили новые обозначения.

СТАРОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

F3D-1

F3D-1M

F3D-2

F3D-2M

F3D-2Q

F3D-21

НОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

F-10A

MF-10A

F-10B

MF-10B

EF-10B

TF-10B

 Начало 60-х годов застало теперь уже F-10 на учебных и испытательных аэродромах. На двух TF-10B проходили испытания противорадиолокационные ракеты «Шрайк», а все самолеты РЭБ EF-10В готовились к переброске во Вьетнам, где их ждала очередная война. Боевые вылеты начались в 1965 году из Японии с базы Ивакуни. «Скайнайты» входили в состав 1 -го авиационного крыла морской пехоты, в группу MAG-11. После того как EF-10B сменили более совершенные ЕА-6А, все «скайнайты» были сняты с вооружения. Фирма «Дуглас» предлагала заменить их на F3D-3 со стреловидным крылом и новыми двигателями J46-WE-3, но это предложение не нашло поддержки — «Скайнайт» ушел со сцены навсегда.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Всепогодный ночной истребитель-перехватчик «Скайнайт» представляет собой среднеплан с прямым крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж полумонокок цилиндрического сечения заполнен топливными баками и радиоэлектронным оборудованием. В носовой части установлена РЛС и четыре пушки. За отсеком приборного оборудования находится герметичная кабина экипажа. Вход в кабину — через люк в верхней части переплетного фонаря. Для удобства посадки летчиков на бортах фюзеляжа сделаны ступеньки.

Все приборы и панели в кабине освещаются рассеянным красным светом. За кабиной экипажа находятся топливные баки. Для увеличения дальности полета на подкрыльевые пилоны могут подвешиваться дополнительные топливные баки. В хвостовой части имеются тормозные щитки, которые применяются для ... ограничения скорости пикирования и тактического торможения. Привод управления щитками гидравлический.

Крыло прямое с профилем NACA 64-010 в корневой части и NACA 1412-64 на концах, устанавливалось с углом поперечного «V» в 3°. Механизация крыла включала закрылки и элероны. На модификации F3D-2 для повышения маневренности были установлены спойлеры.

Шасси самолета трехстоечное, с носовым колесом. Все стойки имели по одному колесу. Основные стойки убирались в крыло. В хвостовой части располагалась дополнительная опора. Механизм уборки шасси гидравлический.

Система управления бустерная, проводка управления жесткая. На всех самолетах устанавливалась аналоговая САУ G-3. С 1957 года истребители «Скайнайт» оборудовались системой автоматической посадки на авианосец, которая позволяла выполнять посадку без участия летчика в простых метеоусловиях днем и ночью. На практике летчики предпочитали сажать самолет вручную, не доверяя электронике.

Силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей J34-WE-36 в гондолах по бортам фюзеляжа. Запас топлива в фюзеляже —4163 л, в подвесных топливных баках —1136 л.

Вооружение самолета — четыре 20-мм пушки М-12 с боезапасом 120 снарядов на ствол. На F3D-1M и F3D-2M подвешивались четыре управляемые ракеты «Спарроу-1». Единственный в своем роде атомный бомбардировщик F3D-2B мог нести две 900-кг бомбы.

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»
в начало статьи
  • Назад
  • Вперед

Смотрите также

  • Sea King - винтокрылый король морей
  • Палубный истреитель Grumman F-14 Tomcat
  • Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-1B Tracer
  • Противолодочный самолёт Grumman S2 Tracker палубной авиации США
  • Штурмовик A2D Skyshark
  • Палубный истребитель Skyray
  • Палубный бомбардировщик A-3D Skywarrior
  • Палубный штурмовик A-7E Корсар
  • Демон вторжения. Американский палубный истребитель F-3 Demon
  • Английские "Фантомы" (Модификации Phantom FG.1/2 и FGR.1/2)
  • Револьвер Хейнеманна (палубный штурмовик A-4 Skyhawk)
  • Первенец четвёртого поколения (F-15 Eagle)
  • Многоликий Хорнет
  • Не оправдавший надежд (Торпедоносец-бомбардировщик TBD-1 Devastator )
  • История одного призрака (Истребитель F-4 Phantom-2)

Случайные статьи

Не оправдавший надежд (Торпедоносец-бомбардировщик TBD-1 Devastator )

Торпедоносец-бомбардировщик TBD-1 Devastator

Тяжёлый монитор "Хасан"

Тяжёлый монитор "Хасан"

И-180: воссоздание облика

И-180

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»

Четверть века в строю (штурмовик А-26 Invader)

штурмовик А-26 Invader

В тени Си Кинга (палубный вертолёт Kaman Sea Sprite)

Sea Sprite

Как падают звёзды (истребитель F-80 Shooting Star)

истребитель F-80 Shooting Star

Тяжелый самоходный миномёт 2С4 Тюльпан

Тяжелый самоходный миномёт 2С4 Тюльпан

Ракетный БИ

Ракетный истребитель БИ

Вся правда о невидимке (стратегический бомбардировщик Boeing B-2B)

Бомбардировщки B-2

Её называли Артштурм (немецкое штурмовое орудие StuG III)

немецкое штурмовое орудие StuG III

Всплыть в заданном квадртате (американская АПЛ "Джордж Вашингтон")

американская АПЛ "Джордж Вашингтон"

Летающая батарея МиГ-9

Советский реактивный истребитель МиГ-9

Первые реактивные Яки (реактивные истребители Як-15, Як-17, Як-21)

реактивный истребитель Як-15

Истребитель "Моран-Сольнье"

Истребитель "Моран-Сольнье"
  • Статьи |
  • Боевая авиация |
  • Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика